Проблемы отходов, их утилизация в мире, Калининградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня разговоры на тему экологии очень популярны, хотя для многих носят абстрактный характер. Сама экология как наука изучает жизнь различных организмов – животных, растений и человека – в их естественной среде, и их взаимодействие между собой.
Все мы, будь то растение, насекомое, животное или человек, в процессе совместной жизни влияем друг на друга и на окружающую среду в целом. Но если продуктом жизнедеятельности большинства растений является кислород, а пчелы вырабатывают мед, то человек после своей бурной жизнедеятельности оставляет немало веществ, которым еще не нашел применения, следовательно, они подлежат уничтожению. Так проблема борьбы с мусором, тянущаяся с древних времен, не решена полностью и по сей день.

Содержание

Введение 3
Глава 1. ТБО и проблема ТБО в современном мире.
1.1. История. Традиционные методы утилизации отходов. 4
1.2. Нормативно-правовая база обращения с отходами. 10
1.3. Вводные замечания 15
1.4. Проблема ТБО в России 22
Глава 2. Способы и проблемы утилизации ТБО. 25
Глава 3. Проблема ТБО и их утилизация в Калининградской области 32
Вывод 34
Приложение 35
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая(отредактированный вариант)экология.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

     Сбор, транспортировка и утилизация отходов  стоит городам от 30 до 100 долларов за тонну. Поэтому утилизация твердых отходов - большая и постоянно растущая расходная статья городского бюджета. "Купил, потребил, выкинул» - такое мышление по отношению к товарам так сильно укоренилось в человеческом сознание, что даже переход от свалки к мусорным печам считается радикальным. Необходимость сокращения количества отходов, их переработка вынуждает искать не только новые подходы, но и вовлекать все большее количество средств, что далеко не так просто, особенно в нашей стране. Но, несмотря на все препятствия, все большее количество городов активно внедряют в свои планы борьбы с отходами их переработку. Эти города не тратят свои деньги на захоронение, а, наоборот, зарабатывают их через продажу вторматериалов. Эти программы вырастают за пределы городов в виде заработанных денег, произведенной энергии, материальных ценностей и сохраненной нетронутой окружающей среды. 
 
 
 
 
 
 

1.2.Нормативно-правовая база обращения с отходами. 

     Во  всем мире одной из наиболее актуальных является проблема рационального обращения с отходами. Бесконтрольное обращение с отходами приводит к серьезным экологическим последствиям, в связи с чем во всех развитых странах принимаются специальные законодательные акты, регулирующие комплексное управление отходами (сбор, транспортировка, сортировка, обезвреживание, переработка, утилизация, ликвидация, захоронение, требования к местам складирования, правила маркировки и хранения), представляющими опасность для здоровья человека и окружающей среды, от которой зависит жизнь на Земле.

     Нормативно-правовая база охраны окружающей среды определяется Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными актами, постановлениями  правительства, указами президента, санитарными, строительными нормами  и правилами.1

     Все граждане РФ имеют конституционное право на благоприятную ОС. Охрана ОС и обеспечение экологической безопасности регламентируется федеральными законами РФ.

     Весьма  важно, что Закон запрещает ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ до уровня предельно допустимых нормативов. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды.

     Для обеспечения экологически безопасного  осуществления деятельности на территории РФ проводится экологическая сертификация – обязательная или добровольная (обязательность определяется порядком, установленным правительством РФ). 

     Федеральный закон «Об охране окружающей среды» 

     Определяет  правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, являющейся основой жизни на Земле.

     Этот  закон призван способствовать формированию и укреплению экологической безопасности и устойчивого развития на территории РФ, сохранению биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.

     В соответствии с Законом одним  из основных принципов охраны окружающей среды при осуществлении или планировании деятельности является научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства. Закон регламентирует обязательное проведение государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную или иную деятельность, которая может оказать  негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан. Речь, таким образом, идет о предотвращении экологически вредного воздействия на природную среду и здоровее человека хозяйственной деятельности. Проекты, по которым не имеются положительные заключения государственной экологической экспертизы, утверждению не подлежат. Экологический контроль за объектами хозяйственной деятельности осуществляют органы государственной власти РФ или субъектов РФ. При этом население должно быть обеспечено достоверной информацией о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране и о фактах хозяйственной деятельности, создающей угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

     Одним из методов экономического регулирования  в области охраны окружающей среды, предусмотренных законом, является плата за негативное воздействие  на окружающую среду. К видам негативного  воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и на водосборные площади;

     Размещение  отходов производства и потребления  и некоторые другие. 

     Федеральный закон « Об отходах  производства и потребления» 

     Определяет  государственную политику в области  обращения с отходами производства и потребления и призван содействовать  предотвращению отрицательного воздействия  отходов производства и потребления  на ОС и здоровье человека при обращении с ними, а также максимальному вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья.

     В соответствии с Законом основными  принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

  • Приоритет охраны ОС;
  • Научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества;
  • Создание и внедрение малоотходных технологических процессов;
  • Комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов на основе замкнутых технологических циклов;
  • Использование механизмов экономического стимулирования для вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
  • Государственный надзор и контроль за соблюдением установленных санитарных правил, гигиенических нормативов и норма экологической безопасности при обращении с отходами;
  • Защита национальных интересов и участие в международном сотрудничестве в области обращения с отходами.

     При обращении с отходами, в соответствии с Законом регламентируются требования при проектировании, строительстве  и реконструкции объектов хозяйственной  деятельности, при эксплуатации производств, при размещении отходов, при очистке населенных пунктов от ТБО. Особые требования регламентируют обращение с опасными отходами (содержащими в своем составе вещества, для которых характерно одно из опасных свойств – токсичность, инфекционность,  взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность).

     Из  зарубежных стран ведущими в области  природоохранной деятельности являются страны ЕС, Япония, США и некоторые  другие. 

     Федеральный закон  «Об экологической  экспертизе» 

     Регламентирует  отношения в области экологической  экспертизы и направлен на решение  вопросов охраны ОС посредством предупреждения негативного воздействия на нее  хозяйственной деятельности.

Экологическая экспертиза устанавливает:

  • Соответствие намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям;
  • Допустимость реализации объекта экологической экспертизы (на основе оценки последствий реализации объекта с точки зрения воздействия на ОС).

Основными объектами экологической экспертизы являются:

  • Проекты правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям  на ОПС;
  • Проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на ОПС;
  • Технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения объектов хозяйственной деятельности (в том числе проекты международных договоров, проекты технической документации на новую технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги).

     В России различают два вида экологической  экспертизы: государственную экологическую  экспертизу; общественную экологическую  экспертизу.

     Государственную экологическую экспертизу организуют и проводят на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

     Заключением государственной экологической  экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией и содержащей обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую среду  соответствующей деятельности и возможности реализации объекта.

     За  качество экспертизы отвечают эксперты; эксперты независимы при осуществлении  ими своих полномочий и обязаны  учитывать передовые достижения отечественной и зарубежной науки  и техники при анализе экспертируемых материалов.

     Государственная экологическая экспертиза обязательно  проводится до принятия решений о  реализации объекта экологической  экспертизы.

     Общественная  экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан  и общественных организаций до государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Она может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы (заявление о проведении общественной экологической экспертизы должно пройти государственную регистрацию в органах местного самоуправления). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3.Вводные замечания 

     Речь  в этой главе пойдет о твердых бытовых отходах (ТБО) или "твердых муниципальных отходах", как их принято называть на Западе. Исторически "муниципальными отходами" называли отходы, захоронением которых занимались городские власти. Однако в настоящее время в развитых странах значительное количество бытовых отходов собирается и перерабатывается не городскими коммунальными службами, а частными предприятиями, которые также имеют дело с промышленными отходами. По мере роста количества и разнообразия отходов, усложнения отношений, связанных с их утилизацией, были выработаны различные классификации и определения типов отходов. Некоторые из них были положены в основу национальных законов, регламентирующих порядок обращения с различными типами отходов.

     Отходы  можно классифицировать как по происхождению: бытовые, промышленные, сельскохозяйственные и т.д., так и по свойствам. Самое  известное разделение по свойствам, принятое в законодательствах большинства стран - это деление на "опасные" (т.е. токсичные, едкие, воспламеняющиеся и проч.) и "неопасные" отходы.

     Муниципальные отходы, о которых пойдет речь, имеют  различное происхождение (именно поэтому  термин "муниципальные отходы" предпочтительнее термина "бытовые отходы": первый, кроме отходов, производимых населением, включает также отходы, производимые ресторанами, торговыми предприятиями, учреждениями, муниципальными службами) и различные свойства: часть муниципальных отходов, например, относится к опасным, - однако их объединяет то, что ответственность за их утилизацию ложится на городские власти. Приведем характеристику основных типов бытового мусора.

Пищевые отходы

     Ущерб природе: практически не наносят. Используются для питания различными организмами.

     Вред  человеку: гниющие пищевые отходы – рассадник микробов.

     Пути  разложения: используются в пищу разными  микроорганизмами.

     Конечный  продукт разложения: тела организмов, углекислый газ и вода.

     Время разложения: 1 – 2 недели.

     Способ  вторичного использования: компостирование.

     Наименее  опасный способ обезвреживания: компостирование.

     Категорически запрещается бросать в огонь, так как могут образоваться диоксиды.

     Макулатура

     Материал: бумага, иногда пропитанная воском и покрытая различными красками.

     Ущерб природе: собственно бумага ущерба не наносит. Однако краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые газы.

     Вред  человеку: краска может выделять при  разложении ядовитые вещества.

     Пути  разложения: используются в пищу разными  микроорганизмами.

     Конечный продукт разложения: перегной, тела различных организмов, углекислый газ и вода.

     Время разложения: 2 – 3 года.

     Способ  вторичного использования: переработка  на обёрточную бумагу.

     Наименее  опасный способ обезвреживания: компостирование.

Информация о работе Проблемы отходов, их утилизация в мире, Калининградской области