Экологические проблемы водных объектов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование экологических проблем водных ресурсов на территории России, а также разработка методов улучшения качества водных объектов.
Задачи:
выявление степени загрязненности водных объектов на территории России.
разработка мероприятий по очистке загрязненных водных объектов.
рассмотреть федеральные программы, направленные на улучшение качества водных ресурсов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ…………………………………………………...........5
Водные ресурсы и их использование……………………........................5
Общая характеристика экологических проблем водных ресурсов………………............................................................................................8
ГЛАВА 2. МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ…………………………………………………………………...........12
2.1 Естественная очистка водоемов……………………………………………12
2.2 Методы очистки сточных вод и бессточное производство………………14
2.3 Мониторинг водных объектов………………………………………….....17
2.4 Принятие федеральной программы «Чистая вода» на 2011-2017гг….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.68 Кб (Скачать файл)

В настоящее время с  помощью Государственной сети мониторинга  поверхностных вод, базовую основу которой составляют наблюдательные органы Росгидромета, проводятся следующие  основные виды наблюдений:

-        за состоянием загрязнения поверхностных вод суши и морей;

-        за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;

-        за фоновым загрязнением водных объектов;

-        за радиоактивным загрязнением водных объектов.

Система базируется на сети пунктов режимных наблюдений, которые  устанавливаются на водоемах и водотоках  как в районах с повышенным антропогенным воздействием, так  и на незагрязненных участках.

По состоянию на 1 января 2012 г. количественный состав службы следующий:

-        наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям производятся в 6 гидрографических районах на 133 водных объектах по 323 створам (программа наблюдений включает от 2 до 6 показателей);

-        наблюдения за загрязнением морской среды по гидрохимическим показателям проводятся на 320 станциях в прибрежных районах 11 морей, омывающих территорию Российской Федерации (в отобранных пробах определяются до 24 ингредиента);

-        наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачены 1187 водных объектов (из них 1037 водотоков и 150 водоемов), на которых находится 1815 пунктов (2489 створов, 2826 вертикалей, 3260 горизонтов). В 2007 г. отбор проб по физическим и химическим показателям с одновременным определением гидрологических показателей проводился на 1716 пунктах (2390 створов);

-        сеть станций, осуществляющих наблюдения за химическим составом и кислотностью осадков, состоит из 130 станций федерального уровня, отбирающих на химический анализ суммарные пробы, и 133 пунктов, в которых в оперативном порядке измеряется только величина рН (пробы осадков на содержание от 11 до 20 компонентов анализируются в 12 кустовых лабораториях);

Государственный мониторинг водных объектов в системе Минприроды России осуществляется в целях:

-        своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных объектов, разработки и реализации мер по предотвращению вредных последствий этих процессов;

-        оценки эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий;

-        информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.

Государственный мониторинг водных объектов включает:

-        регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод;

-        сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений;

-        создание и ведение банков данных;

-        оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей поверхностных и подземных вод.

 

Мониторинг  подземных водных объектов

Мониторинг подземных  вод (МПВ) является одной из основных и наиболее разработанных подсистем  государственного мониторинга состояния  недр (ГМСН).

Организация и осуществление  ГМСН обеспечивается Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра).

Основными целями МПВ являются анализ и оценка изменения подземных  вод по количественным и качественным показателям и прогноз изменения  этого состояния под воздействием природных и техногенных факторов, как информационной основы управления ресурсной базой подземных вод  и их охраны от истощения и загрязнения  путем проведения регулярных наблюдений сбора, накопления, обработки и обобщения  полученной информации. Для этого в составе МПВ решаются следующие задачи:

-        оценка состояния (режима) подземных вод основных водоносных горизонтов (в т.ч. грунтового) по количественным и качественным показателям и краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное прогнозирование этих изменений, под влиянием природных и техногенных факторов;

-        обеспечение информацией постоянно действующих моделей отдельных гидрогеологических структур для управления режимом эксплуатации подземных вод;

-   обобщение данных наблюдений и других источников информации путем ведения фактографических и картографических баз данных, формирования и периодического представления табличных и графических материалов, характеризующих пространственно-временные изменения состояния подземных вод;

-  составление ежегодных дежурных карт состояния подземных вод;

-   оценка изменения состояния трансграничных подземных водных объектов;

-   ведение государственного учета подземных вод с целью оценки обеспеченности населения и объектов экономики ресурсами и запасами различных типов подземных вод;

-    информационное обеспечение лицензирования пользования недрами для добычи подземных вод, извлечения их с целью водопонижения и природоохранных мероприятий, сброса (захоронения) сточных вод в глубокие водоносные горизонты, а также проведения государственного геологического и водного контроля;

-        информационное обеспечение и подготовка предложений и рекомендаций для разработки мероприятий по рациональному использованию и охране подземных вод от загрязнения и истощения, оценки эффективности этих мероприятий;

-        регулярное информирование в установленном порядке органов государственной власти, организаций, недропользователей и других субъектов хозяйственной деятельности об изменениях состояния подземных вод.

Действующая система мониторинга  позволяет дать объективную оценку гидрохимического состояния водных объектов, оценить эффективность  выполнения водоохранных мероприятий, принять оперативные меры в случае залповых поступлений загрязняющих веществ.

 

 

 

2.4    Принятие федеральной  программы «Чистая вода» на 2011-2017гг.

В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, решение задачи обеспечения населения качественной питьевой водой планируется осуществлять в рамках Программы, к основополагающим принципам которой необходимо отнести устранение причин несоответствия качества воды, подаваемой населению, гигиеническим нормативам, а также дифференциацию подходов к выбору технологических схем водоснабжения населения крупных и средних городов, малых городов и отдельно сельских поселений.

Целью Программы является обеспечение  населения питьевой водой, соответствующей  требованиям безопасности и безвредности, установленным в технических  регламентах и санитарно-эпидемиологических правилах. Для достижения этой цели необходимо решение следующих основных задач:

развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных  вод, включая установление современных  целевых показателей качества услуг, эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения  и очистки сточных вод;

создание условий для привлечения  долгосрочных частных инвестиций в  сектор водоснабжения, водоотведения  и очистки сточных вод путем  совершенствования законодательства Российской Федерации о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, законодательства Российской Федерации о государственно-частном партнерстве и экологического законодательства Российской Федерации; модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредством поддержки региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Указанные задачи являются необходимыми и достаточными для достижения цели Программы и направлены на стимулирование притока долгосрочных частных инвестиций в объекты жилищно-коммунального  хозяйства (в случае, если не нарушаются утвержденные критерии доступности), а  также на поддержку мероприятий  в населенных пунктах с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения и мероприятий в населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. человек.

Важно отметить, что расходы федерального бюджета, возникающие в связи  с принятием Программы, не оказывают  существенного влияния на достижение цели Программы. Так, выделение ассигнований из федерального бюджета в размере 3 млрд. рублей в год эквивалентно разовому повышению тарифа на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения и водоотведения на 1 процент. В то же время поддержка реализации региональных программ позволит осуществить необходимые институциональные преобразования на региональном уровне, что будет способствовать увеличению объема долгосрочных частных инвестиций, в том числе с использованием заемных средств.

Задачи Программы будут решаться путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации и финансирования мероприятий Программы, предусматривающих  поддержку региональных программ субъектов  Российской Федерации, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения  и очистки сточных вод.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рациональное использование  водных ресурсов в настоящее время  представляет собой  крайне насущную проблему. Это, прежде всего, охрана водных пространств от загрязнения, а так как промышленные стоки занимают первое место по объёму и ущербу, который они наносят, то именно в первую очередь необходимо решать проблему  сброса их в реки. В частности, следует ограничить количество сбросов в водоёмы, а также усовершенствовать технологии производства, очистки и утилизации.

Немаловажным аспектом является взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ и перечисление взимаемых средств на разработку новых безотходных технологий и сооружений по очистке. Необходимо снижать размер платы за загрязнения окружающей среды предприятиям с минимальными выбросами и сбросами, что в дальнейшем будет служить приоритетом для поддержания минимума сброса или его уменьшения.

По всей видимости, пути решения  проблемы загрязнения водных ресурсов в России лежат, прежде всего, в области разработки развитой законодательной базы, которая позволила бы реально защитить окружающую среду от вредного антропогенного воздействия, а также изыскании путей реализации этих законов на практике (что, в условиях российских реалий, наверняка столкнется с существенными трудностями).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ю. В. Новиков «Экология, окружающая среда и человек»  Москва 1998г.

2. И. Р. Голубев,  Ю. В. Новиков  «Окружающая среда и ее охрана»

3. Т. А. Хорунжая  «Методы оценки экологической опасности»  1998г.

4.  Никитин Д.П., Новиков  Ю.В. «Окружающая Среда и человек» – М.: 1986г.

5.  Радзевич Н.Н., Пашканг К.В. «Охрана и преобразование природы» – М.:

Просвещение, 1986г.

6. Алферова А.А., Нечаев  А.П. «Замкнутые системы водного  хозяйства промышленных предприятий,  комплексов и районов» – М.: Стройиздат, 1987г.

7. «Методы охраны внутренних вод от загрязнения и истощения» / Под ред. И.К. Гавич. – М.: Агропромиздат, 1985г.

8. «Охрана окружающей природной среды» / Под ред. Г.В. Дуганова. – К.: Выща школа, 1990г.

9. Жуков А. И., Монгайт И. Л., Родзиллер И. Д. «Методы очистки производственных  сточных вод» М.: Стройиздат, 1999г.

10. В.В. Плотников, "На перекрестках ЭКОЛОГИИ", Москва "Мысль" 1985г.

11.  Ю.А. Израэль, Ф.Я. Ровинский "Берегите биосферу", Москва "Педагогика" 1987г.

12.Государственный мониторинг водных объектов. http://www.protown.ru/information/hide/2824.html

13. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2010 г. N 1092

«О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011-2017 годы»

 

 

 

 

 


Информация о работе Экологические проблемы водных объектов России