Специфика и технология экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – определить специфику и технологию экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга.
Реализация данной цели возможно посредством решения целого ряда задач:
1. Определить специфику экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга
2. Выявить особенности экологического воспитания применительно к учреждениям культуры и досуга

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга 5
1.1. Специфика экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга 5
1.2. Направления технологий экологического воспитания 9
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по экологическому воспитанию в учреждениях культуры и досуга 13
2.1. Характеристика современных технологий экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга 13
2.2. Характеристика системы работы с детьми дошкольного возраста в учреждениях досуга и культуры 20
Заключение 28
Библиография 32
Приложение……..……………………………………………………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Специфика и технология экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Приложение……..……………………………………………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном этапе  развития цивилизации наиболее актуальными  становятся проблемы взаимоотношения  человека с окружающей средой. Социально-технический  прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера.

Еще лет двадцать назад  об экологии и экологическом образовании  речь не шла. В настоящее же время  оно стало одним из важных направлений  педагогики и реализуется во многих учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию, существует ряд дополнительных программ. Проводятся всероссийские, региональные, городские конференции по экологической проблематике, специальные курсы преподаются в педагогических вузах и колледжах, в ряде дошкольных учреждений появились педагоги-экологи. Казалось бы, все прекрасно. Однако опыт показывает, что далеко не все проблемы в этой области пока решены. Существуют разночтения в понимании терминов «экология», «экологическое воспитание (образование)», в определении целей, задач, содержания и методики экологического образования.

В связи с этим ученые-педагоги, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, В.С. Шилова и др.), обращают внимание на тот факт, что экологическое, образование должно стать обязательным на всех ступенях системы образования.

Решение задач экологического образования осуществляется при непосредственном и обязательном участии педагога. Именно он должен помочь воспитанникам сделать правильный выбор, обеспечить передачу ценностей экологической культуры не только в рамках школьного образования, но также в учреждениях культуры и досуга. Именно педагог призван закладывать основы бережного отношения к природе в этом возрасте. Формирование такого отношения невозможно без соответствующей подготовки будущих специалистов системы дошкольного образования.

Объектом исследования в настоящей работе является экологическое воспитание дошкольников

Предмет – специфические особенности и технологии экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга.

Таким образом, основная цель настоящей работы – определить специфику и технологию экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга.

Реализация данной цели возможно посредством решения целого ряда задач:

  1. Определить специфику экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга
  2. Выявить особенности экологического воспитания применительно к учреждениям культуры и досуга
  3. Рассмотреть технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста на примере станции натуралистов

Структура работы включает введение, две основные главы, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга

1.1. Специфика экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга

Как особое направление  науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом [2, 22]. В переводе с греческого языка «экология» – это наука о доме, жилище («ойкос» – дом, «логос» – наука). Сейчас это направление называется биологической, или классической, экологией. Конечно, экология – наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:

  • все связано со всем;
  • все куда-нибудь девается;
  • все что-нибудь, да стоит (ничто не дается даром);
  • природа знает лучше.

По мере развития общества экология все больше приобретала  социальное значение и в нашем  столетии вышла за рамки естественных наук. В середине ХХ века экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования [10, 14].

В последние  годы бурно развиваются новые  направления экологии – социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и природы, прикладная экология, экология человека, видеоэкология и другие. От проблемы «организм – среда» экология подошла к проблеме «человек – природа». Именно на этом этапе развития мы осознали роль и необходимость экологического образования, начиная с самого раннего возраста. Существование различных направлений экологии учитывается и при отборе содержания экологического образования. Нельзя забывать и о мировоззренческом значении экологии, а значит, и об ее связи со всеми сторонами жизни – историей, культурой, географией и т.п. В то же время не следует и размывать границы этого понятия, применяя его в качестве модного направления без всякого на то основания. В наши дни слово «экология» стало необычайно популярным, причем, как правило, оно употребляется в сочетании с такими не очень приятными для нас словами, как «катастрофа», «опасность», «кризис». Кроме того, это понятие приобрело новый, зачастую совершенно далекий от первоначального значения смысл в выражениях «экология души», «экология музыки», «экология речи», «экология культуры», о чем я уже упоминала выше. Конечно, каждый из этих терминов несет свою смысловую нагрузку, но слово «экология» нередко употребляется лишь ради моды, красивого звучания. Так, занимаясь проблемами «экологии души» (то есть проблемами нравственности, морали), педагоги затрагивают очень важный воспитательный аспект – формирование личности, в том числе и отношения к природе, окружающему миру. Но экология как наука здесь ни при чем. Несомненно, что нравственное начало очень важно для экологического воспитания, но это только один из его аспектов, хотя и очень значимый. Более того, не все законы природы нравственны с точки зрения человека.

В педагогике также  пока нет единого мнения по поводу целей, задач и терминологии экологического образования. В отличие от других ступеней системы непрерывного экологического образования, авторы программ, чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура». Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов звена только в последние годы и обычно употребляется как синоним экологического воспитания [10, 44-48].

Авторы программ, пособий предлагают разнообразные  формулировки целей и задач экологического воспитания: «воспитание начал экологической  культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование соответствующего этой проблеме сознания» (Г. Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры – «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».

Я предлагаю  понимать под экологическим воспитанием и образованием непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития [11, 31-38]:

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
  • развитие познавательного интереса к миру природы;
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
  • формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
  • освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
  • формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Конечная цель экологического образования — ответственное  отношение к окружающей среде. Это сложное комплексное образование и в связи с этим один учебный предмет, формирующий в основном естественнонаучные знания, в том числе и знания по биологической экологии (естествознание), справится с формированием многогранных отношений младших школьников к природной и социальной среде не может. Важная роль в экологическом образовании отводится межпредметным связям.

 

 

 

 

1.2. Направления технологий экологического воспитания

Технология - это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий [12, 56-59]. Технология - это методическое обеспечение программы, конкретно реализующая ее главные идеи и положения. В результате применения технологии на выходе повышается уровень экологической воспитанности, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования. К одной и той же программе может быть разработано несколько технологий, которые различаются между собой набором и характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяжении системы мероприятий в рамках учреждений культуры и досуга, но которые обязательно реализуют ведущие идеи программы.

Общая направленность технологий как системы эколого-педагогической работы в конкретной возрастной группе заключается в следующем (на примере игровых программ для дошкольников и младших школьников, например, в доме творчества/культуры):

• ориентировка на широкое использование непосредственного природного окружения, развивающей экологической среды, созданной в учреждении, на углубленное ознакомление с теми растениями и животными, с которыми они находятся в контакте;

• организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение циклов наблюдений), практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ), природоохранной (зимняя подкормка птиц, акции в защиту природных объектов), деятельности общения (эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами), отобразительной (изо деятельность, игра, конструирование);

• широкое использование  специально подобранной художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленное знакомство детей (в течение всего года) с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают события в природе, служат примером любви к природе, глубокого ее познания и творческого отражения;

• совместная творческая деятельность воспитателя с детьми: создание и использование самодельных  книг, альбомов на основе впечатлений  от литературных произведений и наблюдений за природными объектами;

• систематическое ознакомление детей всех возрастных групп с сезонными явлениями природы по «недельной методике», выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях природы;

•регулярное включение  игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС) в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группах;

• оптимальное соотношение  и сочетание педагогических мероприятий  в повседневной жизни, позволяющих  детям накопить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами в природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.

Особенностью любой технологии является планирование: мероприятия, которые в нее включены, спланированы на весь год. Исходными в этом процессе являются сезонные изменения в природе, определяющие содержание всех видов деятельности и эколого-педагогических мероприятий. Именно поэтому время проведения многих мероприятий в технологиях предопределено: циклы наблюдений за цветущими растениями участка возможны лишь в начале осени, а за первоцветами - ранней весной; цикл наблюдений за елью целесообразен в предновогоднее время и в сочетании с акцией в ее защиту; циклы наблюдений за птицами (декоративными, дикими) желательно сочетать с зимней подкормкой пернатых, создающей хорошие условия для наблюдений и т.д. Рассматривание картин, чтение литературных произведений подчиняется в технологиях той же логике - они дополняют и обогащают впечатления детей, полученные от наблюдений живой природы. При таком планировании и сочетании мероприятий технология любой возрастной группы приближается к оптимальному варианту.

Сама ценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

 

Информация о работе Специфика и технология экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга