Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 13:21, доклад
Современный подход к проблемам окружающей среды предусматривает переход от мер
по ликвидации отрицательных последствий хозяйственного воздействия на природу к
мероприятиям превентивного характера, т. е. предупреждающим это отрицательное
воздействие. С этой целью используется мониторинг окружающей среды.
В Республике Беларусь в 1993 году была создана Национальная система мониторинга
окружающей среды в РБ (НСМОС). Система мониторинга имеет целью наблюдение,
оценку и прогноз состояния окружающей среды. Организация Национальной системы
была возложена на Госкомитет по экологии.
массовой информации, общественным объединениям, населению.
Для реализации Программы Национальной системы мониторинга окружающей среды в РБ
образован Межведомственный координационный совет.
3.Экологическая экспертиза
Важные резервы повышения эффективности народного хозяйства заключены в
экологизации процесса разработки, принятия и реализации хозяйственных решений.
Современный подход к проблемам окружающей среды предусматривает переход от мер
по ликвидации отрицательных последствий хозяйственного воздействия на природу к
мероприятиям превентивного характера, т. е. предупреждающим это отрицательное
воздействие. Перед человечеством стоит важнейшая задача: преодолеть расхождение
между своими способностями преобразовывать природу и возможностями
прогнозировать последствия своих действий. Для ее решения, во-первых,
развиваются научные методы, которые позволяют глубже изучить закономерности
природных систем, научиться предсказывать их изменения; во-вторых,
разрабатываются и апробируются методы управления системой «общество- природа»;
в-третьих, совершенствуются процедуры включения экологических факторов в
процессы принятия решений в обществе. Оценка воздействия на среду, или, другими
словами, экологическая экспертиза проектов хозяйственного развития, выступает
важнейшим инструментом интеграции экологических требований с процессами
планирования и принятия решения.
В западных странах эквивалентом определения экологической экспертизы является
«оценка воздействия на среду». Введение обязательной процедуры оценки
воздействия на среду (ОВС) является важным направлением государственного
регулирования процессов природопользования в капиталистических странах,
нацеленным на предотвращение отрицательных воздействий на среду. Процедура
обязательной экологической экспертизы введена практически во всех развитых и во
многих развивающихся странах. Законодательные и административные принципы, а
также методология и механика оценки значительно варьируются по странам.
Наиболее законченные методологические и организационные принципы ОВС
разработаны в США.
Экологическая экспертиза проектов в США введена в хозяйственную практику после
принятия в 1969 г. Закона о национальной политике в отношении окружающей
среды. Она проводится при строительстве новых производственных объектов и
касается в целом принятия правительственными органами таких хозяйственных
решений, которые вовлекают достаточно крупные капиталовложения. Конечной
задачей экологической экспертизы является составление Заключения о влиянии на
окружающую среду, на основании которого делается вывод об экологической
безопасности и целесообразности реализации проекта. Одна из главных целей
проведения соответствующих исследований состоит в том, чтобы сделать анализ
состояния окружающей среды составной и неотъемлемой частью
технико-экономического обоснования проекта.
Экологическая экспертиза (ЭЭ) является в США прерогативой деятельности
федеральных ведомств. Поэтому в большинстве случаев она касается строительства
дорог, плотин, аэропортов и других объектов инфраструктуры, сооружаемых на
средства правительственных органов. В последние годы, правда, сфера применения
экологической экспертизы несколько расширена, в частности, на частные проекты,
требующие специального государственного разрешения. Наиболее важными примерами
применения ЭЭ в США являются оценка проектов строительства ТЭС и АЭС,
разработки нефтегазовых месторождений на шельфе Аляски, строительства
трансканадского газопровода, отдельных промышленных комплексов и
гидротехнических сооружений. В Японии экспертизой оценивались проекты крупных
региональных застроек, в ФРГ - проекты размещения и строительства
энергетических установок, во Франции - проекты открытых разработок полезных
ископаемых, в Англии - проекты размещения промышленных объектов, в Турции -
проект размещения первой АЭС, в Таиланде - проект строительства текстильного
комбината, в Бразилии - проекты освоения лесного массива Амазонки.
Зарубежный опыт свидетельствует о высокой экономической эффективности
экологической экспертизы. Агентство по охране среды США осуществило выборочный
анализ заключений о воздействии на среду. В половине исследованных случаев
отмечено снижение общей стоимости проектов за счет осуществления конструктивных
природоохранных мероприятий. По данным Международного банка реконструкции и
развития, возможное повышение стоимости проектов, связанное с проведением
оценки воздействия на среду и последующим учетом в рабочих проектах
экологических ограничений, окупается в среднем за 5 - 7 лет. По оценкам
западных специалистов, включение экологических факторов в процесс принятия
решений еще на стадии проектирования оказывается в 3 - 4 раза дешевле
последующей доустановки очистного оборудования1.
Практика экологической экспертизы в капиталистических странах заслуживает
пристального внимания в силу хорошей проработки методологической стороны
вопроса, целенаправленного использования огромных объемов информации,
организации внедрения результатов экспертизы в жизнь.
Под государственной
экологической экспертизой
проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям
законодательства РБ об охране окружающей среды. Государственная экологическая
экспертиза проводится в целях:
Определения достаточности и обоснованности мер по охране окружающей среды,
предусматриваемых проектным решением планируемой хозяйственной и иной
деятельности;
Определения уровня экологической опасности, который может возникнуть в процессе
осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности и прямо или
косвенно оказать воздействие на окружающую среду;
Предупреждения возможных
неблагоприятных воздействий
и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ними негативных
последствий.
Основными принципами государственной экологической экспертизы являются:
Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека;
Законности, научной обоснованности и гласности,
Комплексной оценки социальных, природоохранных, экономических и других аспектов
планируемой хозяйственной и иной деятельности;
Учёта суммарного возведения вредных веществ, выбрасываемых (сбрасываемых) в
окружающую среду, и других воздействий на неё в результате осуществляемой и
планируемой хозяйственной и иной деятельности;
Независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий.
Информация о работе Современный подход к проблемама окружающей среды