Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 11:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экологии".

Вложенные файлы: 1 файл

0172889_A497A_osnovy_ekologii_i_ekonomiki_prirodopolzovaniya.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

На крупных и средних  предпр. самост. разраб. мерепр. по охране окр. среды. В них находят отраж. след. аспекты: ●разраб. и соверш. технолог. ●строит., реконструкц. ресурсосберег. о природоохр. мероприят. ●содержан. и эксплуат. очистных мероприятий ●планируемое снижение выбросов ●контроль за работой природоохр. Оюъектов

  1. Методы управл-я-спос. возд. на повед. и деят-ть управл. объектов с целью обеспеч. рац. природопольз-я. и охраны окр. среды.

Основные методы: ●администр.- обесп. возм. гос. принужд. ●эконом.- созд. непроизв. матер. заинтер. субъектов хоз. в выполн. необход. эколог. меропр., решений органов управл. в сфере природоп. ●соц.-психол.- методы морального стимул., которые реал. посредством мер поощрительного хар-ра или выговоры.

Ф-ии природоп. – виды деят. возд. на эколого-эконом. отношения.

Общие ф-ии: ♦нормотворчество и законадат. инициатива в обл. охраны окруж. среды и природоп. ♦учет прир. объектов и ведение природн. кадастров ♦осуществл. мониторинга окр. среды ♦экологич. контроль, эксперт. и аудит ♦эколог.-эконом. прогноз. и планир. ♦эконом. стимул. природоохр. деят. ♦разреш споров о праве польз. природн. ресурс., применение санкций за нарушение природоохран. законод.

  1. Необход. создать такие усл-я,чтобы стало эк-ки невыгод-ным отрицат. воздействие на природу и нерац. природо-польз-е. Важный шаг в этом направлении-расширение сферы применения экон. методов управл-я.Они предпол-т использ-е стоимостных рычагов,побуждающих все хоз. звенья к реализации гос экол. политики.К таким рычагам относится:  ●Платежи за использ-е прир. рес-сов и загрязн-я окр. среды(эколог-кий налог) ●Компен-сационные выплаты за изъятие прир. рес-са из целевого использ-я или ухудшение его кач-ва в рез-те произв. деят-ти. ●Штрафы за нарушение экол.стандартов ●Сис-ма налоговых льгот,льготное кредитование и субсилирование и т.д.

Успешное применение стоим. механизмов возможно лишь при  четко регламентируемой сис-ме госстандартов, разработка и реализация к-рых требует  использ-я админ. методов,ограничивающих нерац. природоп-е посредством норм-правового механизма.Админ.методы управл-я приро-доп-ем предполог. также формир-е сис-мы и осущ-е руководства организационно-хоз-ми мероприятиями по реализации проводимой гос-ом эколог.политики.К ним относятся: ●Эколог.мониторинг ●Учет и контроль за природоохр. деят-тью природопольз-лей ●Экол. экспертиза и аудит ●Организ-я научно-исследоват-ких и проведение природовосстановительных и природосберегающих работ ●Междунар. эколог. сотрудничество

Задача админ. органов –оказать влияние на принятие решений субъектами хоз-вания,побуждая их к выполнению намеченных эколог.программ,самостоят. поиску наиб. эфф-х ср-в борьбы с загрязн-м среды обитания чела.

  1. Практическое осущ-е правовых экол. требований во мно-гом зависит от органов управл-я прородопольз-ем. В РБ управл-е природопльз-ем представ-т собой сис-му учреж-дений, к-рые осущ 2 функции управл-я: ● отраслевая (обеспеч-т необход.усл-я для учета потребностей каждой области природопльз-я(водо-,лесопольз-е).Это – ведомст-венные управл-я,но т.к. мин-ва и ведомства–госслужбы, то ведомтсвенные управл-я нах. под контролем гос-ва) ●тер-риальная (обеспеч. комплексность развития хоз-ва и потребл-я рес-сов. Это гос форма управления).

Органы общей  компетенции осущ. общее руководство  природопльз-ем . Их 4: ● комиссии нац. собрания ● отдел экол-и рац. природоп-я и размещения производств при мин-ве эк-ки (Это планирующий орган) ●комиссии совета министров– это исполнит. орган власти. ●комиссии по экол-и городских,районных,областных нар. советов депутатов. Органы спец. компетенции осущ прямое управл-е природоп-ем. К ним относ-ся: ● госкомитет РБ по экологии*Минский гор. комитет по экол-и, 3* городские и районные инспекции по эколог-и ●управл-е совета министров по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС ●Гос. комитет по проблемам последствий катасрофи на ЧАЭС.

Ведомственное управл-е осущ.: главрыбвод, произв. объединение «Экология», Госстрой.

Контроль:суд,природоохр.прокуратура,обществ. организ-и.

  1. В сис-ме взаимосвязей общ-ва с окр средой проблеме рац исп-ния и охраны прир рес-ов важная роль принадлежит правовым вопросам по правилам поведения людей. Соврем. законад-во по природопольз-ю предст собой обширн сис-му юрид норм, принятых законодат-ыми органами власти(Нац.собранием).К законодат-ву примыка-ют большое кол-во подзаконных актов, указов, приказов, распоряжений, инструкций и т.д. Эта сис-ма экологич права регулир-ет права, обяз-ти предприятий, организаций, учреждений.

Правовые-эколог-е  требования: ? Законы, подзаконные и  нормат акты-источник позитивн инфо о праров-эколог требования, из них черп-ся сведения о допустимых и недоп действиях по отнош к прир. ? Гос-во осущ-ет выполнение требований з-ов, прибегая к мерам убеждения и принуж-дения. ? Эколог. профилактика(по СМИ) Легче предупре-дить, чем испр-ть последствия. ? Создание нов и соверш-ние существ-щих технологич процессов.

Все направлено на то, чтобы не загрязнять окр среду.

За неправ польз-ние, порчу и уничтож-ние рес-ов к  виновным примен-ся меры: По ст 15 УКРБ установлена  ответ-сть предпр, орг и учрежд, их руков-лей МАТЕ-РИАЛЬНАЯ. Граждане м.б. привлечены ко всем 4 видам одновременно.

Уголовная прим-ся по приговору суда за серьезн противодействия, кот привлекли или м. привести к серьезн последствиям негат  хар-ра. Административная налагается на тех, кто причинил вред, но без последствий. штраф, конфискация орудий. Налагает админ орган Исполкома. Дисциплинарная такая же как админ, но налагается вышестоящим начальником. Материальная ст30 УКРБ-штраф от 5 до 200 б.в. и от200-700б.в.Если не выплачено,то лишение свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мониторинг(М) окр. прир. среды—это постоянные, непре-рывные комплексные наблюд-я за ее состоянием— загрязн-ем, прир. явлениями, к-рые происходят в ней, а также оценка и прогноз состояния окр. прир. среды и ее загрязн-я. В сис-му М входят наблюд-я за состоянием прир. сред: воздушной среды, поверхностных вод и водных экосис-м,геолог. среды и наземных экосис-м.

По содержанию разл-т неск. видов М: • биосферный (глобальный); • медицинский (сан-токсикологический);•●локальный (наблюд-е за воздействием на окр. среду промышл-х объектов или отд. источников); ●биологич-й — слежение за биолог-ми объектами (растит-тью и жив. миром);

Нац сис-мы М  окр. среды, обеспечивающей выполнение гос. политики в области природопольз-я  и охраны окр. среды. НСМОС призвана решать след. задачи: ●выполнять регулярные наблюдения за состоянием прир. экосис-м; ●осуществлять сбор, обработку (обобщение), хранение и использ-е эколог. инф-ции; ●проводить оценку фактического состояния прир. экосис-м, выявление критич. ситуаций и источников экол. опасности; ; ●составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы состояния окр. среды; ●осуществлять оповещение о катастрофах, стихийных бедствиях и эколог. опасных явлениях;

  1. Эколог. нормиров-е процесс установл-я показателей предельно допустимого воздействия чела на окр. прир. среду. Цель – обеспечение взаимоприемлемого сочетания эконом. и эколог. интересов. Предельно допустимые нормативы (ПДН) – компромисс меж экологией и эк-кой, позволяющий развивать хоз-во и сохранять окр. среду.

Система эколог. нормирования делится на: ●технологи-ческую, способность эк-ки обеспечивать выполнение установленных пределов воздействия на чела и окр. прир. среду. ●научно-техническую, способность технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем направлениям. ●медицинские (сан-гигиен-е) опред-т пороговый ур-нь угрозы здоровью населения и компо-нентам биосферы.(ПДК вредных вещ-в, допустимые ур-ни радиац-го воздействия, размеры сан-защитных зон и т.д.)

В РБ Закон «Об  охране окр.среды» возлагает ответственность на разработку и утверждение нормативов кач-ва окр. среды на органы гос. управл-я по прир. рес-сам и охране окр. среды, а также сис-му здравоохранения.

Если то или  иное вещ-во не превышает значения ПДК, это свидетельствует о чистоте  прир. среды.А если в прир. среде содержится неск. вредных вещ-в,то сумма их концентраций (Фактическая концентрация/ПДК) не должна превышать 1.

До введения ПДК для некот. загрязняющих вещ-в  определ-ся ориентировочно безопасные ур-ни воздействия (ОБУВ). Для каждого загрязняющего вещ-ва устанавл-ся макс-я разовая ПДК.  ПДК разрабатывается для рабочих мест. ПДН- это допустимая степень воздействия на окр. прир. среду в конкр. регионе. ПДН –предельно допустимые нормы нагрузки на окр. среду.

  1. Кадастр прир. рес-сов – систематизир-ный свод сведений кол-ных, кач-ных и тер-риально-адресных показателей о естественно-физических, эколог-х, хоз-ных, эконом-х хар-ках и правовом статусе прир. рес-сов. Кроме того, кадастр отражает хар-р изменений состояния рес-сов под воздействием прир. и антропогенных факторов, рекомен-дации по рационализации использ-я рес-в и необход<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-family: 'Times New

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"