Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:35, реферат
Представления о содержании термина «экология» непрерывно расширяется:
возникший в биологии, он постепенно приобрёл междисциплинарный характер. Мне
кажется, что сегодня понятие «экология» ближе всего к изначальному пониманию
греческого термина «oikos (обиталище) + 1оgоs (учение)»
как науке о собственном доме, т.е. о биосфере, особенностях её развития и
роли человека в этом процессе. Существование человечества определяется многими обстоятельствами. Но среди них определяющими являются два. Первое: люди должны знать законы развития биосферы, знать возможные причины её деградации, знать то, что людям дозволено и, где там роковая черта, которую человек не должен переступать ни
при каких обстоятельствах.
Введение……………………………………………………………………………………….…3
1.Общая характеристика экологических проблем в мире и в России………………………………………………………………………………………….…5
2.Экологические проблемы Пермского Предуралья и Урала……………………………………………………………………………………..…...….8
3. Природоохранная политика в Пермском крае………………………………………………………………………………….…………..12
Заключение………………………………………………………………………………….…18
Список используемой литературы…………………………
Рисунок 1. Структура отходов производства
и потребления, образующихся в Пермском
крае (без отходов добычи)
Низкая степень использования
отходов, которая составляет порядка 35%,
привела к накоплению на территории области
более 650 млн. тонн промышленных отходов,
размещаемых в отвалах, свалках, которые
вызывают загрязнение окружающей среды
и представляют серьезную опасность для
здоровья населения.
Свалки твердых бытовых отходов
(ТБО) не имеют технической документации,
нормы их эксплуатации, как правило, не
соблюдаются. Низкий уровень обустройства
и нарушение основных требований к размещению
отходов приводят к захламлению близлежащих
площадей и образованию стихийных свалок,
в первую очередь в лесах, оврагах вблизи
населенных пунктов, в районах частной
застройки и зеленой зоны городов, вдоль
дорог, куда население, а также небольшие
торговые организации вывозят мусор.
Наибольший объем отходов накоплен
на территории городов: Березники, Соликамск,
Пермь и районов: Соликамского, Красновишерского,
а также в муниципальных районах, расположенных
в Кизеловском угольном бассейне.
Обращение с отходами включает
два основных направления: обращение с
отходами производства (промышленные
отходы, далее ПО), находящееся в ведении
предприятий источников образования этих
отходов, и обращение с отходами потребления
(муниципальные отходы, далее МО), находящиееся
в ведении муниципалитетов в рамках санитарной
очистки населенных мест.
Неудовлетворительное решение
проблем управления движением Муниципальных
и Промышленных отходов в пределах Пермского
края привело не только к неблагоприятным
экологическим и экономическим последствиям,
но и к нарастанию социальной напряженности.
Окружающая среда способна ассимилировать
поступающие в нее загрязняющие вещества,
но до определенного предела. Для промышленно
нагруженных территорий ассимиляционный
потенциал уже исчерпан, что проявляется
в загрязнении природных сред, снижении
продуктивности природных ресурсов, заболеваемости
населения.
3. Природоохранная политика в Пермском
крае
Природоохранная политика основана
на сочетании административных и экономических
методов управления. Ее правовой базой
являются нормативно-правовые акты федерального
и регионального уровня. Экологическая
политика закреплена в ряде региональных
законов, принятых в развитие федерального
природоохранного законодательства: закон
№502_94 "Об охране окружающей среды Пермской
области" от 21.11.2002; закон №870_131 от 07.10.1997
"Об отходах производства и потребления
в Пермской области" с изменениями на
05.06.2006; 2004 г. – закон "О природном наследии";
а также в нормативных правовых актах
губернатора области, касающихся вопросов
управления отходами, организации государственного
экологического контроля, развития территориальной
системы экологического мониторинга,
сохранения исчезающих видов биологического
и ландшафтного разнообразия и т.п.
Вышедший 31 декабря 2005 г. Федеральный
закон №199_ФЗ "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты РФ в
связи с совершенствованием разграничения
полномочий" существенно повлиял на
перераспределение полномочий между федеральными,
региональными и муниципальными властями.
Положениями этого закона существенно
укрепились позиции органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
за которыми в сфере обращения с отходами
закреплены такие полномочия, как участие
в проведении государственной политики
в области обращения с отходами на территории
соответствующего субъекта Российской
Федерации;
-принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов в области обращения с отходами, контроль за их исполнением;
-установление лимитов на размещение отходов и осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности (за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю);
-участие в организации обеспечения
населения информацией в области обращения
с отходами. Одновременно были внесены
серьезные изменения в полномочия органов
местного самоуправления: они перестали
быть органами контроля. В то же время
за органами местного самоуправления
поселений в области обращения с отходами
сохранились функции организации сбора
и вывоза бытовых отходов и мусора; полномочия
органов местного самоуправления муниципальных
районов в области обращения с отходами
предусматривают деятельность по организации
утилизации и переработки бытовых и промышленных
отходов; к полномочиям органов местного
самоуправления городских округов в области
обращения с отходами отнесены организация
сбора, вывоза, утилизации и переработки
бытовых и промышленных отходов.
В настоящее время в соответствии
с действующим законодательством государственный
экологический контроль имеет два уровня:
федеральный и уровень субъекта Федерации.
В Пермском крае сложилась ситуация,
что из более чем 10 тыс. хозяйствующих
субъектов только порядка 200 относятся
к федеральному государственному экологическому
контролю, остальные подведомственны
краевому государственному экологическому
контролю. С точки зрения системы регионального
управления отходами такое распределение
ответственности позволяет увеличить
полномочия регионов и обеспечивает их
большую независимость в принятии управленческих
решений. В результате реформирования
органов исполнительной власти края управление
по охране окружающей среды преобразовано
в Государственную инспекцию по охране
окружающей среды Пермского края, к функциям
которой относится осуществление государственного
контроля и обеспечение экологической
безопасности.
Контроль в сфере обращения с отходами
является составной частью системы управления
отходами. Результаты контроля будут эффективны
при наличии прозрачной схемы движения
отходов и распределения ответственности
между всеми участниками этапов обращения
с отходами в регионе.
Помимо жесткого экологического
контроля для решения проблемы управления
отходами в Пермском крае используются
административные и экономические методы
регулирования. В основе экологической
политики Пермского края лежит планирование
природоохранной деятельности – один
из отработанных в международной практике
механизмов управления охраной окружающей
среды.
Региональные власти Пермского
края уделяют серьезное внимание состоянию
окружающей среды в регионе. В 2005 г. завершена областная целевая комплексная
программа "Охрана окружающей среды
Пермской области на 2001_2005 гг.", которая
являлась третьей по счету экологической
программой, реализуемой на территории
региона с целью оздоровления экологической
обстановки, обеспечения экологической
безопасности территорий и населения,
сохранения и восстановления природных
экосистем.
На сегодняшний день в регионе
существует огромное количество свалок,
именно поэтому региональными властями
разработана программа строительства
в крае шести полигонов (около гг. Перми,
Березников, Чусового, Кунгура, Чайковского
и Краснокамска) для переработки твердых
бытовых отходов( Приложение 1). Целью этого
строительства краевые власти видят получение
высокотехнологичной сортировки и переработки
мусора, приближенной к европейским стандартам,
получение вторичного сырья из отходов
и дополнительного источника тепло- и
энергоснабжения. К сожалению, до сих пор
не решен вопрос с источниками финансирования
строительства данных объектов.
В 2004 г. Законодательным Собранием
Пермской области принята концепция экологической
политики Пермской области на среднесрочную
перспективу (2006_2010 гг.), которая определяет
основные направления действий всех органов
власти и хозяйствующих субъектов по оздоровлению
окружающей среды и обеспечению экологической
безопасности населения и территорий
Пермской области. В рамках указанного
документа предусматривается дальнейшее
совершенствование природоохранного
законодательства Пермской области, в
т.ч. принятие ряда законов и нормативных
правовых актов губернатора области: Закон
"О природном наследии", устанавливающий
необходимость соблюдения принципа поэтапного
достижения нормативных показателей качества
окружающей среды и согласованного графика
реализации природоохранных мероприятий
при утверждении лимитов на пользование
природными ресурсами; закон "Об экологическом
аудите", детально разрабатывающий
компоненты квалифицированного независимого
анализа, оценки соответствующих рекомендаций
и предложений по результатам природоохранной
деятельности, а также предусматривающий
упрощенную систему экологических форм
учета и отчетности предприятий и организаций
региональной компетенции; закон "О
внесении изменений и дополнений в закон
"О налогообложении в Пермской области"
в части экономического стимулирования
внедрения экологически чистых технологий.
Несмотря на попытки региональных
властей изменить нынешнее положение
дел, проблема мусорных отходов на территории
Пермского края до сих пор остается нерешенной.
В настоящий момент на территории края
ведется активная работа по улучшению
экологической ситуации, вызванной негативным
влиянием отходов: ужесточается экологический
контроль, разрабатываются и вводятся
в действие элементы административных
и экономических методов регулирования.
Однако общий механизм не работает. Вызвано
это в первую очередь отсутствием единой
комплексной программы управления мусорными
отходами, разработка которой является
приоритетной на сегодняшний день. Рассмотрим
далее некоторые предложения по созданию
подобной системы.
Построение эффективной комплексной
системы обращения с отходами Пермского
края невозможно без создания единой концепции,
позволяющей консолидировать силы организаций
и специалистов, занятых в сфере обращения
с отходами производства и потребления.
Необходимо разработать концепцию
обращения с отходами производства и потребления
на территории Пермского края, основанную
на анализе существующей системы обращения
с отходами; создании единой политики
в области обращения с отходами; установлении
приоритетных направлений и технологий
по транспортировке, использованию, обезвреживанию
и утилизации отходов; определении основных
механизмов управления системой обращения
с отходами.
Региональная комплексная система
обращения с отходами должна быть основана
на создании современных схем санитарной
очистки населенных мест края, организации
сети межрайонных полигонов для обезвреживания
МО и ПО, региональных предприятий по утилизации
токсичных отходов, эффективных систем
сбора и транспортировки отходов с извлечением
и утилизацией вторичного сырья и материалов,
использованием ресурсного потенциала
отходов.
Развитие сети автомобильных дорог,
использование современных технологий
сортировки и уплотнения отходов, отбор
вторичного сырья и материалов, выделение
балластных и органических фракций отходов
позволит значительно снизить объем отходов,
нуждающихся в захоронении, и существенно
увеличить эффективный радиус обслуживания
населенных мест на основе создания сети
межрайонных полигонов. Перспективным
является сооружение региональных мусороперерабатывающих
комплексов по переработке отходов с получением
вторичных ресурсов, продуктов и энергии,
находящих применение в народном хозяйстве
Пермского края. В состав комплексов должны
входить объекты по производству тепловой
и электрической энергии из высококалорийных
отходов. Система обращения с отходами
на территории Пермского края в настоящее
время не является самостоятельной отраслью
народного хозяйства. Потенциальные финансовые
потоки отрасли оцениваются в 2-3 млрд.
рублей в год, а первоочередные инвестиционные
потребности составляют 3-5 млрд. рублей.
Однако вместо формирования точек экономического
роста за счет инвестиционной привлекательности
и формирования рынка услуг существующая
система управления отходами ведет к росту
затрат, тарифов и бюджетных расходов.
Современная политика управления
отходами должна заключаться в уменьшении
количества образующихся отходов, использовании
ресурсного потенциала отходов, минимизации
(исключения) захоронения отходов в окружающей
среде с целью обеспечения устойчивого
развития региона. Для рационального управления
отходами на территориальном уровне необходимо
создание шести межмуниципальных мусороперерабатывающих
комплексов (МПК) (рис. 3).
Рисунок 3. Зоны обслуживания мусороперерабатывающих
комплексов
Подобная программа строительства
уже разработана региональными властями.
Для энергетической утилизации потребуется
строительство 1-2 заводов в гг. Пермь, Березники
по получению тепловой и электрической
энергии из энергетических фракций отходов.
В рамках новой концепции будут необходимы
ликвидация или рекультивация существующих
экологически опасных свалок.
Заключение
Таким образом в своем реферате я хотел рассказать об остроте современных экологических проблем Пермского края , которые по моему мнению требуют участия в их решении широких масс населения. Любые технологические, организационные и
экономические меры могут дать должный эффект лишь в том случае, если
экологическая идея овладеет массами. Для достижения этих целей необходимо объединение всех знаний как о природных, так и общественных законах функционирования окружающей среды.
Я считаю, что разработка и утверждение
на правительственном уровне концепции
обращения с отходами производства и потребления
на территории Пермского края и ее поэтапная
реализация позволят создать специальную
систему всеобщей ответственности за
организацию сбора и переработку отходов.
При этом будет задействован каждый участник
процесса: хозяйствующие субъекты сферы
материального производства и услуг –
как собственники отходов производства
и производственного потребления; физические
лица – как собственники бытовых отходов;
органы муниципального управления – как
субъекты хозяйственной деятельности,
организующие сбор, вывоз, переработку
и захоронение отходов.
Внедрение концепции завершит
структурное оформление отрасли санитарной
очистки на региональном и муниципальном
уровнях. Создание отрасли санитарной
очистки будет направлено на реализацию
региональной политики устойчивого развития,
инвестиционную привлекательность региона
и формирование рынка вторичных ресурсов
и экологических услуг. Результатом деятельности
отрасли будет являться улучшение санитарного
и экологического состояния территорий,
возврат ресурсов в хозяйственный оборот,
снижение количества объектов захоронения
отходов, ликвидация свалок. В конечном
итоге все эти меры необходимы для формирования
и развития специальной саморегулируемой
организационно-
Список используемой литературы
Приложение 1
В целях уточнения объемов финансирования Правительство Пермского края постановляет:
2.1. в 2013 году мероприятий, предусмотренных
приложением 11
к Программе, в сумме 14 705,0 тыс. рублей согласно
приложению 1
к настоящему Постановлению;
2.2. в 2014 и в 2015 годах мероприятий, предусмотренных
приложением 11 к Программе, в суммах 31
073,0 тыс. рублей и 41 449,0
тыс. рублей соответственно согласно приложению
2 к настоящему Постановлению.
3. Настоящее постановление
вступает в силу через 10 дней
после дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Пермского края Г.П. Тушнолобов
1 ПДК- предельно допустимых концентраций