Поэтому,
до тех пор, пока люди не осознают своё
истинное положение, до тех пор будет продолжаться
бессмысленное уничтожение животного
мира и окружающей нас природы.
Итак,
как я уже не раз говорил, современное
человечество столкнулось с ужасающей
проблемой “глобального экологического
кризиса”, причиной которого послужило
неправильное понимание человеком своего
предназначения и положения. Человек,
единственный кто обладал разумом, стал
использовать его не для исполнения своей
непосредственной цели, а для борьбы с
окружающей природой. В Ассирии, которую
уже я упоминал, строились оросительные
каналы, которые приводили к образованию
солончаков, нарушали естественную ирригацию,
прокладывая искусственные реки. Здесь
следует вспомнить известный канал Поллукат
в Междуречье, строительство которого
означало первую попытку покорить природу.
А, между прочим, в Египте орошение было
естественным. Особенно после эпохи “Великих
Географических Открытий” стали появляться
крупные мануфактуры, заводы, цеха и т.д.
Для удовлетворения их потребностей (а
равносильно и потребностей людей) стали
массово сводиться леса, варварски расхищаться
природные богатства, а отходы выбрасываться
в окружающую среду. В результате уже в
XVIII веке в Англии произошла первая техногенная
катастрофа: из-за ужасающего смога гибли
многие люди. Однако общечеловеческих
масштабов экокризис достиг в нашем ХХ
столетии. Уже больше четверти всех животных
занесены в “Красную книгу”, что значит,
что над ними висит угроза полного исчезновения.
В Амазонии и в Сибири, которых называют
“лёгкими планеты” происходит массовое
сведение лесов: человечество нуждается
в ресурсах, пахотных площадях, топливе,
сырье. И все эти потребности решаются
за счёт природы. Люди берут из природы
ресурсы, ничего не возвращая взамен, а,
между прочим, как уже было заявлено, количество
химических элементов – конечно.
Потребности
в энергетике человек удовлетворяет с
помощью электростанций: тепловых, водяных
и атомных. В результате работы тепловых
станций в атмосферу выбрасывается огромное
количество углекислоты, фрионов, разрушающих
озоновый слой, диоксинов и т.д.; загрязняются
реки и моря. Практически каждый год случаются
аварии танкеров, транспортирующих нефть.
И всё это делается для увеличения комфортности
и удобств. Мировая цивилизация, таким
образом, приобретает черты “потребительской
культуры”, ставящей своей целью удовлетворение
потребностей вне зависимости от положения
природы. Отсюда-то становиться понятным
принцип коммунистического отношения
к природе “мы не должны ждать милостей
от природы, взять их – вот наша задача”!
В соответствии с этим принципом, предлагались
сумасшедшие проекты по переброске рек
на юг и т.д.
Всё
это и многое другое привело к “глобальному
экологическому кризису”, который, в свою
очередь ведёт к деградации и вымиранию
человечества. Коротко попытаюсь выделить
основные причины, ведущие к этому экологическому
кризису. Во-первых, это промышленные выбросы.
В мире существует огромное количество
заводов и фабрик, которые используют
столько кислорода, сколько необходимо
20 миллиардам человек, а выбрасывает тысячи
тонн углекислоты. В результате меняется
вся экосистема: те растения, которые поглощают
эту углекислоту, естественно, начинают
бурно расти, вытесняя другие растения,
что приводит к ослаблению биосферы и
расшатыванию её основ. Более того, выбросы
в атмосферу этих вредных веществ приводят
к различным респираторным заболеваниям
(бронхитам, тонзиллитам ОРВИ), способствуют
созданию благоприятной среды для различных
вирусов и бактерий, которые до того момента
находились в угнетённом состоянии. Во-вторых,
сведение лесов приводит к гибели животных
и растений, что расшатывает экосистему
и приводит к обеднению или опустыниванию
территорий. Но последствия скажутся не
сразу, а через несколько лет, ибо гибель
лесов приведёт в конечном итоге к уменьшению
запасов пищи, что ударит по человеку неурожаями
и голодом. В третьих, выбросы вредных
веществ в водоёмы и мировой океан уже
сейчас приводит к отравлению воды (особенно
опасны выбросы диоксинов, приводящих
к мутациям на генетическом уровне), гибели
рыбы, что также вскоре скажется на человеке
(голод). В-четвёртых, это радиационные
загрязнения. Из-за широкого распространения
атомных электростанций остро встал вопрос
утилизации и хранения ядерных отходов.
И правительство, не найдя лучшего решения
решило захоранивать эти отходы в земле.
Более того, в 1954 году в Советском Союзе
в Самарской области проходили учения
с использованием ядерной боеголовки.
В результате взрыва, в 45 раз более мощного,
чем взрыв в Хиросиме и городе Нагасаки,
пораженной оказалась земля в радиусе
нескольких тысяч километров, а авария
на Чернобыльской АЭС привела к необратимым
последствиям. Основное коварство радиации
заключается в том, что она не видна, но
скапливается в щитовидной железе. Из-за
этого страдает наследственность, ибо
происходят мутации у последующих поколений
на генетическом уровне.
Итак,
“глобальный экологический кризис” заставил
общество пересмотреть результаты своей
деятельности, ибо состояние здоровья
общества и человека в частности прямо
пропорционально зависят от состояния
природы и биосферы. Массовые загрязнения
как радиоактивные, так или иного происхождения
приводят к ухудшению здоровья, дебилизации
и ухудшению качества населения. После
испытания ядерного заряда в Самарской
области и аварии на Чернобыльской АЭС,
катастрофически возросла смертность
от рака и других онкологических заболеваний.
В отчете Международной организации по
Охране Здоровья говориться, что увеличился
риск появления многочисленных мутаций
и отклонений, заболеваний крови (ликимия),
у людей, живущих на заражённых территориях,
ослаблен иммунитет, чаще встречаются
серьёзные заболевания косного мозга.
В
1995 году по инициативе Джеймса Раймса,
известного деятеля в области здравоохранения,
был разработан план преобразования системы
здравоохранения, предполагающий финансирования
медицинской отрасли страны и реабилитации
жителей, живущих на заражённых территориях,
предполагающий лечение на различных
курортах и санаториях. Также принимаются
и подписываются соглашения и конвенции
на межгосударственном уровне. В 1991 году
Россия присоединилась к документу “Устойчивое
экономическое развитие”, имеющее своей
целью разумное сочетание ресурсов с их
потреблением и переработкой отходов.
Общество,
таким образом, особенно сейчас крайне
обеспокоено ситуацией складывающейся
в сфере охраны здоровья и улучшения качества
населения, ибо по оценке международной
комиссии, исследующей данную проблему,
качество населения в нашей стране по
пятибалльной шкале находится на уровне
1,3. Сейчас разрабатываются различные
программы по выводу нашей системы здравоохранения
из тупика, но это практически невозможно.
Второй
подход к решению проблемы экокризиса
лежит в плоскости образования. Общество
должно пересмотреть своё отношение к
природе и животному миру, отказаться
от принципа удовлетворения всех своих
потребностей, попытаться гармонизировать
свои отношения с природой. Тогда станет
возможным решение проблемы экологического
кризиса и охраны здоровья.
Экологическая культура – это
уровень восприятия людьми природы, окружающего
мира и оценка своего положения во вселенной,
отношение человека к миру. Здесь необходимо
сразу прояснить, что имеется в виду не
отношение человека и мира, что предполагает
ещё и обратную связь, а только отношение
его самого к миру, к живой природе.
Поэтому, в связи с глобальным
экологическим кризисом, необходимо прояснить,
какие отношения человека и природы можно
считать гармоничными, как человеческая
деятельность влияет на окружающую среду
и отметить, почему экологическая культура
так важна особенно сейчас. Также немаловажно
заметить, как уровень экологической культуры
соотносится с положением дел в мире, в
каких корреляционных отношениях он состоит
с глобальным экологическим кризисом.
Вследствие этого, следует показать, что
уровень экологической культуры прямо
пропорционален экологической обстановке
в мире, находится в прямой зависимости
от восприятия биосферы.
До появления человека и его
деятельного отношения к природе в живом
мире господствовали взаимная гармоничная
зависимость и связанность, можно сказать,
что существовала экологическая гармония.
С появлением человека начинается процесс
нарушения гармонического равновесия.
Осваивая природу в процессе трудовой
деятельности, человек не учитывал необходимости
уважения закономерностей, господствующих
в биосфере и своей деятельностью нарушал
уравновешенность условий и влияний в
природной среде.
С развитием производительных
сил, которые позволяют осваивать природу
с большим размахом и увеличением числа
жителей на Земле деградация природной
среды достигает небывалого опасного
для самого существования людей размера,
так, что вполне оправдано говорить об
экологическом кризисе, который может
перерасти в экологическую катастрофу.
Экологические проблемы, которые
выражаются в нарушении уравновешенности
условий и влияний в экологической среде
человека, возникли как следствие эксплуататорского
отношения человека к природе, стремительного
роста технологии, размаха индустриализации
и роста населения.
Загрязнение природной среды
производят количественные и качественные
загрязнители. Количественные загрязнители
– вещества, которые человек не создает,
они существуют в природе, но человек освобождает
большое количество их, и это приводит
к нарушению экологического равновесия.
Сложившаяся в настоящее время система
образования включает недостаточный объем
экологических знаний, умений и навыков,
реализующих требования в направлении
роста и развития экологической культуры.
В условиях современной экологической
ситуации важна экологизация всей системы
образования и воспитания подрастающего
поколения. Одним из важнейших принципов
экологического образования считается
принцип непрерывности – взаимосвязанный
процесс обучения, воспитания и развития
человека на протяжении всей его жизни.
Сейчас жизнь ставит перед учителями задачу
развития личности школьника как непрерывный
процесс. Проблема личностного развития
ученика, как единого, целостного процесса
может быть реализована, когда учитель
будет иметь ясную картину основных линий
развития экологической культуры. Перспективным
направлением экологического образования
и воспитания учащихся считают интеграцию
естественнонаучных знаний и нормативно-целостных
ориентаций школьников, наиболее полно
отвечающих их природным наклонностям
и потребностям. Экологическое образование
и воспитание возможно лишь при условии,
если содержание учебных предметов способствует
экологически целостным ориентациям.
.
Хорошо известно, что для того,
чтобы правильно понять какой-либо термин,
следует исходить из этимологии понятия.
Слово "культура" происходит от латинского
глагола colo, colui, cultum, colere, что первоначально
означало "возделывание почвы". Позднее
оно стало пониматься как "почитание
богов", что подтверждает доставшееся
нам в наследство слово "культ". И
действительно, на протяжении своего средневековья,
да и поздней античности, "культура"
была неразрывно связана с религией, духовными
ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна
это понятие подверглось глубокому переосмыслению.
В начале под "культурой" понималась
совокупность материальных и духовных
ценностей, накопленных человечеством
за весь период его существования, т.е.
живопись, архитектура, язык, письменность,
обряды, отношение к миру, но затем, с открытием
иных цивилизаций, возникла потребность
в разрешении этого понятия. Как показала
жизнь человечество, будучи единым биологическим
видом, никогда не являлось единым социальным
коллективом. Более того, культурные нормы
и правила не являются наследственными
признаками, заложенными в наших генах,
они усваиваются на протяжении всей жизни,
посредством обучения, целенаправленной
работы и деятельности человека. Т.е. это
говорит о том, что каждый народ является
уникальной единицей, создающей свою неповторимую
и своеобразную культуру. Безусловно,
базисные архетипы и категории культуры,
такие как Бог, мир, жизнь, человек, смерть,
и др., у всех людей одинаковы, но что же
касается непосредственно их восприятия,
то каждый народ понимает их по своему.
Отсюда становится понятным тезис о том,
что каждый народ обладает своей уникальной
культурой: он веками накапливает культурные
ценности, которые зависят от многих привходящих
деталей: географического положения, климатических
условий, размеров территории и т.д. Поэтому
каждый народ отличается от другого своим
культурным своеобразием. Но, если не существовали
бы общие для всех культурные категории,
то тогда была бы невозможна
Слово "экология" - слово
греческого происхождения: oikos означает
дом, жилище, родина, logos - понятие, учение.
Так что экология в буквальном переводе
означает "учение о доме" или, если
угодно "учение о родине". Сам термин
"экология" возник примерно в середине
ХХ века. Термин попал в большую науку
благодаря немецкому биологу Эристу Геккелю
(1834-1919), издавшему в 1866 году труд "Всеобщая
морфология организмов". В этом труде
экологией названа наука об отношениях
организмов и окружающей среды.
Наука же экология возникла
в конце ХIХ столетия, но тогда она означала
учение о живых организмах, их взаимосвязи
и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему
актуальное значение экология приобрела
в середине ХХ столетия, когда ученые из
Соединенных Штатов обнаружили пропорциональную
зависимость загрязнения почв и мирового
океана, уничтожение многих видов животных
от антропогенной деятельности. Проще
говоря, когда исследователи осознали,
что в водоемах, расположенных в непосредственной
близости от заводов и фабрик гибнет рыба
и планктон, когда поняли, что в результате
неразумной сельскохозяйственной деятельности
истощаются почвы, тогда экология приобрела
свое насущное значение.
Таким образом, с конца шестидесятых
годов человечество столкнулось с проблемой
"глобального экологического кризиса".
Развитие промышленности, индустриализация,
научно-техническая революция, массовая
вырубка лесов, строительство заводов-гигантов,
атомных, тепловых и гидроэлектростанций,
уже упоминавшийся нами процесс истощения
и опустынивания земель привел к тому,
что перед мировым сообществом встал вопрос
выживания и сохранения человека как вида.
Так что же такое культура экологическая?
Это способ жизнеобеспечения, при котором
общество формирует потребности и способы
их реализации, не создающие угрозы жизни
на Земле, самой системы духовных ценностей,
этических принципов, экономических механизмов,
правовых норм и социальных институтов.
Но отношения природы и культуры очень
сложны. И вся эта сложность глубоко пронизывает
жизнь человека, выступающего соединительным
звеном между природой и культурой. Человек
- явление одновременно природное и общественное.
Поэтому ему свойственны как природные,
так и культурные формы проявления. Необходимо
однако учитывать соотношение этих форм
– вторая накладывается на первую, пронизывает
ее. В результате, культура человека определяет
его природу. Во всех самых естественных
действиях человека как живого существа,
– части биосферы: в еде, сне, в передвижении,
в размножении, в поселении, – во всем
отражается, проявляется степень овладения
культурой, т.е. культурность человека.
Причем, проявляясь, культурность меняет
естественность, может выражать более
ясно, полно, точно, а может искажать. Лишь
гармоничное сочетание культуры, как явления,
и ее проявлений в деятельности человека
образует ту культурность, которая не
противоречит естественности, включает,
развивает, глубоко отражает последнюю.