Управление природопользованием в Забайкальском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:33, отчет по практике

Краткое описание

По состоянию на 01 января 2012 года в состав Забайкальского края входит:
31 район: Агинский, Акшинский, Александрово-Заводский, Балейский, Борзинский, Газимуро-Заводский, Дульдургинский, Забайкальский, Каларский, Калганский, Карымский, Краснокаменский, Красночикойский, Кыринский, Могойтуйский, Могочинский, Нерчинский, Нерчинско-Заводский, Оловяннинский, Ононский, Петровск-Забайкальский, Приаргунский, Сретенский, Тунгиро-Олекминский, Тунгокоченский, Улетовский, Хилокский, Чернышевский, Читинский, Шелопугинский, Шилкинский;

Вложенные файлы: 1 файл

Управление природопользованием в Забайкальском крае.docx

— 717.85 Кб (Скачать файл)

Объем лесовосстановительных  работ в 2011 году составил 14,1 тыс. га, в 2010 – 15,4 тыс. га. В 2011 году на территории лесного фонда Забайкальского края зарегистрировано 1595 лесных пожара. Для сравнения на 1 ноября 2010 года – 684 лесных пожара. В результате неосторожного обращения граждан с огнем произошло 72% пожаров. В 2011 году лесовосстановительные работы проведены на площади 14,1 тыс. га – на 9% меньше, чем в 2010 году. 

 

 

 

 

 

 

 

 

На территории Забайкальского края можно выделить следующие экологические  ситуации:

I) Кризисная – характерна для Читинской агломерации, как самые мощные промышленные центры, а также места наибольшей плотности населения создают наибольшую опасность для окружающей среды. На этих территориях совмещаются проблемы как связанные с промышленными нагрузками, так и природнообусловленные (овраги, оползни). В регионе расположены 2 крупные ТЭЦ, транспортно-логистический центр, аэропорт, предприятия черной и цветной металлургии.

Критическая ситуация складывается на южной части края до границы  с соседними государствами.  В  данной области наиболее развито  сельское хозяйство. В районе можно  выделить 2 очага антропогенного воздействия

II)Борзянский район. Здесь расположены Шерловская ТЭЦ и Харанорская ГРЭС – одни из основных предприятии загрязняющие атмосферный воздух и водные ресурсы.  регионе ведется добыча угля, производство строительных материалов

III) Краснокаменский район. Второй район по антропогенному влиянию в крае, район густо заселен, более 70 процентов земель используются в сельском хозяйстве. Расположена Приаргунская ТЭЦ. В городе Краснокаменск расположено ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» являющиеся крупнейшим уранодобывающим предприятием России. В регионе предприятия черной и цветной металлургии, машиностроительный комплекс, введется добыча угля и предприятия химической промышленности.

IV) Напряженная ситуация наблюдается в районе города Петровск-Забайкальский. Город входит в тройку по загрязнению атмосферного воздуха. Район находится на федеральной трассе Р-297. Дорога является частью азиатского маршрута AH30 Чита — Хабаровск — Уссурийск, а в перспективе должна стать составной частью трансконтинентального транспортного коридора (Париж — Берлин — Москва — Владивосток). В районе расположены предприятия угольной и лесной промышленности

Также в регионе можно  выделить промышленные очаги, в которых  стремительно развивается производство вследствие чего, ухудшается экологическая  ситуация:

  1. Удоканский в районе города Чара
  2. Могочинский
  3. Пришилкинский в 300 км от Читы с центром в поселке Первомайский
  4. Кыринско-Хапчерангинский на границе с Монголией с центром Кыра

 

 

Глава 3. Основные методы управления природопользованием.

Законы Забайкальского края:

    • Закон Забайкальского края «Об отходах производства и потребления»;
    • Закон Забайкальского края «О Красной книге Забайкальского края»;
    • Закон Забайкальского края  «Об особо охраняемых природных территориях в Забайкальском крае».

Подготовлены и приняты  в 2011 году следующие нормативные  правовые и иные акты Забайкальского края:

  • «Дальнейшее развитие и укрепление инфраструктуры туризма и отдыха национального парка «Алханай» (2011–2013 годы)»;
  • «Об утверждении краевой долгосрочной целевой инвестиционной программы «Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Забайкальского края при обращении с отходами производства и потребления (2012–2015 годы)»;
  • «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Развитие системы особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае (2012–2016 годы)»;
  • «Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае на период до 2021 года»;
  • «Об образовании государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Реликтовые дубы»;
  • «Об образовании государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Семёновский».

На территории Забайкальского края действуют целевые программы  по защите от наводнений населенных пунктов, объектов народного хозяйства и  ценных земель, обеспечению населения  питьевой водой, охране озера Байкал и Байкальской природной территории в административных границах края, по развитию и укреплению инфраструктуры туризма и отдыха национального  парка «Алханай», по обеспечению экологической безопасности окружающей среды и населения края при обращении с отходами производства и потребления, ежегодно финансируются первоочередные природоохранные мероприятия.

Одним из ведущих направлений  региональной экологической политики – решение трансграничных вопросов. Забайкальский край сотрудничает с  Автономным районом Внутренняя Монголия КНР по качеству вод трансграничной реки Аргунь. Представители Забайкальского края являются экспертами и членами российско-китайских комиссий, рабочих и экспертных групп взаимодействия на федеральном уровне.

Одним из активных направлений  деятельности Забайкальского края в  области охраны окружающей среды  – создание сети особо охраняемых природных территорий. В настоящее  время Правительством Забайкальского края утверждена Схема развития и  размещения особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае на период до 2021 года, выстроена целостная система управления природоохранным фондом края.

Закончено строительство  объекта «Инженерная защита города Читы от затопления паводками реки Читинка (3-я очередь, 4-я очередь)». Начиная с 2008 года в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» осуществлялось финансирование указанного объекта. Стоимость работ составила 252,00 млн.руб.

На 2012 год в рамках федеральной  целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока  и Забайкалья на период до 2013 года»  предусмотрено финансирование объекта  «Строительство сооружений для защиты села Дульдурга от паводковых вод  рек Дульдурга и Иля».

В последующие годы в рамках федеральных целевых программ «Развитие  водохозяйственного комплекса Российской Федерации на период 2012-2020 годы»  и «Охрана озера Байкал и социально-экономическое  развитие Байкальской природной  территории на период 2012-2020 годы».

В 2011 году проводились работы по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. В результате были выполнены  следующие работы.

    • осуществлялось финансирование выполненных в 2010 г. работ по капитальному ремонту инженерных сооружений в г. Нерчинске для защиты от паводковых вод р.Нерча.
    • завершены работы по капитальному ремонту сооружений в с.Архангельское Красночикойского района. Укреплен камнем берег реки Чикой протяженностью 445 метров. Данные работы проводились в течение 1 года подрядной организацией ООО «Забайкалгидрострой». Стоимость работ составила 4,2 млн.руб. (федеральный бюджет - 3,8 млн.руб., краевой - 320 тыс.руб.).
    • в 2011 году начаты работы по капитальному ремонту сооружений в городе Хилок.
    • в целях стабилизации экологической обстановки по сбросу неочищенных сточных вод в настоящее время предложения по реконструкции и строительству очистных сооружений в населенных пунктах Забайкальского края вошли в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и проект федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории (на 2011-2020 годы)».
    • финансирование и реализация природоохранных мероприятий в Забайкальском крае осуществляется в соответствии с ведомственной целевой программой «Регулирование качества окружающей среды Забайкальского края на 2009-2011 годы», которая утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края от 16 февраля 2009 года № 4-н/п.

На 2011 год было запланировано  природоохранных мероприятий:

    • научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и прикладные научные исследования;
    • развитие сети особо охраняемых природных территорий;
    • экологическое образование и просвещение;
    • прочие.

Система государственного надзора. В Забайкальском крае государственный контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю (Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю) и Государственной экологической инспекцией по Забайкальскому краю.

Вопросами, связанными с  решением проблем рационального  землепользования занимаются Управление Роснедвижимости по Забайкальскому краю и Управление Россельхознадзора по Забайкальскому краю.

Государственная экологическая инспекция Забайкальского края в соответствии с возложенной на нее функцией по контролю и надзору осуществляет государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Забайкальского края, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Основными направлениями контроля являются:

    • государственный контроль за охраной атмосферного воздуха;
    • государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами;
    • контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду;
    • региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов;
    • государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, переданные Российской Федерацией полномочия в области экологической экспертизы по осуществлению контроля за соблюдением законодательства.

Инспекция также проводит проверки и осуществляет административное производство по вопросам соблюдения требований Закона Забайкальского края "Об организации деятельности пунктов  приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края".

Государственная лесная служба Забайкальского края. За истекший период Гослесслужбой края проведена значительная работа в сфере организации и ведения государственного лесного контроля, государственной экспертизы проектов освоения лесов, охраны и защиты лесов от вредителей и болезней, организации тушения лесных пожаров.

Государственный контроль осуществляется государственными лесными инспекторами – работниками Государственной  лесной службы Забайкальского края. Общая  штатная численность государственных  лесных инспекторов по состоянию  на 01.01.2012 года – 261 человек. Из них в  центральном аппарате Гослесслужбы – 30 человек, в территориальных отделах (лесничествах) – 231 человек.

Государственная экологическая экспертиза. Государственная экологическая экспертиза представляет самостоятельный вид государственного экологического контроля, она имеет превентивное значение, совершается до начала деятельности,  а также выступает гарантом выполнения экологического законодательства. Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений,  деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды,  рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

Международное сотрудничество. Забайкальский край является активным участником решения вопросов рационального использования и охраны трансграничных вод: работа российско-китайских и российско-монгольских комиссий и групп. 

В 2011 году проходили  заседания  Российско-Китайской  комиссий и Подкомиссий (в Харбине  и Пекине), рабочих групп по рациональному  использованию и охране трансграничных вод, сохранению биоразнообразия в пойме рек Аргунь и Амур.

Совместный российско-китайский  мониторинг качества вод трансграничных водных объектов показал, что качество вод трансграничных водных объектов остается стабильным на уровне прошлых  лет совместных наблюдений.

В 2011 году продолжается реализация проекта Программы развития ООН/Глобального  экологического Фонда (ГЭФ)/Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Совершенствование системы  и механизмов управления особо охраняемыми  природными территориями (ООПТ) в степном  биоме России». Цель проекта –  повышение защищенности степных  экосистем и видов в России с опорой на систему ООПТ.

Среди основных направлений  деятельности проекта – расширение и оптимизация сети ООПТ на степных  территориях, расширение участия администраций  ООПТ в регулировании природопользования на окружающих территориях, оптимизация  режимов и управления ООПТ для  целей сохранения степей, отработка  путей восстановления уничтоженных степей вокруг степных ООПТ, меры по сохранению некоторых видов степных  животных и растений.

Информация о работе Управление природопользованием в Забайкальском крае