Психология толпы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:55, доклад

Краткое описание

Попытаемся в пределах данного реферата раскрыть понятие толпы, и охарактеризовать её основное поведение в разных условиях, опасность, которую она может причинить и методы защиты от нее на основе современных и исторических трудов по психологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
1. Основные этапы формирования толпы……………………...
2. Общая классификация и типы толпы………………………..
3. Основные характеристики толпы…………………………….
4. Внешние (структурные) особенности толпы………………...
5. Лидеры толпы…………………………………………………...
6. Опасность толпы и меры безопасности………………………
Заключение………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 58.64 Кб (Скачать файл)

Однако, поскольку в толпе  господствует бессознательное, она  по природе консервативна, ведь бессознательное выражает "наследственные потребности расы". Перемены, производимые толпой, эфемерны, связаны, скорее, с переименованиями, в действительности же толпа испытывает священный ужас к перемене традиций. Поэтому, техническое развитие в условиях полновластия толпы невозможно. Но анархия скоро утомляет массы, и толпа начинает инстинктивно стремиться к рабству.

Нравственная  спонтанность. Толпа безответственна и ветрена, поэтому если с нравственностью связывать постоянное следование соответствующим нормам, то толпу, скорее, надо назвать морально индифферентной - она способна и на высокий героизм, и на низкое злодейство. Но если последняя характеристика толпы отмечалась и до Лебона (например, Г. Тардом), то его заслугой можно считать подчеркивание способностей толпы к нравственным порывам. "Только толпа способна к проявлению величайшего бескорыстия и величайшей преданности. Как много раз толпа героически умирала за какое-нибудь верование, слова или идеи, которые она сама едва понимала". Лебон приводит немало примеров героизма толпы. Например, толпа, завладевшая дворцом в Тюильри во время революции 1848 г. не взяла ничего из ценных вещей, хотя многим восставшим нечего было есть. А найденные на убитых драгоценности приносились в комитеты, хотя легко было бы утаить награбленное. Возможно если бы не героизм толпы, то, возможно, цивилизация и не возникла бы на нашей планете.

Образность и  алогичность "мышления". Идеи становятся доступными толпе только в том случае, если они представлены в форме ярких образов, т.е. толпа оперирует не с идеями, но с идеями-образами, поэтому чтобы какая-нибудь сложная идея достигла толпы, ее необходима существенно видоизменить. Толпе не свойственна формальная логика, поэтому в ней могут уживаться самые противоречивые представления. Кроме того, ей неочевидны любые доказательства, вместо них применяются ассоциации, причем зачастую ассоциации поверхностные, ассоциации разнородного. Для толпы характерна логическая ошибка "поспешного обобщения". Речи, произносимые перед толпой, совершенно нечитабельны, нелогичны, но именно такие речи и действуют на нее.

Образы, вызванные в "душе толпы", по своей значимости равны  для нее реальным событиям. Уже  упоминалось в курсовой работе, что  невероятного для толпы не существует, а именно невероятное и поражает более всего. Театральные зрелища всегда имеют огромное влияние на толпу и зачастую она престает различать грань между происходящим на сцене и в реальности. Политики, зная легковерие и склонность к воображению толпы, часто пользовались этим свойством массовой психологии для укрепления собственной власти. Приведём пример. Вот отрывок из речи Наполеона в государственном совете: "Представившись католиком, я мог окончить войну; представившись мусульманином, я укрепился в Египте; а представившись иезуитом, я привлек на свою сторону итальянских патеров. Если бы мне нужно было управлять еврейским народом, то я восстановил бы храм Соломона".

Образы, чтобы оказать  влияние на толпу, должны быть исключительно  яркими, поэтому множество мелких, хотя и многочисленных преступлений не действует на толпу, чем какое-нибудь одно, но крупное. В 1894 году согласно статистике, погибло 850 парусных и 203 паровых корабля, гибель «Титаника» - трансатлантического парохода произвела впечатление на толпу куда большую. Следовательно, "не факты сами по себе поражают народное воображение, а то, каким образом они распределяются и представляются в толпе".

Религиозность. Толпа нуждается в религии. Вот формы в которые отливаются убеждения толпы. Его характеристики следующие: обожание, боязнь, подчинение в отношении верховного существа, непоколебимая уверенность в его идеях и желание эти идеи распространять, ненависть и нетерпимость к его врагам. Неважно, относится ли это чувство к Богу и политической идее - сами эти черты позволяют характеризовать чувства толпы как религиозные.7 Наполеону поклонялись с такой истовостью, которая никогда не проявлялась в отношении языческих богов. Аналогичными почестями пользовался и римский император, иначе нельзя было бы объяснить, как тридцать легионов могли держать в повиновении стомиллионный народ. Даже в самой маленькой деревушке императору воздвигались алтари. Сейчас алтарей не воздвигают, зато ставят статуи, которым поклоняются с не меньшим пылом. "Если бы было возможно заставить толпу усвоить атеизм, то он выразился бы в такой же пылкой нетерпимости, как и всякое религиозное чувство, и в своих внешних формах скоро превратился бы в настоящий культ" - пророчески писал французский исследователь, в качестве иллюстрации приводя сцены из произведений Достоевского. Следовательно, "для толпы надо быть богом или ничем".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Внешние (структурные) особенности толпы.

Форма и структура  толпы. Как показали наблюдения и снимки, сделанные с вертолетов, все толпы в начале их образования и в состоянии относительного покоя имеют тенденцию приобретать кольцеобразную форму (если этому не мешает рельеф местности, здания и т.п.). При этом характерно движение одних людей к центру толпы, а других наоборот к периферии. Этот процесс (перемешивающие движения), имеет двоякое значение: с одной стороны, оно рассматривается как средство распространения информации в толпе, с другой позволяет разделить людей по степени их активности. Наиболее активные и готовые принять участие в действиях толпы стремятся к ее центру; более пассивные тяготеют к периферии. Важно отметить, что состояние страха и неопределенности способствует тяготению людей в сторону центра толпы.

Границы толпы. Границы толпы обычно носят очень подвижный характер, в результате чего постоянно меняется положение людей зачастую помимо их воли и желания. Так, просто любопытный может неожиданно оказаться в центре толпы в результате присоединения к ней новой группы людей. Этот момент имеет важное значение при оценке состава толпы и степени активности ее различных участков.

Состав толпы. В каждом отдельном случае состав толпы зависит в основном от тех причин, по которым она возникла. Например от слухов в толпе. Слухи рассматриваются как характерный способ передачи и распространения информации в толпе и считаются одной из отличительных ее особенностей. В процессе пересказа (передачи) слухи упрощаются: становятся короче, более определенно выраженными, удобнее для восприятия. При этом они приобретают заостренный характер, т.е. содержат меньше деталей и сфокусированными.

 

 

 

5. Лидеры толпы.

Начнём с общей характеристики понятия лидер. Как известно без  вожака не может существовать ни стадо животных, ни человеческая толпа. Вожак сначала обычно сам бывает человеком, которого увлекла некоторая идея, который оказался ею загипнотизирован. Но степень этой загипнотизированности идеей у лидера отличается от веры в нее других индивидов в толпе. Помимо данной идеи, все остальное как бы перестает существовать для вожака, а всякое противоречащее мнение изначально кажется ему заблуждением. Вожаки вовсе не должны обладать особым интеллектом или проницательностью. Как раз, наоборот - для того, чтобы никогда не сомневаться, им надо быть весьма ограниченными, ибо интеллект заставляет раздумывать и колебаться. Вожаки же - люди действия, фанатики. "Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка". Преследования только подстегивают их деятельность, инстинкт к самосохранению атрофируется и часто они стремятся лишь к мученичеству. Но именно такие люди производят самое сильное внушающее действие на толпу. Ведь толпа безвольна, и инстинктивно тянется к человеку, наделенному сильной волей.

Конечно, толпу иногда увлекают и просто хитрые ораторы, действующие исключительно из своих личных интересов. Но их влияние не бывает прочным, долговременным, оно всегда эфемерно.

Роль вожаков заключается  в создании веры. Не важно какой - религиозной, социальной или политической, лишь бы это была вера. Поскольку народные массы за пределами своей специальности ни о чем не имеют ясных представлений, ими всегда управляли и будут управлять вожаки. Толпа желает повиноваться, и если исчезнет один лидер, она с радостью покорится другому, сильнейшему.

Классификация. Лидеров можно  подразделить на две категории. К  первой относятся энергичные, смелые, буйные вожаки, у которых воля, тем не менее, проявляется лишь в короткие промежутки времени. К другой, встречающейся гораздо реже разновидности, принадлежат лидеры, обладающие сильной и стойкой волей. К первым можно отнести Нея, Мюрата, Гарибальди, Ленин. Ко вторым принадлежат "истинные основатели религии и творцы великих дел: св. Павел, Магомет, Колумб.

Тактика лидеров и диалектика идей. Если необходимо заставить совершить топу некоторый моментальный акт - например, ограбить дворец или броситься на защиту баррикады, то самым лучшим в данной ситуации является личный пример. Если же толпу нужно убедить следовать каким-то идеям-верованиям, то здесь предлагается другой, но столь же универсальный рецепт – утверждение - повторение - взаимное внушение. Для того чтобы уверить в чем-то толпу, вовсе не надо приводить аргументов и доказательств, достаточно утверждения. Утверждение должно быть предельно кратким и безапелляционным, сводиться к лозунгу. Так поступают и религиозные деятели, и политики, и бизнесмены, рекламирующие свой товар. Но утверждение должно быть произнесено неоднократно, повторяться как можно чаще и желательно, в одних и тех же выражениях. Много раз повторенная мысль воспринимается толпой как доказанная. Она врезается в самые глубокие области "бессознательного". Через какое-то время мы забываем автора утверждения, повторенного множество раз и начинаем ему верить. Например, увидев по телевизору сто раз, что батончик "Марс" - лучший шоколад, нам уже начинает казаться, что мы слышали это с разных сторон, и мы убеждаемся в превосходных качествах, возможно, заурядного продукта. Если же мы читаем в газете, что один - превосходнейший человек, а другой - совершенный негодяй, то мы становимся в конце концов убеждены в этих "фактах" (конечно, если мы при этом не читаем другую газету, в которой сказано прямо противоположное).

После того, как повторение происходило достаточное количество раз (например, если богатое финансовое предприятие смогло купить себе поддержку общественного мнения), в дело вступает уже известный нам могущественный фактор - взаимное внушение. Ведь управляют толпой не при помощи аргументов, а используя образцы. Законодатели всевозможных мод не должны слишком отрываться от толпы, иначе массе подражать им станет невозможно. По этой-то причине люди, стоящие много выше своей эпохи, не имеют вообще на нее никакого влияния (Да Винчи, Пикассо). Они слишком отдалены от нее. Поэтому-то европейцы со всеми преимуществами свое цивилизации имеют столь незначительное влияние на народы Востока; они слишком отличаются от этих народов.

Любые мнения распространялись с помощью вышеуказанного механизма. Христианство, например (по Вольтеру), в течение 100 лет было достоянием лишь "самой презренной черни", Ренан же сравнивает основателей христианства с "рабочими социалистами, распространяющими свои идеи по кабакам".

Масса, тем не менее, не в  состоянии породить ни одну идею. Сначала  последняя зарождается в высших, культуросозидающих слоях, затем завладевает каким-нибудь вожаком, который ее извращает таким образом, что она становится доступной секте, создаваемой вожаком. Секта ее еще более извращает, затем внушает массе, продолжая видоизменять исходную идею все больше и больше. Наконец, идея делается народной истиной, и в таком виде оказывает обратное влияние на высшие слои. В конце концов, видим, что все-таки ум управляет миром. Философы, создавшие какие-нибудь идеи, уже давно умерли и превратились в прах, но благодаря описанному механизму, мысль их все-таки торжествует.

Обаяние - "таинственная сила", благодаря которой люди или идеи подчиняют себе мир. Часто обаяние слагается из восхищения и страха, однако умершие люди, которых уже боятся, также обладают обаянием - например, Александр Македонский, Гай Юлий Цезарь или Мартин Лютер Кинг. Но всегда обаяние связано с удивлением и почтением. Обаяние как и многое другое, можно связать с внушением.

Лебон различает два вида обаяния: приобретенное и личное. Первое связано с именем, богатством, репутацией и т.п., второе же принадлежит  отдельному индивиду. Приобретенное обаяние распространено весьма широко. Достаточно занимать определенное социальное положение, чтобы им обладать. Военный в форме или судья в мантии пользуются обаянием. Даже самый свирепый социалист, всегда несколько смущен при виде королевы Англии. Однако не только люди обладают приобретенным обаянием. Что сейчас представляет собой Парфенон, Египетские пирамиды? Развалины. Но они является в сопровождении самых блестящих воспоминаний о прошлом, созерцая их, нетрудно представить их в настоящем виде.

Личное обаяние элитарно, им обладают немногие. Это какое-то "магнетическое очарование", оно действует, несмотря на социальное неравенство. Великие вожаки толпы, такие, как Магомет, Жанна д'Арк, Наполеон, Ленин обладали именно личным обаянием и без него не могли бы сделаться знаменитыми. Зато неудача способна многих лишить обаяния и вчерашний герой будет забыт толпой тем сильнее, чем выше толпа его превозносила, толпа мстит за то, что она поклонялась. К примеру, если взять Ленина, до сих пор лежащего в мавзолее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Опасность толпы и меры безопасности

1.Толпа в замкнутом помещении. Давайте перейдем к конкретным примерам. Предположим, вы находитесь среди множества других людей на концерте или на ином массовом мероприятии пусть в достаточно большом, но все-таки замкнутом помещении. И вдруг раздался чей-то истошный крик: «Пожар!!!» Все дело здесь во внезапной смене всеобщего (в том числе и вашего) настроения. Ведь ты пришел сюда вместе со всеми для того, чтобы получить удовольствие от концерта любимого артиста или от просмотра фильма. И вдруг — «Пожар!!!». То есть позитивное настроение диаметрально меняется на негативное. Налицо сильнейший стресс.

И вот люди, собравшиеся  в замкнутом помещении, вдруг  начинают все

одновременно искать спасения, т. е. хотят из этого помещения  выбраться.

Разумеется, все происходит хаотично, ни о какой организации  не может

быть и речи. Так, к сожалению, бывает в подавляющем большинстве случаев.

Особенно активными становятся люди, находящиеся вдалеке от выходов. Они начинают изо всех сил напирать на тех, кто впереди, а в результате большинство «передних» оказываются прижатыми к стенам. Возникает давка, в результате которой в самом прямом смысле очень многие люди могут оказаться (и оказываются!) раздавленными между каменной стеной и стеной людских тел.

Информация о работе Психология толпы