Современный подход к проблемама окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 13:21, доклад

Краткое описание

Современный подход к проблемам окружающей среды предусматривает переход от мер
по ликвидации отрицательных последствий хозяйственного воздействия на природу к
мероприятиям превентивного характера, т. е. предупреждающим это отрицательное
воздействие. С этой целью используется мониторинг окружающей среды.
В Республике Беларусь в 1993 году была создана Национальная система мониторинга
окружающей среды в РБ (НСМОС). Система мониторинга имеет целью наблюдение,
оценку и прогноз состояния окружающей среды. Организация Национальной системы
была возложена на Госкомитет по экологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Современный подход к проблемам окружающей среды предусматривает переход от мер.docx

— 30.11 Кб (Скачать файл)

Современный  подход  к  проблемам окружающей среды предусматривает  переход от мер

по  ликвидации отрицательных  последствий хозяйственного воздействия  на природу к

мероприятиям  превентивного  характера,  т. е. предупреждающим  это отрицательное

воздействие. С этой целью  используется мониторинг окружающей среды.

В  Республике Беларусь в 1993 году была создана Национальная система мониторинга

окружающей  среды  в  РБ  (НСМОС).  Система  мониторинга  имеет целью наблюдение,

оценку  и  прогноз  состояния окружающей среды. Организация  Национальной системы

была   возложена   на   Госкомитет  по  экологии.  Ведение  системы  мониторинга

окружающей   среды   было   поручено   следующим   министерствам  и  ведомствам:

Государственному  комитету по экологии, Главному управлению по гидрометеорологии

при   СМ  РБ,  Министерству  здравоохранения,  Академии  наук  РБ,  Белорусскому

производственному   объединению   по  геологоразведочным  работам,  Министерству

жилищно   – коммунального  хозяйства,  Министерству  образования,  Комитету  по

земельной  реформе и  землеустройству при СМ РБ, Министерству сельского хозяйства

и  продовольствия,  Белорусскому  концерну по водохозяйственному строительству  и

эксплуатации мелиоративных .

Постановлением  Министерства  Природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от

8  августа  2000г.  принято   Положение  об  организации  Центра информации НСМОС.

Информация   НСМОС   представляет   собой   совокупность  сведений  о  состоянии

компонентов  окружающей  среды, природных и иных явлениях и показателях здоровья

населения,  которые наблюдаются  и регистрируются на сетях наблюдений, включенных

в Государственный реестр пунктов наблюдений НСМОС.

Особая  роль  в  системе  мониторинга отводится локальному мониторингу. Локальный

мониторинг   является   составной   частью   Национальной   системы  мониторинга

окружающей среды РБ. Локальный  мониторинг осуществляется в целях:

Получения  полной,  достоверной  и  сопоставимой информации о влиянии  источников

загрязнения  на  окружающую  среду;  Организации систематического экологического

контроля  и  наблюдений  за  состоянием  источников  воздействия  на  окружающую

среду;

Контроля за соблюдением нормативных параметров технологических процессов;

Обобщения   данных   наблюдений   для  оценки  и  прогноза  уровней  загрязнения

окружающей  среды, а также  для разработки мероприятий по снижению отрицательного

влияния источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

Оперативного выявления  опасных уровней загрязнения  окружающей среды;

Оценки эффективности  осуществляемых природоохранных мероприятий;

Обеспечения   органов   местного   управления   и   самоуправления   достоверной

экологической  информацией  о влиянии источников загрязнения  на окружающую среду

для принятия соответствующих  решений;

Предоставления  объективной  информации  о  состоянии окружающей среды средствам

массовой информации, общественным объединениям, населению.

Для  реализации Программы  Национальной системы мониторинга  окружающей среды в РБ

образован Межведомственный координационный совет.

3.Экологическая экспертиза

 

Важные   резервы   повышения   эффективности  народного  хозяйства  заключены  в

экологизации  процесса  разработки, принятия и реализации хозяйственных решений.

Современный  подход  к  проблемам окружающей среды предусматривает  переход от мер

по  ликвидации отрицательных  последствий хозяйственного воздействия  на природу к

мероприятиям  превентивного  характера,  т. е. предупреждающим  это отрицательное

воздействие.  Перед человечеством  стоит важнейшая задача: преодолеть расхождение

между    своими    способностями   преобразовывать   природу   и   возможностями

прогнозировать   последствия   своих   действий.   Для  ее  решения,  во-первых,

развиваются  научные  методы,  которые  позволяют глубже изучить закономерности

природных    систем,    научиться   предсказывать   их   изменения;   во-вторых,

разрабатываются  и  апробируются методы управления системой «общество- природа»;

в-третьих,   совершенствуются   процедуры  включения  экологических  факторов  в

процессы  принятия решений  в обществе. Оценка воздействия на среду, или, другими

словами,  экологическая  экспертиза  проектов хозяйственного развития, выступает

важнейшим   инструментом   интеграции   экологических  требований  с  процессами

планирования и принятия решения.

В  западных  странах  эквивалентом определения экологической  экспертизы является

«оценка   воздействия   на   среду».   Введение  обязательной  процедуры  оценки

воздействия   на  среду  (ОВС)  является  важным  направлением  государственного

регулирования   процессов   природопользования   в   капиталистических  странах,

нацеленным  на  предотвращение  отрицательных воздействий на  среду. Процедура

обязательной  экологической  экспертизы введена практически во всех развитых и во

многих  развивающихся  странах.  Законодательные  и административные принципы, а

также   методология  и  механика  оценки  значительно  варьируются  по  странам.

Наиболее   законченные   методологические   и   организационные   принципы   ОВС

разработаны в США.

Экологическая  экспертиза проектов в США введена в хозяйственную практику после

принятия  в  1969  г.  Закона  о  национальной  политике в отношении окружающей

среды.  Она  проводится  при  строительстве  новых  производственных  объектов и

касается  в  целом  принятия  правительственными  органами  таких  хозяйственных

решений,   которые   вовлекают  достаточно  крупные  капиталовложения.  Конечной

задачей  экологической  экспертизы  является составление  Заключения о влиянии на

окружающую   среду,  на  основании  которого  делается  вывод об  экологической

безопасности  и  целесообразности  реализации  проекта.  Одна  из  главных целей

проведения  соответствующих  исследований  состоит  в  том, чтобы сделать анализ

состояния     окружающей     среды     составной    и    неотъемлемой    частью

технико-экономического обоснования  проекта.

Экологическая   экспертиза   (ЭЭ)   является  в  США  прерогативой  деятельности

федеральных  ведомств.  Поэтому в большинстве случаев  она касается строительства

дорог,  плотин,  аэропортов  и  других  объектов  инфраструктуры, сооружаемых на

средства  правительственных  органов. В последние годы, правда, сфера применения

экологической  экспертизы  несколько расширена, в частности, на частные проекты,

требующие  специального  государственного разрешения. Наиболее важными примерами

применения   ЭЭ  в  США  являются  оценка  проектов  строительства  ТЭС  и  АЭС,

разработки   нефтегазовых   месторождений   на   шельфе   Аляски,  строительства

трансканадского     газопровода,    отдельных    промышленных    комплексов    и

гидротехнических  сооружений.  В  Японии экспертизой оценивались  проекты крупных

региональных   застроек,   в   ФРГ   -   проекты   размещения   и  строительства

энергетических  установок,  во  Франции  -  проекты открытых разработок полезных

ископаемых,  в  Англии  -  проекты  размещения промышленных объектов, в Турции -

проект  размещения  первой  АЭС,  в Таиланде - проект строительства текстильного

комбината, в Бразилии - проекты  освоения лесного массива Амазонки.

Зарубежный   опыт   свидетельствует   о   высокой   экономической  эффективности

экологической  экспертизы.  Агентство по охране среды США  осуществило выборочный

анализ  заключений  о  воздействии  на  среду.  В половине исследованных случаев

отмечено  снижение общей  стоимости проектов за счет осуществления  конструктивных

природоохранных  мероприятий.  По  данным  Международного  банка  реконструкции и

развития,  возможное  повышение  стоимости  проектов,  связанное  с  проведением

оценки   воздействия   на   среду   и  последующим  учетом  в  рабочих  проектах

экологических  ограничений,  окупается  в  среднем  за  5  -  7 лет. По оценкам

западных  специалистов,  включение  экологических  факторов  в  процесс принятия

решений  еще  на  стадии  проектирования  оказывается  в  3  -  4  раза  дешевле

последующей доустановки очистного оборудования1.

Практика   экологической  экспертизы  в  капиталистических  странах  заслуживает

пристального   внимания  в  силу  хорошей  проработки  методологической  стороны

вопроса,    целенаправленного   использования   огромных   объемов   информации,

организации внедрения результатов  экспертизы в жизнь.

Под  государственной  экологической экспертизой понимается проверка соответствия

проектных  решений  планируемой  хозяйственной  и  иной деятельности требованиям

законодательства  РБ  об  охране окружающей среды. Государственная  экологическая

экспертиза проводится в  целях:

Определения  достаточности  и  обоснованности  мер  по  охране окружающей среды,

предусматриваемых   проектным   решением   планируемой   хозяйственной   и иной

деятельности;

Определения  уровня экологической  опасности, который может возникнуть в процессе

осуществления   планируемой  хозяйственной  и  иной  деятельности  и  прямо  или

косвенно оказать воздействие  на окружающую среду;

Предупреждения  возможных  неблагоприятных воздействий планируемой хозяйственной

и   иной  деятельности  на  окружающую  среду  и  связанных  с ними  негативных

последствий.

Основными принципами государственной  экологической экспертизы являются:

Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека;

Законности, научной обоснованности и гласности,

Комплексной  оценки социальных, природоохранных, экономических и  других аспектов

планируемой хозяйственной  и иной деятельности;

Учёта  суммарного  возведения  вредных  веществ,  выбрасываемых (сбрасываемых) в

окружающую  среду,  и  других  воздействий  на неё в  результате осуществляемой и

планируемой хозяйственной  и иной деятельности;

Независимости экспертов  при осуществлении ими своих  полномочий. Современный  подход  к проблемам окружающей среды  предусматривает переход от мер

по  ликвидации отрицательных  последствий хозяйственного воздействия  на природу к

мероприятиям  превентивного  характера,  т. е. предупреждающим  это отрицательное

воздействие. С этой целью  используется мониторинг окружающей среды.

В  Республике Беларусь в 1993 году была создана Национальная система мониторинга

окружающей  среды  в  РБ  (НСМОС).  Система  мониторинга  имеет целью наблюдение,

оценку  и  прогноз  состояния окружающей среды. Организация  Национальной системы

была   возложена   на   Госкомитет  по  экологии.  Ведение  системы  мониторинга

окружающей   среды   было   поручено   следующим   министерствам  и  ведомствам:

Государственному  комитету по экологии, Главному управлению по гидрометеорологии

при   СМ  РБ,  Министерству  здравоохранения,  Академии  наук  РБ,  Белорусскому

производственному   объединению   по  геологоразведочным  работам,  Министерству

жилищно   – коммунального  хозяйства,  Министерству  образования,  Комитету  по

земельной  реформе и  землеустройству при СМ РБ, Министерству сельского хозяйства

и  продовольствия,  Белорусскому  концерну по водохозяйственному строительству  и

эксплуатации мелиоративных .

Постановлением  Министерства  Природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от

8  августа  2000г.  принято   Положение  об  организации  Центра информации НСМОС.

Информация   НСМОС   представляет   собой   совокупность  сведений  о  состоянии

компонентов  окружающей  среды, природных и иных явлениях и показателях здоровья

населения,  которые наблюдаются  и регистрируются на сетях наблюдений, включенных

в Государственный реестр пунктов наблюдений НСМОС.

Особая  роль  в  системе  мониторинга отводится локальному мониторингу. Локальный

мониторинг   является   составной   частью   Национальной   системы  мониторинга

окружающей среды РБ. Локальный  мониторинг осуществляется в целях:

Получения  полной,  достоверной  и  сопоставимой информации о влиянии  источников

загрязнения  на  окружающую  среду;  Организации систематического экологического

контроля  и  наблюдений  за  состоянием  источников  воздействия  на  окружающую

среду;

Контроля за соблюдением нормативных параметров технологических процессов;

Обобщения   данных   наблюдений   для  оценки  и  прогноза  уровней  загрязнения

окружающей  среды, а также  для разработки мероприятий по снижению отрицательного

влияния источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

Оперативного выявления  опасных уровней загрязнения  окружающей среды;

Оценки эффективности  осуществляемых природоохранных мероприятий;

Обеспечения   органов   местного   управления   и   самоуправления   достоверной

экологической  информацией  о влиянии источников загрязнения  на окружающую среду

для принятия соответствующих  решений;

Предоставления  объективной  информации  о  состоянии окружающей среды средствам

Информация о работе Современный подход к проблемама окружающей среды