Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:25, курсовая работа
Цель настоящей работы – определить специфику и технологию экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга.
Реализация данной цели возможно посредством решения целого ряда задач:
1. Определить специфику экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга
2. Выявить особенности экологического воспитания применительно к учреждениям культуры и досуга
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга 5
1.1. Специфика экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга 5
1.2. Направления технологий экологического воспитания 9
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по экологическому воспитанию в учреждениях культуры и досуга 13
2.1. Характеристика современных технологий экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга 13
2.2. Характеристика системы работы с детьми дошкольного возраста в учреждениях досуга и культуры 20
Заключение 28
Библиография 32
Приложение……..……………………………………………………………………………………………………34
Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.
В старшем дошкольном возрасте все конкретные занятия могут быть суммированы, обобщены. Появляется возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.
Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.
В рамках настоящего исследования нами был проведен анализ системы экологического воспитания на базе детской студии натуралистов. Учитывая современное состояние системы образования и воспитания, а также новые тенденции учреждение реализует образовательные программы.
Основная реализуемая в учреждении программа носит название «Друзья природы» и помимо базовых развивающих целей, типичных для подобного рода программ имеет также специфические:
1. Направлять активную
деятельность дошкольника на ос
2. Воспитывать в дошкольниках
гуманно-ценностное отношение
3. Воспитывать любовь к животному и растительному миру.
4. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.
5. Информировать дошкольников об экологической ситуации в городе, области, мире и о влиянии ее на здоровье людей.
Задачи педагогов и психологов сводятся к следующему:
1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:
2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:
Активная помощь администрации учреждения и соблюдение последовательности основных этапов работы (целеполагание, анализ, планирование, выбор программ и технологий, практическая деятельность, диагностика) являются залогом эффективности решения проблемы внедрения экологического образования в педагогический процесс в рамках учреждения.
Успех реализации программы обеспечивается следующими педагогическими условиями:
1. Создание экологической среды на базе детской студии натуралистов
2. Готовность педагога
к осуществлению
3. Личностно-ориентированное
взаимодействие взрослого и
4. Активное участие родителей в воспитательном процессе.
5. Установление педагогом
связей со школой, общественными
организациями, учреждениями
В учреждении созданы
следующие условия для
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.
Воспитать в детях
положительное отношение к
Работу с родителями предполагается проводить в форме собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия:
На общем родительском собрании родители познакомились с предметом экологии, компонентами экологической культуры, процессом формирования экологических знаний и отношений к природе, методикой экологического воспитания детей, послушали рассказ о том, как много дает ознакомление с природой уму и сердцу малыша, увидели групповые уголки природы, Зимний сад, оранжерею и теплицу детского сада, которые поражают разнообразием экзотических растений, аквариумом с огромными золотыми рыбками, попугаями, морской свинкой, красивыми букетами осенних листьев, экибан и т. д. Среди родителей были проведены тестирование, анкетирование. Вместе с сотрудниками учреждения и родителями воспитанников был составлен план работы с родителями.
В дошкольном возрасте у
ребенка бурно развивается
Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.
Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители.
Авторская программа «Друзья природы» рассчитана на работу с детьми от 2 до 7 лет. Уже в самом названии программы заложена главная идея и цель: помочь ребенку научиться дружить с природой, дать малышу понять, что природа – это наше здоровье, наша жизнь, без которых все остальное ничего не значит.
Перспективный план работы экологического центра «Друзья природы”»составлен с учетом возрастных особенностей детей по принципу от простого к сложному с развивающим компонентом. При составлении плана сотрудники центра опирались на разработки М. Д. Маханевой, И. В. Цветковой, Л. И. Греховой, С. Н. Николаевой и др. План основан на принципе повторяемости. В каждую возрастную группу включены следующие разделы:
Занятия по экологии проводятся
один раз в неделю по подгруппам
(8-12 человек), простые и комплексные.
Концепция дошкольного
Формы и методы работы с детьми используются самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео - и аудиозаписи.
По мере возможности, в зависимости от темы, в занятия включаются коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения (“Цветок”, “Медвежата выздоровели”, “Северный полюс” и др. ). Используются разные типы занятий, в своей работе по экологическому воспитанию отдается приоритет углубленно-познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности в “Лаборатории природы”.
Осознанное, правильное
отношение к природе
Чтобы активизировать и закрепить полученные на занятиях экологические знания, совместно с музыкальным руководителем проводятся музыкально-экологические развлечения и праздники (“Бесценная и всем необходимая вода”), вечера досуга (“Люблю березку русскую”), кукольные театры для малышей на экологические темы.
Умелая организация работы с детьми по уходу за животными в уголке природы позволяет решить задачу воспитания у детей гуманного и бережного отношения к миру природы.
Выводы по второй главе
Система экологического
воспитания дошкольников включает несколько
взаимосвязанных блоков, которые
охватывают все стороны эколого-
Реализовать программу формирования у детей начал экологической культуры можно при наличии в их жизненном пространстве эколого-развивающей среды — достаточного количества растений и животных, помещенных в экологически подходящие (в соответствии с их потребностями) условия на территории учреждения; специальных "экологических пространств": зимнего сада, цветников, "птичьего столба", экологической тропинки или "уголка нетронутой природы" на участке и т.п.
Информация о работе Специфика и технология экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга