Учение Вернадского о Ноосфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:27, реферат

Краткое описание

Вернадский стал первым исследовать жизнь как единое целое, как геологически своеобразное живое вещество, характеризующееся весом, химическим составом, энергией и геохимической активностью. Вернадский подчеркивал, что за геологическую историю организмы, по-видимому, осваивали новые области планеты, приспосабливаясь к многообразным природным условиям, участвуя в их изменении. Он первым из ученых понял, что мы всецело принадлежим биосфере — и телом, и духовной жизнью, прошлым и будущим, став органом ее самопознания и преобразования. Шаг за шагом, исследуя геохимические и биогеохимические процессы

Содержание

Введение 3
1. Истории понятия “ноосфера” 5
2. Основы концепции ноосферы В. И. Вернадского 8
3. Наука как образование ноосферы 17
4. Техносфера и ноосфера 20
5. Условия становления и существования ноосферы 21
Заключение 24
Список литературы. 25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 51.71 Кб (Скачать файл)

     Классические  научные представления Вернадского  и их дальнейшее развитие в современном  естествознании со всей ясностью указывают, что человечество становится все  более мощной геологической силой, кардинальным образом преобразующей  биосферу, поверхность планеты околоземное  космическое пространство. Но тем  самым человечество берет на себя ответственность за продолжение  и регулирование многих важнейших  биосферных процессов и механизмов.На сегодняшний день деятельность человека достигла глобальных масштабов воздействия  на биосферу, изменяя круговорот веществ, водный баланс планеты, оказывая сильное  влияние на почвы, растительность и  животный мир. Антропогенная деятельность создала новые токсические источники  загрязнения биосферы, что в конечном счете может создать угрозу существования  самого человека.

     Взаимоотношения Человека и Природы носят сложный  характер и нуждаются в тщательном и полном изучении. Успехи человечества в потреблении природных ресурсов зависят от познания законов природы  и умелого их использования. Человечество как часть природы может существовать только в постоянном взаимодействии с ней, получая все необходимое  для жизни.

     Человечеству  для своего дальнейшего существования  необходимо заботиться о сохранении окружающей среды. И для этого  требуются обширные знания в области  экологии и широкое применение их во всех отраслях своей деятельности.

     Следует сказать и о значении таких  проблем, как укрепление здоровья человека, а также борьба с хроническими заболеваниями, патологическим старением, освоение новых экстремальных районов  планеты и космоса, совершенствования  существования человека в земных условиях. Сейчас актуальны проблемы пресной воды, чистого воздуха, зеленого покрова планеты, загрязнения окружающей среды, приближение к критическим  пределам использования невостребованных рудных и энергетических ресурсов.

     Вернадский  всегда реально оценивал значение научных  открытий, их возможные последствия  для человечества и придерживался  всю жизнь высоких эстетических принципов ученого-гражданина. Это  отношение к научным исследованиям, открытиям проявилось во всем. Прекрасный пример этого — дальновидное предостережение  ученого о последствиях открытия атомной энергии и его беспокойство о том, в чьих она окажется руках  и каким целям послужит в будущем  — целям добра и зла.

       Для Владимира Ивановича человек был прежде всего носителем разума. Он верил, что разум будет господствовать на планете и преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и людям. Он верил в человека, в его добрую волю. Человечество не может делать все, что заблагорассудится. Оно ограничено в своих действиях, ибо человеческая история — не сумма случайностей. В основных своих чертах она закономерна и направлена."

     В геологической истории биосферы перед человеком открывается  огромное будущее, если он поймет это, и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление" (В. И. Вернадский).

     Вернадскому была ясна социальная природа ноосферы. В 1925 году в статье "Автотрофность  человечества" он писал: "В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное  действие которой обычно не принимается  во внимание в представлениях о космосе, представлениях научных или имеющих  научную основу.... Эта сила есть разум  человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного". " Биосфера... переходит в новое  эволюционное состояние — в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального  человечества". Можно смотреть поэтому  на наше будущее уверенно. Оно в  наших руках и мы его не выпустим"!

3. Наука как образование ноосферы

 

     Вернадский  считал, что научная мысль - такое  же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, развивается она все в  том же полярном векторе времени  и не может ни повернуть вспять, ни совсем остановиться, тая в себе потенцию развития фактически безграничного. Мы отмечаем, как наука сильно и  глубоко активизирует изменение  биосферы Земли, она изменяет ситуации жизни, геологические движения, энергетику земного шара. Значит, научная мысль  является природным явлением. «В переживаемый нами момент создания новой геологической  силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого общества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь  научной мыслью Homo Sapiens, переходит  в свое новое состояние - в ноосферу. Необходимо подчеркнуть неразрывную  связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой  предпосылкой этого создания, ноосфера может создаваться только при  этом условии». [C. 333]

     Появление разума и итога его деятельности - науки - главнейший факт в формировании планеты. Научная деятельность сейчас приобрела такие черты, как стремительный  темп, масштаб, глубину изысканий, мощность проводимых реорганизаций.

     Хотелось  бы обратить внимание на одну мало известную  сторону научного наследия В.И. Вернадского - его идеи о цикличной динамике науки, периодических взрывах научного творчества.

     В период взрыва научного творчества наблюдается  углубляющаяся дифференциация гуманитарных наук, отражающая неисчерпаемую многогранность человеческого бытия и движения: «Чем ближе научный охват реальности к человеку, тем объем, разнообразие, углубленность научного знания неизбежно  увеличиваются. Непрерывно растет количество гуманитарных наук, число которых  теоретически бесконечно, ибо наука  есть создание человека, его научного творчества и его научной работы; границ исканиям научной мысли нет…» [С.433-434]. Сейчас в моде пессимистическое отношение к возможностям науки и ее будущему. Это не случайно, поскольку научное знание переживает состояние глубокого кризиса и перестройки. Признаки этого кризиса наблюдались и в первой половине ХХ века, однако В.И. Вернадский оставался оптимистом и в отношении будущего человечества, и в отношении роли и места науки в этом будущем, связывая свой оптимизм со становлением ноосферы, охватывающей все человечество как единое целое. Он считал, что «страхи о возможности крушения цивилизации (в росте и в устойчивости ноосферы) лишены основания» [С. 340]; что «реальная обстановка в наше бурное и кровавое время не может дать развиться и победить силам варваризации.. Все страхи и рассуждения обывателей, а также некоторых представителей гуманитарных и философских дисциплин о возможности гибели цивилизации связаны с недооценкой силы и глубины геологических процессов, каким является происходящий ныне, нами переживаемый, переход биосферы в ноосферу» [С. 342].

     В.И. Вернадский предвидел благотворные последствия возвышения роли науки  в обществе на пути к утверждению  ноосферы: «Хотя человек, Homo sapiens, есть поверхностное явление в одной  из оболочек земной коры - в биосфере, но новый геологический фактор, вносимый его появлением в историю планеты - разум - так велик по своим последствиям и их возможностям, что, мне кажется, можно не возражать против внесения этого фактора для геологических  подразделений наряду со стратиграфическими и тектоническими. Масштаб изменений  сравним».[C.350]

     Мы  подходим к новой эре в жизни  человечества и жизни на нашей  планете вообще, когда точная наука  как планетная сила выступает  на первый план, проникая и изменяя  всю духовную среду человеческих обществ, когда ею охватываются и  изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная  жизнь. Это явилось неизбежным следствием - впервые на нашей планете - захвата  все растущими человеческими  обществами, как единого целого, всей поверхности Земли, превращения  с помощью направляемого разума человека биосферы в ноосферу.

     Таковы  объективные основы и последствия  ноосферной глобализации по Вернадскому  и ее кардинальное отличие от нынешней модели глобализации, осуществляемой в интересах государств и ведущей  к дальнейшему разрушению природной  среды и экокатастрофе.

     По  мнению Вернадского, зачатки научного познания появились задолго до появления  науки, как независимой формы  людского сознания и деятельности. “Наука, - писал он, - есть создание жизни... Наука есть проявление действия в  человеческом обществе совокупной человеческой жизни” [с. 344] “Действие - это характерная  черта научной мысли. Научная  мысль, творчество, знание идут в гуще жизни, с которой они непрерывно связаны. И самим существованием они пробуждают в среде жизни  активные проявления, которые сами по себе являются не только распространителями научного знания, но и создают его  бесчисленные формы выявления, вызывают бесчисленный крупный и мелкий источник роста научного знания”. [C.345]

     Наука, по его мнению, начала складываться с самостоятельную область человеческой деятельности, приблизительно 5-6 тыс. лет  назад [С. 354]. Эти данные он полагал  лишь ориентировочными, требующими уточнения  и возможной корректировки.

     Согласно  теории Вернадского, человек, охватив  научной мыслью всю планету, стремится  двигаться в направлении постижения Божественных законов. В центре внимания Вернадского - биосфера и ноосфера Земли. Биосфера как совокупная оболочка Земли  пронизана жизнью (сфера жизни), закономерно  под воздействием деятельности человеческого  общества переходит в ноосферу - новое состояние биосферы, которое  несет в себе результаты человеческого  труда. Вернадский исходит из того, что человек «составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение  по крайней мере двух миллиардов лет» [С. 313].

     На  определенном этапе своего развития биосфера, перерабатываемая научной  мыслью человека, превращается в ноосферу, область человеческой культуры, тесно  связанную с научным знанием. Порождение космических сил, ноосфера лежит вне космических просторов, где она теряется как бесконечное  малое, и вне области микромира, где она отсутствует, как бесконечно большое.

     Вернадский  воспринимает ноосферу как неэнтропийный  фактор. Снижение скорости процесса энтропии происходит за счет создания системы  биосферы и перехода ее во все более  самоорганизующуюся систему ноосферы. Именно ноосфера придает космосу  идею, смысл и цель. «"Взрыв" научной мысли в XX столетии подготовлен  всем прошлым биосферы и имеет  глубочайшие корни в ее строении - он не может остановиться и пойти  назад. Он может только замедляться  в своем темпе. Процессы, подготовлявшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно  перейдет так или иначе - рано или  поздно - в ноосферу, т.е. что в  истории народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому  процессу противоречащие». [C. 335]

     Таким образом, прорыв научной мысли подготовлен  всем прошлым биосферы и имеет  эволюционные корни.

4. Техносфера и ноосфера

 

     Техносфера, взаимодействие общества и природы, экосистема, НТР - суть различные наименования или, если угодно, синонимы того объекта, с которым отождествляется ноосфера Вернадского.

     Должно  быть очевидным, что в свою ноосферу, как будущую обитель знания, Вернадский не мог допустить техносферу, где  знания выступают против сознания, и самым активным протестантом здесь  заявляется Homo sapiens faber - хозяин ноосферы, по Вернадскому.[C.335] Степень отпора Вернадского можно определить, если сравнить новаторские пропорции  знания Вернадского с тем пониманием биосферы, какое наличествует в казённой геологии и какое приспособлено  к требованиям современной, порождающей  экологический катаклизм, техносферы.

     К сфере техники можно отнести  не только использование, но и само производство научно-технических знаний, т.е. современная техника неразрывно связана с развитием науки. Техника  включается в самостоятельную сферу  жизнедеятельности, а именно в техносферу. «Под техносферой понимается исторически  обусловленная, сознательно формируемая, поддерживаемая и совершенствуемая система отношений между человеком  и природой, человеком и техникой, человеком и человеком на основе определенного технического миропонимания» [377]. В.И.Вернадский верил, что человеческий разум, превращаясь в планетарную  геологическую силу, приведет к упорядочению природной и социальной действительности, к более совершенным формам бытия. Как результат планомерного, сознательного  преобразования биосферы, ее перехода в качественно новое состояние  возникнет ноосфера. Ноосфера связана  с техносферой, так же как разум  связан с техникой, потому что разум  есть потенциальная техника, а техника  есть актуальный разум.

       «…С ростом приложения научного знания к жизни, к технике, к медицине, к государственной работе создаются в еще большем числе, чем в новых областях науки, новые прикладные науки, появляется новая методика и до чрезвычайности [быстро] создаются новые приложения и выдвигаются новые проблемы и задания техники в широком ее понимании, тратятся государственные средства в небывалых раньше размерах, на прикладную хотя, но научную по существу работу» [C.388].

5. Условия становления и существования ноосферы

Информация о работе Учение Вернадского о Ноосфере