Техногенный тип экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Экологические проблемы проникают в различные сферы общественной жизни, определяют во многом особенности устойчивого развития каждого государства. Сегодня угроза выживания обусловлена главным образом истощением и деградацией природной среды вследствие активной человеческой деятельности. Экономическое развитие в XXI веке идет, к сожалению, без должного учета исчерпаемости многих видов не возобновляемых природных ресурсов и понимания того обстоятельства, что восстановительные способности живой природы не беспредельны и экономическое развитие без учета экологических законов чревато катастрофическими последствиями.

Содержание

Введение
1. Природопользование как экономическая система.
1.1 Проблема лесопользования неконтролируемая вырубка лесов
1.2 Агроэкономическая проблема эрозия почвы, загрязнение химиката-ми, осушение и т.д.
2. Техногенный тип экономического развития.
2.1 Токсическое действие загрязняющих веществ.
2.2 Загрязнение атмосферы
2.3 Природные и антропогенные загрязнения воды
2.4 Радиоактивное загрязнение
3. Эколого-экономические принципы экологической политики развитых стран.
4. Пути решения
4.1 Переработка отходов
4.2 Решение некоторых экологических проблем на примере Китая
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Кусач1.docx

— 69.19 Кб (Скачать файл)

На территории Российской Федерации проблема загрязнения поверхностных и подземных вод соединениями азота становится все более актуальной. Эколого-геохимическое картирование центральных областей Европейской части России показало, что поверхностные и грунтовые воды этой территории во многих случаях характеризуются высокими концентрациями нитратов и нитритов. Режимные же наблюдения свидетельствуют об увеличении этих концентраций во времени.

Сходная ситуация складывается с загрязнением подземных вод  органическими веществами. Это связано с тем, что подземная гидросфера не способна к окислению большой массы поступающей в нее органики. Следствием этого является то, что загрязнение гидрогеохимических систем постепенно становится необратимым.

На сельскохозяйственных территориях с высокой агронагрузкой  вы­явлено заметное увеличение в  поверхностных водах соединений фосфо­ра, что является благоприятным  фактором для эвтрофикации бессточ­ных  водоемов. Отмечается также возрастание в поверхностных и грун­товых водах устойчивых пестицидов.

 

2.4 Радиоактивное  загрязнение

Радиоактивное загрязнение  представляет особую опасность для  человека и среды его обитания. Это связано с тем, что ионизирующая радиация оказывает интенсивное и постоянное пагубное воздействие на живые организмы, а источники этой радиации широко распространены в окружающей среде. Радиоактивность - самопроизвольный распад атомных ядер, приводящий к изменению их атомного номера или массового числа и сопровождающийся альфа-, бета - и гамма-излучениями.

Уровни земной радиации неодинаковы  в разных районах и зависят от концентрации радионуклидов вблизи поверхности. Аномальные радиационные поля природного происхождения образуются при обогащении ураном, торием некоторых типов гранитов, других магматических образований. Высокой радиоактивностью часто характеризуются угли, фосфориты, горючие сланцы, некоторые глины и пески, в том числе пляжные. Зоны повышенной радиоактивности распределены на территории России неравномерно. Они известны как в европейской части, так и в Зауралье, на Урале, в Западной Сибири, Прибайкалье, на Дальнем Востоке, Камчатке. Именно природные источники ионизирующего излучения в зонах аномальной радиоактивности вносят основной вклад (до 70 %) в суммарную дозу облучения населения. При этом эти источники могут создавать высокие уровни радиации, влияющие в течение длительного времени на жизнедеятельность человека и вызывающие различные заболевания вплоть до генетических изменений в организме. Если на урановых рудниках ведется санитарно-гигиеническое обследование и принимаются соответствующие меры по охране здоровья сотрудников, то воздействие естественной радиации за счет радионуклидов в горных породах и природных водах изучено крайне слабо

 Среди естественных  радионуклидов наибольшее радиационно-генетическое значение имеет радон. В России радоновой проблеме начали уделять внимание лишь в последние годы. Территория нашей страны в отношении радона слабо изучена. Полученная в предыдущие десятилетия информация позволяет утверждать, что и в Российской Федерации радон широко распространен как в приземном слое атмосферы, подпочвенном воздухе, так и в подземных водах, включая источники питьевого водоснабжения.

Второй антропогенный  источник ионизирующего облучения  населения - продукты функционирования объектов атомной энергетики.

Хотя при нормальной работе АЭС выбросы радионуклидов в  окружающую среду незначительны, Чернобыльская авария 1986 года показала чрезвычайно высокую потенциальную опасность атомной энергетики.

Глобальный эффект радиоактивного загрязнения Чернобыля обусловлен тем, что при аварии радионуклиды были выброшены в стратосферу  и уже в течение нескольких суток были зафиксированы в Западной Европе, затем в Японии, США и других странах.

Из продуктов деятельности АЭС особую опасность представляет тритий, накапливающийся в оборотной  воде станции и поступающий затем в водоем-охладитель и гидрографическую сеть, бессточные водоемы, подземные воды, приземную атмосферу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ              ПОЛИТИКИ РАЗВИТЫХ СТРАН

- Принцип стоимости упущенных  возможностей.

Этот принцип требует, чтобы при использовании ограниченного ресурса учитывалась стоимость и неиспользованной альтернативы. Стоимость упущенных возможностей, состоит в разнице прибылей, которые мы получим при использовании окружающей среды как приемника и вместилища отходов и использования той же местности в качестве сельскохозяйственных угодий. Надо отметить, что принцип действует и в обратную сторону, то есть охрана окружающей среды имеет свою стоимость с точки зрения не использования среды в хозяйственных целях.

- Принцип “загрязнитель  платит”.

Современную трактовку  принципа “загрязнитель платит” можно  свести к двум основным положениям:

- загрязнитель должен  нести все расходы по средоохранной  деятельности;

- загрязнитель имеет право  возмещать свои природоохранные  издержи через цены на свою  продукцию и услуги.

Следует отметить,   однако,  что практическое применение принципа "загрязнитель платит" показывает множество отклонений от теоретических постулатов.

Во-первых, существует проблема идентификации загрязнителя. Юридически ответственным за загрязнение признается физическое или юридическое лицо, которое прямо или косвенно наносит ущерб окружающей среде или создает условия, приводящие к возникновению такого ущерба. Однозначное же определение ответственного за загрязнение может быть затруднено, особенно тогда, когда загрязнение связано одновременно с несколькими источниками или с последовательными причинами: например, в загрязнении воздуха выхлопными газе виновен как производитель, так и владелец автомобиля. В этих случаях соответствующие расходы должны быть распределены таким образом, чтобы обеспечивалось оптимальное с административной и экономической точки зрения решение и достигался бы максимальный эффект улучшения состояния окружающей среды.

Во-вторых, политические причины (потеря популярности среди избирателей) могут препятствовать принятию решений о проведении политики в соответствии с принципом "загрязнитель платит".

В-третьих, экономические причины, особенно на региональном уровне (безработица, закрытие основных производств) создают внешне убедительный аргумент против применения данного принципа.

Тем не менее, не существует другого принципа экологической политики, который мог бы сравниться по эффективности с данным.

- Принцип долгосрочной перспективы.

Стоимость экологической  деградации или охраны окружающей среды не может рассматриваться статично. Загрязняющие вещества аккумулируются с течением времени, и лишь по прошествии его может  выявиться полный ущерб.

Не только ущерб,  но и стоимость охраны  окружающей  среды должна рассматриваться перспективно. Экологическая деятельность очень капиталоемкая.  Требуется несколько лет для накопления капитала (например,  строительство водоочистных сооружений  и канализации).  Адаптация производственных  процессов, изменение  отраслевой  структуры,  требуют одного-двух десятилетий. Поэтому экологическая политика должна проводиться постоянно.

Сейчас же мы  порой  наблюдаем  обратные  явления,  старые свалки  служат ярчайшим примером необдуманной экологической политики без предвидения будущего ущерба.

- Принцип взаимозависимости.

Экологическая политика  должна учитывать взаимозависимость между природными средами, технологиями производства, загрязнения  и сокращения загрязнения,  между самими загрязняющими веществами.

В качестве  отрицательного примера можно привести экологическую политику в США и некоторых европейских странах в  начале 70-х гг., концентрировавшуюся на управлении качеством воздуха и вод и пренебрегавшую почвой и свалками твердых отходов,  загрязненных опасными веществами.

  - Принцип “пользователь платит”.

Принцип “пользователь платит”  является применением принципа “загрязнитель платит” в отношении ресурсопользования, хотя и не вполне адекватным. Он требует, чтобы пользователь любого природного ресурса полностью оплатил его использование и последующее восстановление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ПУТИ РЕШЕНИЯ

 

4.1 Переработка  отходов

Отходы подразделяются на бытовые, промышленные, отходы, связанные  с добычей полезных ископаемых, и  радиоактивные. По фазовому состоянию  они могут быть твердыми, жидкими  или смесью твердой, жидкой и газовой  фаз.

При хранении все отходы претерпевают изменения, обусловленные как внутренними физико-химическими процессами, так и влиянием внешних условий.

В результате этого на полигонах  хранения и захоронения отходов  могут образоваться новые экологически опасные вещества, которые при  проникновении в биосферу будут представлять серьезную угрозу для среды обитания человека.

Поэтому хранение и захоронение  опасных отходов следует рассматривать  как "складирование физико-химических процессов".

Твердые бытовые отходы чрезвычайно разнородны по составу: пищевые остатки, бумага, металлолом, резина, стекло, древесина, ткань, синтетические и другие вещества. Проблема удаления твердых бытовых отходов и загрязнения городских территорий особенно остро стоит в крупных городах с населением 1 млн. жителей и более.

Рассмотрим, как обстоят  дела у нас в России с переработкой бытовых отходов на примере самого крупного города страны - Москвы.  В Москве ежегодно образуется 2,5 млн. т. твердых отходов. Основная часть их (до 90 %) утилизируется на специальных полигонах Тимохово и Хметьево. На полигонах отсутствуют минимально необходимые природоохранные сооружения, такие, как и водоохранные экраны, противооползневые сооружения, системы отвода и обезвреживания фильтрата и поверхностных вод, ограждения границ полигона, оборудования для мойки машин и др. Не производится послойная укладка отходов с ежедневной засыпкой, полив водой, т.к. отсутствует необходимая специализированная тех­ника. Всё это очень далеко от санитарного полигона по описанной технологии в развитых странах. Стоимость захоронения отходов составляет от 4,5 до 65 тыс. рублей в зависимости от места полигона. На территориях полигонов складируются и токсичные промышленные отходы величина которых составляет около 1,5 млн. т. в год.

Кроме того, на территории города находится до 90 свалок мусора общей  площадью 285,7 га. Из них 63 - не функционируют. В настоящее время в Москве работают два мусоросжигательных завода № 2 и № 3 оснащенные оборудованием из ФРГ и Дании. Существующее оборудование и технология сжигания отходов на этих заводах не обеспечивает необходимый уровень охраны окружающей среды.

Следует отметить, что рынок отходов не регулируется государством. Нет развитой нормативно - правовой базы экологического стимулирования переработки отходов, федеральных инвестиций в разработку новых экологических отечественных технологий переработки отходов, совершенно недостаточно проводится техническая политика в этом направлении.

Таким образом даже официальные  данные показывают непрерывный рост неперерабатываемых промышленных отходов не говоря уже о неучтенных свалках, старых захоронениях, инвентаризация которых даже не начиналась и где содержится около 86 млрд. т. отходов.

Собственно переработке  промышленных отходов сейчас подвергается не более 20 % от общего объема. Технологии переработки промышленных отходов можно классифицировать следующим образом:

1. термические технологии;

2. физико-химические технологии;

3. биотехнологии.

 

4.2 Решение некоторых  экологических проблем на примере  Китая

Уже были приведены масштабы современной экологической ситуации. Теперь представляется необходимым уделить особое внимание конкретным действиям на пути преодоления экологического кризиса.

В Китае во время правления  «Великого Мао» экологические проблемы фактически игнорировались. Лишь в 80-х годах политика была пересмотрена и направлена в сторону экологии. Вот что удалось достичь Китаю за последние 20 лет.

1. «Экологичное сельское хозяйство» - сочетание сельскохозяйственного производства с улучшением среды обитания.

·        В  целях предотвращения эрозии почв практикуется строительство ровных террас на пологих склонах;

·        Создание «зеленых оазисов» - восстановление естественной флоры

распаханных территорий;

·        «Сельское  хозяйство, экономящее воду» - применение системы дождевого питания для орошения полей;

·        Сочетание  методов дренажа и орошения: заливка, а затем осушение земель

·        Отказ  от традиционных методов орошения(под  напором воды) и введение влагосберегающих методов полива: капельное орошение, разбрызгивание. Результат- сокращение расходов воды на единицу площади примерно в 2 раза.

2. Охрана лесных угодий

·        Компенсация  уничтожения природных угодий искусственными насаждениями. Был создан целый «зеленый пояс» на севере страны, высажено более 1.5млрд. деревьев.

3. Охрана водных ресурсов.

·        В  конце 80-х гг. Была произведена массовая очистка озер, рек во всей стране(346рек и 35 озер в 7 провинциях)

Информация о работе Техногенный тип экономического развития