Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 12:52, реферат
В бывшем СССР охрану природы и рациональное использование природных ресурсов выделяли в особый раздел народнохозяйственного плана. В практику хозяйствования разрабатывались и внедрялись методы управления чистотой природной среды. Управление чистотой природной среды включало:
определение перспективных нормативов чистоты - окружающей природной среды для рассматриваемого период планирования и региона (территории) и выбор оптимальной стратегии их достижения (прогнозирование и планирование уровня чистоты окружающей среды, научно-техническое и ресурсное обеспечение планируемых мероприятий по охране среды от загрязнения);
совершенствование социальных механизмов реализации планов охраны ОС от загрязнения.
Введение…………………………………………………………..3
Глава 1. Нормирование качества атмосферного воздуха в
Российской Федерации…………………………………………...5
1.1. Санитарно-гигиенические нормативы качества воздуха, установленные в Российской Федерации………………………..6
1.2. Оценка загрязнения атмосферы в городах и промышленных зонах………………………………………………………………..7
Глава 2. Международные подходы к нормированию
качества атмосферного воздуха…………………………………..8
Глава 3. Нормирование выбросов вредных веществ в
атмосферный воздух в Российской Федерации………………….9
3.1 Правовые меры охраны атмосферного воздуха от производственно-хозяйственного, социально-бытового и иного воздействия……………………………………………………….10
Глава 4.Государственные стандарты атмосферного воздуха…15
Заключение………………………………………………………..25
Литература………………………………………………………...26
Предельно допустимая концентрация максимально разовая (ПДКмр) — концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, не вызывающая при вдыхании в течение 20 минут рефлекторных (в том числе, субсенсорных) реакций4 в организме человека.
Понятие ПДКмр используется при установлении научно-технических нормативов — предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. При этом обязательно, чтобы в результате рассеяния примесей в воздухе при неблагоприятных метеорологических условиях на границе санитарно-защитной зоны предприятия концентрация вредного вещества в любой момент времени не превышала ПДКмр.
1.2. Оценка загрязнения
атмосферы в городах и
Наблюдения за уровнем загрязнения воздуха в городах Российской Федерации проводятся территориальными органами Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (в настоящее время — в составе Министерства природных ресурсов и экологии РФ). Функции Росгидромета на местах выполняют Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС) и его подразделения. Посты наблюдений расположены в жилых районах, вблизи автомагистралей и крупных промышленных предприятий. В городах России измеряются концентрации более 20 различных веществ. Кроме непосредственно данных о концентрации примесей система дополняется сведениями о метеорологических условиях, о местоположении промышленных предприятий и их выбросах, о методах измерений и т.п. На основе этих данных, их анализа и обработки готовятся Ежегодники состояния загрязнения атмосферы на территории соответствующего Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Дальнейшее обобщение информации проводится в Главной геофизической
обсерватории им. А.И. Воейкова в Санкт-Петербурге.
Данные о загрязнении атмосферы являются важными как для оценки уровня загрязнения, так и для оценки риска заболеваемости и смертности населения. Для сравнительной оценки загрязнения воздушной среды используются различные индексы, которые позволяют учесть присутствие нескольких загрязняющих веществ. Наиболее распространенным является комплексный индекс загрязнения атмосферы(ИЗА).
При ранжировании городов и регионов по уровню загрязнения атмосферы для расчета комплексного ИЗА используют значения единичных индексов тех пяти веществ, у которых эти значения наибольшие. В большинстве регионов России к ним относятся оксиды азота, диоксид серы, бенз(а)пирен, озон, формальдегид, фенолы, свинец, пыль и др. Особый вклад в загрязнение вносят взвешенные вещества, которые могут не только представлять собой токсичные соединения, но и адсорбировать на своей поверхности другие токсичные вещества, в т.ч. ксенобиотики, пыли биогенного происхождения, патогенные микроорганизмы, тем самым способствуя вторичному загрязнению атмосферного воздуха.
Глава 2. Международные подходы к нормированию
качества атмосферного воздуха
Нормирование качества атмосферного воздуха в Европе осуществляется путем установления стандартов качества (предельных величин или целевых показателей, достижение которых должно быть обеспечено к определенному времени). Определение стандартов качества атмосферного воздуха осуществляется на основеследующих принципов:
– Учет эффектов, которые вредные вещества оказывают на тех или иных реципиентов (человека и/или объекты окружающей среды). При этом не рассматривается технологическая достижимость стандартов качества или экономическая целесообразность обеспечения соответствия им.
– Универсальность. Одни и те же стандарты устанавливаются практически для всех стран-членов ЕС, хотя для ряда территорий могут быть определены особые стандарты (например, в целях достижения природоохранных целей, на особо охраняемых природных территориях и пр.).
– Практическая достижимость. Сложности достижения соответствия требованиям жестких стандартов обусловили появление концепции интервалов приемлемых отклонений
(Margins of Tolerance).
Существует также перечень стандартов, предписывающих требования к контролю , обращению с определенными материалами и к выбросам вредных веществ, основной принцип установления которых состоит в следующем:
– Технологическая достижимость и экономическая целесообразность (что не
предполагает легкости обеспечения соответствия требованиям стандартов)
Стандарты имеют тенденцию к ужесточению; с течением времени принимаются все более строгие нормативы, что предполагает учет следующих принципов:
– Требования в отношении каких-либо конкретных технологий не предписываются; напротив, предполагается, что мотивация специалистов к поиску инновационных решений поддерживается последовательно ужесточающимися стандартами качества окружающей среды
– Принцип наилучших доступных технологий, направленный на обеспечение
практического внедрения наилучших технологических и технических решений, обеспечивающих предотвращение или снижение выбросов вредных веществ, но являющихся, в то же время, экономически целесообразными и применимыми в условиях конкретного региона.
Комплексный подход:
– Меры по предотвращению и сокращению выбросов вредных веществ в воздух не должны приводить к возрастанию нагрузки на другие природные среды (требование Директивы ЕС по комплексному предотвращению и контролю загрязнения окружающей среды).
Международный подход (в том числе, учет трансграничного переноса загрязняющих веществ):
– Трансграничный характер проблем загрязнения атмосферного воздуха учитывается в двух аспектах. Во-первых, ни одно государство-член ЕС не обязано обеспечивать приемлемое качество воздуха по тем показателям, которые обусловлены выбросами загрязняющих веществ из источников, расположенных вне его территории. Во-вторых, государства-члены ЕС обязаны сокращать выбросы вредных веществ, которые могут оказывать вредное воздействия на реципиентов, расположенных на территориях сопредельных стран даже в тех случаях, когда эти выбросы не сказываются на состоянии окружающей среды на их собственных территориях. Ожидается, что в случае необходимости сопредельные страны будут вести взаимные консультации по вопросам качества воздуха.
Глава 3. Нормирование выбросов вредных веществ в
атмосферный воздух в Российской Федерации
Понятие научно-технического нормирования получило распространение в различных странах в 70-80 годы ХХ века. Этот вид нормирования предполагает наложение экологически обоснованных граничных условий (введение ограничений) на источники негативного воздействия на окружающую среду. В отношении атмосферного воздуха для этого необходимо обеспечить переход от размерности стандартов воздуха к технологическим нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Но переход этот можно назвать обратным: именно вследствие воздействия всего многообразия антропогенных и природных источников изменяется состав атмосферного воздуха и его качество в крупных городах, промышленных центрах, зонах размещения предприятий добывающих отраслей и пр. ухудшается.
С позиции практиков, занятых управлением промышленными предприятиями, и представителей органов исполнительной власти, осуществляющих функции контроля и надзора в сфере экологической безопасности производственной деятельности, именно технологические нормативы позволяют ставить четкие задачи и контролировать экологическую результативность хозяйствующих субъектов, а тем самым и соблюдение ими требований природоохранного законодательства.
В отношении воздухоохранной деятельности технологические нормативы
устанавливаются в виде нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Эти нормативы устанавливаются как для стационарных, так и для передвижных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражают максимально допустимую массу выброса конкретного вредного вещества в
атмосферный воздух в расчете на единицу продукции (а также мощности пробега транспортных или иных передвижных средств и др.).
Работы по установлению предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для отдельных стационарных источников выбросов и предприятий в целом осуществляются в соответствии с Федеральными законами № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (04.05.99, в редакции от 31.12.2005) и № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (10.01.2002, в редакции от 22.08.04) и
Положением «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 183.
В соответствии со Ст.23 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (10.01.2002, в редакции от 22.08.04), «Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов». К настоящему времени законодательством РФ не определено, какие технологии (и технические решения) следует относить к наилучшим доступным и как, собственно, учитывать сведения о наилучших доступных технологиях при установлении нормативов предельно допустимых выбросов. Нормативно-методическая база по установлению ПДВ и сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу находится в стадии развития с постепенным перенесением акцента от решений «на конце трубы» к технологическим и управленческим решениям, направленным на предотвращение негативного воздействия.
3.1 Правовые меры охраны атмосферного
воздуха от производственно-
Меры охраны атмосферного воздуха, предусмотренные
в Законе, установлены в форме возложения
юридических обязанностей на пользователей
атмосферным воздухом и атмосферной средой.
Так, согласно ст. 12 Закона, предприятия,
учреждения и организации, деятельность
которых связанная с выбросами загрязняющих
веществ в атмосферный воздух, вредным
воздействием физических и биологических
факторов на него, обязаны: осуществлять
организационно-хозяйственные, технические
и другие меры по обеспечению выполнения
условий и требований, предусмотренных
в разрешениях на выбросы загрязняющих
веществ; принимать меры по уменьшению
объемов выбросов загрязняющих веществ
и снижению вредного воздействия физических
и биологических факторов; обеспечивать
бесперебойную эффективную работу и поддержание
в исправном состоянии сооружений, оборудования
и аппаратуры для очистки выбросов и уменьшения
уровней другого вредного воздействия;
осуществлять контроль за объемом и состоянием
загрязняющих веществ, выбрасываемых
в атмосферный воздух и уровнями другого
вредного воздействия и вести их постоянный
учет; иметь заранее разработанные специальные
меры по охране атмосферного воздуха на
случай аварийных ситуаций и неблагоприятных
метеорологических условий и принимать
меры для ликвидации причин и последствий
загрязнения атмосферного воздуха.
Выполнение указанных мер по охране атмосферного
воздуха не должно приводить к загрязнению
почв, вод, лесов и других природных объектов.
В этой связи важным является подразделение
современным воздухоохранным законодательством
источников, загрязняющих атмосферный
воздух на стационарные и передвижные.
На этой основе разграничиваются и требования,
предъявляемые к стационарным и передвижным
источникам загрязнения.
Стационарные источники загрязнения, могут
осуществлять выбросы загрязняющих веществ
в атмосферный воздух только по специальным
разрешениям, выдаваемым органами Минэкоресурсов.
Объемы этих выбросов определяются на
основе нормативов предельно допустимых
выбросов загрязняющих веществ. Любая
деятельность, связанная с нарушением
условий и требований в отношении выбросов
загрязняющих веществ в атмосферный воздух
и вредного воздействия физических и биологических
факторов на него, предусмотренных разрешениями,
может быть ограничена, временно запрещена
(приостановлена) или прекращена местными
органами государственной исполнительной
власти,.
Уровни вредного воздействия физических
и биологических факторов на атмосферный
воздух устанавливаются на основании
нормативов, а в случаях, когда на них выдано
разрешение, - должны соблюдаться и другие
требования, предусмотренные этим разрешением.
Разрешения выдаются Минздравом, Минэкоресурсов
и их органами на местах в соответствии
с порядком утверждения нормативов предельно
допустимых вредных воздействий физических
и биологических факторов на атмосферный
воздух. Местные органы государственной
исполнительной власти, органы местного
самоуправления, предприятия, учреждения,
организации и граждане при осуществлении
своей деятельности обязанные принимать
необходимые меры по предупреждению и
недопущению превышения установленных
уровней акустического, электромагнитного,
ионизирующего и другого вредного воздействия
на атмосферный воздух и здоровье человека.
Вредные воздействия на атмосферный воздух,
для которых не установлены соответствующие
нормативы экологической безопасности,
запрещаются Предприятия, учреждения
и организации, выбросы загрязняющих веществ
или вредные воздействия которых при превышении
установленных предельных нормативов,
авариях и неблагоприятных метеорологических
условиях могут привести к чрезвычайным
экологическим ситуациям, обязаны иметь
заранее разработанные специальные меры
по охране атмосферного воздуха, согласованные
с органами Минэкоресурсов и Минздрава,
местными органами государственной исполнительной
власти и органами местного самоуправления.
При возникновении чрезвычайных экологических
ситуаций руководители предприятий, учреждений
и организаций обязаны немедленно в установленном
порядке сообщить об этом органам, которые
осуществляют государственный контроль
в области охраны атмосферного воздуха,
и принять меры по охране атмосферного
воздуха и ликвидации причин и последствий
его загрязнения.
Деятельность, направленная на искусственные
изменения состояния атмосферы и атмосферных
явлений в хозяйственных целях, может
осуществляться предприятиями, учреждениями
и организациями только по разрешениям
Минэкоресурсов, согласованным с местными
органами государственной исполнительной
власти и органами местного самоуправления.
Предприятия, учреждения и организации
в соответствии с международными соглашениями,
обязаны сокращать и в дальнейшем полностью
прекратить производство и использование
химических веществ, вредно воздействующих
на озоновый слой, а также сокращать выбросы
в окружающую природную среду диоксида
углерода и других веществ, накопления
которых в атмосферном воздухе может привести
к негативным изменениям.
Передвижные источники загрязнения в
современных условиях оказывают ощутимое
негативное воздействие на атмосферный
воздух, среди которых особенно выделяются
автотранспортные средства. В целях предотвращения
загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными
и другими передвижными источниками и
установками и уменьшения вредного воздействия
их физических факторов, в соответствии
с требованиями воздухоохранного законодательства,
должна осуществляться: разработка и выполнение
комплекса мер по снижению токсичности
выбросов, обезвреживанию вредных веществ
и уменьшению вредного физического воздействия
при проектировании, производстве, эксплуатации
и ремонте автомобилей, самолетов, судов,
других передвижных средств и установок;
перевод транспортных средств на менее
токсичные виды энергии и топлива; рациональное
планирование и застройка населенных
пунктов с соблюдением необходимого расстояния
до автомобильных дорог; вывод из густонаселенных
жилых кварталов за пределы города автотранспортных
предприятий, автозаправочных станций,
грузового транзитного автомобильного
транспорта; ограничение въезда автомобильного
транспорта и других передвижных средств
и установок в зоны поселения, места отдыха
и туризма; улучшение содержания в надлежащем
состоянии автомобильных дорог и уличных
покрытий; внедрение в городах автоматизированных
систем регулирования дорожного движения;
совершенствование технологий транспортировки
и хранения топлива, обеспечение постоянного
контроля за качеством топлива на нефтеперерабатывающих
предприятиях и автозаправочных станциях;
усовершенствование деятельности контрольно-регулировочных
и диагностических пунктов по проверке
содержания загрязняющих веществ в отработанных
газах автотранспортных и других передвижных
средств и установок, а также их вредного
физического воздействия на атмосферный
воздух. Производство и эксплуатация транспортных
и других передвижных средств, в которых
содержание загрязняющих веществ в отработанных
газах превышает нормативы или уровни
вредного воздействия физических факторов,
запрещаются.
Определённое воздействие на состояние
атмосферного воздуха может оказываться
при осуществлении сельскохозяйственной
деятельности. Поэтому в соответствии
со ст. 20 Закона, перечни средств защиты
растений, стимуляторов их роста, минеральных
удобрений и других препаратов, использование
которых разрешается в хозяйственной
деятельности, а также способы их применения
согласовываются с Минздравом и Минэкоресурсов.
При создании новых препаратов должны
разрабатываться нормативы предельно
допустимых концентраций и методы определения
остаточного количества этих препаратов
в атмосферном воздухе. Предприятия, учреждения,
организации, и граждане обязаны соблюдать
правила транспортировки, хранения и применения
средств защиты растений.
Вредоносное влияние на состояние атмосферного
воздуха может иметь место при добыче
полезных ископаемых и проведении горных
работ. Добыча полезных ископаемых и взрывные
работы должны проводиться с соблюдением
правил по предотвращению или снижению
уровней загрязнения атмосферного воздуха
способами, согласованными с Минэкоресурсов
и Минздравом и другими органами в соответствии
с требованиями законодательства. Размещение
в населенных пунктах новых терриконов
и отвалов, которые могут быть источниками
загрязнения атмосферного воздуха или
иного вредного воздействия на него, запрещается.
Качественное состояние атмосферного
воздуха в настоящее время в значительной
мере зависит от своевременной и надлежащей
утилизации производственных и бытовых
отходов. Согласно требованиям ст. 22 Закона,
складирование, хранение или размещение
производственных отходов и бытового
мусора, которые являются источниками
загрязнения атмосферного воздуха пылью,
вредными газообразными веществами и
веществами с неприятным запахом или иного
вредного воздействия, допускается при
наличии специального разрешения местных
органов государственной исполнительной
власти и органами местного самоуправления
только на определенных территориях и
в пределах установленных ими лимитов
с соблюдением нормативов экологической
безопасности и при возможности их дальнейшего
хозяйственного использования. Не допускается
сжигание указанных отходов на территории
предприятий, учреждений, организаций
и населенных пунктов, за исключением
случаев, когда это осуществляется с использованием
специальных установок при соблюдении
требований.
Среди мер охраны атмосферного воздуха
определённое место занимают требования
по предотвращению и снижению шумового
воздействия. В целях предотвращения,
снижения воздействий и достижения безопасных
уровней производственных и других шумов
в соответствии с требованиями законодательства
должны осуществляться: создание и внедрение
малошумных машин и механизмов на основе
технического нормирования; улучшение
конструкций транспортных средств и условий
их эксплуатации, а также содержания в
надлежащем состоянии железнодорожных
и трамвайных путей, автомобильных дорог,
уличных покрытий; размещения предприятий,
транспортных магистралей, аэродромов
и других объектов с источниками шума
при планировании и застройке населенных
пунктов в соответствии с установленными
санитарно-техническими требований и
картами шума; производство строительных
материалов, конструкций и технических
средств и сооружений с необходимыми акустическими
свойствами; организационные меры для
предотвращения и снижения производственных,
коммунальных, бытовых и транспортных
шумов, включая введение рациональных
схем и режимов движения железнодорожного,
воздушного, водного и автомобильного
транспорта в пределах населенных пунктов.
Согласно ч. 3 ст. 23 воздухоохранного Закона,
граждане обязаны соблюдать требования,
направленные на снижение уровней бытового
шума в квартирах, во дворах жилых домов,
на улицах, в местах отдыха и других общественных
местах.
В случаях, когда по расчетам в сводных
проектах или результатами наблюдений
за состоянием атмосферного воздуха превышаются
нормативы экологической безопасности,
органы Минэкоресурсов и Минздрава могут
устанавливать для отдельных из них более
строгие нормативы предельно допустимых
выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
воздух и уровней вредного воздействия
физических и биологических факторов.
В таких случаях эти предприятия, учреждения
и организации обязаны разработать дополнительные
меры по уменьшению выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух и снижению
уровней вредного физических и биологических
факторов на него в порядке, определенном
законодательством. При невозможности
уменьшения выбросов загрязняющих веществ
и снижения уровней вредного воздействия
физических и биологических факторов
на атмосферный воздух до установленных
нормативов, деятельность соответствующих
предприятий, учреждений, организаций,
сооружений и других объектов прекращается
или их производственный профиль подлежит
изменению в соответствии с требованиями
Закона «Об охране окружающей природной
среды»
В районах жилой застройки, массового
отдыха и оздоровления населения при определении
мест размещения новых, реконструкции
действующих предприятий, сооружений
и других объектов, воздействующих на
состояние атмосферного воздуха, устанавливаются
санитарно-защитные зоны. Если в результате
нарушения установленных размеров и режима
санитарно-защитных зон возникает необходимость
в отселении населения, выведении из этих
зон объектов социального назначения
или осуществления других мер, предприятия,
учреждения и организации, местные органы
государственной исполнительной власти
и органы местного самоуправления должны
решать вопросы финансирования необходимых
мероприятий и определять сроки их реализации.
При определении мест застройки, проектировании
строительства и реконструкции предприятий,
сооружений и других объектов, воздействующих
на состояние атмосферного воздуха, проводится
согласование с органами, осуществляющими
государственный контроль в области охраны
атмосферного воздуха.
Для определения экологической безопасности
при проектировании, размещении и строительстве
новых и реконструкции действующих предприятий,
сооружений и других объектов проводится
экологическая экспертиза в порядке, определённом
законодательством. Условия и порядок
проведения такой экспертизы, требования
к составу экспертов и их функции, а также
выполнение её заключений и выводов в
настоящее время определены в Законе «Об
экологической экспертизе»1. Без проведения экологической экспертизы
проектов размещения и строительства
новых и реконструкции действующих предприятий,
они не могут быть реализованы.
Атмосферный воздух подлежит охране в
процессе использования научных открытий,
новых изобретений, промышленных образцов
и т.д. Законодательством запрещается
использование открытий, изобретений,
полезных моделей, промышленных образцов,
рационализаторских предложений, применение
новой техники, импортного оборудования,
технологий и систем, если они не отвечают
требованиям по охране атмосферного воздуха.
В случае нарушения предусмотренных законодательством
требований такая деятельность прекращается
уполномоченными на то государственными
органами, а виновные в этом лица могут
быть привлечены к юридической ответственности.
Глава 4.Государственные стандарты атмосферного воздуха
ГОСТ 17.2.2.04-86 |
Охрана природы. Атмосфера. Двигатели газотурбинные самолетов гражданской авиации. Нормы и методы определения выбросов загрязняющих веществ |
01.01.1987 |
действующий |
Название (англ.): Nature protection. Atmosphere. Civil aviation aeroplane gas-turbine
engines. Norms and methods of contaminant ejection determinationОбласть применения: Настоящий
стандарт распространяется на газотурбинные
двигатели самолетов гражданской авиации
с дозвуковой скоростью полета и устанавливает
нормы и методы определения выбросов с
отработавшими газами частиц сажи, несгоревших
углеводородов, окиси углерода и окислов
азота при стендовых испытаниях двигателей,
а также требования по предотвращению
выброса топлива в атмосферу. | |||
ГОСТ 17.2.3.01-86 |
Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов |
01.01.1987 |
действующий |
Название (англ.): Nature protection. Atmosphere. Air quality control regulations for
populated areasОбласть применения: Настоящий
стандарт распространяется на правила
контроля качества воздуха селитебных
территорий существующих и вновь строящихся
населенных пунктов. | |||
ГОСТ 17.2.4.01-80 |
Охрана природы. Атмосфера. Метод определения величины каплеуноса после мокрых пылегазоочистных аппаратов |
01.07.1981 |
действующий |
Название (англ.): Nature protection. Atmosphere. Method for determining the amount of drops carried after apparatus for wet scrubbing of dust and gases have been operatedОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает метод определения величины каплеуноса после мокрых аппаратов пылегазоочистки, орошаемых водными растворами солей, кислот и щелочей при конечном каплеуносе не более 5 г/м куб. (при нормальных условиях - температуре 0 град. С и давлении 101325 Па) и содержании в массе остаточной пыли водорастворимой соли с выбранным ионом-индикатором менее 2%. Скорость в газоходе на выбранном участке не должна превышать 25 м/с | |||
ГОСТ 17.2.4.02-81 |
Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ |
01.07.1982 |
действующий |
Название (англ.): Nature protection. Atmosphere. General requirements for determination
of pollutantsОбласть применения: Настоящий
стандарт устанавливает общие требования
к методам определения загрязняющих веществ
в атмосферном воздухе. На основе настоящего
стандарта должны разрабатываться государственные
стандарты на конкретные методы определения
загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. | |||
ГОСТ 17.2.4.03-81 |
Охрана природы. Атмосфера. Индофенольный метод определения аммиака |
01.07.1982 |
действующий |
Название (англ.): Nature protection. Atmosphere. Indophenol method for determination
of ammoniaОбласть применения: Настоящий
стандарт устанавливает индофенольный
метод определения разовых и среднесуточных
концентраций аммиака в атмосферном воздухе
в диапазоне от 0,1 до 1,0 мг/м куб. | |||
ГОСТ 17.2.4.04-82 |
Охрана природы. Атмосфера. Нормирование внешних шумовых характеристик судов внутреннего и прибрежного плавания |
01.07.1984 |
действующий |
Название (англ.): Nature protection. Atmosphere. Rating of ambient noise characteristics
of inland and coastwise navigation shipsОбласть применения: Настоящий
стандарт распространяется на суда внутреннего
и смешанного плавания, катера, моторные
лодки, суда прибрежного плавания всех
типов, классов и назначения, эксплуатируемые
в полосе на расстоянии менее 500 м от берега. | |||
ГОСТ 17.2.4.05-83 |
Охрана природы. Атмосфера. Гравиметрический метод определения взвешенных частиц пыли |
01.01.1985 |
действующий |
Название (англ.): Nature protection. Atmosphere. Gravimetric method for determination of suspended dust particlesОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает гравиметрический метод определения разовых и среднесуточных концентраций взвешенных частиц пыли в воздухе населенных пунктов и санитарнозащитных зон промышленных предприятий в диапазоне 0,04-10 мг/куб.м | |||
ГОСТ 17.2.6.01-86 |
Охрана природы. Атмосфера. Приборы для отбора проб воздуха населенных пунктов. Общие технические требования |
утратил силу в РФ | |
Название (англ.): Nature protection. Atmosphere. Devices for air sampling in settlements.
General techniсal requirementsОбласть применения: Настоящий
стандарт распространяется на приборы
для отбора проб воздуха населенных пунктов
с целью дальнейшего лабораторного анализа. | |||
ГОСТ 17.2.6.02-85 |
Охрана природы. Атмосфера. Газоанализаторы автоматические для контроля загрязнения атмосферы. Общие технические требования |
01.01.1987 |
действующий |
Название (англ.): Nature protection. Atmosphere. Automatic gas analysers for air pollution
monitoring. General technical requirementsОбласть применения: Настоящий
стандарт распространяется на автоматические
газоанализаторы, предназначенные для
контроля загрязнения атмосферы в городах
и других населенных пунктах, а также для
измерения фоновых уровней загрязнения
атмосферы. | |||
ГОСТ 17433-80 |
Промышленная чистота. Сжатый воздух. Классы загрязненности |
01.01.1981 |
действующий |
Название (англ.): Industries purity. Compressed air grades of contaminationОбласть применения: Настоящий стандарт распространяется на сжатый воздух, предназначенный для питания пневматических устройств и систем, работающих при давлении до 2,5 МПа, и устанавливает класс загрязненности по составу и содержанию посторонних примесейНормативные ссылки: ГОСТ 17433-72 | |||
ГОСТ 24484-80 |
Промышленная чистота. Сжатый воздух. Методы измерения загрязненности |
01.01.1981 |
действующий |
Название (англ.): Industries purity. Compressed air methods of measuring of contaminationОбласть применения: Настоящий стандарт распространяется на сжатый воздух, предназначенный для питания пневматических устройств и систем, работающих при давлении до 2,5 МПа, и устанавливает методы определения его загрязненности на соответствие ГОСТ 17433-80 | |||
ГОСТ Р 52716-2007 |
Воздух рабочей зоны. Определение массовой концентрации монооксида углерода. Метод с использованием индикаторных трубок с непосредственным отсчетом показаний и ускоренным отбором проб |
01.10.2007 |
действующий |
Название (англ.): Work-place air. Determination of mass concentration of carbon monoxide.
Method using detector tubes for short-term sampling with direct indicationОбласть применения: Настоящий
стандарт устанавливает метод определения
содержания монооксида углерода в воздухе
рабочей зоны при массовой концентрации,
превышающей 10 мг/м куб. с использованием
индикаторных трубок. | |||
ГОСТ Р 52717-2007 |
Воздух рабочей зоны. Определение массовой концентрации диоксида азота. Метод с использованием индикаторных трубок с непосредственным отсчетом показаний и ускоренным отбором проб |
01.10.2007 |
действующий |
Название (англ.): Work-place air. Determination of mass concentration of nitrogen dioxide.
Method using detector tubes for short-term sampling with direct indicationОбласть применения: Настоящий
стандарт устанавливает метод определения
массовой концентрации диоксида азота
в диапазоне от 1 до 50 мг/м куб., находящегося
в воздухе рабочих мест (рабочих зон или
стационарных постов), с использованием
индикаторных трубок. | |||
ГОСТ Р 52733-2007 |
Атмосферный воздух. Определение диоксида серы. Ультрафиолетовый флуоресцентный метод |
01.06.2008 |
действующий |
Название (англ.): Ambient air. Determination of sulfur dioxide. Ultraviolet fluorescence
methodОбласть применения: Настоящий
стандарт устанавливает ультрафиолетовый
флуоресцентный метод измерений содержания
диоксида серы в атмосферном воздухе с
применением автоматических газоанализаторов. | |||
ГОСТ Р ИСО 4224-2007 |
Воздух атмосферный. Определение содержания монооксида углерода. Метод недисперсионной инфракрасной спектрометрии |
01.09.2008 |
действующий |
Название (англ.): Ambient air. Determination of carbon monoxide. Non-dispersive infrared
spectrometry methodОбласть применения: Настоящий
стандарт устанавливает метод недисперсионной
инфракрасной спектрометрии для непрерывного
определения содержания монооксида углерода
в атмосферном воздухе. | |||
ГОСТ Р ИСО 10473-2007 |
Воздух атмосферный. Измерение массы твердых частиц на фильтрующем материале. Метод поглощения бета-лучей |
01.09.2008 |
действующий |
Название (англ.): Ambient air. Measurement of the mass of particulate matter on a filter
medium. Beta-ray absorption methodОбласть применения: Настоящий
стандарт устанавливает метод измерения
массы твердых частиц, содержащихся в
атмосферном воздухе, основанный на поглощении
бета-лучей твердыми частицами. | |||
ГОСТ Р ИСО 12884-2007 |
Воздух атмосферный. Определение общего содержания полициклических ароматических углеводородов (в газообразном состоянии и в виде твердых взвешенных частиц). Отбор проб на фильтр и сорбент с последующим анализом методом хромато-масс-спектрометрии |
01.10.2008 |
действующий |
Название (англ.): Ambient air. Determination of total (gas and particle phase) polycyclic
aromatic hydrocarbons. Collection on sorbent-backed filters with gas
chromatographic/mass spectrometric analysesОбласть применения: Настоящий
стандарт устанавливает требования к
отбору, подготовке и анализу проб на содержание
полициклических ароматических углеводородов
(ПАУ) в атмосферном воздухе. Стандарт
применяют для отбора проб ПАУ в газообразном
состоянии и в виде твердых частиц и определения
их общего содержания. Метод позволяет
проводить отбор больших по объему проб
воздуха (до 350 м куб.) с помощью насоса
достаточно высокой производительности
(от 100 до 250 л/мин) и обнаруживать ПАУ на
уровне массовой концентрации 0,05 нг/м
куб. или менее. Метод был подтвержден
для продолжительности отбора проб до
24 ч. | |||
ГОСТ Р ИСО 16000-1-2007 |
Воздух замкнутых помещений. Часть 1. Отбор проб. Общие положения |
01.10.2007 |
действующий |
Название (англ.): Indoor air. Part 1. Sampling. GeneralОбласть применения: Настоящий
стандарт устанавливает общие положения
для разработки методики отбора проб и
предназначен для планирования мониторинга
загрязнений воздуха замкнутых помещений. | |||
ГОСТ Р ИСО 16000-2-2007 |
Воздух замкнутых помещений. Часть 2. Отбор проб на содержание формальдегида. Основные положения |
01.10.2007 |
действующий |
Название (англ.): Indoor air. Part 2. Sampling for formaldehyde content. Main principlesОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает положения, которыми руководствуются при планировании измерений содержания формальдегида в воздухе замкнутых помещений. При проведении измерений в воздухе замкнутых помещений планирование отбора проб имеет особое значение, поскольку результат измерения может влиять на последующие действия, например, указывать на необходимость ремонта или успешность его выполнения | |||
ГОСТ Р ИСО 16000-3-2007 |
Воздух замкнутых помещений. Часть 3. Определение содержания формальдегида и других карбонильных соединений. Метод активного отбора проб |
01.10.2008 |
действующий |
Название (англ.): Indoor air. Part 3. Determination of formaldehyde and other carbonyl compounds. Active sampling methodОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает метод определения формальдегида (НСНО) и других карбонильных соединений (альдегидов и кетонов) в воздухе. Метод, применяемый для определения формальдегида, после соответствующей модификации используют для детектирования и количественного определения других карбонильных соединений (не менее 13 соединений). Метод применяют для определения формальдегида и других карбонильных соединений в диапазоне значений массовой концентрации приблизительно от 1 мкг/м куб. до 1 мг/м куб. С помощью метода, приведенного в стандарте, получают усредненную по времени пробу. Метод может быть использован как при долгосрочном (от 1 до 24 ч), так и при краткосрочном (от 5 до 60 мин) отборе проб воздуха для определения содержания в нем формальдегида | |||
ГОСТ Р ИСО 16000-4-2007 |
Воздух замкнутых помещений. Часть 4. Определение формальдегида. Метод диффузионного отбора проб |
01.10.2007 |
действующий |
Название (англ.): Indoor air. Part 4. Determination of formaldehyde. Diffusive sampling
methodОбласть применения: Настоящий
стандарт устанавливает метод определения
формальдегида в воздухе замкнутых помещений
с применением высокоэффективной жидкостной
хроматографии для анализа раствора, полученного
при извлечении формальдегида растворителем
из диффузионного пробоотборного устройства. | |||
ГОСТ Р ИСО 16000-6-2007 |
Воздух замкнутых помещений. Часть 6. Определение летучих органических соединений в воздухе замкнутых помещений и испытательной камеры путем активного отбора проб на сорбент Tenax ТА с последующей термической десорбцией и газохроматографическим анализом с использованием МСД/ПИД |
01.10.2007 |
действующий |
Название (англ.): Indoor air. Part 6. Determination of volatile organic compounds in
indoor and test chamber air by active sampling on Tenax TA sorbent,
thermal desorption and gas chromatography using MS/FIDОбласть применения: Настоящий
стандарт устанавливает метод определения
летучих органических соединений (ЛОС)
в воздухе замкнутых помещений, а также
в воздухе, отобранном для определения
выделения ЛОС строительными материалами,
с использованием испытательных камер
и ячеек. Метод основан на использовании
сорбента Tenax TA с последующей термической
десорбцией и газохроматографическим
анализом. | |||
ГОСТ Р ИСО 16017-1-2007 |
Воздух атмосферный, рабочей зоны и замкнутых помещений. Отбор проб летучих органических соединений при помощи сорбционной трубки с последующей термодесорбцией и газохроматографическим анализом на капиллярных колонках. Часть 1. Отбор проб методом прокачки |
01.09.2008 |
действующий |
Название (англ.): Indoor, ambient and workplace air. Sampling and analysis of volatile
organic compounds by sorbent tube/thermal desorption/cappilary gas chromatography.
Part 1. Pumped samplingОбласть применения: Настоящий
стандарт устанавливает общие положения
по отбору и анализу проб летучих органических
соединений (ЛОС) в воздухе. Стандарт применяют
для анализа атмосферного воздуха, воздуха
рабочей зоны и замкнутых помещений, а
также для оценки выделения ЛОС материалами
с использованием испытательных камер
и ячеек. | |||
ГОСТ Р ИСО 16017-2-2007 |
Воздух атмосферный, рабочей зоны и замкнутых помещений. Отбор проб летучих органических соединений при помощи сорбционной трубки с последующей термодесорбцией и газохроматографическим анализом на капиллярных колонках. Часть 2. Диффузионный метод отбора проб |
01.09.2008 |
действующий |
Название (англ.): Indoor, ambient and workplace air. Sampling and analysis of volatile
organic compounds by sorbent tube/thermal desorption/cappilary gas chromatography.
Part 2. Diffusive samplingОбласть применения: Настоящий
стандарт устанавливает общие положения
по отбору и анализу проб летучих органических
соединений (ЛОС) в воздухе. Стандарт применяют
для анализа атмосферного воздуха, воздуха
рабочей зоны и замкнутых помещений. | |||
ГОСТ Р ИСО 16200-1-2007 |
Качество воздуха рабочей зоны. Отбор проб летучих органических соединений с последующей десорбцией растворителем и газохроматографическим анализом. Часть 1. Отбор проб методом прокачки |
01.06.2008 |
действующий |
Название (англ.): Workplace air quality. Sampling and analysis of volatile organic compounds
by solvent desorption/gas chromatography. Part 1. Pumped sampling methodОбласть применения: Настоящий
стандарт устанавливает общие положения
по отбору проб летучих органических соединений
(ЛОС) из воздуха методом прокачки через
сорбционные трубки, десорбции их при
обработке растворителями и последующему
анализу на газовом хроматографе. |
Информация о работе Стандартизация в области экологии: Загрязнение воздушной среды