Специфика и технология экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

цель настоящей работы – определить специфику и технологию экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга.
Реализация данной цели возможно посредством решения целого ряда задач:
Определить специфику экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга
Выявить особенности экологического воспитания применительно к учреждениям культуры и досуга
Рассмотреть технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста на примере станции натуралистов

Вложенные файлы: 1 файл

Специфика и технология экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Построение методов  экологического воспитания базируется на следующих принципиальных моментах:

1) учете специфики  содержания экологического воспитания, исходящего из биоэкологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды;

2) подходе к любой  совместной деятельности как  педагогическому методу, если эта  деятельность: насыщена экологическим  содержанием, позволяет решать  задачи экологического воспитания  детей; систематическая, регулярно повторяющаяся; планируется и организуется воспитателем; нацелена па достижение воспитательно-образовательного результата;

3) одновременном решении  в деятельности воспитательных  и образовательных задач и  понимании их соподчиненности в экологическом воспитании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Экологическое воспитание и образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Цель экологического образования — ответственное отношение к окружающей среде. Это сложное комплексное образование и в связи с этим один учебный предмет, формирующий в основном естественно-научные знания, в том числе и знания по биологической экологии (естествознание), справится с формированием многогранных отношений младших школьников к природной и социальной среде не может. Важная роль в экологическом образовании отводится межпредметным связям.

Особенностью технологии экологического воспитания является планирование: мероприятия, которые в нее включены, спланированы на весь год. Исходными в этом процессе являются сезонные изменения в природе, определяющие содержание всех видов деятельности и эколого-педагогических мероприятий. Именно поэтому время проведения многих мероприятий в технологиях предопределено: циклы наблюдений за цветущими растениями участка возможны лишь в начале осени, а за первоцветами - ранней весной; цикл наблюдений за елью целесообразен в предновогоднее время и в сочетании с акцией в ее защиту; циклы наблюдений за птицами (декоративными, дикими) желательно сочетать с зимней подкормкой пернатых, создающей хорошие условия для наблюдений и т.д. Рассматривание картин, чтение литературных произведений подчиняется в технологиях той же логике - они дополняют и обогащают впечатления детей, полученные от наблюдений живой природы. При таком планировании и сочетании мероприятий технология любой возрастной группы приближается к оптимальному варианту.

Система экологического воспитания дошкольников включает несколько  взаимосвязанных блоков, которые  охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении: содержание экологического воспитания, способы его реализации (методы и технологии), организацию и управление процессом.

Реализовать программу  формирования у детей начал экологической культуры можно при наличии в их жизненном пространстве эколого-развивающей среды — достаточного количества растений и животных, помещенных в экологически подходящие (в соответствии с их потребностями) условия на территории учреждения; специальных "экологических пространств": зимнего сада, цветников, "птичьего столба", экологической тропинки или "уголка нетронутой природы" на участке и т.п.

Построение методов  экологического воспитания базируется на следующих принципиальных моментах: 1) учете специфики содержания экологического воспитания, исходящего из биоэкологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды; 2) подходе к любой совместной деятельности как педагогическому методу, если эта деятельность: насыщена экологическим содержанием, позволяет решать задачи экологического воспитания детей; систематическая, регулярно повторяющаяся; планируется и организуется воспитателем; нацелена па достижение воспитательно-образовательного результата; 3) одновременном решении в деятельности воспитательных и образовательных задач и понимании их соподчиненности в экологическом воспитании.

Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей  необходимо использовать разные формы  и методы в комплексе, правильно  сочетать их между собой. Выбор методов  и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.

Эффективность решения  задач экологического воспитания зависит  от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире.

Освоение систематизированных  знаний о растениях животных как  о живых организмах формирует  основы экологического мышления, обеспечивает максимальный эффект умственного развития детей и готовность их к усвоению экологических знаний в школе.

В учреждениях культуры и досуга необходима хорошая организация диагностической работы по экологическому образованию. Диагностическая работа вносится в годовой и календарные планы, имеются диагностические программы и заключения по анализу результатов диагностики. Психодиагностическое обследование детей проводится с применением диагностик, содержащих игровые задания.

Анализы результатов  диагностики позволяют сделать  следующие выводы:

Во-первых, на современном  этапе проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста является актуальной, что позволяет педагогам  ДОУ творчески подходить к  решению данной проблемы.

Во-вторых, анализ показателей  экологизации педагогического процесса в детском саду, результатов тестирования и анкетирования среди педагогов  и родителей, успешности привития экологической  культуры в разные возрастные периоды  учебно-воспитательного процесса и на всех этапах дошкольного детства позволяет сделать вывод, что вся проводимая работа по экологии эффективна и дает положительные результаты.

В-третьих, дети дошкольного  возраста стали более грамотными в области экологии, а именно: у дошкольников сформирована система знаний об экологических проблемах современности и путей их разрешения, мотивы, привычки, потребности экологической культуры, здорового образа жизни, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, своего поселка.

Таким образом, видно, что  проводимая работа по теме «Специфика и технология экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга» эффективна.

Ну а самое главное  в экологическом воспитании –  личная убежденность педагога, его  умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников. 

Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие  выводы:

    • Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества.
    • Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.
    • Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания.
    • Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.
    • Существует кардинальная разница между процессами воспитания экологических в учреждениях культуры и досуга по сравнению с общеобразовательными учреждениями. Занятия необходимо проводить наиболее ярко, красочно, интенсивно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1. Библиотека и экология: Информационно-методический сборник / Сост. Л.В. Гармаева. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2001. - 95 с.
  2. Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. (Природоохранная пропаганда. Вып.22)  - Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2001. - 96с.
  3. Глазачев С.Н., Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. М.: Горизонт, 2007
  4. Деребо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.
  5. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества. // Начальная школа.-1998, N12.
  6. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. М.: Наука 1980
  7. Кучер Т.В.  Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.
  8. Кушнарева И. День Земли // Дошкольное воспитание. 1994. N 7. С. 113-115.
  9. Лосев А.В., Провадкин Г.Г.. Социальная экология. М.: Владос, 2007
  10. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для вузов и ср. пед. заведений, - М., 1999.- 181с.
  11. Николаева С.H. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.
  12. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
  13. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
  14. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. Дом Карапуз, 2001. 432с.
  15. Экологическое воспитание школьников. / Под ред. Зверева И.Д., Суравеги-ной И.Т.- М.: Педагогика, 1999.
  16. Экологическое образование школьников/ под ред. Зверева И.Д, Суравегиной Т. И., М.: ИНФРА - М, 2003.
  17. Экологическое образование и просвещение: Сборник методических материалов/Сост. Е.С. Забельская. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2001. - 92 с.
  18. Экология и образование / Обл. юнош. б-ка; Сост. Г.Н. Иванова. - Иркутск, 2001. - 71 с.
  19. Экология - юным: Листовка / Сост. Р.А. Краснова. - Улан-Удэ, 2000. - 6 с.
  20. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Ж. Директор школы, вып. 2. М.,1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Праздник для  детей подготовительной к школе  группы

Программное содержание:

  1. Расширять представление о празднике,
  2. Воспитывать бережное отношение к природе,
  3. Развивать экологическую грамотность.

Виды деятельности: Познавательная, трудовая, игровая деятельности

Проводится на участке  детского сада. Продолжительность - 50-55 минут.

Празднику предшествует подготовительная работа: беседы о  природе, деревьях, травах, цветах, мире птиц и животных, рыбах, о бережном отношении к природе.

Совместно с детьми заранее  выбирается место для посадки  новых деревьев, разбиваются клумбы, выкапываются ямки для посадки саженцев. Непосредственно перед праздником около места будущих работ  оставляют лейки, ведерки, лопаты.

Роли ведущей, Совы, Водяного исполняют взрослые, остальные роли - дети.

В начале и в конце  праздника звучит в магнитофонной  записи песня «Зеленый мир» М. Парцхаладзе. Все остальные песни и хороводы дети поют без музыкального сопровождения, с голосовой поддержкой взрослых.

Дети гурьбой, не спеша, идут под звучание песни «Зеленый мир» (сл. Ю. Полухина) за воспитателем и останавливаются в начале полянки. На пеньке (или бревнышке) под высокой  елкой сидит бабушка Сова, дремлет. Она одета в русский сарафан, на голове чепец с кружевами, на носу - очки.

Ведущий. Дети, посмотрите, какая красота вокруг. Все цветет и зеленеет. Земля покрыта ярким ковром, раскрылись цветы, распустились почки на деревьях. Давайте подойдем к этой большой елке. Здесь кто-то сидит, но кто же это? (Дети высказывают свои предположения.) Даю вам загадку-подсказку:

Угадайте, что за птица

Света яркого боится.

Клюв крючком,

Глаза пятачком,

Ушастая голова, это... (сова).

Молодцы, дети! Правильно  отгадали загадку. Здесь сидит мудрая бабушка Сова. Она охраняет вход в волшебное зеленое царство. Давайте вежливо поздороваемся с ней, и она проснется.

Дети здороваются. Сова открывает глаза.

Сова. Здравствуйте! Я не сплю, зеленый лес сторожу! С чем ко мне пожаловали?

Ведущий. Бабушка Сова, пропустите нас, пожалуйста, в волшебное зеленое царство. Хотим посадить здесь вот эти деревца, лечебную траву и красивые цветы.

Информация о работе Специфика и технология экологического воспитания в учреждениях культуры и досуга