Экологический контроль. Виды экологического контроля. Задачи и объекты экологического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 06:57, реферат

Краткое описание

Каждый гражданин нашей страны имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды; в свою очередь, он обязан охранять природу и окружающую среду, принимать участие в ее охране.
Контрольно-надзорная деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования является одним из наиболее эффективных инструментов реализации экологического права.
Экологический контроль - одно из проявлений экологической функции государства. Он заключается в проверке соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами экологических требований по использованию и охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности общества.

Вложенные файлы: 1 файл

экол менеджм.docx

— 33.79 Кб (Скачать файл)

ведомственный контроль проводится также министерствами и ведомствами, осуществляющими управление природопользованием и охраной окружающей среды, – Министерством природных ресурсов РФ, Госкомэкологией России и др. Они контролируют выполнение задач, возлагаемых на структурные подразделения и территориальные органы.

Содержание ведомственного контроля определяется рядом факторов:

1) спецификой  отрасли;

2) экологически  значимыми задачами, стоящими перед  отраслью в целом и подведомственными  объектами;

3) конкретными  правами и обязанностями подразделений  и лиц, осуществляющих ведомственный  контроль.

 

Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий. 
Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды установленных законодательством (ст. 67 Закона).

 

Главной задачей производственного экологического контроля является проверка:

а) выполнения планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

б) соблюдению нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных предприятию;

в) выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.

   

Эффективность ведомственного и производственного экологического контроля во многом зависит от взаимодействия с органами государственного экологического контроля. Пока такое взаимодействие не развито. Более того, руководители предприятий и экологические службы считают своей задачей защиту интересов предприятия любым путем, в том числе посредством сокрытия фактов нарушения экологического законодательства, представления государственным органам недостоверных сведений, а порой и прямого попустительства правонарушениям.

 

 Общественный  экологический контроль

ЗАДАЧИ?

Осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством (ст. 68 Закона).

В целях расширения, укрепления и развития правовой базы общественного контроля проводились слушания, например, по обслуживанию общероссийского «Положения об оценке воздействия на окружающую среду», разрабатывается проект «Положения об общественном экологическом контроле», при подготовке которого учитываются предложения и замечания различных общественных организаций и отдельных граждан. Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранительного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, но вместе с тем он обладает и серьезным преимуществом - реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов. И вследствие этого общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

 
Основными формами общественного экологического контроля являются:

- выяснение мнения  граждан путем участия их в  референдумах, собраниях, сходах (вопросы  по отводу земель, строительстве  и др.);

- общественные  слушания;

- затребование  информации о природоохранной  деятельности и состоянии охраны  окружающей природной среды;

- обжалование в  судах незаконных действий в  сфере экологии.

 
Наиболее массовыми добровольными организациями до недавнего времени были общества охраны природы, охотников и рыболовов, дружины по охране природы и т.д.  
В их задачу входило содействие государственным органам в проведении мероприятий по охране природы, привлечение широких масс населения для участия в природоохранных мероприятиях и т.д. 
Еще ранее в Западной Европе (ФРГ, Дании и др.) возникло движение «зеленых». Оно выступает за сохранение среды жизни, против ядерной угрозы, за чистоту атмосферы, вод и т.д. К целям и задачам движения «зеленых» наиболее близки Российское экологическое движение и Экологический фонд России

 

 

 

 Объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю

 
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» Правительство Российской Федерации утверждает 29 октября 2002 г. перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. 
 
Объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации являются: 
 
а)объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, 
ядерной энергетике, федеральным транспорту, путям сообщения, информации 
и связи; 
 
б)объекты, связанные с обеспечением обороны и безопасности, 
относящиеся к оборонному производству, производству ядовитых веществ и 
наркотических средств; 
 
в)объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной 
собственности, в том числе землях лесного фонда Российской Федерации; 
 
г)объекты, расположенные в пределах внутренних морских вод, 
территориального моря, исключительной экономической зоны и 
континентального шельфа Российской Федерации; 
 
д)объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране: 
 
-природные объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и 
список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, государственные природные заповедники и иные природные комплексы, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение; 
 
-редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, занесенные в Красную книгу почв Российской Федерации, и леса; 
 
-зоны произрастания или места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в том числе подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации; 
 
-природные объекты Байкальской природной территории. 

 
Объектами, способствующими трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающими негативное воздействие на окружающую среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации являются: 
а)объекты для размещения более  10000 тонн в год отходов 1-го и 2-го 
класса опасности; 
 
б)объекты, имеющие более 15 млн. куб. метров годовых сбросов сточных вод или 
 
относительно меньшие валовые, но более токсичные сбросы; 
 
в)объекты, имеющие более 500 тонн годовых выбросов вредных 
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; 
 
г)объекты, расположенные на территории водосборных площадей 
трансграничных водных объектов, производящие сброс или удаление иным 
способом вредных (загрязняющих) веществ в поверхностные или подземные 
водные объекты; 
 
д)объекты, отнесенные законодательством Российской Федерации к 
категории опасных производственных объектов, на которых производятся, 
используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, 
уничтожаются вещества, представляющие опасность для окружающей 
природной среды.

 
 Официальные   данные   позволяют утверждать,   что социально- экологическая ситуация в России продолжает ухудшаться, что характеризуется следующим: 
 
-  отсутствием снижения в удельном потреблении природных и энергетических ресурсов на единицу выпускаемой продукции; 
 
-  ростом удельных выбросов и сбросов в окружающую среду, объемов образования отходов, несмотря на снижение производственных мощностей по сравнению с 1990 годом; 
 
-старением основных производственных фондов, что приводит к росту числа техногенных аварий; 
 
-крайне недостаточными темпами обновления или строительства новых объектов природоохранного назначения; 
 
-увеличением степени и площади антропогенного воздействия на биосферу вообще и на окружающую среду в пределах населенных пунктов, в частности; 
 
-сокращением биоразнообразия, разрушением природных экосистем и негативной трансформацией рекреационных территорий; 
 
-введением в биологические циклы новых антропогенных веществ, соединений, микроорганизмов и материалов, воздействие ( включая суммарное) которых на организм не изучено; 
 
-положительной динамикой по заболеваемости и смертности населения, особенно проживающих на урбанизированных территориях, обусловленных влияниям экологически вредных факторов; 
 
и т.д. 
 
При этом факторами, способствующими снижению качества окружающей среды являются: 
 
-отсутствие экономической основы для реализации эффективной экологической политики ( пробелы в правовом регулировании налогообложения, недостаточность объема выделения средств из бюджета на природоохранные цели, отсутствие стимулов в развитии экопредпринимательства и внедрении новых технологий и т.д.) 
 
-декларативность, противоречия, недоработки действующего федерального и регионального законодательства, регулирующего правоотношения в данной сфере; 
 
-     разрушение системы государственного экологического контроля; -неэффективность       механизмов  государственной  экологической экспертизы, 
 
нормирования и лицензирования; 
 
-недостаточная прозрачность процесса формирования и расходования финансовых средств, выделяемых на охрану окружающей среды; 
 
-     стабильное снижение имиджа природоохранной работы в общественном мнении; 
 
-   отторжение населения от участия в принятии экологически значимых решений, нарушения прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; 
 
-подавление государством правового института общественного экологического контроля; 
 
-    фактическая централизация функций государственного экологического контроля при полном отсутствии ответственности государственных органов за состояние окружающей среды; 
 
-    фактическое отсутствие у органов местного самоуправления необходимых полномочий по реализации целенаправленной экологической политики; 
 
и т.д. 
 
В этих условиях одной из эффективных мер может стать организация действенного, экономически подкрепленного, поддержанного населением экологического контроля 
 
Европа давно поняла важность лозунга  о соблюдении триединого приоритета «Человек, общество, природа» и   Всемирная торговая организация, в которую входят 
 
ныне 145 стран-членов и 30 стран-наблюдателей, вывела вопрос безопасности продукции на первый план. 
 
В Европейской комиссии действует 70 директив и 20 постановлений по безопасности продукции, в том числе директива «О комплексном контроле предотвращения загрязнений». 18% продукции в ЕС проходят через процедуру обязательной сертификации. При этом не допускается перемещение отходов из одной среды в другую, учитывается уровень загрязнения окружающей среды, снижение энергоемкости и материалоемкости при основном показателе наилучшей модели организации производства

 

 

 

Заключение 
Надзор за исполнением законодательства РФ в сфере экологопользования и охраны окружающей среды осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуратуры. Специализированные природоохранные прокуратуры создаются с учетом бассейнового или административного районирования, состояния окружающей среды и природных объектов.

Призыв к спасению Отечества от экологической катастрофы особенно актуален в наше время. По свидетельству прессы, начальный период перехода к рынку приводит в ряде случаев к непредсказуемым формам эксплуатации природных ресурсов в условиях отсутствия удовлетворительного экологического законодательства. Необходима, в частности, организация независимой общественной экологической экспертизы совместных и зарубежных проектов и контроля над тем, чтобы их экологические стандарты соответствовали таковым в странах-экспортерах технологии.

 

В процессе проведения экологического контроля должностными лицами специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды принимаются различные меры правового регулирования по предупреждению, выявлению нарушений природоохранительного законодательства и привлечению виновных к ответственности.

В соответствии с действующим законодательством основными задачами экологического контроля являются:

наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдение требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по и обеспечению.

Таким образом, экологический контроль состоит из тесно связанных этапов:

- Сбор  и обработка необходимых исходных  данных. В законе отмечается, что  негативные изменения могут быть  названы не только хозяйственной  деятельностью. Нерациональное использование  природных ландшафтов для организации  отдыха и санаторно-курортного  лечения может нанести серьезный  ущерб окружающей природной среде. Казалось бы, сами природопользователи в этом случае должны, в первую очередь проявлять заботу о сохранении декоративных качеств зеленых насаждений, чистоте водоемов. Однако имеется много примеров, когда основные средства вкладываются в строительство капитальных сооружений. Экономия средств на формирование ландшафта, устойчивого к рекреационным нагрузкам, приводит к тому, что утрачивается главное условие полноценного загородного отдыха - качество природной среды.

- Осуществление  мероприятий по предупреждению  и устранению экологических правонарушений  на основе информации, полученной  в процессе наблюдений. Для решения  задач этого этапа сложились  определенные формы и методы  экологического контроля. Формы  две - предупредительная и карательная. Соответственно применяются различные  методы осуществления контроля.

Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение, и действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.

Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться только предупреждением. Она выражается в различных видах юридической ответственности.

 
Задача №1

Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям. Ее цель - предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду. Граждане и общественные объединения имеют право выдвигать предложения о проведении в соответствии с законодательством государственной и общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных объединений, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными объединениями, основным направлением которых в соответствии с их уставами является организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии со ст.22 Закона от 23 ноября 1995г. общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы. Она может проводиться до, после государственной экологической экспертизы либо одновременно с ней.

Статьями 23 и 24 Закона от 23 ноября 1995г. предусматриваются условия проведения общественной экологической экспертизы. Заключение общественной экологической экспертизы направляется Госкомэкологии и ее органам, заказчику, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления, может передаваться другим заинтересованным лицам.

В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования об ответственности за правильность и обоснованность заключений в соответствии с трудовым, гражданским, административным либо уголовным законодательством: Законом РФ от 19 декабря 1991г. и Законом от 23 ноября 1995г. предусматриваются конкретные правонарушения в области экологической экспертизы.

Информация о работе Экологический контроль. Виды экологического контроля. Задачи и объекты экологического контроля