Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 23:31, реферат
Пять тысячелетий тому назад, когда появились первые городские поселения, начала формироваться и техносфера — сфера искусственных технических сооружений на Земле.
Однако по-настоящему техносфера сформировалась в эпоху промышленной революции, когда пар и электричество многократно расширили технические возможности человека, позволив: а) быстро передвигаться по земной поверхности и создавать мировое хозяйство, б) углубляться в земную кору и океаны, в) подниматься в атмосферу, г) создавать много новых веществ.
Аварии с вытеканием сильнодействующих ядовитых веществ и загрязнение окружающей среды возникают на предприятиях: химической, нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности, водопроводных иочистных сооружениях, а также при транспортировке сильнодействующих ядовитых веществ.
Источники химических аварий: выбросы и вытекания опасных химических веществ; возгорание разных материалов, оборудования, строительных конструкций, которое сопровождается загрязнением окружающей среды; аварии на транспорте при перевозке опасных химических веществ, взрывчатых и пожароопасных грузов. Непосредственными причинами этих аварий являются: нарушение правил безопасности и транспортировки, несоблюдение правил охраны труда, выход из строя агрегатов, механизмов, трубопроводов, повреждение емкостей и т.п.
Одним из ярчайший примеров аварий может быть авария, которая случилась в 1984г на химическом предприятии американской транснациональной корпорации «Юнион карбайд» в индийском городе Бхопале. Ночью в атмосферу было выброшено несколько десятков тонн газообразного метилизоционата. Погибло свыше 2,5 тысяч человек, 500 тысяч человек отравилось, из них у 70 тысяч человек отравления спровоцировали многолетние хронические заболевания. Ущерб от этой техногенной катастрофы оценивается в 3 миллиарда долларов США. И это все из-за значительных просчетов в проектировании предприятий, несовершенства системы предупреждения выбросов и вытеканий отравляющих газов. Местная власть и население не были заранее предупреждены о потенциальной опасности, связанной с технологией производства ядохимикатов.
Главной особенностью химических аварий является их способность распространяться на значительные территории, где могут возникать большие очаги опасного загрязнения окружающей среды.
В США для каждого из 336 особо опасных химических веществ, которые могут попасть в окружающую среду вследствие аварии, установлено три уровня влияния:
1) возникает дискомфорт у
2) появляется потеря трудоспособности.
3) возникает угроза жизни.
В число опасных для здоровья человека газообразных соединений, которые загрязняют атмосферу. При химических авариях и катастрофах, относят: хлор; соляную кислоту; фтористый водород; цианистую кислоту; серный и сернистый ангидриды; сероуглерод; сероводород; оксид углерода; аммиак; хлоруглеродные соединения; оксиды азота и др.
Сильнодействующими ядовитыми веществами называются химические соединения, которые в определенных количествах, превышающих ПДК, отрицательно воздействуют на людей, сельскохозяйственных животных, растения и вызывают в них поражения разной степени.
Сильнодействующие ядовитые вещества могут быть элементами технологического процесса (аммиак, хлор, серная и азотная кислоты, фтористый водород и прочие) и могут образовываться при пожарах на объектах народного хозяйства (угарный газ, оксиды азота и серы, хлористый водород).
Необходимость транспорта в наше время не вызывает сомнений. Транспортные средства имеют большое положительное влияние на экономику страны, создают удобства и комфорт для людей. Развитие транспорта, повышение его роли в жизни людей сопровождается не только положительным эффектом, а и отрицательными последствиями, в частности, высоким уровнем аварийности транспортных средств и дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Автомобильный транспорт. В мире ежегодно гибнет 250 тысяч людей вследствие ДТП и приблизительно в 30 раз большее количество получает травмы. Закон Украины «О дорожном движении» определяет правовые и социальные основы дорожного движения с целью защиты жизни и здоровья граждан, создания безопасных и комфортных условий для участников движения и охраны окружающей природной среды.
Большое значение при авариях имеет психологический фактор, в частности эмоциональный стресс. Для пассажиров, совсем не подготовленных и не осведомленных с обстоятельствами возможных аварий, этот фактор играет отрицательную роль. Люди, которые подготовлены, знают о возможных аварийных ситуациях, а также о том, что делать при их возникновении, совершают меньше ошибок во время аварийной ситуации, что помогает им спасти свою жизнь. Поэтому необходимо, чтобы каждый пассажир с целью повышения личной дорожно-транспортной безопасности знал аварийные ситуации, характерные для того или иного вида транспортных средств, услугами которого он воспользовался, был хорошо осведомлен со средствами индивидуальной и коллективной защиты, которые находятся на транспортном средстве, знал методы их использования.
Воздушный транспорт. С момента возникновения авиации возникла проблема обеспечения безопасности полетов. В отличие от других видов транспорта, отказ двигателей в полетах практически всегда приводит к неминуемым катастрофическим последствиям. В среднем ежегодно в мире происходит около 60 авиационных катастроф, в 35 из которых гибнут все пассажиры и экипаж. Около двух тысяч человеческих жизней ежегодно забирают авиационные катастрофы, а на дорогах мира ежегодно гибнет свыше 250 тысяч человек. Итак, риск попасть под колеса автомобиля в 10-15 раз выше от риска погибнуть в авиакатастрофе.
Анализ авиакатастроф в мировом масштабе показывает, что общий шанс на спасение в авиакатастрофах при полетах на больших реактивных авиалайнерах значительно выше, чем в небольших самолетах.
Последствиями при авиакатастрофах для пассажиров могут быть: от слабого невротического шока до тяжелых многочисленных травм.
Железнодорожный транспорт. Пассажиры железнодорожного транспорта также пребывают в зоне повышенной опасности. Зонами повышенной опасности на железнодорожном транспорте являются: железнодорожные пути, переезды, посадочные платформы и вагоны, в которых пассажиры осуществляют переезды. Постоянную опасность представляет система электроснабжения, возможность аварий, столкновений, получения травм во время посадки или высадки. Кроме того, железнодорожными путями перевозятся опасные грузы: от топлива и нефтепродуктов до радиоактивных отходов и взрывчатых веществ.
Наибольшую опасность для пассажиров представляют пожары в вагонах. Это обусловлено тем, что в вагонах (ограниченном пространстве) всегда находится большое количество людей. Температура в очаге пожара очень быстро повышается с образованием токсичных продуктов горения. Особенно опасными являются пожары в ночное время на больших перегонах, когда пассажиры спят.
Морской транспорт. Как и все другие виды транспортных средств, мореходство связано с возможностью аварий, катастроф и с риском для жизни человека. Возможный риск для жизни человека на морских транспортных средствах значительно выше, чем на авиационных и железнодорожных видах, но ниже, чем на автомобильных.
В мировом морском транспорте ежегодно происходит свыше 8000 аварий кораблей, из них гибнет свыше 200 единиц (3%). Непосредственной опасности для жизни во время аварии подвержено свыше 6000 людей, из которых около 2000 гибнут (33%).
Одна из самых страшных в истории мореходства катастрофа пассажирского судна «Дона Пас» в районе Филиппин забрала 3132 жизни. Ошибки экипажа привели к гибели технически исправных кораблей «Михаил Ломоносов» и «Адмирал Нахимов» при спокойном море и ясной погоде.
В процессе развития аварии при возникновении угрозы гибели корабля необходимо принять меры для быстрой эвакуации пассажиров. Операция по эвакуации уже сама по себе связана с риском для жизни людей, особенно в условиях штормовой погоды. Наибольшая опасность возникает тогда, когда выходят из строя приборы и устройства. Невозможность покинуть в таких случаях корабль приводит к тому, что пассажиры теряют шансы на спасение и попадают в чрезвычайно сложную ситуацию.
Риск для жизни пассажиров возникает при спуске на воду спасательных средств, а именно: при опрокидывании шлюпок, сильных ударах о борт корабля и пр. Потеря шансов на спасение может возникать вследствие неправильного использования спасательных жилетов или когда люди прыгают с высоты 6-15 м с борта корабля, который тонет.
Гипотермия представляет главную опасность для пассажиров, которые спасаются в шлюпках или на плотах. Чтобы замедлить переохлаждение организма и увеличить шансы на выживание необходимо голову держать по возможности выше над водой, так как свыше 50% всех тепло потерь организма приходится на голову. Удерживать себя на поверхности воды надо так, чтобы минимально затрачивать для этого физические усилия.
Находясь на спасательном плоту, шлюпке или в воде, человек должен стараться подавить в себе панику, растерянность, верить в то, что его спасут. Такое поведение в экстремальных ситуациях увеличивает шансы человека на выживание.
Взрывы и их последствия — пожары, возникают на объектах, которые производят взрывоопасные и химические вещества. При горении многих материалов образовываются высокотоксические вещества, от действия которых люди гибнут чаще, чем от огня. Раньше при пожарах выделялся преимущественно угарный газ. Но в последние десятилетия горит много веществ искусственного происхождения: полистирол, полиуретан, винил, нейлон, поролон. Это приводит к выделению в воздух помещений и окружающую среду синильной, соляной и муравьиной кислот, метанола, формальдегида и других высокотоксичных веществ.
Наиболее взрыво- и пожароопасные смеси с воздухом образуются при вытекании газообразных и сжиженных углеводородных продуктов метана, пропана, бутана, этилена, пропилена и т.п.
В последнее десятилетие от трети до половины всех аварий на производстве связано со взрывами технологических систем и оборудования: реакторов, емкостей, трубопроводов и т.п. Пожары на предприятиях могут возникать также вследствие повреждения электропроводки и машин, которые находятся под напряжением, отопительных систем.
Проведенные в США исследования показали, что пожары и взрывы происходят из-за: неисправности электрооборудования — в 23% случаев; курения в ненадлежащем месте — 18%; перегрева оборудования вследствие трения в неисправных узлах машин — 10%; перегрева горючих материалов — 8%; контактов с горючими поверхностями из-за неисправности котлов, печей, дымоходов — 7%; контактов с пламенем, воспаления от пламени горелок — 7%; воспаление от горючих частиц (искры) от установок и оборудования для сжигания — 5%; самовоспламенения горючих материалов — 4%, зажигания материалов при резке и сварке металла — 4%.
Более 63% пожаров в промышленности обусловлено ошибками людей или их некомпетентностью. Когда предприятие сокращает штаты и бюджет аварийных служб, снижается эффективность их функционирования, резко возрастает риск возникновения пожаров и взрывов, а также уровень человеческих и материальных потерь.