Экологическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:08, реферат

Краткое описание

Россия - самая многолесная страна мира, обладающая почти четвертью всех лесов планеты. Однако во многих центральных и южных регионах России сохранились лишь незначительные остатки бывших когда-то лесов. Во многих регионах большая часть исходных лесов была истреблена в течение нескольких последних столетий и превращена в пашни, сенокосы, пастбища. В результате здесь исчезли или обмелели тысячи ручьев и малых рек, существенно изменился микроклимат, участились засухи и пыльные бури.

Содержание

Введение ……………………………………………..………………………...86

Правовой режим лесного фонда …………………….....................................87

Понятие и состав лесного фонда ……………………………………………...87

Управление лесным фондом ………………………………………………….90

Организация лесного хозяйства ………………………………………………92

Право землепользования на землях лесного фонда …………………………97

Заключение ……………………………………………………………………..99

Список использованной литературы ………………......................................100

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЯ.docx

— 96.09 Кб (Скачать файл)

Выполнение основных положений  Концепции развития лесного хозяйства  обеспечило повышение инвестиционной привлекательности лесной промышленности,  оснащение  ряда лесозаготовительных  предприятий современной техникой. 

В последнее время Россия стала активным участником многих международных  процессов и инициатив, повышающих уровень и международный престиж  отечественного лесного хозяйства.

Вместе с тем, в целом  не удалось преодолеть многолетнее  отставание лесного сектора. Не обеспечен  приоритетный доступ к лесным ресурсам лесопользователей, имеющих мощности по переработке древесины и способных  взять на себя проведение всего комплекса  лесохозяйственных мероприятий. Недостаточны объемы строительства лесных дорог  многоцелевого назначения. В структуре  лесного экспорта продолжают  преобладать  круглые лесоматериалы. На эффективность  использования лесных ресурсов отрицательно влияют такие факторы, как отсутствие актуальной информации о лесном фонде, недостаточно высокое качество таксации насаждений и оценки товарной структуры  древостоев,  снижение требований к  материалам аэрофотосъемки.

Снизились объемы активных мер лесовосстановления и  практически  прекращены из-за отсутствия механизма  финансирования  работы   по защитному  лесоразведению на нелесных землях.  

Поступающий в федеральный  бюджет лесной доход не покрывает  затраты государства на ведение  лесного хозяйства. 

Напряженная социально-трудовая ситуация в лесном комплексе и  низкий уровень оплаты труда привели  к оттоку высококвалифицированных  специалистов из отраслей лесного комплекса.

Остается недостаточно эффективным  механизм взаимодействия структур лесоуправления и лесопользования с институтами  гражданского общества и гражданами.

Поручения Президента России по итогам совещания в Республике Коми в апреле 2006 года ориентируют  лесной комплекс на обеспечение  эффективного использования лесных ресурсов внутри страны за счет создания условий для  развития производств по «глубокой  переработке» лесного сырья и  стимулирования внутреннего спроса на продукцию отечественного лесного  комплекса.

Должны быть приняты первоочередные меры по воспроизводству лесов хозяйственно-ценными  породами, а также борьбе с незаконными  рубками и оборотом древесины  нелегального происхождения. Требуют  дальнейшего совершенствования  механизмы тарифно-таможенного регулирования  экспорта лесной продукции.

 С 2007 года предстоит  вести лесное хозяйство в принципиально  новых условиях, формируемых новым  Лесным кодексом Российской Федерации.  Предусматривается максимальная  децентрализация системы управления  лесным хозяйством России и  лесопользования путем передачи  полномочий по управлению и  использованием лесов, их охране, защите и воспроизводству в  ведение субъектов Российской  Федерации. Расширяются виды лесопользования,  снимаются необоснованные запреты  на заготовку древесины, планируется  переход на классификацию лесов  по целевому назначению и осуществление  лесохозяйственной деятельности  в соответствии с классификацией  и районированием лесов.

 

Организация лесного хозяйства 

 

Основная функция федеральной  службы лесного хозяйства состоит  в организации лесного хозяйства  работы, направленной на рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов. В эту работу входят следующие показатели: основные требования по ведению лесного хозяйства, распределение  лесов по группам и категориям защитности, расчетной лесосеки, владение лесным фондом.

Основные требования к  ведению лесного хозяйства (ст. 12 Основ лесного законодательства) включают принципы лесохозяйственных  отношений: сохранение и усиление экологической  функций леса, повышение его природоохранного значения; воспроизводство леса и  улучшение его породного состава; эффективность ведения лесного  хозяйства.

Нетрудно заметить, что  приоритет в перечне функций  отдается экологическим, лесоохранным направлениям деятельности службы лесного  хозяйства. Потребительское же значение леса в смысле удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине ставится в перечне на второе место (хотя на практике реализации закона все происходит на оборот) .

Основные требования ведения  лесного хозяйства, зафиксированные  в ст. 12 Основ лесного законодательства, разумеется, относятся не толь ко к  органам лесного хозяйства системы  Рослесхоза. Они распространяют ся на всех лесопользователей в лесах  Российской Федерации. Эти требования положены в основу подразделения  лесов лесфонда по группам в соответствии с выполняемыми ими экологическими либо экономическими или культурно-оздоровительным  функциями.

Все леса России по их экологическому, экономическому, культурно-оздоровительному значению подразделяются на три группы. Подобное деление существовало издавна. Действующее законодательство вновь  подтверждает его правовое и организационное  значение.

К первой группе относятся  леса, выполняющие преимущественно  экологические и природозащитные  функции. Это почвозащитные, водоохранные, санитарно-гигиенические, городские  леса, леса заповедников, природных  национальных парков. Данная группа лесов  расположена по всей территории России. Она устанавливается Рослесхозом  по согласованию с исполнительными  органами субъектов Федерации. В  лесах первой группы запрещена заготовка  древесины на основе рубок главного пользования. Допускаются рубки  ухода за лесом, санитарные рубки  деревьев, если это не противоречит целям охраны леса.

К лесам второй группы относятся  лесные массивы с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, районов, где леса недостаточно. Леса второй группы имеют природозащитные  и ограничен но эксплуатационное значение. В соответствии с принципом  неистощительности в пользовании  лесным фондом заготовка древесины  в лесах данной категории ведется  на основе расчетной лесосеки.

В Основах лесного законодательства РФ расчетная лесосека определяется как норма подлежащей вырубке  древесины. Это не совсем точно. Весь "расчет" лесосеки должен состоять в том, что норма ежегодной  вы рубки исходит из соответствия ее норме ежегодного прироста древесины  по республике, области, краю, району, лесхозу. Причем невыборка древесины, в рамках расчетной лесосеки в одном году не дает оснований для сохранения этого количества на следующий год.

Лесами третьей группы считаются леса многолесных районов, где площадь, занятая лесным древостоем, превышает 50% территории. Эти леса имеют  преимущественно эксплуатационное значение. Они в основном пред назначены  для удовлетворения потребностей в  древесине народного хозяйства  и граждан. Вместе с тем эта  группа лесов в силу занимаемого  ею пространства выполняет важные экологические  функции. Среди них прежде всего  следует назвать тот удельный вес, который они имеют в пополнении кислородного запаса атмосферы.

В лесах всех групп органами лесного хозяйства могут быть выделены особо охраняемые участки  леса с ограниченным режимом лесопользования. В лесах первой группы это леса заповедников и национальных парков, городов и зеленых зон, защитные, санитарные леса и т.д. В лесах  второй и третьей групп такими особо охраняемыми зонами могут  стать особо ценные участки леса, полезащитные насаждения, места обитания редких и исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Расчетная лесосека устанавливается  органами лесного хозяйства по согласованию с исполнительными органами субъектов  Федерации на основе принципов непрерывности  и неистощительности лесопользования  и с учетом рубок главного пользования  при заготовке древесины по каждому  лесному хозяйству. Расчетная лесосека утверждается федеральной службой  лесного хозяйства по согласованию с органами власти Федерации и  субъектов Федерации.

Перевод лесных земель в  нелесные в лесах первой группы для  ис пользования их в целях, не связанных  с ведением лесного хозяйства  и пользованием лесным фондом, производится в исключительных случаях с разрешения правительства РФ. Перевод лесных земель в нелесные в целях, связанных  с ведением лесного хозяйства (строительство  дорог, предприятий по переработке  лесной продукции и т.п.), производится с разрешения государственных органов  управления лесным хозяйством области, края, Москвы и Санкт-Петербурга.

Участники VI Всероссийского съезда лесоводов, проходящего  в  Санкт-Петербурге в октябре 2006 года,  проанализировав в ходе проведения «круглых столов» опыт лесоуправления в стране, достижения и проблемы лесного хозяйства, подтверждают исключительную роль лесов для экономического роста  страны и сохранения благоприятной  среды обитания.

 Съезд выдвигает следующие  предложения, направленные на  повышение эффективности лесоуправления  и лесопользования, а также  улучшение состояния лесов. 

Признать приоритетами в области  развития охраны и защиты лесов:

      1. Развитие системы мониторинга лесных пожаров, основанной на комплексном использовании наземных, авиационных и космических средств и методов наблюдения, современных телекоммуникационных сетей, геоинформационных технологий и систем грозопеленгации.
      2. Совершенствование на базе лесозащитного районирования лесопатологического мониторинга, включая оценку радиологической обстановки в лесах;
      3. Расширение исследований по природе лесных пожаров, болезней и вредителей леса, других неблагоприятных факторов и оценке их воздействия на состояние и динамику лесных экосистем, глобальные биосферные циклы.
      4. Завершение  работ по научно-обоснованному  зонированию территории лесного фонда по видам и уровням охраны лесов от пожаров, защиты от вредителей и болезней, других неблагоприятных факторов.

Признать приоритетными  задачами  в области  лесовосстановления и лесоразведения:

      1. Разработку  Концепции воспроизводства лесов в Российской Федерации;
      2. Определение системы мер в области лесовосстановления и лесоразведения согласно требованиям Киотского протокола к рамочной Конвенции ООН об изменении климата;
      3. Разработку  механизма долгосрочной аренды земель сельскохозяйственного назначения, неиспользуемых в настоящее время, для  создания лесных плантаций.

Признать приоритетными  задачами  в области кадрового  обеспечения реформы лесоуправления и подготовки кадров для лесного  комплекса предлагается:

      1. Разработку  Концепции развития высшего, среднего и дополнительного профессионального лесного образования с учетом изменений лесного законодательства;
      2. Разработку и реализацию, с участием отраслевого профсоюза и представителей лесного бизнеса, комплекса мер, направленных на повышение уровня жизни работников лесной отрасли, их социальной защищенности, созданию новых рабочих мест в сфере лесопромышленного производства и ведения лесного хозяйства, а также осуществлять организационные мероприятия по профессиональной лесной ориентации молодежи.

Сформировать  стабильные механизмы и институты эффективного взаимодействия с гражданским обществом  в вопросах лесоуправления и лесопользования  и в этих целях:

        1. Рекомендовать отраслевым общественным организациям и общественным консультативным советам лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса принять действенные меры по расширению связей с структурами гражданского общества, в  том числе, посредством внесения соответствующих изменений и дополнений в уставы  организаций и положения о советах.
        2. С учетом осуществляемой передачей полномочий в субъекты РФ рекомендовать распространение на региональный уровень накопленного Рослесхозом опыта взаимодействия с гражданским обществом в форме общественных и координационных советов.

Продолжить работу по  лесной сертификации и в этих целях  рекомендовать федеральным органам  исполнительной власти и органам  исполнительной власти  субъектов  Российской Федерации обеспечить правовую поддержку:

  • закупкам сертифицированного древесного сырья и готовой лесной продукции для государственных нужд;
  • созданию преференций компаниям, проводящим работы по добровольной лесной сертификации лесоуправления и цепочки поставок лесной продукции.

Признать приоритетным  развитие экологически ориентированных  видов лесопользования и рекомендовать:

1. Федеральным органам исполнительной власти при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации усовершенствовать механизмы организационно-правового обеспечения арендных отношений на землях лесного фонда для целей рекреации и туризма, предусмотрев, в частности:

  • разработку и утверждение типовых методик расчета рекреационных нагрузок, инвентаризации, зонирования и экономической оценки туристско-рекреационных ресурсов конкретных территорий,
  • уточнение порядка заключения, приостановления и расторжения договоров аренды участков лесного фонда для целей рекреации и туризма (в том числе в случаях многоцелевого использования лесов),
  • внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и целевой переподготовки кадров лесоуправления.

 2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при участии органов местного самоуправления, обеспечить, с учетом необходимых экологических и социальных ограничений, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие рекреации и туризма на землях лесного фонда, в том числе государственно-частных партнерств по созданию соответствующей экологической, образовательно-информационной и коммунально-бытовой (утилизация отходов) инфраструктуры на прилегающих территориях.

Информация о работе Экологическое право