Экологические проблемы в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы рассмотреть самые важные экологические проблемы Казахстана и изучить программы их решения.
Задачи: 1. отразить наиболее острые экологические проблемы в Республике Казахстан;
2. указать пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………
1. Экологическая обстановка в Республике Казахстан…………………………. 1.1 Проблема Арала …………………………………………………………………..
1.2 Возникновение и развитие экологической трагедии Арала……………………
1.3 Принятие неотложных мер по спасению Арала………………………………...
2 Семипалатинский полигон – зона экологического бедствия…………………….
2.1 История СИЯП…………………………………………………………………….
2.2 Экономическое решение охраны здоровья населения, пострадавшего от ядерных испытаний…………………………………………………………………...
2.3 Воздействие ядерных испытаний на окружающую среду……………………..
3 «Стратегия - 2030» Республики Казахстан «Улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии»……………………………………………………..
3.1 Международные экологические конвенции…………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………….
Библиография…………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

С 1989 года ядерные  испытания не проводятся.

29 августа 1991года  Указом Президента Республики  Казахстан Семипалатинский испытательный  ядерный полигон (СИЯП) был официально  закрыт. Ровно через 42 года после проведения первого ядерного взрыва в СССР, ядерные испытания были прекращены навсегда. Последовал международный мораторий на испытания ядерного оружия: остановились остальные полигоны — Новая Земля (Россия), Невада (США), атолл Мурурод (Франция), Лоб-Нор (Китай).

В 1992 году Казахстан, уже как независимое государство, подписал Лиссабонский протокол к Договору СНВ-1, в котором зафиксировал свои обязательства о нераспространении  ядерного оружия.

В 1993 году Казахстан  одним из первых в СНГ присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия, и в декабре 1994 года ядерными державами мира был подписан Меморандум о гарантиях безопасности нашей стране.

В 1994 году был  завершен вывод с территории страны всего ядерного оружия.

В 1995 году уничтожен последний ядерный заряд на бывшем Семипалатинском полигоне.

1996 год –  Казахстан стал участником Договора  о всеобъемлющем запрещении ядерных  испытаний.

1997 год –  Генеральная Ассамблея ООН приняла  резолюцию об оказании помощи  регионам Казахстана, пострадавшим от ядерных испытаний.

В 2000 году была уничтожена последняя штольня для  ядерных испытаний на Семипалатинском  полигоне.

 

 

 

 

 

2.2 Экономическое решение охраны здоровья населения пострадавшего от ядерных испытаний

 

Последствия ядерных  испытаний трагичны. Здоровью населения районов, прилегающих к Семипалатинскому региону, нанесен непоправимый вред. Средняя продолжительность жизни здесь не превышает 40-50 лет. Радиационное воздействие привело к резкому ослаблению иммунитета, что увеличивает количество заболеваний, обостряет течение и длительность болезней. У пострадавших от радиоактивного облучения значительно чаще встречаются злокачественные образования. Анемия, необычные поражения кожного покрова, нарушения артериального давления, патология крови и сосудов, преждевременное старение, психические заболевания, суициды – все это печальное наследие полигона.

В настоящее  время отмечается тенденция ухудшения  показателей здоровья населения, проживающего в зоне влияния СИЯП.

Так, по Каркаралинскому  району Карагандинской области произошло снижение численности населения с 70800 человек в 1990 году до 47026 человек в 2004 (снижение на 66,4 %); рождаемость на 1000 человек снизилась с 26,23 в 1990 году, до 11,6 в 2004 году (44%); наблюдается рост числа детей с врожденными пороками - от 3 случаев за 1990 г до 12 за 2004 г , показатель врожденных аномалий составляет за 2004 г 80,8 на 100 тыс.населения при областных показателях – 67,7; возросла заболеваемость онкологическими заболеваниями: от 122, 1 на 100000 населения в 1990 году до 129,7- в 2004.

В связи с  повсеместной, и продолжающейся до сих пор оптимизацией здравоохранения, количество койко- мест с 770 в 1990 году снизилось  до 120- в 2004.

По Лебяженскому району Павлодарской области рождаемость  на 1000 человек снизилась с 25, 3 в 1990 г . до 13,1 в 2004 году (на 52 %), а количество онкологических больных возрастает. Если в 1990 г . зарегистрировано 131,5 случая то в 2004 – 194,3. И при этом снижается обеспеченность населения района больничными койками, врачами и средними медицинскими работниками.

По Восточно-Казахстанской  области: согласно статистки количество детей рожденных с врожденной патологией увеличился с 187,7 в 1990 году, до 326,4 в 2004 году ( 58%), рождаемость на 1000 населения с 17,1 человек в 1990 снизилась до 13,3 в 2004 году (27%). Обеспеченность региона больничными койками, врачами и средними медицинскими работниками, квалифицированным медицинским обслуживанием, так же как и в других регионах СИЯП, остается открытой.

Принятая государственная  Программа медицинской реабилитации населения, пострадавшего вследствие ядерных испытаний на бывшем СИЯП в 1949-1990 годах, практически не реализована. Установленные сроки, по созданию Единого Государственного медицинского регистра Казахстана (1997 - 1999 г .), продлены на неопределенный срок. Одной из причин является отсутствие должного финансирования.

Этой же Программой предусмотрено создание Межрегионального медицинского реабилитационного центра в г. Семипалатинске, и его филиалов, на базе областных больниц. Однако, финансирование должно осуществляется за счет внебюджетных средств (инвестиции, гранты, спонсорские благотворительные гранты).

 

 

 

 

 

 

2.3 Воздействие ядерных испытаний на окружающую среду

 

С точки зрения воздействия на окружающую среду  выделяются два этапа ядерных испытаний:

1 этап – проведение  ядерных взрывов в атмосфере  в период с 1949 по 1962 гг.

2 этап – проведение  подземных ядерных взрывов в  период с 1961 по 1989 гг.

Проведенные на СИЯП ядерные взрывы можно сгруппировать  следующим образом:

- наземные взрывы – характеризуются выпадением активности на территории полигона;

- воздушные  взрывы – характеризуются выносом  активности за пределы полигона, её разбавлением в атмосфере  и вкладом в глобальные атмосферные  выпадения;

- подземные  взрывы – характеризуются сосредоточением активности в котловых полостях. Исключением являются взрывы на выброс и взрывы с нештатной радиационной ситуацией, которые приводят к загрязнению поверхности.

Наземные ядерные  взрывы сформировали на местности долговременное радиоактивное загрязнение в виде длинных "радиоактивных следов", уходящих далеко за пределы полигона. Таким образом, радиационная обстановка на территории полигона сформировалась в период проведения атмосферных и наземных испытаний, то есть с 1949 по 1962 гг. Последний наземный ядерный взрыв был произведен на площадке «Опытное поле» СИЯП 24 декабря 1962 года.

После вступления в силу Международного договора о  запрещении ядерных испытаний в  трех средах (в космосе, воздухе и  воде), подписанного 10 октября 1963 в Москве между СССР, США и Великобританией, на полигоне стали проводиться только подземные взрывы.

На сегодняшний  день на территории СИЯП ведется сельскохозяйственная, горнодобывающая и геологоразведочная деятельность. Территория полигона не огорожена и не обозначена на местности, нет никаких знаков, предупреждающих об опасности.

Население имеет  свободный доступ на территорию бывшего  полигона, включая особо опасные  с радиологической точки зрения участки- эпицентры ядерных взрывов  на испытательных площадках полигона. Министерства и ведомства, ответственные за территорию бывшего СИЯП, не располагают данными о пригодности к использованию земель полигона. Государственные органы, проводящие радиоэкологические исследования на СИЯП, никогда не предоставляли исполнительным органам и населению информацию о расположении непригодных к использованию загрязненных территорий полигона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. “Стратегии-2030” Республики Казахстан “Улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии”

 

Вступая в новый  век, Республика Казахстан, как и большинство государств, столкнулась с серьезнейшими проблемами в области окружающей среды, и ныне их решение возведено в ранг государственной политики. В “Стратегии-2030” Республики Казахстан “улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии” является одним из приоритетных направлений. С 1998 года началась реализация долгосрочной стратегии Республики Казахстан до 2030 года – “Экология и природные ресурсы”. Ее первый этап - Стратегический план развития республики на 1998-2000 гг. - уже практически получил свое осуществление.

Постановлением  Правительства Республики Казахстан  в марте 1999 г. одобрена концепция  зонтичного проекта “Улучшение окружающей среды для устойчивого развития Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской областей и города Астаны. Разработан зонтичный проект “Улучшение окружающей среды вдоль шелкового пути для устойчивого развития южного региона республики Казахстан”. Проекты, его составляющие, предусматривают приоритетные действия на всех уровнях, включая международный, национальный и местный, по обеспечению жизнедеятельности населения, транспортных инфраструктур, развитию производства, торговли, туризма. Ведется работа по подготовке международной экологической программы Каспийского региона.

В соответствии с инициативой Республики Казахстан и решением 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, идет реализация Программы реабилитации Семипалатинского региона, пострадавшего от ядерных испытаний. Согласно Программе, предполагается осуществление ряда проектов экологической, медицинской, гуманитарной, экономической и информационной направленности, в том числе, создание международного центра по изучению последствий деятельности Семипалатинского полигона на здоровье населения и природную среду, разработка устойчивой стратегии землепользования, гуманитарной помощи населению региона. Это будет способствовать консолидации всех здоровых интеллектуальных и антивоенных сил всего мирового сообщества.

Казахстан активно  входит в процессы международного сотрудничества, Страна стала участницей 12 международных договоров и других соглашений в области окружающей среды, ведется подготовка по присоединению и ратификации к ряду приоритетных для нее конвенций. Началось выполнение обязательств страны по многим международным договорам, в том числе по Рамочной конвенции по изменению климата, Венской конвенции и Монреальскому протоколу в отношении озоноразрушающих веществ, Конвенциям по биоразнообразию и опустыниванию.

Координацию деятельности в области экологии осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан. В тесном контакте с ним работает Национальный экологический центр устойчивого развития Республики Казахстан, в структуру которого входит Комитет международных экологических конвенций, Комитет подготовки проектов, Комитет мониторинга проектов, Комитет по проблемам Каспия и нефтегазовых загрязнений.

Комитетом подготовки проектов ведется большая работа по проектам национального уровня, в частности, по проектам “Трансграничное  управление бассейном реки Иртыш”, “Управление водными ресурсами бассейна рек Нура - Ишим”, “Развитие возможностей для более эффективного использования энергии в снабжении теплом и горячей водой в Казахстане”, “Регулирование русла реки Сырдарьи и северной части Аральского моря” и многих других проектов. Комитетом мониторинга проектов сформирована база данных программ и проектов, регулярно проводится анализ и оценка программ и проектов по критериям соответствия приоритетам Стратегического плана.

Остро стоят  проблемы Каспия и нефтегазовых загрязнений в связи с продолжающимся подъемом уровня Каспийского моря и затоплением нефтепромыслов и других объектов. Правительствами пяти прикаспийских государств (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан) совместно со Всемирным Банком, ПРООН и ЮНЕП разработана и реализуется Каспийская экологическая программа (КЭП) при поддержке ГЭФ, ЮНЕП, ТАСИС. Приоритет действий в рамках КЭП направлен на обеспечение устойчивого проживания населения и хозяйственной деятельности в условиях изменения уровня Каспийского моря; ликвидацию загрязнения и улучшение качества окружающей среды Каспия и его биоресурсов; оздоровление и восстановление экосистем Каспийского моря и сохранение биоразнообразия; обеспечение экологической безопасности в регионе и сохранение качества окружающей среды для устойчивого человеческого развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Международные экологические конвенции

 

Важную роль в улучшении экологической ситуации в глобальном масштабе призваны сыграть  международные экологические конвенции. В Республике Казахстан они находятся в ведении Комитета международных экологических конвенций НЭЦ УР, деятельность которого связана с подготовкой к ратификации природоохранных конвенций, участием в их реализации.

Одной из глобально  значимых конвенций, ратифицированных в 1995 году Республикой Казахстан, является Рамочная конвенция ООН по изменению климата. Казахстан является активным участником общемирового процесса стабилизации и уменьшения количества парниковых газов в атмосферу, при этом позиции специалистов и официальных властей полностью совпадают. В 1992 году, после конференции в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, РК подписала, а в 1995г. - ратифицировала Рамочную конвенцию об изменении климата. Для реализации целей Конвенции развитые страны и ряд стран с переходной экономикой взяли на себя обязательства к 2000 г. вернуться к уровням выбросов парниковых газов 1990г. В августе 1998 г. Казахстан принял решение о подписании Киотского Протокола, а в марте 1999г. он был подписан Президентом Назарбаевым Н.А. С учетом серьезности глобальных последствий изменения климата и исходя из общемировых приоритетов этой проблемы, Казахстан полагает, что необходимо продолжить процесс ратификации Киотского Протокола и получения РК статуса страны РКИК, как правовой основы для участия во всех механизмах Киотского Протокола и привлечения внешних средств и новых технологий. В настоящее время в РК планируется продолжить работы в этом направлении, опираясь на помощь мирового сообщества, тем более, что Казахстан рассчитывает не только на нее, но и выполняет некоторые самостоятельные исследовательские работы в этом направлении. В стране проводились и продолжают проводиться исследования уязвимости экономики и природных ресурсов к изменению климата, а также оценка возможных мероприятий по адаптации к ожидаемым изменениям климата.

Казахстаном ратифицирована Венская конвенция об охране озонового  слоя, и Монреальский протокол к  Венской конвенции. В связи с  этим Правительство Казахстана предприняло  серьезные шаги для организации работ по защите озонового слоя на национальном уровне, в плане подготовки Национальной программы по изъятию озоноразрушающих веществ из использования и реализации конкретных проектов. Основные направления политики и возможные меры по ограничению потребления озоноразрушающих веществ в Казахстане сформулированы в Стратегии, которая является составной частью Национальной программы.

В соответствии с целями и задачами Конвенции  ООН по борьбе с опустыниванием и  “Стратегией 2030” Республики Казахстан, активно разрабатывается Национальная стратегия и план действий по борьбе с опустыниванием.

В феврале 1999 года прошла презентация Национальной стратегии  и Плана действий по сохранению и  сбалансированному использованию  биологического разнообразия. В этом же году Президентом Республики Казахстан подписан указ о присоединении к Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения.

Информация о работе Экологические проблемы в Республике Казахстан