ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 16:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель экологической сертификации — стимулирование производителей к внедрению таких технологических процессов и разработке таких товаров, которые в минимальной степени загрязняют природную среду и дают потребителю гарантию безопасности продукции для его жизни, здоровья, имущества и среды обитания.
Для многих видов продукции экологический сертификат или знак является определяющим фактором их конкурентоспособности.
В России на сегодняшний день экологическая сертификация находится в начале развития. Но уже немало сделано в данном направлении. Так, установлены объекты, относящиеся к этой области. Они делятся на три группы:

Вложенные файлы: 1 файл

Экология.docx

— 276.20 Кб (Скачать файл)

Таким образом, экознаки условно  можно разделить на две группы:

•    экоэнаки, информирующие о безопасности продукции для здоровья человека и окружающей среды. Сюда можно отнести знак "Голубой ангел" и др.;

•    знаки и надписи, информирующие о возможности переработки отходов (часто это касается упаковки). Таким образом утилизируются отходы как вторичное сырье и охраняется природа. Иногда знаки этой группы сообщают о том, что изделие получено из вторичного сырья (например, пластмассовые предметы). К такого рода экознакам относятся "Зеленая точка" (Германия); знак "Ресайклинг" (используется в США, Великобритании, странах Северной Европы), призывающий сдавать упаковку в приемные пункты для последующей переработки.

Экосертификация привлекает внимание международных организаций. Вопросами экологической маркировки и этикетирования занимается Международная  организация по стандартизации (подкомитет ПКЗ ИСО/ТК207 "Этике-тирование (маркировка) в области окружающей среды").

 

Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого  развития является законодательное  закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценки качества окружающей среды. Поэтому экологическое законодательство ориентировано на регулирование  общественных отношений в сфере  взаимодействия общества и природы, чтобы активизировать все эти  юридические механизмы в интересах  сохранения, рационального использования  природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений. Законодательство в области охраны окружающей природной  среды Российской Федерации разрабатывается  уже на протяжении десятков лет.

Приданию законотворческой работе в сфере экологии упорядоченности  и системности должно способствовать создание Экологической доктрины Российской Федерации. Решение о ее разработке было принято на экологическом форуме, который состоялся в доме ученых в Москве в начале года. Уже создана  концепция такого документа. Ее авторами являются академики РАН Лаверов  Н.П., Израэль Ю.А., Исаев А.С., Павлов Д.С., Осипов В.И.

В первом разделе дается определение  доктрины, и излагаются ее правовые основы, в числе которых Конституция  Российской Федерации, законы РФ в области  охраны окружающей среды и использования  природных ресурсов, другие федеральные  законы, регламентирующие природопользование, а также международные договоры и обязательства РФ в области  охраны природы и использования  природных ресурсов.

Экологическая доктрина учитывает  решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), основные положения государственной  стратегии Российской Федерации  по охране окружающей среды и обеспечению  устойчивого развития (Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994г. № 236), основные установки, содержащиеся в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440).

Подробнее следует остановиться на вопросе о правовых основах.

Во-первых, о международных  конвенциях. За истекшие годы ратифицированы Конвенция ООН об изменении климата (04.11.94г.); Базельская конвенция о  контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (25.11.94г.); Конвенция о биологическом  разнообразии (17.02.95г.). Недавно удалось  достичь взаимопонимания по конвенции  по опустыниванию, принято положение V, которое тормозило ратификацию  Россией этой конвенции.

Особую тревогу, в связи  с изменившейся позицией США, вызывает реализация Рамочной Конвенции ООН  об изменении климата и Киотского  протокола.

Во-вторых, о нашем внутреннем законодательстве. С 1993 года, с принятием  новой Конституции и выборов  Государственной Думы Российской Федерации, в развитии федерального законодательства в данной области общественных отношений  огромную роль имеет законодательная  деятельность Федерального Собрания Российской Федерации. С 1993 года образован и  действует Комитет Государственной  Думы по экологии, задачей которого является развитие и совершенствование  законодательства в области охраны окружающей природной среды Российской Федерации.

К особо важным из федеральных  законов, принятых за последние годы относятся федеральные законы “Об  особо охраняемых природных территориях”, “Об экологической экспертизе”, “О радиационной безопасности населения”, “О геодезии и картографии”(1995г.), “О безопасном обращении с пестицидами  и агрохимикатами” ( 1997г.), “О гидрометеорологической службе”, “Об отходах производства и потребления”( 1998г.), “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и Федеральный  закон “Об охране атмосферного воздуха (1999г.).

За последнее время  в развитие основных Конституционных  принципов в области охраны окружающей природной среды не только приняты  крупные основополагающие законы, но и многие законопроекты в настоящее  время проходят различные стадии законодательного процесса в Государственной  Думе.

Однако многие вопросы, необходимые  для решения экологических проблем, так и остались не решенными и  составляют существенные пробелы в  экологическом праве. Так, до настоящего времени не внесены соответствующие  изменения и дополнения в Закон  РСФСР “Об охране окружающей природной  среды” - основополагающий закон, который  должен отвечать как современным  требованиям, так и перспективным  задачам охраны окружающей природной  среды, обеспечивать право граждан  на благоприятную среду и переход  России к устойчивому развитию.

На данный момент законопроект “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды” принят Государственной  Думой в первом чтении. В нем  максимально сохранена концепция  действующего закона, но при этом он приведен в соответствие с действующим  законодательством.

Стоит особо отметить крайнюю  актуальность и необходимость доработки  и приведения в соответствие с  действующим законодательством  раздела об экономическом механизме  охраны окружающей природной среды. Новая редакция закона направлена на обеспечение механизма, реализующего принцип “загрязнитель платит”, и в то же время призван дать возможность загрязнителю обеспечить привлечение необходимых средств на строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и обеспечение иных мероприятий, необходимых для охраны окружающей природной среды.

Доработанный законопроект фактически является “генеральной подготовкой” к написанию Экологического кодекса  Российской Федерации. Экологический  Кодекс, как и любой кодекс, представляющий из себя кодификацию всего законодательства в области охраны окружающей природной  среды и природопользования, смог бы урегулировать не только природоохранные  проблемы, но и дал бы возможность  скорректировать все законы, касающиеся природопользования. Эта задача на перспективу, к которой надо стремиться. Однако на данном этапе необходимо скорейшим образом принять закон  “ О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “Об охране окружающей природной Среды”.

Ведется серьезная работа также по следующим направлениям:

1. Закон “О питьевой  воде”;

2. Радиационно-ядерный блок  законов:

– три атомных законопроекта;

– закон “О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда”;

3. Закон “Об обеспечении  экологической безопасности автотранспорта”;

4. Закон “О государственном  регулировании использования нефтяного  (попутного) газа” и другие (всего  около 30).

Вызывает озабоченность  позиция Правительства: среди указанных  законопроектов нет ни одного, внесенного Правительством.

Для нас - парламентариев - этот раздел доктрины особенно важен.

Большинство экологических  проблем, с которыми мы сегодня столкнулись, имеют глубокие корни и достались  “в наследство” с советских времен. Радикальные рыночные реформы и  череда экономических кризисов привели  к обострению проблем в сфере  экологии, разбалансированию процессов  управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических  интересов экономическим. Результат - повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимых природных  ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и  реальная угроза генофонду населения  страны. Нельзя забывать и о значительной инерционности экологических процессов. За наше бездействие сегодня будут  расплачиваться наши дети и внуки.

Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России. Обеспечение экологической  безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду – вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе формирования российского экологического законодательства.

В этой связи хочу остановиться на следующих проблемах, которые  представляются мне наиболее важными  и актуальными.

Ликвидация химического  оружия. Правовая база создана: принят Федеральный закон “Об уничтожении  химического оружия”, Россия стала  участницей соответствующей Конвенции.

Учитывая, что при перевозке  химического оружия могут возникнуть аварийные ситуации, объекты по уничтожению  химического оружия предполагается размещать рядом с объектами  их хранения.

Однако тут есть проблема. Так, в поселке Леонидовка Пензенской области хранится около 20 % общего объема запасов химического оружия страны. Размещение здесь объекта по уничтожению  химического оружия затруднено, так  как в районе поселка Леонидовка сложилась кризисная экологическая  ситуация в связи с прошлым  опытом уничтожения химического  оружия первого поколения, когда  в конце пятидесятых годов.

Таким образом, получается, что  химическое оружие уничтожать надо, а  завод в Леонидовке строить нельзя. К тому же, если, не дай Бог, что  случится, то всему бассейну Волги  угрожает участь похуже Чернобыля. Эта  проблема, на наш взгляд, очень важна  и ее надо решать.

Еще одна очень важная проблема - это катастрофический, более 60-процентный уровень износа основных фондов промышленных предприятий - основная причина возникновения  техногенных аварий. Причем, многие опасные производственные объекты  расположены в бассейнах больших  рек, таких как Амур, Ангара, Волга, Енисей, Колыма, Обь, Ока, Селенга. В  особенности, это касается предприятий  золотодобывающей промышленности. То, что случилось в Румынии, когда  в бассейн Дуная произошел  выброс цианидов, должно нас насторожить  и очень серьезно озаботить. Сейчас на золотодобывающих предприятиях России также скопились огромные запасы цианидов, а состояние их хранилищ оставляет желать лучшего.

Еще об одной из самых жизненно важных проблем. О питьевой воде. Чистая вода нужна всем людям, ведь 80 процентов  болезней человека тем или иным образом  связаны с ухудшением качества питьевой воды. Нужен Федеральный закон  “О питьевой воде и питьевом водоснабжении”, который установит жесткие требования к охране источников питьевого водоснабжения, создаст правовые механизмы рационального  использования питьевой воды, установит  государственные гарантии питьевого  водоснабжения в Российской Федерации, обязательность контроля качества воды на кране потребителя и информирования граждан о качестве потребляемой ими питьевой воды. Закон, в первую очередь, защитит конституционные  интересы всех граждан России, поэтому, я думаю, о качестве и безопасности питьевой воды надо вести отдельный  разговор.

Далее - радиационное загрязнение  территорий. Гонка вооружений и несовершенство технологии оставили нам такое наследство, знакомство с которым заставляет думать о том, как очистить территорию страны от радиоактивных отходов (РАО) прошлых лет. Это атомные подводные  лодки (АПЛ), это последствия Челябинской  и Чернобыльской аварий, это огромные запасы РАО во всех городах, в том  числе и в Москве. Вот о чем  надо думать и искать пути решения  вопроса.

Существует еще несколько  очень серьезных проблем. К примеру, защита воздушного бассейна, защита от шума, вибрации, проблема энергоинформационного  воздействия и другие. Но я считаю, что все они останутся нерешенными, если мы не создадим надежный эколого-экономический  механизм охраны окружающей среды. Сейчас сбор платежей крайне недостаточен.

Загрязнение окружающей среды  в стране, несмотря на резкий промышленный спад, продолжается, а расходы на предотвращение и ликвидацию последствий  экологических нарушений уменьшаются  как шагреневая кожа. Еще хуже дело обстоит с аварийными выбросами  и сбросами вредных веществ. Практически  прекратились компенсации пострадавшим от аварийного загрязнения среды. Система  платежей за загрязнение, насчитывающая  уже почти десять лет, не решает этой проблемы. А ведь наряду с бюджетными есть и небюджетные механизмы  решения этой проблемы.

Одним из экономических внебюджетных рычагов механизма обеспечения  экологической безопасности страны, на наш взгляд, наиэффективнейшим  является экологическое страхование, которое, выполняя превентивную, контролирующую, социальную, компенсаторную и инвестиционную функции, может создать реальную защиту территорий и населения от угроз его жизненно важным интересам.

Страхование гражданской  ответственности известно с конца XIX века. Экологическое страхование  в обязательной форме не имеет  законодательной базы нигде в  мире. Отсюда - трудности разработки закона. Для России такой закон  актуален.

Закон “Об обязательном экологическом  страховании” безусловно обеспечит  не только защиту жизненно важных интересов  граждан, но и позволит сформировать ресурсосберегающую стратегию рационального  природопользования - новую доминанту  в обществе, когда экономически невыгодно  станет загрязнять; экологически чистое и стабильное производство, ресурсосбережение  начнет приносить прибыль.

Реальность такова, что  в условиях постоянного дефицита федерального бюджета переход экономики  страны к рыночным отношениям сопровождается резким сокращением бюджетных средств, выделяемых на охрану окружающей среды. Так, в 1994 году на обеспечение экологических  задач природно-ресурсного блока  было выделено всего 0,6% расходной части  бюджета, в 1996 году эта доля равнялась 0,5%, а в последующие годы - 0,4%. Это  на порядок ниже уровня должного обеспечения  экологической безопасности.

Информация о работе ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ