Экологические катастрофы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:07, реферат

Краткое описание

Причинами экологических кризисов являются резкие изменения климата, состава атмосферы и почвы, уничтожение растительных сообществ и животного населения, повышение радиации и другие факторы, резко выводящие экосистемы из равновесия. В состоянии равновесия все компоненты экосистемы находятся в состоянии подвижного равновесия друг с другом. Если происходят отклонения в одном компоненте экосистемы, то другие компоненты изменяются таким образом, что бы этот компонент вернулся в свое нормальное состояние

Вложенные файлы: 1 файл

Причинами экологических кризисов являются резкие изменения климата.docx

— 160.90 Кб (Скачать файл)

Достижение экологического равновесия зависит от плотности  населения, природных зон и т.д. и не всегда может быть абсолютным.

Условное экологическое  равновесие может быть достигнуто в  случае отсутствия воспроизводства  основных природных компонентов.

Относительное экологическое  равновесие осуществляется при нарушении  воспроизводства и отсутствии баланса  на ненарушенных строительством участках.

Все факторы, влияющие на достижение экологического равновесия, могут существовать на урбанизированных территориях при осуществлении  мер, стабилизирующих антропогенные  нагрузки, компенсирующих вредное воздействие  на среду.

Формирование систем расселения должно проводиться с  соблюдением условия создания равного уровня экологического равновесия всех элементов системы, т. е. всех населенных пунктов и прилегающих территорий.

Особое внимание при проектировании на урбанизированных территориях с точки зрения экологического баланса следует уделять:

организации жизненно важных территорий, систем водообеспечения и водоотведения;

организации территорий кратковременного отдыха населения;

организации комплексных  условий охраны окружающей среды.

Урбоэкологическая характеристика оценивает территорию нашей страны по комплексу условий, рассматривающих возможности освоения территории в градостроительных целях, и дает оценку территории, на основании которой составлена карта, содержащая урбоэкологические зоны.

По условиям комфортности территории для расселения вся территория страны разделена на шесть урбоэкологических зон, в которых в зависимости от усложнения условий проживания (жесткость климата, наличие и длительность полярной ночи, вечная мерзлота, высота снежного покрова, ветровой режим, сейсмичность, заболоченность, лавины, сели, цунами и т.д.) увеличивается стоимость строительства от 10 до 500 %. По условиям водоснабжения территория страны разграничена на четыре зоны, по наличию поверхностных вод и по подземным водам - на три зоны, по наличию водоемов и лесов установлены шесть зон.

На основе, существующей в нашей стране, генеральной схемы  расселения на территории страны созданы  региональные схемы расселения, а  для них - комплексные схемы охраны природы. В связи с изменениями  социальной и экономической обстановки экологические аспекты должны добавляться, расширяться и совершенствоваться.

Предупреждение  загрязнения и деградации окружающей среды, создание градостроительных  условий сохранения и улучшения  среды путем рассредоточения  населения, организации территории, рациональное использование природных  ресурсов - основные цели градостроительной  экологии.

В каждой градостроительной  задаче обязательно решаются вопросы  охраны окружающей среды. Решение стратегических проблем находит свое выражение  в разработке схем расселения, которые  выполняются для экономических  районов и в целом для территории всей страны. Принцип создания схем расселения исходит из целесообразного  размещения производительных сил, рационального  освоения природных ресурсов, решения  проблем народонаселения, развития малообитаемых районов и т.д. При  этом экологические решения являются основополагающими. Они включают как  узкоспециализированные меры, так и  необходимые рекомендации для экономических  и социальных решений, исходящих  из экологических соображений. Экологические  исследования и прогнозы могут влиять на снижение, перераспределение антропогенных  нагрузок, рекомендации по хозяйственному зонированию, распределение различных  по своему характеру территорий и  природоохранные меры. Эти задачи решаются при разработке районной планировки и планировке городов.

Постоянно усиливающееся  загрязнение атмосферы связано  с интенсивным развитием промышленности и энергетических производств, сопровождающимся все возрастающими объемами расходования невосполнимых природных ресурсов. В настоящее время во многих промышленно  развитых странах и, особенно в индустриальных центрах уровни загрязняющих выбросов превышают величины, к которым  могут адаптироваться организм человека и биосфера в целом. Это привело  к уничтожению обширных лесных массивов, снижению производительности сельского  хозяйства, создало угрозу здоровью целых народов. Известны случаи экологических  катастроф с человеческими жертвами, явившихся стечением чрезвычайно  неблагоприятных обстоятельств. Последствия  процессов разрушения окружающей среды  выходят за пределы не только промышленных регионов, но даже стран, и могут вскоре приобрести глобальное значение.

Чтобы защитить воздушный  бассейн от чрезмерных загрязнений  надо развивать технологические  процессы промышленных районов одновременно с технологиями и аппаратурой  по ограничению и предотвращению выбросов в атмосферу.

Проблемы защиты атмосферы составляют обширную область  исследований на стыке наук. Они включают как общие задачи химической технологии, машиностроения и метеорологии, так и вопросы, решением которых могут заниматься узкие специалисты-математики, физики, электротехники, программисты-аналитики, врачи, гигиенисты, биологи, геологи, юристы, конструкторы и т.д.

Для защиты атмосферы  необходимо применять технологии, учитывающие  причинно-следственные связи появления  факторов отрицательного воздействия, учитывать индивидуальные характеристики различных веществ, в том числе  способных накапливаться в атмосфере, нанося особо существенный ущерб  окружающей среде. Требуется также  находить и использовать оптимальные  технические и экономические  решения по устранению или ограничению  результатов этих воздействий. Для  предотвращения загрязнения атмосферы  следует применять безвредные в  этом смысле виды сырья, максимально  эффективные и экономичные технологии его переработки, а также создавать  соответствующую измерительную  технику для экологического контроля.

Реальные пути очищения и защиты атмосферы неминуемо  приведут к значительным затратам, что предопределит жесткую экономическую  оптимизацию производственных технологических  процессов в жизни урбанизированного  человечества.

В нашей стране действует  федеральная целевая программа  по комплексному предотвращению отрицательных  последствий изменения климата  в России и проведения комплекса  мероприятий соответствующих превентивных национальных мер в рамках Конвенции ООН. Реализация программы является организационной частью государственного масштаба и требует скоординированных действий министерств и ведомств на единой основе. Предусматривается регулярное обеспечение государственных органов и хозяйственных организаций информацией о климатических аномалиях и ожидаемых изменениях климата, источниках и поглотителях парниковых газов, тенденциях изменений их содержания в атмосфере и др.

Одним из основных блоков программы является разработка системы превентивных мер, обеспечивающих адаптацию экономики страны к  изменениям климата. Также разработаны  мероприятия по ограничению антропогенных выбросов (путем энергосбережения и осуществления других мер) и поглощению парниковых газов. Программа рассчитана на период до 2020 г.

В целях перехода к экономическим методам управления природоохранной деятельностью  в 1991 г. были установлены нормативы  платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядок их применения. Порядок применения нормативов платы за загрязнение природной среды на территории РФ предусматривает ее взимание с предприятий учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности, видов и форм собственности (природопользователей) за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ, в том числе осуществляемый предприятиями и организациями через системы коммунальной канализации и за размещение отходов. Установлено два вида нормативов платы: за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в природную среду и за превышение предельно допустимых выбросов.

Плата за выбросы  загрязняющих веществ представляет собой компенсацию за экономический ущерб от загрязнения окружающей среды. Плата за допустимые загрязнения природной среды определяется как произведение соответствующих нормативов для каждого конкретного вещества на фактическую массу выбросов. За превышение допустимых загрязнений природной среды плата увеличивается более чем в 6 раз (по соответствующим нормативам) на соответствующую долю превышения. При выбросах без оформленного в принятом порядке разрешения на выброс вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхдопустимая. От передвижных источников плата определяется в зависимости от вида и количества израсходованного топлива.

Средства, взыскиваемые за загрязнение природной среды, перечисляются природопользователями на счета фондов охраны природы, используемых на проведение природоохранных мероприятий, а средства, взыскиваемые за отвод через сточные воды, - предприятиям коммунального хозяйства для ремонта инженерных сетей. Внесение платы не освобождает природопользователей от выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и соблюдению природоохранного законодательства.

В случае аварийных  выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ в атмосферу, водные объекты и почву по вине природопользователей, размещения промышленных и бытовых отходов на не отведенной для этой цели территории, устанавливается десятикратный тариф к нормативам платы за допустимые выбросы загрязняющих веществ.

Для атмосферного воздуха, почв и бассейнов морей и основных рек разработаны специальные  коэффициенты экологической ситуации и экологической зависимости. Эти  коэффициенты могут увеличиваться  для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях, а также на территориях, включенных в международные конвенции, - в 2 раза. Для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров, - на 20 %.

Заключение

К концу ХХ века загрязнение  окружающей среды отходами, выбросами, сточными водами промышленного производства, сельского хозяйства, коммунального  хозяйства городов приобрели  глобальный характер, что поставило  человечество на грань экологической  катастрофы. Современный экологический  кризис не первый в истории человеческой цивилизации. Периодическое обострение экологической ситуации на Земле  является объективной исторической закономерностью и связано с  особенностью развития производительных сил общества.

На определенном этапе  развития хозяйственной деятельности человека происходит истощение доступных  для эксплуатации природных ресурсов — развивается экологический  кризис. Он преодолевается через рост технической вооруженности общества и расширение границ доступных природных  ресурсов. Экологические кризисы  могли длиться сотни и даже тысячи лет. История знает немало примеров, когда древние цивилизации  погибали, пытаясь построить свое могущество на чрезмерной эксплуатации природных ресурсов (районы Междуречья).

Но никогда раньше биосфера не была так уязвима со стороны  человека, как в последнее время. За последние 50 лет заметно изменились все жизненно важные параметры биосферы: химический состав, температурный режим, состояние всех ее оболочек и даже самые верхние слои атмосферы. Нарастающая зависимость состояния окружающей среды от деятельности людей ставит их самих в зависимость от изменяемой ими биосферы. Растет понимание того, что главными ценностями для нормального развития людей являются такие естественные блага, как чистая вода, неотравленный воздух, почва, способная давать полезные для здоровья продукты питания.

В сложившихся условиях противостояния общества и природы возникают  вопросы: можно ли влиять на ход событий  по сохранению и, по возможности, улучшению  среды обитания? Можно ли вообще управлять экологической ситуацией  в том или ином регионе? Только в последнее время пришло осознание, что не только можно, но и крайне необходимо. Нарастание экологической  напряженности, осознание опасности  дальнейшего развития техногенной  экономики побудило многие страны попытаться учесть экологические факторы. В  связи с этим появилась концепция  охраны окружающей среды. Во многих странах  были созданы структуры, связанные  с охраной природы. В нашей  стране в 1988 году был создан Комитет  по охране окружающей среды, преобразованный  потом в Министерство природных  ресурсов и экологии Российской Федерации. В мире быстрое развитие получила законодательная деятельность, связанная  с принятием законов и актов, регламентирующих нормы, процедуры  природопользования.

И тем не менее, безудержное развитие мировой экономики не учитывало три явных ограничения:

  • ограниченные возможности окружающей среды принимать и поглощать различного вида отходы и загрязнения, производимые человеком;
  • деградация возобновляемых природных ресурсов в результате чрезмерной эксплуатации (земля, лес, рыбные ресурсы, биоразнообразие);
  • конечный характер невозобновляемых природных ресурсов (различные полезные ископаемые, нефть, металлы и так далее).

Традиционная модель экономического роста промышленно развитых стран  исчерпала себя и не может быть предложена для других стран в  качестве образца. Об этом говорит хотя бы тот факт, что для достижения всеми странами уровня развития и  потребления передовых стран  понадобилось бы увеличить использование природных ресурсов еще в десятки раз, что невозможно в силу ограниченности ресурсов и естественных экологических ограничений.

В конце 80-х годов широкое  распространение получил термин «устойчивое развитие», которым  обозначалось социально-экономическое  и экологическое развитие, направленное на сохранение мира на всей планете, на разумное удовлетворение потребностей людей при одновременном улучшении качества жизни ныне живущих и будущих поколений, на бережное использование ресурсов планеты и сохранение природной среды. В целом устойчивое развитие означает гармоничное соразвитие общества с его природной средой.

Устойчивое развитие необходимо рассматривать как единство трех компонентов — экологической  целостности, экоэффективности экономической деятельности, социальной справедливости. Экономическая составляющая данной концепции подразумевает оптимальное использование невозобновимых ресурсов и использование экологичных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности, включая добычу и переработку сырья, переработку и уничтожение отходов. Социальная составляющая направлена на сохранение культурного многообразия в глобальных масштабах, на сокращение числа разрушительных конфликтов, справедливое разделение благ как внутри страны, так и между странами. Экологическая составляющая концепции предполагает обеспечение целостности природных экосистем, темпы потребления возобновляемых ресурсов не должны быть выше темпов их воспроизводства, загрязнение окружающей среды не должно превышать ассимиляционных возможностей окружающей среды. Следует отметить также важность изменения потребительского поведения людей. Переход к устойчивому развитию предполагает ограничение потребностей в товарах и услугах. Для изменения поведения крайне важны экологическое воспитание и образование.

Информация о работе Экологические катастрофы