Система дорожного водоотвода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 14:08, контрольная работа

Краткое описание

При насыщении земляного полотна водой, его прочность резко снижается.
Для предупреждения проникания воды в земляное полотно предусматривают сооружения, совокупность которых носит название системы дорожного водоотвода.
Конструктивные мероприятия и сооружения для отвода воды от автомобильной дороги

Вложенные файлы: 1 файл

билет 25.docx

— 27.39 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1

Система дорожного водоотвода.

При насыщении земляного полотна водой, его прочность резко снижается.

Для предупреждения проникания воды в земляное полотно предусматривают сооружения, совокупность которых носит название системы дорожного водоотвода.

Конструктивные мероприятия и сооружения для отвода воды от автомобильной дороги 

Капилляропрерывающие и дренирующие слои 

Прослойки из водонепроницаемых материалов (битума, грунта, обработанного битумом, полиэтиленовые плёнки) устраивают на всю ширину земляного полотна. При большой ширине земляного полотна, допускается устройство замкнутых дренирующих прослоек. 

Капилляропрерывающие прослойки устраивают толщиной не менее 10 – 15 см из крупнозернистого песка или гравия, обладающих малой высотой капиллярного поднятия, располагая их по всей ширине земляного полотна. Для предохранения от загрязнения, сверху и снизу прослойки укладывают слой мелкого гравия толщиной не менее 3 – 5 см.

Поверхностям покрытия автомобильной дороги, конструктивным слоям дорожной одежды и слоям грунтов в теле насыпи придают поперечный уклон, что способствует отводу воды и осушению грунтов земляного полотна и материалов дорожной одежды.

Дальнейший отвод воды в пониженные места рельефа осуществляется посредством водоотводных канав, кюветов и резервов.

Дренажные устройства 

Дренажи состоят из заложенных в грунт труб (закрытый дренаж) или заглублённых в водоносный слой грунта канав, заполненных крупным дренирующим материалом (открытый дренаж).

Закрытый дренаж (или дренажная прорезь) состоит из уложенной в грунте дрены – трубы (гончарной, керамиковой, бетонной или деревянной), вода в которую поступает через открытые стыки звеньев.

Чтобы труба не засорялась грунтом, стыки окружают пористой засыпкой (фильтром), крупность которой уменьшается по направлению к стенкам траншеи. Пористая засыпка собирает притекающую из грунта воду, которая стекает далее по трубе (дрене).

Осушающее (понижающее) действие дренажей заключается в том, что при заглублении в грунт ниже уровня грунтовых вод, труба быстро отводит воду, просачивающуюся из прилегающей части грунта, в результате чего вблизи дренажа образуется осушенная зона.

Дренажи можно использовать как для понижения уровня грунтовых вод, так и для полного перехвата грунтовой воды, притекающей к дороге со стороны. 

При устройстве закрытых дрен на уровне водоупора, пространство за ними будет постепенно осушено. Такие дрены называют совершенными.

При глубоком залегании водоупора устраивают две дрены, располагая их симметрично по обе стороны дороги (несовершенные дрены). 

Водопропускные сооружения.

К основным видам водопропускных сооружений относятмалые мосты (до 25 м) и трубы.

Водопропускные трубы 

 

Устраивают в местах пересечения автомобильной дороги с ручьями, оврагами или балками, по которым стекает вода от дождей или таяния снега. От общего числа водопропускных сооружений на автомобильных и железных дорогах трубы составляют до 95 %.

Водопропускные трубы не изменяют условий движения автомобилей, поскольку их можно располагать при любых сочетаниях плана и продольного профиля, и не стесняют проезжую часть и обочины, а также не требуют изменения типа дорожного покрытия.

Нельзя устраивать водопропускные трубы не постоянных водотоках, где возможны наледи и ледоход. Не допускается также устройство труб при пересечении автомобильной дороги горным водотоком с корчеходом.

Отверстия водопропускных труб бывает круглого и прямоугольного сечения. Размер отверстий назначают по гидравлическому расчету в зависимости от количества воды, протекающей к сооружениям во время дождя и весеннего таяния снега.

Количество воды, протекающей к трубе за 1 секунду, называется расчетным расходом. Он зависит от климатических условий района, площади водосборного бассейна, крутизны склонов, интенсивности впитывания воды в грунт и задержания ее растительностью и неровностями почвенного покрова.

Для увеличения пропускной способности без повышения высоты насыпи устраивают многоочковые трубы из уложенных рядом нескольких труб. Трубы с числом очков более четырёх неэкономичны.

Высоту насыпей около мостов и труб назначают с таким расчетом, чтобы вода, разлившаяся во время паводка, не затопляла насыпь.

В зависимости от глубины подтопления и типа входного оголовка в трубах могут устанавливаться следующие режимы протекания:

-безнапорный  режим – если подпор меньше  высоты трубы на входе либо  превышает её не более чем  на 20 %; на всём протяжении трубы  водный поток имеет свободную  поверхность;

-полунапорный  режим – возникающий при оголовках  обычных типов (портальных, раструбных) в тех случаях, когда подпор  превышает высоту трубы на  входе более чем на 20 %; не большей  части длины труба работает  полным сечением, а на всём  остальном протяжении поток имеет  свободную поверхность;

-напорный  режим – устанавливающийся при  специальных входных оголовках  обтекаемой формы и при подтоплении  верха трубы более чем на 20 %; на большей части длины, труба  работает полным сечением и  лишь у выхода поток может  отрываться от потолка трубы.

При значительном подтоплении входа в трубу напорный режим может возникать периодически и при оголовках обычных типов. Однако из-за прорывов воздуха через образующуюся у входного отверстия воронку, протекание воды в этом случае часто переходит в полунапорный режим.  

 

Мосты 

 

Устраивают на пересечениях автомобильной дорогой рек и малых водотоков. Если река является судоходной, должны быть обеспечены требования бесперебойного судоходства: обеспечен необходимый подмостовой габарит.

В мостах различают:

-пролетные  строения – по которым происходит движение автомобилей;

-устои  – береговые опоры, передающие  давление от нагрузки на грунт;

-промежуточные  опоры, располагающиеся в русле  реки – быки.

Расстояние от проезжей части моста до уровня стояния воды в летний и зимний периоды (межень),  называют высотой моста.

Суммарную ширину между опорами, измеренную по поверхности воды при высоком расчетном горизонте – отверстием моста.

На судоходных реках низ моста должен возвышаться над уровнем судоходного горизонта (обычно более низким, чем расчетный горизонт паводка) на величину, определяемую подмостовым габаритом для прохода судов.

Конструкции современных мостов по условиям их работы подразделяются на четыре основных типа: балочные, арочные, рамные и висячие.

В балочных мостах пространство между опорами перекрыто несколькими балками или решетчатыми фермами.

При действии нагрузок пролетное строение работает на изгиб, передавая на опоры только вертикальные опорные давления.

В арочных мостах – основным несущим элементом является криволинейный брус – арка, концы которой упираются в массивные опоры.

Вертикальная нагрузка вызывает сжатие и изгиб арки. Давление арки на опоры, кроме вертикальной нагрузки, создает также горизонтальные усилия (распор). Чтобы воспринять этот распор, арки мостов с ездой понизу устраивают с горизонтальной затяжкой.

В рамных мостах пролетные строения и опоры жестко связаны между собой в монолитную конструкцию, в которой, при действии нагрузки на горизонтальный элемент (ригель) в сопротивление (работу) вовлекаются также и ее стойки.

При передаче нагрузки на фундамент в местах опирания стоек рам, кроме вертикальной реакции, возникает боковой распор, а при жесткой заделке в фундамент – опорные моменты.

В висячих мостах основной несущий элемент – гибкие кабели или цепи, переброшенные через высокие стойки на опорах, которые называются пилонами.

К кабелям подвешивается проезжая часть, которая для устойчивости моста при движении автомобилей делается в виде жесткой конструкции, наз. балкой жесткости.

Концы кабелей прочно заделывают в земле и соединяют с балкой жесткости.

Кабель имеет диаметр 60-90 см, его сплетают на месте из проволочных канатов или собирают из отдельных металлических звеньев.

Кабель и подвески висячих мостов работают под действием нагрузки на растяжение. Поэтому в висячих мостах нет необходимости обеспечивать запас устойчивости элементов против продольного изгиба, что позволяет проектировать эти мосты весьма экономичными и легкими.

Их используют для перекрытия больших пролетов, достигающих 1 – 1,5 км.

 

Вопрос2

 

правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578, регулируют правовой режим охранных зон линий и сооружений радиофикации, определяют условия проведения работ в таких охранных зонах, закрепляют права и обязанности юридических и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность в этих зонах. Цель Правил обеспечить сохранность действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, в том числе путем установления соответствующих ограничений прав собственников земельных участков, которые включены в состав охранных зон с особыми условиями использования.

Настоящие Правила являются обязательными для всех физических и юридических лиц независимо от их местонахождения, ведомственной принадлежности и форм собственности. Предприятия, учреждения и организации (далее именуются - предприятия), владельцы ведомственных и иных сетей связи, входящих во взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации, на основании настоящих Правил, норм и правил технической эксплуатации, действующих на сетях связи общего пользования, разрабатывают порядок эксплуатации, охраны, ремонта линий и сооружений связи на своих сетях.

Порядок использования земельных участков, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, регулируется земельным законодательством РФ. Правила предусматривают необходимость получения разрешения для различного рода работ в охранной зоне. Что касается правового режима радиовещания, телевидения и информатики, то он практически в действующем законодательстве не урегулирован.

Вопрос3

Под влиянием деятельности предприятий черной и цветной металлургии, горной промышленности промышленности, теплоэнергетики и других отраслей возникают различные типы нарушений природного ландшафта.  
 
Нарушенными называют земли, которые в результате деятельности человека утратили хозяйственную ценность, стали источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с изменением почвенного и растительного покрова, гидрологического режима, созданием техногенного рельефа. Они являются источником загрязнения почв, воды, воздуха, усложняют условия проживания человека.

Правильно проведенная обработка почвы с соблюдением агротехнических требований существенно улучшает условия произрастания и питания растений. Таким образом, качественная обработка почвы является залогом здоровья растений и получения хорошего урожая. Для овощных культур, отличающихся повышенной требовательностью к влаге и питательным веществам, необходимо создавать глубокий (35-40 см) плодородный слой почвы. Особенно он необходим для земельных участков с подзолистыми почвами, где естественный природный, перегнойный слой не превышает 5-10 см. Чтобы его увеличить, почву обрабатывают с постоянным ежегодным захватом нижележащего горизонта на 2-3 см и внесением органических удобрений.

Существенное значение имеет правильная обработка почвы. От того, как она обработана, зависят интенсивность прорастания семян, появления всходов, проникновения корней в почву. Система обработки почвы должна быть направлена на создание благоприятных условий для роста и развития растений, постоянное повышение плодородия, уничтожение вредителей и некоторых болезней.

Кроме того, в процессе освоения любых типов почв необходимо проводить их окультурива-ние, подразумевающее улучшение их физических и механических свойств. Песчаные почвы можно улучшить, искусственно создав плодородный слой. Для этого используют специальный агротехнический прием - глинование. Он заключается в том, что на участке, где предполагают выращивать овощные культуры, насыпают слой глины или глинистой почвы толщиной 5-6 см (5-б ведер на 1 м2), тщательно выравнивают его, а затем - слой суглинистой, супесчаной или торфяной почвы. Глина не разлагается и обладает хорошей водоудерживающей способностью, внесенные органические и минеральные удобрения не вымываются.

Постепенно в ходе дальнейшей ежегодной обработки плодородный слой увеличивается до 40 см.

Глинистые почвы также нуждаются в окульту-ривании, их нужно сделать более рыхлыми. Для этого используют прием, называемый пескованием. В почву добавляют обыкновенный речной песок. Вносят его под вспашку или перекопку участка. Глинистая почва, смешанная с песком, становится по физико-механическим свойствам близкой к суглинистой. Внесение навоза, торфа, компоста способствует ее разрыхлению и улучшению воздушного режима.

Торфяные почвы отличаются высоким содержанием органического вещества. Из-за большого количества органики они менее теплопроводны, особенно в верхнем сухом слое. Для устранения этого недостатка необходимо комбинированное глинование и пескование торфяных почв. Для этого глину и песок равномерно разбрасывают по поверхности участка, а затем заделывают на штык лопаты (около 25 см). На участке вносят из расчета на 1 м2 4-5 ведер песка, 2-3 ведра глины. Пескование и глинование резко улучшают водно-физические свойства торфяных почв. Улучшается их водный режим, на 15-30 дней раньше устанавливаются оптимальные температуры в корнеобитаемом слое почвы, уменьшается вероятность поздневесенних и ранне-осенних заморозков.

Кроме того, при обработке любого типа почвы вносят и заделывают под лопату органические и минеральные удобрения, а если почва кислая, то и соответствующее количество извести.

 

ЗЕМЛЕВАНИЕ - комплекс работ по снятию, транспортированию и нанесению плодородного слоя почвы и (или) потенциально плодородных пород на малопродуктивные угодья с целью их улучшения (ГОСТ 17.5.1.01-83). Землевание производится также при рекультивации. Прием улучшения легких подзолов, солонцов и других малоплодородных и маломощных почв путем нанесения на поверхность плодородной массы почвы, лесса, аллювия, обогащенных органическими удобрениями. При этом происходит удобрение почв, улучшение их водно-физических свойств: улучшается микрорельеф путем планировки и засыпки понижений. Наиболее успешно землевание производится при мелиорации солонцов. На поверхность солонца наносят слой чернозема и другой гумусированной почвы толщиной в 10-15 см. Этот слой сохраняется при применении безотвальной вспашки. При сочетании землевания с внесением навоза, гипса и извести процесс окультуривания солонцов ускоряется. Иногда рекомендуется периодическое землевание меньшим количеством плодородной почвы с нанесением слоя 1-2 см и запашкой 

Информация о работе Система дорожного водоотвода