Экологические проблемы использования топливно-энергетических ресурсов в России. Пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 00:32, реферат

Краткое описание

Топливно-энергетический комплекс России определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики, обеспечивая около 1/4 производства валового внутреннего продукта, 1/3 объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений.
Одним из важнейших условий устойчивого развития страны и повышения качества жизни населения является обеспечение функционирования и развития соответствующего требованиям нового времени топливно-энергетического комплекса (ТЭК) – динамично развивающегося, финансово устойчивого, экономически эффективного и соответствующего экологическим требованиям, оснащенного передовыми технологиями.

Содержание

1 Введение....................................................................................................... 3
2 Экологические проблемы ТЭК и пути их решения............................................................. 4
3 Энергетическая эффективность……………………………………………….9
4 Заключение................................................................................................. 12
5 Список литературы........................................................

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ЗЕНИН.docx

— 34.05 Кб (Скачать файл)

Поэтому целью политики государства  в данной сфере является жесткое и безусловное достижение намеченных стратегических ориентиров роста энергоэффективности с использованием широкого спектра стимулирующих потребителей энергоресурсов мер, обеспечивающих структурную перестройку российской экономики в пользу малоэнергоемких обрабатывающих отраслей и реализацию потенциала технологического энергосбережения.

Около 40–45% от текущего объема потребления энергии – это  потенциал энергосбережения в нашей  стране. Причем наибольший эффект в  краткосрочной перспективе может быть осуществлен в самой электроэнергетике, прежде всего за счет необходимой модернизации тепловых электростанций, снижения потерь в сетях, развития возобновляемых источников энергии.

Задача по снижению к 2020 году энергоемкости валового внутреннего  продукта Российской Федерации не менее  чем на 40% по сравнению с 2007 годом  и обеспечению рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов поставлена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым.

В Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года №889 перед  Правительством Российской Федерации  поставлен ряд первоочередных задач, выполнение которых будет способствовать повышению эффективности использования энергии и повышению экологической безопасности, в том числе:

– по принятию мер по техническому регулированию, направленных на повышение  энергетической и экологической  эффективности таких отраслей экономики, как электро-энергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт;

– по обеспечению перехода к единым принципам выработки  нормативов допустимого воздействия  на окружающую среду;

– по принятию федеральных  законов, предусматривающих экономические механизмы, стимулирующие хозяйствующих субъектов, применяющих энергосберегающие и эколо-гически чистые технологии;

– по принятию федеральных  законов, направленных на усиление ответственности хозяйствующих субъектов за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в целях стимулирования перехода на энергосберегающие и экологически чистые технологии.

Во исполнение данного  Указа Президента Российской Федерации  Ростехнадзором подготовлены и представлены в Минприроды России детальные предложения по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование системы нормирова-ния и переход к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (в том числе по установлению нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду в границах соответствующих территорий, а также по установлению допустимого воздействия на окружающую среду субъектов хозяйственной деятельности с учетом показателей наилучших экологически безопасных и энергетически эффективных технологий), реформирование системы разрешительной деятельности (категоризация предприятий: крупные, средние, малые, и введение для крупных предприятий комплексных разрешений, фиксирующих допустимые нормативы, установленные на основании показателей наилучших существующих технологий, а для средних и малых – переход на декларирование; ужесточение санкций за экологические правонарушения и преступления).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

В утвержденной Правительством Российской Федерации Энергетической стратегии России на период до 2020 года обозначены ключевые задачи в сфере  обеспечения экологической безопасности ТЭК, включающие:

– внедрение экологически чистых, энерго- и ресурсосберегающих малоотходных технологий, обеспечивающих рациональное производство и использование топливно-энергетических ресурсов, снижение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, а также парниковых газов, сокращение образования отходов производства и других агентов вредного воздействия;

– ужесточение контроля за соблюдением экологических требований при реализации инвестиционных проектов, совершенствование системы государственной экологической экспертизы; 

– последовательное проведение специальных природоохранных мероприятий, строительство и реконструкция природоохранных объектов, в том числе по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ из отходящих газов, очистке сточных вод; увеличение темпов рекультивации земель, загрязненных и нарушенных в процессе строительства и эксплуатации энергетических объектов, использование отходов производства в качестве вторичного сырья;

– экономическое стимулирование рационального использования попутного нефтяного газа, прекращение практики сжигания его в факелах (в первую очередь за счет создания экономически выгодных условий для переработки и использования такого газа); 

– разработка программы  минимизации экологического ущерба от деятельности гидроэлектростанций;

– увеличение производства высококачественных моторных топлив с  улучшенными экологическими характеристиками, соответствующих европейским нормам, совершенствование нормативной  базы качества нефтепродуктов и уровней  выброса загрязняющих веществ.

Ростехнадзор в пределах установленной компетенции предпринимает  все необходимые усилия для реализации указанных задач в целях обеспечения  экологически безопасного и экономически эффективного динамичного развития российского ТЭК.

 

  1. Список  литературы.
  1. rostehnadzor@gosnadzor.ru

  1. Михайлов С., Экономика  и ТЭК сегодня / С. Михайлов // Возобновляемая энергетика сегодня и завтра. - 2009.

  1. http://www.ng.ru/

  1. Щинников П.А.. Природоохранные  технологии на ТЭС и АЭС: консᴨȇкт лекций. - Новосибирск: НГТУ, Кафедра ТЭС. - 184 с.

  1. Пугач Л.И. Энергетика и экология: Учебник. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. - 504 с.

  1. И.А. Родионова, Т.М. Бунакова «Экономическая география  », М.:1998г.

  1. Фейгин В. Газовая  промышленность России: состояние и  перспективы.Вопросы экономики. 1998 г. № 1

  1. ТЭК – важнейшая  структура российской экономики./Промышленность России. 1999 г. №3

 


Информация о работе Экологические проблемы использования топливно-энергетических ресурсов в России. Пути их решения