Экологическое воспитание обучающихся через программу «Мой край любимый»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 08:33, статья

Краткое описание

В современном сложном, многообразном и динамичном мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб и такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Сберечь её - задача Человечества. Наиболее надёжным гарантом сохранения природы является уровень экологической культуры населения. Важнейшим механизмом формирования такой культуры выступает общее экологическое образование. Необходимо формировать у людей осознанную гордость за природные территории своей страны и начинать необходимо с детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Мартынова Н.В. Экологическое воспитание,Елховка.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Применяемые формы и методы воспитательной работы различны. Это и коллективные творческие дела, и тренинги, и беседы, и экскурсии, занятие – диспут, занятие – викторина; оформление кабинета, изготовление подарков и сувениров, и изделий для ярмарок-продаж, занятия по формированию этических норм, приобщению детей к нравственным и культурным ценностям (беседы, ситуативные тренинги, ролевые игры, виртуальные экскурсии в музеи, участие в выставках).

Для создания целостной системы воспитания и обучения в работе объединения большое  место  отводится работе  с  родителями  по  выявлению  воспитательных возможностей семьи, приобщению родителей к участию в коллективных творческих делах.

Воспитательный блок служит ориентиром для педагога при отборе воспитательных мероприятий, специального воспитывающего материала, определении его тематики, глубины, объема, последовательности реализации в процессе образовательной деятельности.

Результатом анализа воспитательной работы является оценка социальной активности обучающихся, их готовности к продолжению образования, к самостоятельной жизни и труду, сформированности навыков самообразования, самовоспитания, саморазвития.

Формированию творческого потенциала способствует соответствующая организация образовательного процесса: проблемное обучение, умение налаживать междисциплинарные связи, воспитание творческого отношения к изучению дисциплин, умение выделять главное и критически осмысливать пройденный учебный материал, развитие у обучающихся способностей, умений и навыков анализа, синтеза, обобщения,  классификации, умение оценивать практические ситуации.

Таким образом, экологическое воспитание обучающихся через программу «Мой край любимый» является одним из важнейших элементов формирования личности. Я считаю, что проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся универсальна по отношению к предметному содержанию и эффективна, поскольку стимулирует практическую деятельность обучающихся и позволяет формировать весь набор компетенций (самоуправление (решение проблем), информационную (или технологическую), коммуникативную).

Приложение 1

 

Оценка результативности программы

Показателями результативности программы  служат:

Участие обучающихся в мероприятиях за три года (2011-2014)      

Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ – 123 работы, 65 – победителей (районный уровень), на область направлено – 60 работ, 26 – победителей.      

Участие обучающихся в экологических олимпиадах – окружной уровень – Иванова Ольга – 2 место, Ужин Виталий (экология) - 3 место, Мхитарян Грануш (биология) -3 место;      

 

Призеры и победители в мероприятиях за три года (2011-2014)

Результаты воспитанников:

- Лукьянова Юлия награждена  премией Губернатора Самарской  области;

- Захарова Дарья награждена  путевкой в Италию;

- 30 воспитанников награждено районной премией для Одаренных детей;

- 7 поступили в ВУЗы на эколого-биологический факультет;

- лауреаты всероссийского форума «Зеленая планета» (2007 г., 2014г.);

- участники всероссийского  конкурса «Моя малая Родина» (2009 г.);

- участники регионального  конкурса по итогам Акции «Неделя  экологических знаний» (2011-2014);

- участники регионального конкурса «ЭкоЛидер» (2008-2014);

- призеры областной олимпиады по биологии (2006-2010 г.г.);

- призеры областного слета юных экологов «Экотропы» (2005-2014 г.г.);

- призеры областного фестиваля «Экобудущее» (2005-2014 г.г.);

- призеры областного конкурса сочинений «Самарская Губерния – здесь сердце мое» (2007г.);

- призеры областного конкурса «Мое любимое животное» (2007-2014 г.г.);

- призеры областного конкурса «Моя малая Родина» (2010 - 2014);

- призеры окружной научно-практической конференции (2008);

-призеры районных конкурсов «Зеркало природы», брейн-ринг «Загадки нашей планеты», «Мое любимое животное»;

- призеры районного фестиваля «Экобудущее» (2010-2014);

- призеры районной научно-практической конференции (2011-2014);

-участники региональных экологических фестивалей: «Зеленый ковчег», «Колесо жизни», «Солнечный ветер», «Радуга» (2010-2014).

Практическая включенность детей в экологическую деятельность ОДОД

 

– приняли участие в благоустройстве территории памятников природы регионального значения: «Зеленая гора», Березовский родник, Мордвинский родник;                                           - высадка саженцев березы, сосны, рябины возле ОДОД, в парке Победы, Ленина, – 60 шт.;

- сделали и развесили 40 скворечников, 50 кормушек для птиц, 15 – для кабанов, лосей;

- приняли участие в  областной акции «День Земли», «День птиц», «День леса», «Марш парков», «Летопись добрых дел»;

- созданы 2 образовательных маршрута (экологические тропы) и проведены экскурсии на комплексный памятник природы – Зеленая гора, Лысая гора;

- организованы районные конкурсы и выставки детских творческих работ «Зеркало природы», «Мое любимое животное», «Моя малая Родина», «Зеленая планета – 2014».

 

·       Результаты мониторинга и анкетирования детей  - проведен мониторинг экологического воспитания обучающихся, в нем приняло участие – 725 воспитанников.

Результативность практической деятельности детского объединения «Мой край любимый» характеризуется 100%-ной успеваемостью воспитанников.

Сохранность контингента стабильная на протяжении 3-х лет обучения и составляет 100% (2011-2012 учебном году – 100%, 2012-2013 учебном году – 100%, 2013-2014 учебном году – 100%).  Одним из положительных критериев воспитательно-образовательного процесса детского объединения «Мой край любимый» является сохранность и поддержание своего здоровья - 97% воспитанников не пропускали занятия по болезни.

Результаты деятельности педагога:

- победитель областного  конкурса педагогического мастерства  «Сердце отдаю детям», в номинации «Эколого-биологическая направленность» (2009)

- призер областного конкурса авторских дополнительных образовательных программ (2009);

- лидер школьного биоэкологического  образования Самарской области в номинации «Педагог дополнительного образования) (2010);

- дипломант 2 степени регионального  конкурса «ЭкоЛидер 2009» в номинации  «Профи» (2010);

-лауреат Всероссийского конкурса педагогического мастерства педагогов дополнительного образования в номинации «Эколого-биологическая направленность» (2010);

Публикации:

- Сборник статей. Всероссийская конференция, посвященная 80-летию юннатского движения в Самарской области «Перспективы развития эколого-биологического образования» (2009);

- Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: «Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы» (2013);

- Сборник статей окружной Интернет - конференции «Формирование воспитательного пространства образовательного учреждения» (2014);

- Методические рекомендации при подготовке к областному конкурсу педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» (2012-2014);

- Журнал «Самарский внешкольник» (2014).

Обмен опытом:

- проведено 4 областных авторских семинара «Калейдоскоп педагогического мастерства» (2009-2014);

- проведено (6) мастер-класс, (5) открытых занятий областного, окружного, районного уровня (2009-2014).

 

Список использованной литературы:

Нормативно-правовые источники:

1. Федеральный закон «Об  образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

2.Типовое положение об  образовательном учреждении дополнительного  образования детей (приказ Министерства  образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. № 504).

3. О развитии учебно-исследовательской  деятельности учащихся в системе  дополнительного образования детей. (Решение коллегии МО РФ, протокол №1-1 от 10.01.1996 г.)

 

Список литературы Интернет-ресурсов:

1. Воронцов А.В. Методический  проект: от теории к практике. – Самара -  2006.

2.Петрянкина Е.Н., Кугаткина  Н.А. Какой проект мы создаем? Методические рекомендации по созданию учебно-исследовательских и практико-ориентированных проектов обучающихся в ОУ. МОУ ДОД ЦВР Похвистневского района - 2010.

3. Пудовкина Н.В., Рабочев  Г.И. и др. Воспитание экологической  культуры во внеурочной деятельности учащихся: методическое пособие. – Самара: изд-во СГСХА - 2007.

4. Харитонов Н.П. Технология  исследовательской деятельности  по полевой биологии (методические  рекомендации). – М.: ГОУ ЦРС ДОД - 2003.

 

 


Информация о работе Экологическое воспитание обучающихся через программу «Мой край любимый»