Экологическая опасность сточных вод пищевой промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 08:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является оценка экологической опасности сточных вод пищевой промышленности.
Задачи:
- рассмотреть состав сточных вод пищевой промышленности;
- оценить влияние сточных вод пищевой промышленности на состояние природных вод, на растительный и животный мир водоемов и здоровье человека;
- рассмотреть правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства в области охраны природных вод;
- рассчитать предельно допустимый сброс вредных веществ в водоемы

Содержание

Введение
1 Экологическая опасность сточных вод пищевой промышленности
1.1 Сточные воды пищевой промышленности
1.1.1 Сточные воды мясной промышленности
1.1.2 Сточные воды молочной промышленности
1.1.3 Сточные воды пивоваренной промышленности
1.2 Влияние сточных вод на состояние водоемов
1.2.1 Влияние органических загрязнений на состояние водоемов
1.2.2 Влияние неорганических соединений на состояние водоемов
1.2.3 Последствия теплового загрязнения естественных водоёмов
1.2.4 Влияние СПАВ на состояние водоемов
1.2.5 Влияние нефтепродуктов на водную флору и фауну
1.2.6 Сокращение запасов пресных вод из-за загрязнения
1.3 Влияние загрязненных природных вод на здоровье человека
1.4 Методы очистки сточных вод
1.4.1 Механическая очистка
1.4.2 Химический метод
1.4.3 Физико-химический метод
1.4.4 Биологический метод
1.5 Охрана водных ресурсов
2 Правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства в области охраны природных вод
3 Методика расчета нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты со сточными водами
3.1 Расчет кратности разбавления
3.2 Определение концентраций, допустимых к сбросу СПДС
3.3 Расчет нормативов ПДС
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

диплом по сточным водам.doc

— 588.00 Кб (Скачать файл)

Усреднители применяются  для регулирования состава и  расхода сточных вод. Усреднение достигается либо дифференцированием потока поступающей сточной воды, либо интенсивным перемешиванием отдельных стоков.

Первичные отстойники применяются  для выделения из сточных вод  взвешенных веществ, которые под действием гравитационных сил оседают на дно отстойника, или всплывают на его поверхность.

Для очистки сточных  вод, содержащих нефтепродукты, при  концентрациях более 100 мг/л применяют нефтеловушки. Эти сооружения представляют собой прямоугольные резервуары, в которых происходит разделение нефти и воды за счет разности их плотностей. Нефть и нефтепродукты всплывают на поверхность, собираются и удаляются из нефтеловушки на утилизацию.[3]

 

1.4.2 Химический метод

Этот метод заключается в том, что в сточные воды добавляют различные химические реагенты, которые вступают в реакцию с загрязнителями и осаждают их в виде нерастворимых осадков. Химической очисткой достигается уменьшение нерастворимых примесей до 95% и растворимых до 25%.

 

1.4.3 Физико-химический метод

При физико-химическом методе обработки из сточных вод удаляются тонко дисперсные и растворенные неорганические примеси и разрушаются органические и плохо окисляемые вещества. Из физико-химических методов чаще всего применяются коагуляция, окисление, сорбция, экстракция и т.д., а также электролиз. Электролиз заключается в разрушении органических веществ в сточных водах и извлечении металлов, кислот и других неорганических веществ при протекании электрического тока. Электролитическая очистка осуществляется в особых сооружениях – электролизерах. Очистка сточных вод с помощью электролиза эффективна на свинцовых и медных предприятиях, в лакокрасочной промышленности.

Сточные воды очищают  также с помощью ультразвука, озона, ионно-обменных смол и высокого давления. Хорошо зарекомендовала себя очистка путем хлорирования.[17]

 

1.4.4 Биологический метод

Широко применяемый  на практике метод обработки бытовых и производственных сточных вод, основанный на использовании закономерностей биохимического самоочищения рек и других водоемов. В его основе лежит процесс биологического окисления органических соединений, содержащихся в сточных водах. Биологическое окисление осуществляется сообществом микроорганизмов, включающим множество различных бактерий, простейших и ряд более высокоорганизованных организмов-водорослей, грибов и т.д., связанных между собой в единый комплекс сложными взаимоотношениями (метабиоза, симбиоза и антагонизма).

Используются различные  типы биологических устройств: биофильтры, биологические пруды и аэротеки.

В биофильтрах сточные воды пропускают через слой крупнозернистого материала, покрытого тонкой бактериальной пленкой. Благодаря этой пленке интенсивно протекают процессы биологического окисления.

В биологических прудах в очистке сточных вод принимают участие все организмы, населяющие водоем.

Аэротенки - огромные резервуары из железобетона. Здесь очищающее начало - активный ил из бактерий и микроскопических животных. Все эти живые существа бурно развиваются в аэротенках, чему способствуют органические вещества сточных вод и избыток кислорода, поступающего в сооружение потоком подаваемого воздуха. Бактерии склеиваются в хлопья и выделяют ферменты, минерализующие органические загрязнения. Ил с хлопьями быстро оседает, отделяясь от очищенной воды. Инфузории, жгутиковые, амебы, коловратки и другие мельчайшие животные, пожирая бактерии (не слипающиеся в хлопья) омолаживают бактериальную массу ила.

Перед биологической  очисткой сточные воды подвергают механической очистке, а после биологической (для удаления болезнетворных бактерий) и химической очистке, хлорированию жидким хлором или хлорной известью. Для дезинфекции используют также другие физико-химические приемы (ультразвук, электролиз, озонирование и др.). Биологический метод дает лучшие результаты при очистке коммунально-бытовых отходов, а также отходов предприятий нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, производства искусственного волокна.

С целью уменьшения загрязнения  гидросферы желательно вторичное использование  в замкнутых ресурсосберегающих, безотходных процессах в промышленности, капельное орошение в сельском хозяйстве, экономное использование воды в производстве и в быту.[2]

 

1.5 Охрана водных ресурсов

 

Борьба против загрязнения, засорения и истощения вод  должна проводиться

всеми доступными в современных  условиях мерами и средствами, путем осуществления предупредительных мер по охране вод и ликвидации существующих причин их загрязнения, засорения и истощения. Запрещено вводить в эксплуатацию предприятия, цехи, агрегаты, коммунальные и другие объекты, если они не обеспечены устройствами, предотвращающими загрязнения вод. Предприятия, организации и учреждения не должны допускать загрязнения и засорения поверхности водосборов производственными, бытовыми и другими отходами и отбросами.

Все промышленные предприятия, использующие воду, обязаны предпринимать меры к уменьшению ее расхода и прекращению сброса сточных вод путем совершенствования технологии производства и схем водоснабжения, развивать безводные технологические процессы, заменять водяное охлаждение воздушным, внедрять оборотное водоснабжение и другие технические приемы, исключающие сброс сточных вод. Должны быть созданы технически совершенные очистные сооружения и устройства, обеспечивающие надлежащую очистку сточных вод от загрязняющих веществ.

В водные объекты запрещается  сбрасывать:

  • сточные воды, содержащие вещества или продукты трансформации веществ в воде, для которых не установлены ПДК или ориентированный допустимый уровень (ОДУ), а также вещества, для которых отсутствуют методы аналитического контроля;
  • сточные воды, которые могут быть устранены путем организации бессточного производства, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности;
  • неочищенные или недостаточно очищенные производственные, хозяйственно – бытовые сточные воды и поверхностный сток с территорий промышленных площадок и населенных мест;
  • сточные воды, содержащие возбудителей инфекционных заболеваний; опасные в эпидемическом отношении сточные воды могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания.[10]

 

 

2 Правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства в области охраны природных вод

 

Основным документом является Конституция Российской Федерации, которая закрепляет право каждого человека «на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиняемого его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями»

В соответствии с этим принят ряд законов и правовых нормативных актов, регламентирующих положение данной статьи, которые представлены в таблице 2.1

 

Таблица 2.1 - Ряд законов  и правовых нормативных актов

Название

Дата

Номер

1

2

3

4

Федеральные законы РФ

1

ФЗ «Водный кодекс РФ»

30.12.2001

№ 167-ФЗ

2

ФЗ «Об охране окружающей среды»

10.01.2002

№ 7-ФЗ

3

ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

14.03.1995

№ 33-ФЗ

4

ФЗ «Об экологической  экспертизе»

22.11.1995

№ 173-ФЗ

5

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

30.03.1999

№ 52-ФЗ

Постановления правительства  РФ

6

ППРФ «О порядке утверждения  нормативов допустимого воздействия  на водные объекты»

30.12.2006

№ 881

7

ППРФ «Об утверждении  Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов»

25.12.2006

№ 801

8

ППРФ «Об утверждении  Правил резервирования источников питьевого  водоснабжения»

20.11.2006

№703

9

ППРФ «Об утверждении  Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов»

10.4.2007

№219

10

ППРФ «О ставках платы  за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности»

30.12.2006

№ 876

11

ППРФ «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»

30.12.2006

№844

12

ППРФ «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов»

10.4.2007

№ 219

Положения правительства  РФ

     

13

«Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду в РФ»

16.05.2000

№ 372

Законы Республики Башкортостан

     

14

«О государственном  комитете Республики Башкортостан по экологии и природопользованию»

29.02. 1992

 

15

«Экологический кодекс Республики Башкортостан»

28.10.1992

 

16

«Водный кодекс Республики Башкортостан»

13.07.1993

 

17

«Об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан»

31.07.1995

№ 5-З

Госты

     

18

« Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мобильные средства очистки  поверхностных вод. Общие технические  требования»

30.7.1995

ГОСТ Р 22.6.02-95

19

«Охрана природы. Гидросфера. Критерии и показатели качества воды для орошения»

10.12.1990

ГОСТ 17.1.2.03-90

20

«Источники централизованного  хозяйственно-питьевого водоснабжения»

27.11.1984

ГОСТ 2761-84

21

Вода. Общие требования к отбору проб

21.4.2000

ГОСТ Р 51592-2000

22

« Вода хозяйственно-питьевого  назначения. Общие требования к полевым  методам анализа»

11.8.1981

ГОСТ 24902-81

23

«Вода питьевая. Методы определения  жесткости»

20.12.2005

ГОСТ Р 52407-2005


 

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ 
"Об охране окружающей среды" (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.)

Настоящий Федеральный  закон определяет правовые основы государственной  политики в области , обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный  закон регулирует отношения в  сфере взаимодействия общества и  природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Основные принципы охраны окружающей среды

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  • платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  • независимость контроля в области охраны окружающей среды;
  • презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
  • учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
  • допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
  • обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
  • обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
  • запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
  • соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  • организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
  • участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
  • международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

 Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ 
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" 
(с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.)

Настоящий Федеральный  закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В соответствии со статьей 8 данного закона граждане имеют право:

- на благоприятную  среду обитания, которой не оказывают вредного воздействия на человека;

- получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о , состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг

В соответствии со статьей 18: санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам:

1. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов

2. Критерии безопасности  и (или) безвредности для человека  водных объектов, в том числе  предельно допустимые концентрации  в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

В соответствии со статьей 19, пунктом 1:санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому  водоснабжению населения: «Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства».

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

  • профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
  • разработки и реализации федеральных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также региональных целевых программ и научных, научно-технических программ в данной области;
  • выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
  • создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
  • государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  • сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
  • лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
  • государственной регистрации потенциально опасных для челов<span class="dash0421_0442_0430_043d_0434_0430_0440_0442_043d_044b_0439_0020HTML__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';

Информация о работе Экологическая опасность сточных вод пищевой промышленности