Специфика и технология экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – определить специфику и технологию экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга.
Реализация данной цели возможно посредством решения целого ряда задач:
1. Определить специфику экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга
2. Выявить особенности экологического воспитания применительно к учреждениям культуры и досуга

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга 5
1.1. Специфика экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга 5
1.2. Направления технологий экологического воспитания 9
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по экологическому воспитанию в учреждениях культуры и досуга 13
2.1. Характеристика современных технологий экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга 13
2.2. Характеристика системы работы с детьми дошкольного возраста в учреждениях досуга и культуры 20
Заключение 28
Библиография 32
Приложение……..……………………………………………………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Специфика и технология экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.

В старшем дошкольном возрасте все  конкретные занятия могут быть суммированы, обобщены. Появляется возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.

Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.

Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает  интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.

2.2. Характеристика системы работы с детьми дошкольного возраста в учреждениях досуга и культуры

В рамках настоящего исследования нами был проведен анализ системы  экологического воспитания на базе детской студии натуралистов. Учитывая современное состояние системы образования и воспитания, а также новые тенденции учреждение реализует образовательные программы.

Основная реализуемая  в учреждении программа носит  название «Друзья природы» и помимо базовых развивающих целей, типичных для подобного рода программ имеет  также специфические:

1. Направлять активную  деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.

2. Воспитывать в дошкольниках  гуманно-ценностное отношение к  природе. 

3. Воспитывать любовь  к животному и растительному  миру.

4. Формировать у детей  экологические знания, культуру  и отношение к природе. 

5. Информировать дошкольников об экологической ситуации в городе, области, мире и о влиянии ее на здоровье людей.

Задачи педагогов и психологов сводятся к следующему:

1. Создавать условия  для формирования элементарных  биологических представлений: 

  • знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д. );
  • предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

2. Обеспечивать условия  для развития экологического  сознания:

  • знакомить с представителями живой и неживой природы;
  • рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
  • способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
  • знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;
  • способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;
  • создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

Активная помощь администрации учреждения и соблюдение последовательности основных этапов работы (целеполагание, анализ, планирование, выбор программ и технологий, практическая деятельность, диагностика) являются залогом эффективности решения проблемы внедрения экологического образования в педагогический процесс в рамках учреждения.

Успех реализации программы обеспечивается следующими педагогическими условиями:

1. Создание экологической среды на базе детской студии натуралистов

2. Готовность педагога  к осуществлению экологического  образования детей. 

3. Личностно-ориентированное  взаимодействие взрослого и ребенка  в процессе освоения программы. 

4. Активное участие  родителей в воспитательном процессе.

5. Установление педагогом  связей со школой, общественными  организациями, учреждениями дополнительного  образования. 

В учреждении созданы  следующие условия для осуществления  экологической работы с детьми дошкольного  возраста:

  • Зимний сад с живыми питомцами (золотые рыбки, попугаи, морская свинка, кролик);
  • Оранжерея;
  • Летняя теплица;
  • Уголки природы.

Особенность экологического воспитания состоит в большом  значении положительного примера в  поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.

Воспитать в детях  положительное отношение к природе  возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, я приступила к работе с родителями.

Работу с родителями предполагается проводить в форме собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия:

  • ознакомление родителей с работой учреждения по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы и т. д. );
  • организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника);
  • ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
  • туристические походы на природу, соревнования “Папа, мама, я – здоровая семья” и т.д.

На общем родительском собрании родители познакомились с  предметом экологии, компонентами экологической  культуры, процессом формирования экологических знаний и отношений к природе, методикой экологического воспитания детей, послушали рассказ о том, как много дает ознакомление с природой уму и сердцу малыша, увидели групповые уголки природы, Зимний сад, оранжерею и теплицу детского сада, которые поражают разнообразием экзотических растений, аквариумом с огромными золотыми рыбками, попугаями, морской свинкой, красивыми букетами осенних листьев, экибан и т. д. Среди родителей были проведены тестирование, анкетирование. Вместе с сотрудниками учреждения и родителями воспитанников был составлен план работы с родителями.

В дошкольном возрасте у  ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка - это когда ему вслух читают интересные книги. Начало этому должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает еще задолго до начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. Михалкова и др. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного, таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились - слушать чтение старших.

Приобщая ребенка к  миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Итак, воспитание у детей  любви к природе, способности  воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители.

Авторская программа «Друзья природы» рассчитана на работу с детьми от 2 до 7 лет. Уже в самом названии программы заложена главная идея и цель: помочь ребенку научиться дружить с природой, дать малышу понять, что природа – это наше здоровье, наша жизнь, без которых все остальное ничего не значит.

Перспективный план работы экологического центра «Друзья природы”»составлен с учетом возрастных особенностей детей по принципу от простого к сложному с развивающим компонентом. При составлении плана сотрудники центра опирались на разработки М. Д. Маханевой, И. В. Цветковой, Л. И. Греховой, С. Н. Николаевой и др. План основан на принципе повторяемости. В каждую возрастную группу включены следующие разделы:

  1. Животные, птицы и насекомые.
  2. Растительный мир.
  3. Неживая природа.
  4. Времена года.
  5. Отношение к миру природы.
  6. Труд в природе.

Занятия по экологии проводятся один раз в неделю по подгруппам (8-12 человек), простые и комплексные. Концепция дошкольного воспитания нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми (путешествия  в лес, КВН, “Что? Где? Когда?” “Поле чудес”, “Экологический калейдоскоп” и т. п. ). Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной).

Формы и методы работы с детьми используются самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео - и аудиозаписи.

По мере возможности, в зависимости от темы, в занятия включаются коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения (“Цветок”, “Медвежата выздоровели”, “Северный полюс” и др. ). Используются разные типы занятий, в своей работе по экологическому воспитанию отдается приоритет углубленно-познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности в “Лаборатории природы”.

Осознанное, правильное отношение к природе основывается на первоначальных знаниях о живом. Систематические наблюдения показывают, что трудности формирования гуманного отношения к живому в природе являются следствием недостаточных знаний детей о растениях и животных как живых организмов. Эти сведения следует предоставить в виде системы знаний о растениях и животных, живом организме на основе центральной связи – взаимодействие организма и среды. Такая программа содержит знания о комплексе существенных признаков живого (способность к питанию, дыханию, движению, рост, развитию, размножению), его морфо-функциональной целостности, конкретных взаимосвязях растений и животных со средой обитания, особенностях существования в условиях экосистемы (леса, луга, водоемы).

Чтобы активизировать и  закрепить полученные на занятиях экологические  знания, совместно с музыкальным  руководителем проводятся музыкально-экологические развлечения и праздники (“Бесценная и всем необходимая вода”), вечера досуга (“Люблю березку русскую”), кукольные театры для малышей на экологические темы.

Умелая организация  работы с детьми по уходу за животными  в уголке природы позволяет решить задачу воспитания у детей гуманного и бережного отношения к миру природы.

 

Выводы по второй главе

 

Система экологического воспитания дошкольников включает несколько  взаимосвязанных блоков, которые  охватывают все стороны эколого-педагогического  процесса в дошкольном учреждении: содержание экологического воспитания, способы его реализации (методы и технологии), организацию и управление процессом.

Реализовать программу  формирования у детей начал экологической  культуры можно при наличии в  их жизненном пространстве эколого-развивающей среды — достаточного количества растений и животных, помещенных в экологически подходящие (в соответствии с их потребностями) условия на территории учреждения; специальных "экологических пространств": зимнего сада, цветников, "птичьего столба", экологической тропинки или "уголка нетронутой природы" на участке и т.п.

Информация о работе Специфика и технология экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга