Экологические преступления и их последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:10, реферат

Краткое описание

В результате жизнедеятельности человека, его алчности, а порой и халатности в мире исчезли сотни видов крупных млекопитающих, птиц, и других видов животных, более тысячи животных находится под угрозой вымирания. Не грамотное проведение мелиорационных работ и нещадное истребление лесных массивов привело к тому, что примерно одна треть сухопутной территории находится под угрозой превращения в пустыню.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Нарушение действующих правил в области экопользования…………….5
1. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.………..5
2. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов……….6
3. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами…………………………………...7
4. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений…………………………………………………….7
ГЛАВА II. Нарушение правил охраны неживой природы……………………………9
1. Загрязнение вод ……………………………………………………………………….9
2. Загрязнение атмосферы……………………………………………………………...10
3. Загрязнение морской среды…………………………………………………………11
4. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации………………..11
5. Порча земли…………………………………………………………………………..12
6. Нарушение правил охраны и использования недр………………………………...12
ГЛАВА III. Нарушение правил охраны живой природы…………………………….14
1. Незаконная добыча водных животных и растений………………………………..14
2. Нарушение правил охраны рыбных запасов……………………………………….14
3. Незаконная охота…………………………………………………………………….15
4. Уничтожение критических мест обитания организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации………………………………………………………….16
5. Незаконная порубка деревьев и кустарников……………………………………...16
6. Уничтожение или повреждение лесов……………………………………………...17
7. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов…………………………………………………………………………………17
ГЛАВА ΙV. Общая характеристика последствий экологических преступлений…..19
1. Последствия экологических преступлений, выражающееся в утрате компонента
природной среды или природного объекта …………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Уральский институт экономики.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Лесные пользования  допускаются на основании специальных  разрешительных документов: лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета.

Незаконной признается порубка без соответствующего разрешения 
(лицензии, лесорубочного билета, ордера или разрешения органов местного самоуправления); не в том количестве, не на том участке, не тех пород, которые указаны в разрешении.

6. Уничтожение или повреждение лесов.

Данная статья предусматривает  уголовную ответственность за уничтожение  или причинения вреда лесам всех групп лесного фонда, а также  насаждениям, не входящим в лесной фонд в результате неосторожного обращения  с огнем или иными источниками повышенной опасности, например, в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами.

Уничтожение или повреждение  лесной и нелесной растительности может  произойти и в результате загрязнения  леса неочищенными сточными водами, экологически вредными веществами воздушного бассейна, агрохимикатами.

7. Нарушение режима  особо охраняемых природных территорий  и природных ресурсов.

Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных  территориях» от 14 марта 1995 г.[26] особо охраняемыми территориями являются участки земли, водные поверхности, воздушное пространство над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты (полностью или частично) из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Законодатель в качестве особо охраняемых территорий выделил  следующие виды территорий: государственные  природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно оздоровительные местности и курорты. В отношении каждого из перечисленных видов особо охраняемых территорий устанавливается специальный режим охраны. 
Например, в Положении о государственных природных заповедниках в России установлен примерный перечень запрещенных действий на территории заповедника: строительство зданий и сооружений, дорог, трубопроводов, линий электропередач, изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, все виды лесопользования, заготовка сена, лекарственных трав, цветов, охота и рыболовство, отлов животных, применение химических средств, пролет самолетов ниже 2000 м, проезд и проход посторонних лиц и т.п.

Преступлением считается  нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы  и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее  причинение значительного ущерба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА ΙV. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСЛЕДСТВИЙ ЭКОЛОГИЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

1. Последствия экологических преступлений, выражающиеся в утрате компонента природной среды или природного объекта.

 

Рассматриваются последствия экологических преступлений в виде: гибели (животных, рыбы или других водных животных – ст. 246, ч. 2 ст. 247, ч. 2 ст. 250, 257 УК РФ; популяций организмов – ст. 259 УК РФ); существенного вреда (рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, животному или растительному миру, окружающей среде – ч. 1 ст. 250, ч. 2 ст. 252 УК РФ); распространения эпизоотий ( ч. 1 ст. 248, ч. 1 ст. 249 УК РФ); ущерба ( крупного – п. «а» ч. 1 ст. 256, п. «а» ч. 1 ст. 258 УК РФ; значительного, крупного и особо крупного – примечание к ст. 260 УК РФ); уничтожения или повреждения ( в значительных размерах кормовых запасов – ст. 257 УК РФ; лесных насаждений – ст. 261 УК РФ).

 Анализ ст. 246, ч. 2 ст. 247, ч. 2 ст. 250, 257 УК РФ дал  основание полагать, что массовая  гибель животных – частный  случай существенного вреда природной  среде. Таким образом, следует использовать последний термин как более емкий по содержанию взамен употребляемых в ст. 246 УК РФ последствий «массовая гибель животных», « существенное изменение радиоактивного фона». По этому же основанию из ч. 2 ст. 250 УК РФ необходимо исключить указание на массовую гибель животных.

В ч. 1 ст. 248, ч. 1 ст. 249 УК РФ говорится о распространении  эпизоотий. По буквальному толкованию закона для квалификации деяния по перечисленным нормам необходимо возникновение  двух эпизоотий, то есть как минимум двух эпизоотических очагов. Однако правоприменитель совершенно обоснованно идет по пути ограничительного толкования закона, признавая достаточным наличие одного эпизоотического очага. В связи с этим необходимо внести изменения в ч. 1 ст. 248 и ч. 1 ст. 249 УК РФ.

Актуальным  является вопрос о целесообразности конкретного определения понятия  « существенный вред» в денежном эквиваленте. Такое решение проблемы будет эффективным в том случае, если методики подсчета ущерба и таксы  будут пересмотрены на основе последних достижений науки, а также с учетом современной экологической ситуации.

Значительное  место в работе уделяется анализу  последствия в виде «крупного  ущерба» (п. «а» ч. 1 ст. 256, п. «а» ч. 1 ст. 258 УК РФ), размер которого в законе не определен.

В большинстве  уголовно-правовых исследований, посвященных  данной тематике, это оценивается  как недостаток, поэтому в юридической  литературе предлагается конкретно  определить в денежном выражении  размер ущерба, о котором идет речь в ст. 256, 258 УК РФ.

Полагаем, что  такой подход не позволит учитывать  региональную специфику. Очевидно, что  различной общественной опасностью обладает, например, незаконная добыча кабана в регионах с низкой и высокой  численностью этого млекопитающего.

В то же время  целесообразно перенести признак «крупный ущерб» из ч. 1 ст. 258 УК РФ в ч. 2 указанной статьи, поскольку фактическая добыча животного обладает большей степенью общественной опасности, чем деяния, предусмотренные п. «б», «в», «г» ч. 1 ст. 258 УК РФ.

Недостатки ст. 260 УК РФ выражаются в использовании двух взаимоисключающих терминов (один из которых указывает на деяние, а второй – на последствие); отождествлении размера и ущерба, что в принципе неверно; ущерб – термин качественный, а размер – количественный. Для устранения этих недостатков следует внести изменения и дополнения в ст. 260 УК РФ.

Федеральным законом  от 4 декабря 2006 г. №201-ФЗ «О введении в  действие Лесного кодекса Российской Федерации» внесены изменения в  ст. 261 УК РФ. Однако и действующая  редакция нормы не дает ясного ответа на вопрос о разграничении уголовной ( ст. 261 УК РФ) и административной ( ст. 8.31, 8.32 КоАП РФ) ответственности, поскольку имеет ряд существенных недостатков.

Во-первых, название статьи уже ее содержания, в ч. 1 и  ч. 2 говорится об уничтожении или повреждении не только лесных, но и иных насаждений. Во-вторых, законодатель, указывая на предмет посягательства, использует соединительный союз «и». По буквальному смыслу закона для квалификации деяния по ч. 1 или ч. 2 ст. 261 УК РФ необходимо уничтожение или повреждение и лесных, и иных насаждений. В-третьих, термин «иные насаждения» не определен ни в УК РФ, ни в ЛК РФ 2006 г.

Отмеченные  недостатки окажут негативное влияние  на правоприменительную практику, поэтому  целесообразно в ч. 1 и ч. 2 данной статьи союз «и» заменить союзом « или». Кроме того, необходимо включить в ст. 261 УК РФ примечание, определив в нем минимальный размер лесных насаждений или иных насаждений, уничтожение или повреждение которых по неосторожности влечет уголовную ответственность.

Учитывая повышенную общественную опасность умышленных деяний, ответственность по ч. 2 ст. 261 УК РФ должна наступать при любом  количестве уничтоженных или поврежденных лесных или иных насаждений.

Исследуемая норма  не предусматривает ответственность за наступление последствия в виде уничтожения животного мира. В этой связи предлагаем изложить ч. 2 ст. 261 УК РФ в новой редакции. Следует также раскрыть содержание термина « иные насаждения» в ЛК РФ 2006 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключение можно выделить основные особенности ответственности за экологические преступления и выделить общие черты этих преступлений: 
1. Ответственность за уголовные преступления в сфере экопользования является особой формой защиты общества от экологических преступлений. Так уголовные наказания применяются за умышленные экологические преступления; умышленное уничтожение, разрушение либо порчу природных комплексов и объектов, взятых под охрану государства (ст. 243 УК РФ), за причинение экологическим правонарушением значительного вреда охраняемым природным объектам. 
2. Ответственность за совершение экологических преступлений наступает после предварительного проведения следствия или дознания специально уполномоченными на то лицами в особом процессуальном порядке. Основанием для назначения уголовного наказания является приговор суда. 
3. Ответственность для нарушителей совершивших преступления в области экопользования предусматривает более суровые меры наказания. Например, лишение свободы, конфискацию имущества, штраф, лишение права занимать определенные должности и т.д. (ст. 44 УК РФ). 
4. Ответственность за уголовные преступления в области экопользования несут лишь физические лица, достигшие возраста привлечения к уголовной ответственности и вменяемые (ст. 20, 21 УК РФ). Не привлекаются к уголовной ответственности организации и их структурные подразделения.

Граждане иностранных  государств так же несут уголовную  ответственность за экологические  преступления. Уголовная ответственность  для иностранных граждан распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской

Федерации (ст. 11 УК РФ). 
5. Действующее законодательство предусматривает 17 составов экологических преступлений, которые различаются в зависимости от объекта преступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

I. Нормативные акты.

1. Конституция РФ. Принята  всенародным голосованием 12 декабря  1993 г.//

Российская газета, 19993. 25 декабря. 
2. Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 22. Ст. 768. 
3. Водный кодекс Российской Федерации.// Собрание законодательства

Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4471. 
4. Лесной кодекс Российской Федерации.// Собрание законодательства

Российской Федерации. 1997. № 5. Ст. 610. 
5. Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря

1991 г.// Ведомости Съезда  народных депутатов и Верховного  Совета

Российской Федерации. 1992. № 10. Ст. 457. 
6. Федеральный закон «О недрах» от 21 февраля 1992 года в редакции

Федерального закона от 3 марта 1995 г.// Собрание законодательства

Российской Федерации. 1995. № 10. Ст. 823. 
7. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №

12. Ст. 1024. 
8. Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1462. 
9. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст.

4552. 
10. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. //

Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4556. 
11. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №

49. Ст. 4694. 
12. Постановление Правительства РФ «Об установлении предельных размеров платы за пользование дикими животными по разрешениям (лицензиям) на их добычу от 19 июня 1994 г.// Собрание законодательства Российской

Федерации. 1994. № 9. Ст. 1072. 
13. Постановление Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля 1996 г.// Собрание законодательства Российской

Федерации. 1996. № 31. Ст. 3750. 
14. Постановление Правительства РФ «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач», от 13 августа 1996 г. № 997.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 37. Ст. 4290. 
15. Постановления Правительства РФ «О любительской и спортивной охоте в

Российской Федерации» от 27 декабря 1996 г.// Собрание законодательства

Российской Федерации. 1997. № 2. Ст. 243. 
16. Положение «О водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» от 23 ноября 1996 г.// Собрание законодательства

Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 5567. 
17. Положение «О ведении государственного водного кадастра» от 23 ноября

1996 г.// Собрание законодательства  Российской Федерации. 1996. № 49. Ст.

5566. 
18. Положение «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых воздействий на водные объекты» от 19 декабря 1996 г.//

Информация о работе Экологические преступления и их последствия