Экологическая экспертиза: понятие, принципы, объекты, виды, порядок назначения и проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 17:45, реферат

Краткое описание

Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом «Об экологической экспертизе». Ее сущность заключается в предварительной проверке соответствия хозяйственной деятельности экологическим требованиям, а ее цель - в предупреждении вредных последствий этой деятельности.

Содержание

Экологическая экспертиза: понятие, принципы, объекты, виды, порядок назначения и проведения
Экономические методы управления природопользованием
Экономический механизм природопользования
Экономическое стимулирование охраны окружающей среды
План охраны природы: характеристики, особенности и содержание
Методы планирования охраны природы и государственные программы
Решение экономической задачи.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Эклогич менеджмент.docx

— 37.69 Кб (Скачать файл)

 

- повышение  социально-экономической эффективности  природоохранной деятельности на  общенациональном, отраслевом и  уровне промышленного предприятия (хозяйствующего субъекта);

- стимулирование  проведения единой технической  политики в природоохранной сфере;

- создание  экономической заинтересованности  предприятия в своевременном  строительстве, вводе, модернизации природоохранных сооружений;

- повышение  заинтересованности предприятия  в эффективном использовании (эксплуатации) материально-технических средств  охраны окружающей среды (природоохранной  техники);

- повышение  материальной заинтересованности  работников в природоохранной  деятельности.

   Возможность обеспечения эффективности функционирования стимулирующего механизма в природоохранной сфере в значительной степени определяется совершенством системы планирования. Вместе с тем стимулирующий механизм обладает определенной самостоятельностью и в свою очередь оказывает воздействие на систему планирования природоохранной деятельности, предъявляя к последней соответствующие требования. Таким образом, экономическое стимулирование в системе эколого-экономических отношений, это часть единого экономического механизма общественного производства, направленных на реализацию эколого-экономических интересов в сохранении и воспроизводстве окружающей среды.

  В качестве примера льготного налогообложения можно привести норму Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в соответствии с которой размер налога на прибыль уменьшается на сумму в размере 30% от капитальных вложений на природоохранные мероприятия.

  Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, согласно ст. 6 Инструкции Государственной налоговой службы No. 11 по применению Закона "О плате за землю", вообще освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. Отметим, что при использовании земли не по назначению, т.е. не для сельскохозяйственного производства, эта льгота не предоставляется.

   Смысл повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов состоит в том, чтобы быстрее окупить природоохранные сооружения, а затем иметь возможность заменить их на новые, более совершенные, тем самым способствовать внедрению достижений научно-технического прогресса. С этой целью такая льгота в качестве одного из видов экономического стимулирования применяется в развитых странах. Что касается России, то в условиях экономического кризиса и повышенной инфляции (десятки процентов в год) повышение нормы амортизации на природоохранные фонды по сравнению с другими производственными фондами практически теряет смысл. Средств, накопившихся за годы амортизации, с учетом инфляции даже при повышенной норме амортизации не хватит для приобретения нового оборудования, для обновления основных фондов. Именно поэтому амортизационный фонд российских предприятий к настоящему времени практически почти прекратил оказывать влияние как источник финансирования приобретения основных средств (наращивания основных фондов).

 

Большинство из рассмотренных выше видов экономического стимулирования показали свою эффективность во многих странах. Наиболее эффективным средством стимулирования считаются налоги. Причем экологические ("зеленые") налоги повышают стоимость продукции, поскольку учитывают затраты природных ресурсов. Они способствуют тому, что экологический ущерб компенсирует в основном сам загрязнитель, а не все общество. Разумеется, повышая цены, производитель перекладывает уплату налога на покупателя. Но, поскольку повышение цены приводит к снижению спроса, то по обычным правилам микроэкономики можно рассчитать, в какой пропорции бремя налога делится между производителем и потребителем. В любом случае введение налога приводит к снижению расхода природных ресурсов, т.е. к снижению нагрузки на окружающую природную среду.

 

Вместе с тем оценка экономико-правовой экологической ситуации в целом не является оптимистической. Можно сделать вывод, что целостной системы льгот, взаимоувязанных экономических стимулов, способствующих рациональному использованию природных ресурсов, в России пока не существует. Экологическое законодательство и практика его применения требуют дальнейшего развития.

 

 

2.3. План охраны природы: характеристики, особенности и содержание

 

Поиски оптимального соотношения распределения обязанностей и полномочий между центральной властью и локальным уровнем управления ведутся во всех странах на всем протяжении истории человечества. В управлении охраной окружающей среды в России этот вопрос особенно остро встал после начатой и пока незавершенной административной реформы 2004 года. В числе своих задач реформа имела и оптимизацию взаимодействия федеральных органов власти и местного самоуправления.

 

Экологические проблемы возникают в конкретном месте и, прежде всего, должны решаться на местном уровне. Поэтому очень многое здесь зависит от возможностей местных властей, включая имеющиеся у них правовые, финансовые, технические ресурсы. Наделение степенью ответственности и надлежащим ей уровнем обеспечения ресурсами и есть суть оптимизации. Делегирование полномочий и ответственности из федерального центра на места - конкретное наполнение административной реформы.

 

Одним из эффективных способов организации охраны окружающей среды и перехода к устойчивому развитию является местное природоохранное планирование.

 

При решении экологических проблем на региональном и местном уровнях следует исходить из принципа, что по настоящему разумное и бережное отношение к природе возможно только тогда, когда в ее охране принимает участие и становится движущей силой процесса местное сообщество. Одним из важнейших результатов своей деятельности видится усиление возможностей местного сообщества эффективно решать возникающие проблемы. На практике видно, что реальных сдвигов в лучшую сторону удается добиться тогда, когда наработанные инструменты и методы попадают в руки инициативных и заинтересованных людей.

 

Важность применения программно-целевых методов управления приобрела особую значимость после принятия последних изменений в бюджетном кодексе РФ, в соответствии с которыми предоставление субвенций и субсидий из федерального, регионального и муниципального бюджетов на цели охраны природы возможно лишь в том случае, если они предусмотрены целевыми программами соответствующих уровней. В городах управление природоохранной деятельностью целесообразно ориентировать на расширение применения единых для всей страны природоохранных инструментов. Вместе с тем необходимо выявлять специфические особенности, характерные для конкретного города, и строить работу таким образом, чтобы эти особенности были учтены в максимальной мере.

 

В сельской местности происходит ослабление культурных традиций, разрыв сложившихся хозяйственных связей, сокращение населения и разрушение существовавших ранее форм местного самоуправления. В таких условиях для большинства сельских территорий России представляется особо важным разрабатывать программы, предусматривающие рост благосостояния не только за счет притока внешних инвестиций, но преимущественно за счет эффективного использования собственного капитала - природного и человеческого. Разработка и реализация природоохранных стратегий и планов предполагает выполнение следующих мероприятий:

 

- разъяснение  населению возможностей устойчивого  развития их региона; природопользование  экономический механизм финансирование

- рассмотрение  альтернативных вариантов развития  региона с точки зрения их  выполнимости и обеспеченности  ресурсами;

- координация  природоохранной стратегии в  целях социально-экономического развития;

- достижение  широкого консенсуса между всеми  заинтересованными сторонами по  проблемам, целям и приоритетам  развития.

 

При составлении плана следует руководствоваться следующей законодательной базой:

По воде:

Постановление Правительства РФ от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования": представлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий;

 

представлять в Уполномоченный орган ежегодно, не позднее 1 декабря текущего года, на утверждение проект плана водоохранных мероприятий на последующий год;

 

По выбросам:

Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-тп (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" (Постановление Госкомстата РФ от 29.09.2000 N 90)

Раздел 4 "Выполнение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" 2.13. В данном разделе отражается выполнение предприятием мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет всех источников финансирования, предусмотренных к завершению в отчетном году. Эти мероприятия включаются в отчет независимо от уровня их фактического выполнения.

 

По отходам:

Приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2008 N 10891)

 

В разделе ПНООЛР "Планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами, сведения о противоаварийных мероприятиях" приводится информация о проводимых и планируемых мероприятиях по снижению негативного влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды. Представляются сведения о мероприятиях, направленных на:

 

-снижение  количества образования отходов;

-внедрение  технологий по переработке, использованию, обезвреживанию отходов;

-организацию  и дооборудование мест размещения  отходов, не отвечающих действующим  требованиям;

-вывоз ранее  накопленных отходов;

-проведение  производственного контроля обращения  с отходами и мониторинга состояния  окружающей среды на территориях  объектов размещения отходов.

Планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами представляются в соответствии с образцом 2.17

При составлении планов следует исходить из масштабов плановых мероприятий, в целом ли для региона он составляется или для определенного предприятия. Соответственно и будут разница поставленные цели и задачи плана, региональный план решает, болен масштабные задачи, нежели план предприятия. План предприятия в первую очередь зависит от специфики предприятия (лесопромышленное, нефтепромышленное, сельскохозяйственное и т.д.)

 

Схематично любой план по охране природы включает в себя:

Введение - в нем отражаются задачи плана, необходимость его создания, разработки и внедрения предложенных в нем действий.

Цель - указываются основные цели плана.

Объем работ - указываются объемы требуемых работ и мероприятий, описывается необходимая подтверждающая документация.

Краткое описание проекта - описывается проект, его воздействие.

Основная часть, в которой описываются конкретные действия, их последовательность и чередование, полное их описание, требования к исполнителям, к объектам и действиям.

 

3.Методы планирования охраны природы и государственные программы.

 

Балансовый метод планирования заключается в согласовании потребностей в природных ресурсах с их наличием на предприятии, в данном регионе, республике, стране; количества отходов и вредных веществ с наличием трудовых, материальных и финансовых ресурсов для их утилизации, складирования, захоронения и т.п. Этот метод позволяет увязать воедино имеющиеся ресурсы -- трудовые, материальные, финансовые и природные -- с потребностями в них для обеспечения рационального природопользования и надлежащего качества окружающей среды. Потребность в ресурсах определяется на основе научно обоснованных норм расхода.

 

Нормативный метод планирования основан на применении научно обоснованных прогрессивных норм и нормативов, отражающих достижения научно-технического прогресса и передовых методов организации труда и производства. Под нормой понимают регламентированную величину абсолютного расхода природных и других ресурсов на единицу выпускаемой продукции или работ. Нормативами определяются потребность в различных ресурсах при выпуске определенной продукции или сроки выполнения работ. При добыче и переработке полезных ископаемых устанавливаются нормативы извлечения и использования минерального сырья, нормы расхода сырья, материалов, топлива, электрической энергии, воды, нормы и нормативы расходов на охрану окружающей среды.

 

Аналитический метод планирования основывается на проведении технико-экономического анализа эффективности использования ресурсов и состояния окружающей среды, выявлении неоправданных затрат и потерь природных ресурсов, сверхнормативного загрязнения окружающей среды и разработке мероприятий по рациональному и экономному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

 

Программно-целевой метод заключается в определении главных направлений для достижения наибольших народно-хозяйственных результатов и концентрации ресурсов и усилий на их решение в определенные сроки. Каждая комплексная программа при этом методе планирования представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс производственных, научно-исследовательских и организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

 

Метод экономико-математического моделирования, который называют также методом оптимального планирования, заключается в разработке многочисленных вариантов природоохранной деятельности и выборе из них наилучшего, обеспечивающего получение необходимого результата с наименьшими затратами ресурсов. Расчеты выполняются с применением ЭВМ.

Информация о работе Экологическая экспертиза: понятие, принципы, объекты, виды, порядок назначения и проведения