Экологические правомочия общественных и иных некоммерческих объединений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:12, реферат

Краткое описание

Экологические права граждан – это закрепленные в законе и гарантированные системой права возможности в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, использования естественной среды. Обеспечение экологических прав является основой экологической политики государства и целью ее осуществления. Экологические права обусловлены жизненными потребностями человека, необходимостью гарантировать экологически безопасные условия жизни человека как наивысшей социальной ценности.
Экологические права граждан установлены в Законе «Об охране окружающей среды».

Содержание

Введение
1 Понятие и общая характеристика экологических прав граждан
1.1 Права граждан в области охраны окружающей среды
2 Экологические обязанности граждан и их объединений
3 Экологические правомочия общественных и иных некоммерческих объединений
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Экологические права граждан РФ.docx

— 48.94 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Понятие и общая характеристика  экологических прав граждан

1.1 Права граждан в области  охраны окружающей среды

2 Экологические обязанности  граждан и их объединений

3 Экологические правомочия  общественных и иных некоммерческих  объединений

Заключение

Библиографический список

 

ВВЕДЕНИЕ

Экологические права граждан  – это закрепленные в законе и  гарантированные системой права  возможности в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической  безопасности, использования естественной среды. Обеспечение экологических  прав является основой экологической  политики государства и целью  ее осуществления. Экологические права  обусловлены жизненными потребностями  человека, необходимостью гарантировать  экологически безопасные условия жизни  человека как наивысшей социальной ценности.

Экологические права граждан  установлены в Законе «Об охране окружающей среды».

Они связаны с правом на благоприятную экологически безопасную окружающую среду, поскольку в опасной, неблагоприятной окружающей среде  нарушается право на жизнь, взрываются его естественные условия.

Вопрос об экологических  правах человека и гражданина является центральным в национальном и  международном экологическом праве. Оно тесно связано с правом на жизнь и здравоохранение населения.

 

1  ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН

Основным правом каждого  человека является право на жизнь. Это  положение закреплено в Конституции  Российской Федерации в ч.1 ст. 20.3 Право это основано на положениях Хартии о правах человека Всемирной  декларации прав человека, принятой Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Декларацией  прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г. Это право закреплено в Стокгольмской декларации, принятой на конференции ООН по охране окружающей среды (1972) и в последующих документах.

Статья 42 Конституции РФ закрепляет три, по существу, самостоятельных, но тесно связанных между собой  экологических права человека:

1) право на благоприятную  окружающую среду;

2) право на достоверную  информацию о ее состоянии;

3) право на возмещение  ущерба, причиненного здоровью или  имуществу экологическим правонарушением.

Содержание экологических  прав граждан состоит из трех частей:

1) возможность действовать  определенным образом в своих  интересах;

2) право требовать от  субъектов исполнения их юридических  обязанностей (совершать те или  иные действия или воздерживаться  от их совершения;

3) обращаться за защитой  нарушенного права к государственным  органам.

Конституция впервые наделила понятие права на благоприятную  окружающую среду высшей конституционной  легитимностью. Право на благоприятную  окружающую среду конкретизировано в ст.11 Закона РФ от 10 января 2002г. " Об охране окружающей среды".

Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует  нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического  богатства.

Конституцией РФ также  предусмотрено право граждан  на достоверную информацию о состоянии  окружающей среды. Достоверной является заведомо неискаженная информация об окружающей среде, которой располагают  специально уполномоченные государственные  органы в области охраны окружающей среды. Уровень достоверности информации зависит от уровня развития экологической  науки и техники в сфере  мониторинга и контроля.

Третье экологическое  право, закрепленное в ст.42 Конституции  РФ,- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим  правонарушением.

В Законе "Об охране окружающей среды", который занимает центральное  место в системе экологического законодательства РФ, приняты основные положения следующего содержания:

Статья 11 Закона провозглашает  права и обязанности граждан  в области охраны окружающей среды:

1. Каждый гражданин имеет  право на благоприятную окружающую  среду, на ее защиту от негативного  воздействия, вызванного хозяйственной  и иной деятельностью, чрезвычайными  ситуациями природного и техногенного  характера, на достоверную информацию  о состоянии окружающей среды  и на возмещение вреда окружающей  среде.

2. Граждане имеют право:

- создавать общественные  объединения, фонды и иные некоммерческие  организации, осуществляющие деятельность  в области охраны окружающей  среды;

- направлять обращения  в органы государственной власти  РФ, органы государственной власти  субъектов РФ, органы местного  самоуправления, иные организации  и должностным лицам о получении  своевременной, полной и достоверной  информации о состоянии окружающей  среды в местах проживания, мерах  по ее охране;

- принимать участие в  собраниях, митингах, демонстрациях,  шествиях и пикетированиях, сборе  подписей под петициями, референдумах  по вопросам охраны окружающей  среды и в иные непротиворечащие  законодательству РФ акциях;

- выдвигать предложения  о проведении общественной экологической  экспертизы и участвовать в  ее проведении в установленном  порядке;

- оказывать содействие  органам государственной власти  РФ, органам государственной власти  субъектов РФ, органам местного  самоуправления в решении вопросов  охраны окружающей среды;

- обращаться в органы  государственной власти РФ, органы  государственной власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления  и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями  по вопросам, касающимся охраны  окружающей среды, негативного  воздействия на окружающую среду,  и получать своевременные и  обоснованные ответы;

- предъявлять в суд  иски о возмещении вреда окружающей  среде;

- осуществлять другие  предусмотренные законодательством  права.

3. Граждане обязаны:

-сохранять природу и  окружающую среду;

-бережно относиться к  природе и природным богатствам;

-соблюдать иные требования  законодательства.

Статья 12 Права и обязанности  общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды,

Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

- разрабатывать, пропагандировать  и реализовать в установленном  порядке программы в области  охраны окружающей среды, защищать  права и законные интересы  граждан в области охраны окружающей  среды, привлекать на добровольной  основе граждан к осуществлению  деятельности в области охраны  окружающей среды;

- за счет общественных  и привлеченных средств осуществлять  и пропагандировать деятельность  в области охраны окружающей  среды, воспроизводства природных  ресурсов, обеспечения экологической  безопасности;

- оказывать содействие  органам государственной власти  РФ, органам государственной власти  субъектов РФ, органам местного  самоуправления в решении вопросов  охраны окружающей среды;

- организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и  пикетирование, сбор подписей  под петициями и принимать  участие в указанных мероприятиях, в соответствии с законодательством  РФ, вносить предложения о проведении  референдумов по вопросам охраны  окружающей среды и об обслуживании  проектов, касающихся охраны окружающей  среды;

- обращаться в органы  государственной власти РФ и  местного самоуправления по вопросам  о получении своевременной полной  информации о состоянии окружающей  среды, а также с жалобами  и заявлении по вопросам негативного  воздействия на окружающую среду;

- организовывать и проводить  в установленном порядке слушания  и экологическую экспертизу по  вопросам проектирования, размещения  объектов, хозяйственная деятельность  которых может нанести вред  окружающей среде;

Подавать в органы государственной  власти РФ, суд и иные органы обращения  об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная  деятельность которых может оказать  негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Статья 13 п.3 указывает на то, что должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, привлекаются к ответственности  в установленном порядке.

Статьи 11 и 12 Закона затрагивают  важный элемент правового статуса  гражданина России - его экологические  права и обязанности. Часть из них закреплена именно в этих статьях  Закона. Но некоторые экологические  права и обязанности составляют содержание других законов РФ: Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Закона "О недрах" и других, посвященных отдельным природным  ресурсам. 

 

1.1 Права граждан  в области охраны окружающей  среды

Право на благоприятную окружающую среду является разновидностью субъективных прав граждан, которому корреспондируют  обязанности органов публичной  власти по поддержанию окружающей среды  в благоприятном состоянии, а  также про ведению различных  мероприятий по устранению отрицательных  воздействий неблагоприятной среды  на жизнь и здоровье людей.

Субъективное право - это  гарантированная государством мера возможного (дозволенного) поведения  личности, важнейший элемент ее конституционного статуса. Носитель субъективного права  всегда имеет выбор: действовать  определенным образом или воздержаться от действий (например, требовать или  не требовать от компетентных органов  предоставления экологически значимой информации)[1].

В юридической науке достаточно четко сформулированы основные различия между категориями «права человека»  и «права гражданина». Суть их сводится к следующему.

Права человека могут существовать независимо от их государственного признания  и законодательного закрепления, вне  связи их носителя с тем или  иным государством. Это, таким образом, естественные неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения. Права гражданина находятся под  защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо.

Таким образом, права гражданина - форма опосредования прав человека, которые признаны государством и  поставлены под его защиту. При  этом нельзя забывать, что множество  людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (апатриды) и, следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина.

Поэтому право человека и  право гражданина на благоприятную  окружающую среду различаются по своему объекту и субъекту. Если объектом права человека является состояние  биосферы Земли в целом, благоприятное  качество которой определяет здоровье всего населения планеты, то объектом права гражданина является определенное качественное состояние биосферы только Российской Федерации, как одной  из частей международного сообщества. Следовательно, различными будут и  субъекты данного права[2].

Субъектами права человека являются все люди планеты, независимо от национальности, расы, гражданства, места нахождения и Т.д., а субъектами права гражданина будут являться только граждане Российской Федерации  и лица, находящиеся на ее территории (иностранные граждане, апатриды).

Права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду  принципиально различаются и  по средствам защиты. Если право  граждан на благоприятную окружающую среду защищается в судебном или  административном порядке при помощи системы правоохранительных органов  РФ, то для защиты права человека существует не только эта система, но и довольно сложная система международных  органов по защите прав человека, включающая как региональные, так и универсальные  органы.

Наконец, в отличие от права  человека, закрепленного главным  образом в Декларациях и иных международных документах, право  гражданина на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции  и конкретизировано в отраслевом экологическом законодательстве РФ и субъектов РФ.

Следует отметить, что параллельно  с развитием международного сотрудничества в области экологических прав человека, на внутригосударственном  уровне осуществлялась научная разработка понятия и содержания данного  права.

Еще до принятия действующей  Конституции во многих научных работах  отмечалось формирование «права на благоприятную  окружающую среду». Другие ученые говорили о «праве человека и гражданина на здоровую (безопасную) окружающую среду». Однако в последнем случае, мы полагаем, что авторы обращали внимание лишь на один, хотя и важнейший элемент  благоприятного качества окружающей среды - ее соответствие санитарно-гигиеническим  нормативам.

Информация о работе Экологические правомочия общественных и иных некоммерческих объединений