Состояние экологического каркаса Обоянского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы: рассмотреть методические вопросы формирования экологического каркаса территории (ЭКТ), его место в разработке стратегии регионального развития.
Задачи работы:
1. показать особенности создания ЭКТ в районах нового освоения.
2. дать анализ его структуры и основных экологических функций его элементов.

Содержание

Введение
1. Экологический каркас.
1.1Экологический каркас и его значение.
1.2 Общие черты концепции экологического каркаса
1.3 Формирование экологического каркаса как системы земель.
2. Экологический каркас как природоохранная система региона.
3. Основные направления сохранения и развития территорий природных и природно-антропогенных комплексов, образующих экологический каркас города Обоянь.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 2.44 Мб (Скачать файл)

        Сейчас функции, присущие экологическому  каркасу, распределены в России  по целому ряду институтов: их  в той или иной степени выполняют  ООПТ, землеустройство, лесоустройство, схемы комплексного использования  водных ресурсов, охотоустройство,  в меньшей степени другие.

        Эта система складывалась несколько  десятилетий назад и успешно  выполняла свои функции в прошлом.  Но в современных условиях, при  резком усилении всех антропогенных  воздействий, возрастании технических  возможностей, в сочетании с увеличением  ценности природных ресурсов  и доступности технологий их  освоения, сложившийся порядок регламентации  природопользования уже не работает. Такое положение ведет к дальнейшей  экологической деградации территорий. Новые элементы регламентации  природопользования — ОВОС и  экологическая экспертиза действуют  на достаточно локальном уровне, но не могут предотвратить  уже "запущенные" разрушительные  процессы на большой территории  в целом. Можно привести ряд  причин, по которым сложившийся  порядок работает плохо:

        Каждое отдельное ведомство-природопользователь (земельное, водное, лесное), регулируя использование своего отдельного ресурса, даже с экологическими "каркасными" целями, не способно полностью определить роль этих мер, их реальный, в т.ч. экономический, эффект для поддержания стабильности территории в целом, для работы ее единого многофункционального экологического каркаса. Эффективного же механизма координации таких мер, при отсутствии какой-то общей концепции и единой государственной политики, не существует.

    

    Рис. 2. Сеть полуприродных и природных территорий на примере Калужской области.

        Ведомственные комплексные схемы  использования природных ресурсов, в условиях всеобщего кризиса,  жертвуют своей экологической  составляющей.

        Каждое отдельное ведомство не  обладает необходимыми экологическими  знаниями для создания экологического  каркаса даже на своих землях.

        Традиционные формы ООПТ ориентированы  на сохранение наиболее хорошо  сохранившихся природных участков, единичных объектов или отдельных элементов территории (часто лишь с эстетическими целями). В современных экологических и социально-экономических условиях этот подход не может ни существенно приостановить деградацию территории в целом, ни (в долговременной перспективе) сохранить биоразнообразие даже в самой ООПТ. Сохранение биоразнообразия сейчас ориентировано на экстенсивное медленное приращение площади заповедных территорий.

        Вследствие такой ориентации, и,  в большинстве случаев, непрофессионального  проектирования, престиж ООПТ низок как в глазах населения, так и властей. Поэтому ООПТ могут не выполнять даже минимальных функций.

        Создание систем ООПТ, хотя и  рассматривает сохранение биоразнообразия и поддержание экологической стабильности территории в их естественной связи, само по себе не является решением проблемы.

        Нормативно-правовая база экологической  оптимизации, в итоге, раздроблена  и ее действенность затруднена. Существующее законодательство, регламентирующее  природопользование, построено по  ресурсному признаку: законы различаются  для различных типов землепользования (сельскохозяйственные земли, лесные  земли и др.).

        Не существует единой системы  управления экологическим каркасом, мониторинга и контроля. Землями  можно сейчас управлять только  по ведомственному признаку. Управление  же экологической ситуацией на  территории в целом не регламентируется  никакими нормативами, что делает  невозможной разработку долговременной, масштабной стратегии устойчивого  развития территории.

        Таким образом, экологизация отраслей природопользования, обычно предлагаемая как решение проблемы, выглядит неэффективной и проблематичной. Альтернативой этому должна стать предлагаемая стратегия экологического каркаса как единой целостной системы. В ее основе лежит простой и эффективный принцип: все функции поддержания экологической стабильности территории нужно объединить в одной, специально спланированной, эффективно функционирующей структуре с единым управлением.

       Экологический каркас и должен  быть такой особой, дополнительно  созданной структурой целевого  назначения. В его состав должны  быть включены существующие ООПТ  и ведомственные меры экологической  регламентации природопользования (по охране земель, лесов, водных  ресурсов и т.д.).

       Функционирование каждого элемента  экологического каркаса должно  быть основано на четких экономических  расчетах как кратковременной,  так и долговременной эффективности.

       Создание каркаса должно осуществляться  параллельно с интенсификацией  сельскохозяйственного производства (и природопользования в целом): ограничения, накладываемые на  использование одних территорий, сочетаются с более интенсивным  использованием других территорий.

       Экологический каркас должен  функционировать в условиях частного  землепользования, он должен быть  выгоден крупным и богатым  хозяйствам.

    Для создания экологического каркаса необходимо, с одной стороны, выделить и спроектировать систему его земель с режимом  каждой территории, с другой стороны  — создать правовую базу, экономические механизмы функционирования каркаса, создать систему управления каркасом.

 

     1.3 Формирование экологического каркаса как системы земель.

       Как же сформировать экологический  каркас: как выделить его участки,  сформировать составляющую каркас  систему земель, определить для  каждого участка режим использования,  т.е. как должен быть устроен  экологический каркас степного  региона?

       Участки каркаса можно сгруппировать  сразу по нескольким направлениям:

    По  функциям — узлы (или ядра) и коммуникативные  элементы.

    По  иерархическому уровню — элементы каркаса местного, районного, регионального  и межрегионального значения.

    По  правовому статусу — различные  формы ведомственных ограничений  использования, охранных зон, ООПТ, новые  предлагаемые формы статуса, и т.д.

    По  экосистемному признаку — каким типом экосистемы элемент представлен.

    По  степени нативности территории.

    Последний признак мы и изберем в качестве первоначального.

    Экологический каркас должен включать три типа элементов. (Рис. 3.)

    Первый  — природные территории (степи, леса, луга и т.п., все, что сохранило  природный облик).

    Второй  — реставрационный фонд. Это антропогенные  территории (обычно пашня), но такие, на которых, с целью воссоздания  единой инфраструктуры экологического каркаса, необходимо восстановить природную  среду. Сюда отнесем, например, мероприятия  по реставрации степных пастбищ.

    Третий  — искусственные элементы, чуждые исторически ландшафту, но нужные для  поддержания экологического равновесия в условиях интенсивной хозяйственной  деятельности. Таковы, например, полезащитные лесополосы в степной зоне.

    

    Рис. 3. Элементы природно-экологического каркаса  территорий.

       Природные территории являются  основной составляющей экологического  каркаса. По степным и лесостепным  регионам, как сильно освоенным,  практически везде все сохранившиеся  природные территории должны  быть включены в экологический  каркас. Они образуют природную  инфраструктуру региона, переплетающуюся  с экономической инфраструктурой,  которую составляют остальные  земли. При проектировании экологического  каркаса можно более или менее  подробно делить природные территории  по экосистемному признаку.

       Как любая система, экологический  каркас должен состоять из  функциональных элементов — узлов  (или ядер), и коммуникаций (каналов  миграции) между ними, обычно имеющих  вид линейных объектов. Поскольку  экологический каркас должен  образовываться на разных уровнях  — местном, районном, региональном  и межрегиональном, — то каждый  элемент имеет то или иное значение, или ранг. При проектировании экологического каркаса следует определить ранг каждой природной территории как его элемента. (Рис. 4.)

    

    Рис. 4. Структура экологического каркаса.

       Узлы — достаточно обширные  экосистемы, внутри которых, благодаря  их размерам и высокому уровню  биоразнообразия, протекают природные процессы, стабилизирующие экологическую обстановку на значительных территориях. Коммуникации соединяют узлы, перемещая потоки вещества и энергии.

       Проектирование функциональной  структуры экологического каркаса  включает определение роли каждого  участка в каркасе, соответствующего  ей режима его использования  и его правовой формы. Оно  должно производиться на основе  всех необходимых знаний и  достижений в областях экономики  сельского, водного, лесного хозяйства  и других отраслей природопользования, управления территориями, системного  анализа, различных сфер экологии  и других наук о природе.  Весь "секрет" удачного проектирования  каркаса в целом и его элементов  именно в этом, сами же принципы  в целом достаточно известны.

       Узлы (ядра) экологического каркаса.

       Узлы межрегионального ранга  — территории настолько обширные  и с высоким уровнем биоразнообразия, что могут оказывать влияние на очень большие площади (100 — 1000 тыс.км2), быть резервом биоразнообразия для нескольких природных, административных регионов, речных бассейнов. Такие узлы, связанные с тем или иным типом экосистем, есть не в каждой области.

       Узлы регионального ранга —  территории с гораздо меньшей  площадью и (в каждом по отдельности)  с гораздо менее значительным  уровнем биоразнообразия. Но таких узлов много больше, в сумме они обладают почти полным спектром биоразнообразия и имеют достаточный потенциал для устойчивости к различным, в т.ч. случайным воздействиям. Поэтому их главная функция — служить "хранилищами" биоразнообразия для распространения его в масштабе реального времени по окружающей территории — как правило, 10-100 тыс.км2, т.е. по всему региону или его части.

       Узлы районного ранга — небольшие  территории, сами по себе недостаточно  устойчивые ко многим воздействиям, но имеющиеся в большом количестве  и с высокой плотностью, потому  их главная функция — непосредственное  регулирование базовых параметров  экологической стабильности ландшафта,  и именно эти узлы являются  первым источником пополнения  биоразнообразия при его нарушениях на локальном уровне. Узлы районного ранга влияют на территории порядка 1-10 тыс.км2. К ним относятся, например, все водораздельные леса, не попавшие в узлы высших рангов.

       Узлы местного ранга — самая  последняя, низшая ступень, именно  они, наряду с экологическими  коридорами, играют основную роль  в экологической стабилизации  всей территории, тонком регулировании  всех ее экологических параметров, хотя каждый из них оказывает  влияние лишь на окружающую  местность — группу полей или  овражно-балочную систему (до  1 тыс.км2). Характерные примеры — приводораздельные степные участки в верховьях балок или байрачные леса. Узлы этого ранга неустойчивы — их легко можно уничтожить.

       Коммуникации (каналы миграции).

      Коммуникации в экологическом  каркасе — это территории, по  которым может распространяться  вещество — как живое, так  и неживое. Распространяются, с  одной стороны, виды растений, животных и микроорганизмов, с  другой — вода, химические элементы, органические вещества. Коммуникации, обычно, имеют вид более или  менее широких полос, но для  миграций, например, птиц, нужна цепочка  соответствующих местообитаний.  Коммуникации играют для функционирования  каркаса не менее важную роль, чем узлы.

       Как и узлы, коммуникации ранжируются  на элементы межрегионального, регионального,  районного и местного уровня, связывающие узлы соответствующего  ранга. В условиях степной зоны, большинство коммуникативных элементов  приурочено к рекам и другим  водотокам. Это полосы пойменных  и террасных лугов, лесов, полосы  степей по материковым склонам  рек и по овражно-балочной сети. Не связаны с гидрографической  сетью: лесополосы различного  ранга, полосы отчуждения вдоль  железных и шоссейных дорог,  полосы природных сообществ по  административным и другим границам  и по некоторым хозяйственным  объектам.

Информация о работе Состояние экологического каркаса Обоянского района