Проблемы твердых бытовых отходов муниципального образования Тюнгюлюнского наслега Мегино-кангаласского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:19, дипломная работа

Краткое описание

Обращение с ТБО остается важной геоэкологической проблемой в мире и в РФ, в том числе на территории Республики Саха (Якутия) в связи с их комплексным влиянием на окружающую среду и экологическую безопасность. Постоянный рост количества образующихся отходов ТБО приводит к захламлению территории, увеличению изымаемых ценных в хозяйственном отношении земель под полигоны захоронения ТБО.

Содержание

Глава 1. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОБРАЩЕНИИ ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ.
1.1. Проблема при обращении с отходами производства и потребления в России
1.2. Обращение с отходами производства и потребления в Якутии
1.3. Законодательство в сфере обращения с отходами
1.4. Нормативно правовые документы в регулировании отходов
1.5. Классификация и виды отходов производства и потребления
Глава 2. Физико-Географическая характеристика района исследований
2.1. Рельеф
2.2. Климат
2.3. Флора и Фауна
Глава 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЮНГЮЛЮНСКОГО НАСЛЕГА
3.1. Население
3.1.1. Образовательные школы
3.1.2. Детские дошкольные учреждения
3.1.3. Детские музыкальные школы
3.1.4. Учреждения культуры
3.1.5. Спортивные залы
3.1.6. Профтехучилища
3.1.7. Наличие техники
3.1.8. Данные о транспортной доступности населенного пункта
3.1.9. Дороги
3.2. Нефтебазы
3.2.1. Торговля и общественное питание
3.2.2. Показатели промышленности
3.2.3. Земельный баланс
3.2.4. Основные показатели сельского хозяйства
3.2.5. Связь
Глава 4. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
4.1. Объекты исследований
4.1.1. Объекты расположения
4.1.2. Основные участки полигонов и несанкцианированных свалок
4.2. Методы исследования
4.2.1. Методика расчета загрязняющих веществ (математические методы расчета) (составление карты района исследований) (фотографирование объектов исследований)
4.2.2. Какие есть другие методы исследования? (по экологии)
4.2.3. Методы инспекторских и экспертных оценок
Глава 5. АНАЛИЗ ОБЪЕМОВ ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ И ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНЫЕ СИСТЕМЫ
5.1. Объемы образования твердых бытовых отходов
5.2. Влияние твердых бытовых отходов на окружающую среду
5.2.1. Загрязнение атмосфеного воздуха
5.2.2. Оценка воздействия на поверхностные воды
5.2.3. Влияние твердых бытовых отходов на почвенные системы
Токсичные элементы в подвижных фракциях почвенного субстрата
Глава 6. ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ И ИХ УТИЛИЗАЦИЯ
6.1. Сбор, временное хранение транспортирование твердых бытовых отходов
6.2. Проблема утилизации отходов
6.3. Переработка отходов
6.4. Сжигание твердых бытовых отходов – диоксиновая опасность
6.5. Компостирование твердых бытовых отходов
6.6. Складирование и процесс депонирования отходов
Энергоемкость отходов и ее использование
Глава 7. ПРИРОДОХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
7.1. Природохранные мерроприятия
7.2. Задачи и функции эколога
7.3. Введение новой технологии

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом БГФ ПП.doc

— 498.50 Кб (Скачать файл)

Основное внимание в экологическом законодательстве и праве уделяется опасным  отходам, некорректное обращение с  которыми имеет (или может иметь) наибольшие отрицательные последствия для природы. При этом различия правовом регулировании межу обычными и опасными отходами могут быть существенны и осуществляться на разных уровнях власти. Например, отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. При этом не допускается установления правил субъектами Российской Федерации в данной области в связи с их особой опасностью не только для населения, но и, возможно, для государства в целом. [3]

1.4. Нормативно  правовые документы в регулировании  отходов

 

Отходы –  это непригодные для производства определенной продукции виды сырья, его неупотребимые остатки или возникающие в ходе технологических процессов вещества и энергия, не подвергающиеся утилизации. Базельская конвенция1 устанавливает, что «отходы» представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.

Важным нормативно-правовым актом является Федеральный закон  от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 22 августа 2004 г.)2.

Отходы производства и потребления (далее – отходы) – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Опасные отходы – отходы, которые содержат вредные  вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью), или содержат возбудителей инфекционных болезней, или могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно либо при вступлении в контакт с другими веществами.

Основная часть  отходов образуется на предприятиях горнодобывающего комплекса, включающего  в себя топливно-энергетическую отрасль, черную и цветную металлургию, химическое производство и стройиндустрию. Отходы разработки месторождений полезных ископаемых занимают более 90% в общем объеме образования отходов.

Особую группу образуют крупнотоннажные отходы производственного и бытового потребления: макулатура, изношенные шины, полимерные отходы, ртутьсодержащие приборы, элементы питания, твердые бытовые отходы и проч.

Наибольшую  экологическую опасность при  хранении из-за возможности самовозгорания представляют так называемые органоминеральные отходы с содержанием углерода (органического). К ним относится значительное количество вскрышных и шахтных пород и все отходы углевозгорания. Эти отходы используются при производстве строительных материалов (кирпича, цемента и пр.) и в других отраслях промышленности. Но объем их использования невелик6 около 40% отходов угледобычи используется при закладке угольных шахт и карьеров.

Большую экологическую  опасность представляют накопленные  в огромном количестве шламы глиноземного производства предприятий алюминиевой промышленности. Хранилища бокситовых и нефелиновых шламов занимают около 1 млн. га земли, при этом происходит интенсивное загрязнение грунтовых вод.

К особой группе экологически опасных крупнотоннажных  отходов следует отнести содержащие мышьяк отходы, которых на территории России накоплено около 2 млн. т. Всего на предприятиях цветной металлургии образуется более 50 млн. т токсичных отходов.

Остро стоит  в стране проблема с ртутьсодержащими отходами, образующимися в сфере производства и потребления (отработанные люминесцентные лампы, ртутьсодержащие приборы и т.д.). К наиболее токсичным и объемным отходам на предприятиях машиностроительного комплекса относятся отходы гальванического производства – тяжелые и цветные металлы (цинк, никель, хром, кадмий, олово и пр.).

В процессе заготовки  и переработки древесины образуется около 60 млн. куб. м древесных отходов, 9 млн. куб. м отходов лесозаготовок и около 50 млн. куб. м отходов лесопиления и деревообработки. Из всего объема древесных отходов в России используется около 30%.

Проблема твердых  бытовых отходов (ТБО), образующихся в городах, является одной из наиболее важных и сложных. Ее значение заключается  в многообразии и всевозрастающем  влиянии ТБО на санитарно-гигиеническое состояние городов и других населенных пунктов, их эстетическом облике, а также в серьезных социально-экономических и экологических последствиях, связанных с выбором средств и методов ее разрешения3. Еще одну серьезную проблему представляет стремление многочисленных зарубежных фирм превратить Россию в промышленную зону грязных технологий, в полигон для испытаний сомнительной биотехнической продукции, в мировую свалку бытовых и технических отходов.

Выход из создавшееся  ситуации должен заключаться в том, чтобы организовать сортировку отходов и их вторичное использование. В настоящее время это является высокоприоритетными экологическими, социально-эпидемиологическими и социально-экономическими проблемами, решать которые надо незамедлительно.

Это объясняется, во-первых, резким увеличением и прогрессирующим ростом количества произведенных отходов. При таком масштабе традиционные способы размещения отходов на свалках недопустимы как с точки зрения охраны окружающей среды, так и санитарно-эпидемиологической и экономической точек зрения. Во-вторых, растущие повседневные потребности в услугах связаны с постоянным расширением экологически опасных видов производства в различных отраслях, прежде всего в бумажно-целлюлозной, химической, нефтехимической, горнодобывающей, рудной, в металлоперерабатывающей промышленности, и стремительным ростом бытовых отходов, что особенно заметно в последнее десятилетие, и характеризуют процесс усложнения состава твердых бытовых отходов, увеличение содержания в них бумаги, пластмасс и полимеров, черных и цветных металлов и редких элементов электронных и бытовых приборов.

Вышеупомянутые  тенденции привели к формулированию четкой политики в области охраны окружающей среды от отходов в  индустриально развитых странах, что  и приводило к изъятию земель сельскохозяйственного назначения для этих целей. Например, в качестве альтернативы хранения и сжигания твердых бытовых отходов была выдвинута новая концепция: твердые бытовые отходы должны использоваться, а не уничтожаться. К вопросу твердых бытовых отходов нельзя подходить как к борьбе с мусором, направленной на избавление от него любой ценой, вывозом его на свалки или скорейшим сжиганием. Это неразумно с точки зрения гигиены и экологической опасности данного вида отходов, содержащих большое количество токсичных компонентов, которые должны быть отделены на ранних стадиях сбора мусора. Кроме того, твердые бытовые отходы являются комплексным сырьем с большим количеством ценных компонентов.

Что касается вопроса  промышленных отходов, он должен быть решен скорее через металлоотходное производство или вторичную переработку, чем через размещение на полигонах (принимая во внимание устойчивую угрозу загрязнения окружающей среды, возникающую вследствие подземного размещения токсичных отходов).

Сегодня недопустимо производить, размещать и перерабатывать отходы без надлежащего контроля, эти вопросы должны быть введены в государственную и региональную экономическую политику.[4]

 

 

 

1.5.  Понятие отхода, виды отходов, классификация

До 2000 года в  России действовала Федеральной целевой программы "Отходы". Целями и задачами программы являлись концентрация финансовых, материально-технических и других ресурсов, интеграция производственного и научного потенциала для решения проблемы обращения с отходами; создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления; экономия природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот; организация и обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов; создание системы управления обращением с отходами, построенной на основе организационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических, информационных и контрольных регуляторов; реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего их тиражирования в целях решения проблемы накопленных в стране отходов. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1034 срок реализации настоящей программы продлен на 2001 год. В настоящее время эта программа уже не действует. До 2002 года действовала также целевая программа "Переработка и утилизация металлических радиоактивных отходов". С наступлением 2003 года действие этой программы также закончилось.

Согласно статье 1 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах  производства и потребления" (с изменениями от 29 декабря 2000 г.), отходы производства и потребления -это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В этом же законе, в той  же статье 1, дается определение и опасных отходов - это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Согласно постановлению  СанПина отходы по степени воздействия  на человека и окружающую среду распределяются на четыре класса опасности:

1 класс - чрезвычайно опасные,

2 класс - высоко опасные,

3 класс - умеренно опасные,

4 класс - мало опасные.

При этом, определение класса опасности отхода осуществляется в  соответствии с правилами аккредитованными для данного вида работ организациями. Класс опасности отхода может быть определен расчетным или (и) экспериментальным методом.

Расчетный метод  применяется, если известен качественный и количественный состав отхода и  в литературных источниках имеются необходимые сведения для определения показателей опасности компонентов отхода. В противном случае определение класса опасности проводится экспериментально. Отнесение отхода к 4 классу опасности (мало опасные) может быть сделано только на основании результатов экспериментального метода. Состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций. Относительное содержание каждого компонента в общей массе отхода Ci (в %) должно представлять собой верхнюю границу содержания данного компонента в общей массе отхода, т.е. соответствовать термину "не более". Сумма величин Ci для всех компонентов, из которых состоит отход, должна быть близка к 100%, но не менее 95%. Ответственным за достоверность сведений о составе отхода является его производитель (собственник). Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались. При складировании отходов на полигонах (накопителях) предприятия отбор проб для определения класса опасности производится один раз в 3 года при условии неизменности технологического процесса и используемого сырья.[3]

 

 

 

ГЛАВА 2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

РАЙОНА  ИСЛЛЕДОВАНИЙ

 Мегино-Кангаласский улус Республики Саха (Якутия) образован 10 февраля 1930 года. Территория района составляет 11.7 тыс.кв.км. Численность населения - 31.0 тысяч человек по состоянию на 2010г. Плотность населения — 2,74 чел./км². По данным переписи 2002 года якуты составляют 91 % населения, русские — 6,4 %, украинцы — 0,4 %, эвены — 0,3 %, другие — 1,5 %.

Районный центр  – Поселок городского типа Нижний Бестях с населением более 3,5 тыс. человек.

 В состав  улуса входит 31 муниципальное образование:

городское поселение  «Нижний Бестях»

 сельское  поселение «Майя»

 сельское  поселение «Алтанский наслег»

 сельское  поселение «Арангасский наслег»

 сельское  поселение «Батаринский наслег»

 сельское  поселение «Бедиминский наслег»

 сельское  поселение «Бютейдяхский наслег»

 сельское  поселение «Догдогинский наслег»

 сельское  поселение «Дойдунский наслег»

 сельское  поселение «Доллунский наслег»

 сельское  поселение «Жабыльский наслег»

 сельское  поселение «Жанхадинский наслег»

 сельское  поселение «Мегинский наслег»

 сельское  поселение «Мегюренский наслег»

 сельское  поселение «Мелдехсинский наслег»

 сельское  поселение «Морукский наслег»

 сельское  поселение «Нахаринский 1-й наслег»

 сельское  поселение «Нахаринский 2-й наслег»

 сельское  поселение «Нерюктяйинский наслег»

 сельское  поселение «Рассолодинский наслег»

 сельское поселение «Тарагайский наслег»

 сельское  поселение «Томторский наслег»

 сельское  поселение «Тыллыминский 1-й наслег»

 сельское  поселение «Тыллыминский 2-й наслег»

 сельское  поселение «Тюнгюлюнский наслег»

 сельское  поселение «Хаптагайский наслег»

 сельское поселение «Харанский наслег»

 сельское  поселение «Ходоринский наслег»

 сельское  поселение «Холгуминский наслег»

 сельское  поселение «Хомустаах»

 сельское  поселение «Хоробутский наслег»

 сельское  поселение «Чыамайыкинский наслег»

Информация о работе Проблемы твердых бытовых отходов муниципального образования Тюнгюлюнского наслега Мегино-кангаласского района