Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 11:52, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение экологической ситуации загрязнения атмосферной среды выбросами автотранспорта на примере городского округа Самара.
Задачи работы являются:
3
1.Рассмотреть и проанализировать экологическую ситуацию загрязнения атмосферной среды выбросами автотранспорта и уровень загрязнения атмосферного воздуха в городском округе Самара.
2.Выявить основные загрязняющие вещества от автомобильного транспорта.
3.Проанализировать мероприятия по охране окружающей среды и пути решения проблемы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОЙ СРЕДЫ, ВЫБРАСЫВАЕМЫЕ АВТОТРАНСПОРТОМ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ САМАРА 3
1.1 Общая характеристика загрязнения атмосферной среды выбросами автотранспортом в городском округе Самара 6
1.2 Анализ исследования загрязнения окружающей среды, в результате
выбросов автотранспортом в городском округе Самара 11
2. МЕРОПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОЙ СРЕДЫ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ САМАРА 13
2.1 Пути решения проблем 13
2.2 Мониторинг за атмосферой загрязнения воздуха 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 20
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОЙ СРЕДЫ,
1.1 Общая характеристика
загрязнения атмосферной среды выбросами
автотранспортом в городском округе Самара
1.2 Анализ исследования загрязнения окружающей среды, в результате
выбросов автотранспортом в городском округе Самара 11
2. МЕРОПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПО СНИЖЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОЙ
СРЕДЫ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ САМАРА
2.1 Пути решения проблем
2.2 Мониторинг за атмосферой загрязнения воздуха 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 20
ВВЕДЕНИЕ
Экологическая проблема – это сложно решаемый вопрос нашего времени, который требует неотложных мер по восстановлению экологического равновесия и больших капитальных затрат.
Экологические проблемы городов, главным
образом, наиболее крупных из них, связаны
с чрезмерной концентрацией на сравнительно
небольших территориях
Над крупными городами атмосфера воздуха содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. При этом 60-70% газового загрязнения даёт автомобильный транспорт. Автомобильный парк растет быстрее, чем народонаселение. Ожидается, что к концу 21 века парк автомобилей достигнет миллиардной отметки.
Практически все современные автомобили снабжены двигателями внутреннего сгорания. При сравнительно небольшой массе этот двигатель развивает значительную мощность, экономичен, достаточно надежен, работает на сравнительно недорогом топливе. По мере роста автомобильного парка, стал проявляться существенный недостаток этого двигателя - с выхлопными газами в атмосферный воздух поступают вредные для здоровья человека вещества.
Актуальность
данной темы обусловлена
Целью данной работы является рассмотрение экологической ситуации загрязнения атмосферной среды выбросами автотранспорта на примере городского округа Самара.
Задачи работы являются:
3
1.Рассмотреть и проанализировать экологическую ситуацию загрязнения атмосферной среды выбросами автотранспорта и уровень загрязнения атмосферного воздуха в городском округе Самара.
2.Выявить основные загрязняющие вещества от автомобильного транспорта.
3.Проанализировать мероприятия по охране окружающей среды и пути решения проблемы.
Объектом исследования является – городской округ Самара.
Предмет исследования – анализ экологии загрязнения воздуха атмосферной среды выбросами автотранспорта.
Цель исследования данной работы заключается в изучении и анализе загрязнения атмосферного воздуха выхлопами газами автомобильного транспорта городского округа Самара.
Основное содержание работы:
Во введении обосновывается актуальность темы работы, формируются цели и задачи, определяются объект, предмет и методология исследования.
В первом разделе работы «Экологические аспекты загрязнения атмосферной среды, выбрасываемые автотранспортом в городском округе Самара» рассматривается специфика влияния автотранспорта на окружающую среду в городском округе Самара.
Во втором разделе «Мероприятия окружающей среды по снижению загрязнения атмосферы воздуха в городском округе Самара» рассматриваются программы, с целью эффективных мер повышения экологической безопасности в городском округе Самара, пути решения проблем и мониторинг контроля за окружающей средой атмосферного воздуха.
В заключении работы, как результат исследования, сформулированы теоретические положения, выводы, подведены итоги проведённой работы.
4
Для написания работы использованы: периодические издания, журналы и Интернет материалы, обобщённые результаты наблюдений, проведёнными сетевыми подразделениями Приволжского межрегионального территориального управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Приволжского УГМС) и представленных в единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, её загрязнение.
Данные источники позволили
дать более качественную оценку в
области загрязнения
В списке используемых источников и литературы перечислены все источники, которые были использованы при написании данной работы.
5
1.1. Общая характеристика загрязнения атмосферной среды, выбрасываемые автотранспортом городского округа Самара
Источниками загрязнения атмосферы городского округа Самара являются предприятия строительной, топливно-энергетической, авиационно-космической отрасли, а также автомобильный и железнодорожный транспорт. Приоритетными загрязнителями атмосферного воздуха городского округа Самара являются формальдегид, фенол, окислы азота и хлористый водород.
На протяжении последних лет основной причиной загрязнения атмосферного воздуха городского округа Самара стал автомобильный транспорт. На территории городского округа в 2011 году количество зарегистрированного автотранспорта составило: 378,359 единиц, в том числе легкового – 308,574 тыс. единиц, грузового – 42,345 тыс. единиц, автобусов – 9,092 тыс. единиц, иного – 18,348 тыс. единиц. Доля автотранспорта в общих выбросах загрязняющих веществ в воздушный бассейн городского округа оценивается в 73,2%.[3]
По состоянию на начало 2011 года суммарные годовые выбросы автотранспорта по городскому округу оцениваются в 100,054 тыс. тонн.
Преобладает смешанная структура транспортных потоков по магистралям (доля грузового – 45%, остальные 55% - на все другие виды транспорта). Расчётные скорости движения по магистралям составляют не более 40 км/час, но в реальности не превышают 18-20 км/час.
Коэффициент зарузки перекрёстков находится в диапозоне 0,61-2,3 , следовательно за один сфетофорный цикл проехать невозможно (особенно в часы пик).
6
Такие перекрёстки являются источниками дополнительного загрязнения воздушной среды. Существующая в городе транспортная схема и технические параметры автомобилей не обеспечивают нормативного качества атмосферного воздуха.
Основными источниками загрязнения воздушной среды автомобилей являются отработавшие газы ДВС, картерные газы и топливные испарения.
Каждый автомобиль выбрасывает в атмосферу с отработавшими газами около 200 различных компонентов (выхлопные газы).
Выхлопные газы – смесь газообразных продуктов, образующихся при сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания.
Загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами в связи с интенсивным ростом числа моторных средств (автомобилей, самолётов и т.д.) приобретает чрезвычайную актуальность, особенно в городском округе Самара, где возрастает количество автомобилей.
Состав выхлопных газов зависит от вида топлива, режима работы, типа и состояния мотора. Выхлопные газы содержат угарный газ (легковая автомашина выбрасывает от 0,6 до 1,7 кг/час угарного газа, а грузовая от 1,5 до 2,8 кг/час), углеводороды, окислы азота и альдегиды, например, формальдегид, свинец.[3]
Из углеводородов, альдегидов, окислов азота и других веществ в результате сложных фотохимических процессов, стимулируемых ультрафиолетовой радиацией солнца, образуются фотооксиданты. Их количество зависит от сезона года, времени суток и других факторов. Оксиданты даже в небольших концентрациях вызывают раздражение слизистых оболочек, особенно глаз, могут вызвать осложнения заболеваний дыхательных путей.
В выхлопных газах присутствуют неразложившиеся углеводороды топлива. Среди них особое место занимают непредельные углеводороды этиленового ряда, в частности гексен и пентен. [7]
7
В таблице 1.1 представлен состав выхлопных газов ( содержание по объёму, %)
Состав выхлопных газов
Компоненты выхлопного газа |
Двигатели |
Примечание | |||||
Бензиновые |
Дизели | ||||||
Азот |
74,0-77,0 |
76,0-78,0 |
нетоксичен | ||||
Кислород |
0,3-0,8 |
2,0-8,0 |
нетоксичен | ||||
Пары воды |
3,0-5,5 |
0,5-4,0 |
нетоксичен | ||||
Диоксид углерода |
5,0-12,0 |
1,0-10,0 |
нетоксичен | ||||
Оксид углерода |
0,1-10,0 |
0,01-5,0 |
токсичен | ||||
Углеводороды неканцер. |
0,2-3,0 |
0,009-0,5 |
токсичен | ||||
Альдегиды |
0-0,2 |
|
токсичен | ||||
Оксид серы |
|
|
токсичен | ||||
Сажа |
|
0,01-1,1 |
токсичен | ||||
Бензопирен |
0,01-0,02 |
до 0,01 |
канцероген |
Из-за неполного сгорания
топлива в двигателе автомашины
часть углеводородов
Угарный газ и окислы азота, столь интенсивно выделяемый на первый взгляд невинным голубоватым дымком автомобиля – одна из основных причин головных болей, усталости, немотивированного раздражения, низкой трудоспособности.
Сернистый газ способен воздействовать на генетический аппарат, способствуя даже врождённым уродствам, а все вместе эти факторы ведут к стрессам, нервным проявлением и т.д. При длительном нахождении в атмосфере, значительное загрязнение выхлопными газами, может наступить отравление. [7]
8
Для того, чтобы снизить вред от выхлопных газов, нужно снизить количество самых выхлопных газов. Это достигается за счёт снижения расхода топлива, к чему стремятся все автопроизводители. Значительная часть выбросов происходит в пробках, на светофорах. Правильная организация движения в городе может значительно снизить количество выхлопных газов.
В целом при определённом
Причинами загрязнения воздуха от автотранспорта являются:
В городском округе Самара широко распространены заболевания органов кровообращения и дыхания, инфаркты и гипертония. По расчётам специалистов, «вклад» автомобильного транспорта в атмосферу составляет до 90% по окиси углерода и 70% по окиси азота. Автомобиль также добавляет в почву и воздух тяжелые металлы и другие вредные вещества