Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:06, шпаргалка

Краткое описание

"Основы экологии и экономика природопользования" – межотраслевая учебная дисциплина, объединяющая теоретико-методологическую и предметно-содержательную составляющие. Методологические основы курса и методы эколого-экономических исследований. Связь курса с естественными и техническими, общенаучными и специальными экономическими дисциплинами.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
2. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
6. ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Вложенные файлы: 1 файл

OEiEPP.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

3.1. Управление природопользованием: сущность, методы, функции

Институциональные механизмы регулирования социально-экономических процессов природопользования – совокупность институтов, разрабатывающих и контролирующих выполнение правовых норм и правил в социально-экономической и экологической сферах.

Понятие "государственное управление природопользованием". Основные составляющие механизма управления – методы, функции, организационные структуры (органы управления).

Административные, экономические, социально-психологические, информационные методы управления природопользованием. Функции и инструменты административного управления. Сущность разрешительно-запретительного принципа управления природопользованием в Беларуси. Возрастание роли экономических методов на этапе перехода к рынку. Специфика рыночных методов управления природопользованием.

Отраслевой и территориальный  принципы управления природопользованием, их реализация через системы органов управления. Органы, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Полномочия Президента, Совета Министров, Национального собрания Республики Беларусь в области охраны окружающей среды. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, его задачи, функции, структура. Ответственность и задачи других государственных и местных органов власти по рационализации природопользования.

Экологический менеджмент на предприятии. Природоохранный комплекс предприятия. Организационная структура экологического менеджмента предприятия. Оперативные функции экологического менеджмента. Экологическая стратегия фирмы. Экологическая сертификация, экологическое лицензирование, экологическая паспортизация как инструменты управления природоохранной деятельностью субъектов хозяйствования. Эффективность экологического менеджмента.

Совершенствование системы управления природоохранной деятельностью  и регулирования использования природных ресурсов в условиях формирования рыночных отношений. Зарубежный опыт управления природопользованием.

Участие общественности в решении  экологических вопросов.

 

3.2. Система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов

Формирование системы  эколого-экономического прогнозирования  и планирования как основы государственного регулирования природопользования. Ее проблемы и недостатки в условиях централизованно управляемой экономики; причины низкой дееспособности.

Новые подходы в области  эколого-экономического прогнозирования  и планирования. Методы прогнозирования  и планирования. Возрастающее значение долгосрочного прогнозирования и планирования. Индикативный характер плановых документов. Документы эколого-экономического прогнозирования и планирования, разрабатываемые по периодам времени. Основные плановые показатели.

Особенности текущего эколого-экономического планирования.

Среднесрочное эколого-экономическое  прогнозирование и планирование. Государственные и отраслевые программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Цели и задачи Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

Долгосрочное планирование и прогнозирование природоохранной деятельности. Территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года и ее место в системе эколого-экономического прогнозирования.

Плановые задания по охране и  рациональному использованию отдельных  видов природных ресурсов и природных  комплексов (систем). Отраслевое и территориальное  планирование охраны окружающей среды Республики Беларусь. Важнейшие плановые документы.

Основные аспекты и содержание планирования природоохранной деятельности на предприятиях (в объединениях). Пути совершенствования системы планирования и прогнозирования природопользования в условиях перехода к рыночной экономике.

 

3.3. Правовое  регулирование природопользования  и природоохранной деятельности

Экологическое и природно-ресурсное законодательство – основа государственного регулирования экологической сферы. Предпосылки возникновения правовой защиты природной среды. Формирование современной системы правового регулирования природопользования.

Законодательство Республики Беларусь и другие нормативные акты по вопросам рационального использования  и охраны природных богатств. Конституция Республики Беларусь и акты законодательства об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях, о гидрометеорологической деятельности, об охране озонового слоя о государственной экологической экспертизе, об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др. Земельное, водное, лесное законодательство, законодательство Республики Беларусь о недрах, о растительном и животном мире. Формирование рыночной модели экономики и развитие экологического законодательства суверенной Беларуси на рубеже веков.

Ответственность за нарушение  природоохранного законодательства. Дисциплинарная, административная и уголовная виды ответственности. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде.

Совершенствование административного, уголовного и гражданского процессуальных кодексов с учетом требований экологии. Создание экологических правоохранительных органов в Беларуси.

Экологическое право за рубежом.

 

3.4. Основы нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды

Основные требования к разработке нормативов в области  охраны окружающей среды. Принципы экологического нормирования.

Нормативы качества окружающей среды. Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических и иных веществ. Нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов. Нормативы предельно допустимых физических воздействий.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ; нормативы образования отходов производства; нормативы допустимых физических воздействий; нормативы допустимого изъятия природных ресурсов; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Санитарно-гигиеническое  нормирование. Методика установления ПДК и нормативов допустимого  воздействия на окружающую среду. Нормирование охраны атмосферного воздуха, водопотребления  и водоотведения, расхода минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, нормативы освоения земель. Радиологическое нормирование. Лимиты на природопользование.

Стандартизация в области  охраны окружающей среды и использования  природных ресурсов. Международная  система стандартов серии ИСО 14000 "Система управления качеством окружающей среды". Стандарты систем управления, аудита, продукции. Государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды.

Экологическая сертификация: сущность, цели и объекты. Создание Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь – организационной структуры, регламентирующей осуществление экологической сертификации. Основные документы и порядок проведения экологической сертификации.

 

3.5. Наблюдение, учет и контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Сущность, цель и задачи мониторинга окружающей среды. Виды мониторинга. Организация системы наблюдения за состоянием окружающей среды в Беларуси. Создание Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь и ее функционирование. Структура управления Национальной системой мониторинга окружающей среды.

Локальный, региональный и глобальный уровни мониторинга. Формирование всемирной (глобальной) системы мониторинга окружающей среды.

Учет и анализ природопользования и охраны окружающей среды. Государственные кадастры природных ресурсов, содержание и порядок их ведения. Государственный учет объектов, воздействующих на окружающую среду. Экологическая паспортизация предприятий.

Система статистических показателей состояния, использования  и охраны окружающей среды. Статистический эколого-экономический анализ в  регионах республики. Статистическая отчетность предприятий о результатах  природоохранной деятельности.

Развитие системы экологического контроля. Основные цели контроля в  области охраны окружающей среды  и его виды. Государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль качества окружающей среды.

Оценка воздействия  на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной и иной деятельности. Основные задачи и порядок проведения ОВОС. Экологическая экспертиза. Закон Республики Беларусь "О государственной экологической экспертизе" и его реализация. Общественная экологическая экспертиза.

Экологический аудит. Объекты, цели и задачи экоаудита. Нормативно-правовая база экологического аудита. Международные стандарты серии ИСО 14000 по экологическому аудиту. Процедура аудирования и ее эффективность.

 

4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ОЦЕНКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

4.1. Экономическая оценка природных ресурсов

Экономическая ценность природных  ресурсов и методологические подходы  к их оценке. Сущность, функции, задачи экономической оценки природных  ресурсов. Исходная основа оценки. Балльная оценка природных ресурсов. Трудности установления стоимостной оценки.

Теоретические основы и  методология измерения экономической  оценки природных ресурсов. Традиционные методы оценки природных благ: затратный и рентный теоретико-методологические подходы.

Оценка ресурсов природы  как продуктов труда. Затратная концепция академика С.Г Струмилина.

Рентная концепция экономической  оценки естественных ресурсов. Сущность и природа возникновения дифференциальной ренты. Методика определения оценки ресурсов на базе рентного подхода. Категория замыкающих затрат. Учет фактора времени при исчислении суммарной (интегральной) экономической оценки ресурса природы.

"Смешанный" подход  к определению ценности естественных  ресурсов и его практическое применение. Разграничение понятий "экономическая оценка", "стоимость" и "цена" природных ресурсов.

Косвенные методы оценки природных ресурсов. Рыночная оценка богатств природы. Концепция альтернативной стоимости (упущенной выгоды). Концепция общей экономической ценности (стоимости).

Экономическая оценка природных богатств - основа платности и формирования рыночных отношений в природопользовании.

 

4.2. Экономические оценки ущерба от антропогенного воздействия на природную среду

Понятие, содержание и  виды ущерба от загрязнения и истощения  окружающей среды. Экологический, экономический и социальный ущербы. Оценка размера экономического ущерба. Метод прямого счета. Аналитический метод. Эмпирический (укрупненный) метод. Сущность социального ущерба от негативного воздействия на природную среду. Восполнимые и невосполнимые социальные потери.

Совокупный предотвращенный  экономический ущерб и возможности  его определения. Основные методические подходы к экономической оценке ущерба от загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, земель, ущерба, нанесенного биоресурсам; ущерба от воздействия физических факторов.

Направления использования  показателей эколого-экономического ущерба для реализации экологосбалансированной  политики при принятии хозяйственных решений.

Опыт оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей среды  Беларуси.

 

4.3. Природоохранные затраты и их экономическое обоснование

 

Состав природоохранных  мероприятий и принципы их обоснования. Экономическая сущность природоохранных затрат: издержки предотвращения и экономический ущерб. Экономический оптимум загрязнения окружающей среды.

Структура инвестиций на охрану окружающей среды. Инвестиции в  основной капитал (капитальные затраты) и эксплуатационные издержки (текущие затраты) экологического назначения. Направления использования природоохранных инвестиций. Основные производственные природоохранные фонды. Объем капитальных вложений и оценка эффективности их использования.

Состав эксплуатационных экологических издержек. Расчетный  метод их определения.

Интернальные и экстернальные  экологические издержки. Проблема «интернализации» экстернальных издержек. Ассимиляционный потенциал природной среды и задача определения его ценности.

Инвестирование природоохранной  деятельности в Беларуси. Формы и  виды природоохранной деятельности (в соответствии с "Классификатором видов природоохранной деятельности и затрат на охрану окружающей среды"). Анализ капитальных и текущих затрат на охрану природы в Республике Беларусь, оценка их эффективности. Соотношение совокупного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды и затрат экологического назначения.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"