Экологическое образование младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - теоретически обосновать и проверить возможности осуществления экологического воспитания учащихся начальной школы.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию младших школьников.
2. Раскрыть основное понятие "экологическое воспитание" в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Содержание

1. Введение
2. Экология. Определение и содержание
2.1. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема
3. Экологическое образование и воспитание младших школьников
3.1. Содержание экологического образования
3.2. Основные принципы экологического образования и воспитания учащихся
3.3. Экологическое воспитание.
3.3.1. Экологическое обучение на уроках природоведения
3.3.2. Внеклассная работа и ее роль в формировании экологических понятий
3.3.3. Игра, как средство экологического воспитания
4. Заключение
5. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат экология.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

Так, турнир знатоков природы может включать несколько этапов:

1. Конкурс на лучшего знатока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн).

2. Конкурс рисунков “Природоохранительные знаки” (командам предлагается нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тропе).

3. Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос второй, вторая — третьей и т. д.).

4. Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга природы” (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги). Для конкурса можно предложить и -такие темы: “Самый красивый уголок нашего края”, “Удивительное растение (животное)”, “Очевидное — невероятное” и т.п.

5. Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2—3 раза. Необходимо написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса),

6. Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира).

7. Конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.

Победителей в личном и командном первенстве определяют по итогам турнира в целом. Желательно практиковать игры, направленные на развитие наблюдательности, памяти, умение ориентироваться, соблюдать правила поведения в природе. В большинстве случаев их организация не требует особой предварительной подготовки. В то же время такие игры можно органично включать в экскурсии, прогулки, в кружковые занятия.

Дидактическая игра «Деревья и кусты».

В начале игры вспоминают, как по величине можно отличить деревья и кусты (дерево высокое, а куст низкий). Сообщается условие игры: когда называют дерево, руки нужно поднимать вверх, а когда куст – опустить вниз.

Учащиеся делятся на две команды, выбирают ведущего, который называет сначала дерево (поднимает руки вверх), а потом куст (опускает руки вниз). Все учащиеся повторяют эти движения осмысленно. Ведущий может назвать дерево, а руки при этом опустить, или назвать куст, а руки поднять. Учащиеся должны внимательно прислушиваться и не ошибиться. Тот, кто ошибся выбывает из игры. Выигрывает та команда, в которой останется больше участников.

Дидактическая игра «Кто раньше пройдёт».

В игре могут участвовать 5-6 учеников, остальные – наблюдают.
Участники игры становятся вдоль стартовой линии. Ведущий предлагает каждому припомнить как можно больше названий деревьев и кустарников.

Содержание игры: каждый из участников, идя (по очереди) вперёд от линии старта, должен громко произносить при каждом шаге название дерева или кустарника. Останавливаться нельзя. Если участник игры, сделав шаг не назовёт дерева или кустарника, он должен остановиться и присесть. В игру вступает другой участник. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше. Игра тренирует память, помогает запомнить названия деревьев и кустарников, которые видели во время экскурсии.

Одним из важнейших условий формирования экологических понятий в начальной школе являются непосредственно наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Наблюдения проводятся под девизом «Познай природу». Это достигается благодаря экскурсиям. Программные экскурсии дополняются экологическими вопросами. В ходе экскурсий решаются некоторые экономические задачи: научить вести экологические наблюдения в природе, глубже узнать свой край, отработать правила личного природоохранного поведения, применить теоретические знания на практике.

Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности младших школьников являются игры-экскурсии.

Научить ребят распознавать деревья и кустарники можно в игре “Юные дендрологи”.

Задача играющих — определить как можно больше растений за наиболее короткое время. Для игры необходимы кружки с номерами (из фанеры или картона), их заранее развешивают на деревьях и кустарниках, которые потребуется определить. Участники игры разбиваются на команды по 5 человек, получают маршрутные листы с указанием исходного и конечного пунктов, направлением движения, а также номеров деревьев и кустарников. Против этих номеров на листах надо оставить свободное место для записи названий растений (для младших старших школьников можно написать список видов, включенных в игру, а ребята должны против них поставить номер, под которым они числятся). По мере выполнения задания команды сдают маршрутные листы членам жюри. Жюри отмечает время, проверяет соответствие названий растений их номерам и подсчитывает очки. В это время руководитель рассказывает ребятам о биологических особенностях деревьев и кустарников, показывает наиболее трудные для определения растения, включенные в игру. Выигрывает команда, затратившая наименьшее время на определение всех предложенных видов растений.

Игра-путешествие. Старт игры обычно проводится в театрализованной форме, например лесной царь Берендей может пригласить ребят в гости в сказочный лес. На пути школьники встречают различные препятствия, которые надо преодолеть. Каждый последующий игровой пункт принимает только тех участников, которые выполнили предыдущие задания. Всех ребят, прошедших испытания, Берендей встречает на поляне чаем и черничным пирогом.


4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам могут помочь уроки не традиционной формы: например игры. На таких уроках можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия учеников в подготовке урока, заинтересованности в том, чтобы урок прошел хорошо. Нетрадиционные уроки, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Экологические знания, переданные учащимся посредством игры, усваиваются гораздо лучше и прочнее, чем сухие факты и статистика.  Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для формирования экологического сознания у школьников.

Можно сделать следующие выводы: Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы. Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.

 


5. ЛИТЕРАТУРА

 

1.                  Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1993,

2.                  Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. – 1987.

3.                  Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 1987.

4.                  Боровская Л. А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города. М. Просвещение, 1991.

5.                  Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991.

6.                  Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981.

7.                  Гетьман В. Ф. Экскурсии по природоведению во 2-3 классах. // Рад. шк. – 1983.

8.                  Горощенко В. П. Природа и люди. М., Просвещение, 1986.

9.                  Гришева Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 1993.

10.             Дмитриев Ю. Д. Земля у нас одна. М.: Детская литература. – 1997.

11.             Дорошко О. М. Совершенствование подготовки будущих учителей начальной школы к осуществлению экологического воспитания младших школьников. Автореферат. Киев – 1988.

12.             Захлебный А.Н. На экологической тропе.- М.: Знание,1986.

13.             Зверев И.Д. Экология в школьном обучении.- М., 1980.С. 19.

14.             Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое воспитание школьников.- М., 1983.

15.             Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. – 1983.

16.             Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990.

17.             Николаева С. Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. М.: Просвещение. – 1993.

18.             Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.:Просвещение, 1990.

19.             Петров В. В. Из жизни земного мира. Минск, БГУ. – 1998.

20.             Салеева Л. П. О содержании экологического воспитания в начальной школе. // М.: Правда. – 1983.

21.             Сидельновский А. Г. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс. // Автореферат. М. – 1987

22.             Ферб П. Популярная экология. М., Мир. – 1971.

23.             Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры. Урал. ГАРК. – 1998.

24.             Эахлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981.

25.             Экологическое воспитание школьников. /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.

26.             Яблонов А. В., Остроумов С. А. Охрана животного мира. М., Знамя – 1979.

27.             Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. // РАО – 1996.

28.             Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. – 1999. - №1. С. 19-22

29.             Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. – 1998. №6. С. 92-94.

30.             Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз. – 1993. - №6.

31.             Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. – 1998. - №10. С. 9-11.

32.             Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. – 1998. № 6. С. 63-64.

33.             Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. // НШ. - 1998. №6. С. 13-14.

34.             Гордеева В. А. Путешествия мужика (экологическая сказка). // НШ. – 1999. №12. С. 98-100.

35.             Гюльвердиева Л. М., Утенова З. Ю. Национальные традиции и их использование в экологическом воспитании детей. // НШ. – 1998. №6. С. 71- 76.

36.             Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. – 1998. - № 6. С. 19-26.

37.             Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. – 1989. №10-11.

38.             Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. – 1998. №6. С. 125-127.

39.             Ишутинова Л. М. Грибы – это грибы. // НШ. – 2000. №6. С. 75-76.

40.             Кваша А. В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками. // НШ. – 1998. №6. С. 84-92.

41.             Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. – 2000. №6. С. 75-76.

42.             Колесникова Г. И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // НШ. – 1998. №6. С. 50-52.

43.             Королева А. Школа тигров и леопардов. // НШ. – 1998. №6. С. 59-63.

44.             Лобов П. А. Колобок (театрализованное представление на экологическую тему). // НШ. – 2000. №6. С. 20-22.

45.             Майорова М. Л. Интегрированное применение литературного материала на уроках природоведения. // НШ. – 1999. №12. С. 60-61.

46.             Мутин М. А. Растения лесотундры. // НШ. – 1998. №6. С. 123-125.

47.             Мухамедьярова Р. Р. О работе экологической школы. // НШ. – 1999. №3. С. 32-34.

48.             Нинадрова Н. Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного. // НШ. – 1998. №6. С. 105-106.

49.             Павленко Е. С. Экологические проблемы и начальная школа. ,, НШ. – 1998. №5.

50.             Пахомов А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями. // НШ. – 1998. №6. С. 26-28.

51.             Попова Н. Н. Лаборатория жизни. // НШ. – 1998. №6. С. 46-50.

52.             Салеева Л. П. Содержание экологического образования. // Биология в школе. – 1987. №3

53.             Салеева Л. П. Опыт экологического воспитания младших школьников. // НШ. – 1991. №4.

54.             Симонова Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. – 1999. №5. С. 45-51.

55.             Симонова Л. П. «Зеленый дом». // НШ. – 1998. №6. С. 127-128.

56.             Тихонова А. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. – 1991. №9.

Информация о работе Экологическое образование младших школьников