Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:13, реферат
Каспийское море является внутренним и расположено в обширной материковой депрессии на границе Европы и Азии. Каспийское море не имеет связи с океаном, что формально позволяет называть его озером, однако оно обладает всеми особенностями моря, так как в прошлые геологические эпохи имело связи с океаном.
Сегодня Россия имеет выход только к Северному Каспию и дагестанской части западного побережья Среднего Каспия. Воды Каспийского моря омывают берега таких стран, как Азербайджан, Иран, Туркмения, Казахстан.
Площадь моря составляет 386,4 тыс. км2, объем воды — 78 тыс. м3.
Введение
Физико-географическая характеристика
Берега
Климат
Загрязнение Каспийского моря, экологические проблемы
Заключение
Литература
Проблемы Казахстанского Прикаспия.
Сокращение популяции осетровых, каспийских тюленей, сайгаков и других животных.
Загрязнение
Каспия (в связи с подъемом уровня)
при затоплении и подтоплении
объектов нефтегазового и
Загрязнение атмосферного воздуха при сжигании попутного газа и в результате пыления токсичных промышленных отходов.
Загрязнение и деградация почвенно-растительного покрова в результате деятельности предприятий нефтегазового, химического и энергетического комплексов.
Истощение подземных вод в результате неконтролируемого извлечения и использования на питьевые и технические нужды.
Что необходимо для решения проблем Каспия.
Решения проблем Каспия на современном уровне.
Таким образом, мы видим, что экологические последствия катастрофичны. Многие не осознают сегодня, что, если не принять экстренные меры, то может последовать катастрофа. Предотвратить эту катастрофу возможно при помощи конкретных многоцелевых перспективных научно-исследовательских программ по предотвращению загрязнений Каспийского моря. Например, одной из таких компаний, действующей в пределах Азербайджана с проектом по предотвращению загрязнения Каспийского моря, является «BP-Азербайджан». В последние годы, компания «ВР», открыто обсуждающая с общественностью вопросы воздействия производственных процессов на окружающую среду, невольно предоставила хорошую модель взаимоотношений между общественностью и загрязняющими объектами для местных производителей нефти.
Компания "ВР-Азербайджан" получила официальное разрешение Министерства экологии на утилизацию буровых шламов. «ВР» намерена утилизировать буровые шламы как путем биоремедиации, так и путем термической обработки. Высок уровень проработки любого проекта «BP», независимо от его сложности, объема - рассматривается и рассчитывается каждая деталь, используется метод многовариантности, взвешиваются все за и против, и, конечно, особое внимание уделяется основополагающему принципу "не навреди биосфере". Компанией проводятся встречи с общественностью: «учесть неучтенное, то, что проглядели, не усмотрели».
Другой
мерой предотвращения загрязнения
Каспия, является международное сотрудничество
по охране окружающей среды Каспийского
моря. Цель данного проекта –
разработка плана совместных действий
для решения экологических
В свою очередь, Министерство экологии и природных ресурсов Азербайджана организует Центр немедленного реагирования на несанкционированные выбросы нефтеотходов и другие загрязнения. Центр будет иметь конкретные направления реагирования, в том числе немедленные действия по очистке водной поверхности моря и береговой полосы в случае разливов и других загрязнений, особенно связанных со сливами с судов балластных вод. Нарушители отныне будут привлекаться к ответственности.
Итак, рассматривая всё вышесказанное, мы можем видеть, что Каспий является общим экологическим объектом Прикаспийского региона и кризис в одной из его частей выльется в общую, неразделимую экологическую катастрофу, которая, в конечном счете, отразится на личных планах каждого государства и его перспективах развития. И с точки зрения Азербайджанской Республики вне зависимости от того, как решится вопрос о разделении нефтяных ресурсов между прикаспийскими государствами, представляется вполне очевидным, что эффективный экологический контроль над нефтяными операциями и общей ситуацией на Каспии возможен лишь при совместном контроле прикаспийских государств. Такой контроль может осуществляться через межгосударственный экологический орган, созданный прикаспийскими государствами и наделенный соответствующими полномочиями, в частности, правом на предварительную экологическую экспертизу нефтяных проектов, на приостановление или прекращение реализации данных проектов в случае наличия экологической опасности либо повышенного риска, а также на разработку и реализацию совместных программ экологического характера.
Приоритетные действия
Направления действия КЭП соответствуют приоритетам Долгосрочной Стратегии-2030 «Экология и природные ресурсы» РК. В целях реализации Приоритета «Сохранение биологического разнообразия Казахстанского Прикаспия» наиболее актуальными мероприятия по:
Консервации затопленных нефтяных скважин и токсичных промышленных отходов.
Ликвидация нефтяных загрязнений.
Утилизация попутных газов.
Предотвращение аварийных ситуаций и загрязнения окружающей среды.
Экстренное реагирование на чрезвычайные ситуации.
Восстановление биоразнообразия растительного и животного мира акватории и региона Каспийского моря.
Завершение строительства и пуск осетровых рыбоводных заводов на реке Урал.
Улучшение состояния естественных нерестилищ.
Борьба с браконьерством.
Поддерживающие мероприятия
Принятия
закона РК, регламентирующего проведение
морских нефтегазодобывающих
Принятие Правительством РК соответствующих правовых и нормативных актов по международному сотрудничеству для сохранения экосистемы Каспия.
Материальная и финансовая поддержка структур Каспийской экологической программы, создаваемых в РК.
Долевое
финансирование приоритетных проектов
по КЭП.
Рис. 2-7. Содержание
биомассы зоопланктона, биомасса фитопланктона,
нитритов, фосфатов, кремния и растворённого
кислорода в водах Каспийского
моря. . По материалам: Национальный
атлас России. Том 2.
6) Заключение
В настоящее время техногенные угрозы и риски никак не увязаны с прибылью каждой страны, получаемой от эксплуатации биоресурсов Каспия. Например, при нынешней системе определения квот вылова осетровых, ущерб, наносимый нефтеразработками, гидростроительством, браконьерством, загрязнением речных и морских вод условно принимается одинаковым для всех стран, что не соответствует истине и не стимулирует принятия действенных мер по исправлению ситуации.
Наибольший ущерб экологии и биологическим ресурсам моря наносит деградация естественных местообитаний (включая химическое загрязнение), чрезмерная эксплуатация и проникновение чужеродных видов. Массовые заболевания являются вторичным фактором, вызываемым тремя вышеназванными.
Загрязнение моря большей частью вызвано качеством речной воды. Низкий рост индустриальной и сельскохозяйственной активности в бассейне Волги позволяет предполагать, что качество речной воды в ближайшие годы ухудшаться не будет, а аварийные сбросы будут сглаживаться благодаря наличию водохранилищ.
Напротив, загрязнение
моря от нефтедобычи в ближней
перспективе заметно
Катастрофический ущерб рыбным ресурсам, наносимый переловом, является прямым следствием сосредоточения функций использования, мониторинга и контроля ресурсов в руках одного и того же ведомства (как это было в системе бывшего советского Рыбпрома). Крупнейшее каспийское научное учреждение - КаспНИРХ является структурным подразделением рыболовной отрасли. Так называемая международная Комиссия по водным биоресурсам Каспийского моря была создана в 1992 г. на основе рабочей группы при АО 'Каспрыба'. В Комиссии не представлены природоохранные ведомства прикаспийских государств, что приводит к тому, что назначаемые квоты иногда вдвое превышают предложения подведомственного института КаспНИРХ.
Экономическое значение биологических ресурсов моря в обозримой перспективе сократится почти до нуля, за исключением распресненных участков вблизи авандельты Волги и Урала; необходимость в координировании использования рыбных ресурсов отпадет сама собой. Высокая степень неравномерности экологических условий (минерализация вод, дискретное поступление критически важных консументов, лед в северной части моря и др.), а также адаптация каспийской биоты к изменениям позволяют надеяться, что каспийские экосистемы сохранят способность к восстановлению.
Возможность восстановления экосистем Каспия во многом зависит от согласованных действий прикаспийских государств. До сих пор, при большом количестве принимаемых 'экологических' решений и планов, отсутствуют системы и критерии контроля за их результативностью. Такая система выгодна всем действующим на Каспии хозяйственным субъектам, включая госструктуры, национальные и транснациональные корпорации.
Система экологического
мониторинга и научных
Возможным выходом
из существующего положения может
быть создание межнациональной системы,
сочетающей функции мониторинга
и информирования общественности. Система
должна быть максимально гибкой, децентрализованной,
пригодной для постепенного вовлечения
широкой общественности в управление
природными ресурсами.
7) Литература