Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 05:58, реферат
Краткое описание
Экологию определяют как науку, исследующую закономерности жизнедеятельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания, с учетом изменений, вносимых в среду деятельностью человека. Многообразие и сложность взаимосвязей живых систем разных уровней организации со средой обитания обуславливают разнообразие методов экологических исследований. Методы исследований - это пути и способы экологических исследований. Первостепенные значения для экологии имеют полевые исследования. Последние подразделяются на маршрутные и стационарные, описательные и экспериментальные.
Экология как наука об организмах
"у себя дома" (от греческого "ойкос"
- дом, убежище, местообитания, а "логос"
- учение, наука, в которой особое внимание
уделяется "совокупности и характеру
связей между организмами и окружающей
средой", могла возникать лишь на определенном
этапе развития биологических знаний.
Начало истории экологии прослеживается
с глубокой древности, когда еще на заре
человечества люди имели представление
о повадках животных , образах их жизни,
о местах произрастания и сроках сбора
растений, способах выращивания и ухода
за ними. Об этом можно судить по дошедшим
до нас орудиями охоты, наскальным рисункам,
способами культивирования растений,
ловам животных, обрядам. Отдельные сведения
подобного рода можно обнаружить в сохранившихся
памятниках древнеегипетской, индийской
и тибетской культур. Элементы экологии
имеют место в эпических произведениях
и легендах. Например, в древнеиндийских
сказаниях "Махабхарата" (VI-II вв. до
н.э) даются сведения о повадках и образе
жизни около 50 животных, сообщается об
изменении численности и суточной жизни
некоторых из них. В рукописных книгах
Вавилонии есть описания способов обработки
земли, указываются сроки посева культурных
растений, перечисляются птицы и другие
животные, вредные для земледелия. В китайских
хрониках VI-II вв. до н.э. описываются условия
произрастания различных сортов культурных
растений.
В трудах ученых античного мира
- Гераклита (530 - 470 до н.э.), Гиппократа (460
- 356 до н.э.), Аристотеля (384 - 322 до н.э.) и
др. - были сделаны дальнейшие обобщения
экологических актов. Аристотель в своей
"Истории животных " описал более
500 видов известных ему животных, рассказал
об их поведении. Так начинался первый
этап развития науки - накопление фактического
материала и первый опыт его систематизации.
Теофаст Эрезийский (371 - 280 до н.э.) описал
влияние почвы и климата на структуру
растений, наблюдаемое им на огромных
пространствах Древнего Средиземноморья.
В работе философа впервые было предложено
разделить покрытосеменные растения на
основные жизненные растения на основные
жизненные формы: деревья, кустарники,
полукустарники, травы. К этому периоду
относиться знаменитая "Естественная
история" Плиния Старшего (23-79 н.э).
В средние века интерес к изучению
природы ослабевает, заменяясь господством
сколастики и богословием. Связь строения
организмов с условиями среды толковались
как воплощение воли бога. В этот период
только единичные труды содержат факты
научного значения. Большинство сведений
этого периода имеют прикладной характер,
опираются на описание целебных трав (Разес,
850 - 923; Авиценна, 980 - 1037), культивируемых
растений и животных, на знакомство с природой
далеких стран (Марко Поло, XIII в., Афанасий
Никитин, XV в.).
Началом новых веяний в науке
в период позднего средневековья являются
труды Альберта Великого (Альберт фон
Больштедт, 1193- 1280). В своих книгах о растениях
он, излагает общую ботанику, главным образом
морфологию и физиологию, касается вопросов
экологического звучания, например, он
рассматривает причины "зимнего сна"
у растений, размножение и рост организмов
ставит в неразрывную связь с их питанием.
Он придет большое значение условиям местообитания
растений, где помимо почвы важное место
уделяет "солнечному теплу".
На смену средневековью пришла
эпоха Возрождения. Уже с конца XV в отмечается
развитие капиталистических уклада жизни,
что обусловило огромный рост производительных
сил, повлияло на все сферы общественной
жизни, привело к значительному подъему
в искусстве, литературе, науке. Географические
открытия в эпоху Возрождения, колонизация
новых стран явились толчком к развитию
биологических наук. Накопление и описание
фактического материала - характерная
черта естествознания этого периода. В
трудах многих ученых можно найти свидетельства
развития экологических знаний: первых
систематиков А. Цезальпино (1519 - 1603), Д.
Рея (1627 - 1603), Ж. Турнефора (1656 - 1708); натуралистов,
изучающих животных Р. Реомюра, А. Трамбле,
Ж. Бюффона, К. Линней в своих трудах подчеркивали
ведущее влияние климатических условий
для жизни организмов, отмечая необходимость
регулярных фенологических наблюдений.
Антон ван Леванчук был пионером в изучении
пищевых цепей и регуляции численности
видов.
Много факторов экологического
содержания было собрано натуралистами
России - С.П. Крашенинниковым, И.Г. Гмелиным,
И.И. Лепиховым, В.Ф. Зуевым. Своими путешествиями
они открыли для науки животный и растительный
мир нашей страны.
О влиянии среды на организм
высказывался М.В. Ломоносов.
Особенно значительными оказались
труды П.С. Палласа, который изучал нравы
и обычаи населения России, природные
явления исследуемых территорий. В своем
капитальном труде "Зоогеография"
ученый писал образ жизни 151 видов млекопитающих,
425 видов птиц, биологические явления:
миграцию, стечку, взаимоотношения родственных
видов и т.п. Его по праву считают "одним
из основателей экологии животных".
Влиянию среды на организм уделяет
много внимания ученый агроном А.Т. Болотов
(1738 - 1833).
Накопление фактов великих
географических открытий сменились периодами
детальной обработки собранных материалов.
Второй этап развития экологии
связан с крупномасштабными ботанико-географическими
исследованиями в природе. Появление в
начале XIX века биогеографии способствовало
дальнейшему развитию экологического
мышления. Подлинным основоположником
экологии растений принято считать А.
Гумбольдта (1769 - 1859), опубликовавшего в
1807 году работу "Идеи о географии растений",
где на основе своих многолетних наблюдений
в Центральной и Южной Америке он показал
значение климатических условий, особенно
температурного фактора для распределения
растений.
В сходных зональных и вертикально-поясных
географических условиях у растений разных
таксономических групп вырабатываются
сходные "физиологические" формы,
т.е. одинаковый внешний облик.
Русский ученый Э.А. Эверсман
рассматривал организмы в тесном единстве
с окружающей средой. В работе "Естественная
история Оренбургского края" (1840) он
четко делит факторы среды на абиотические
и биотические, приводит примеры борьбы
и конкуренции между организмами, между
особями одного и разных видов.
Экологическое направление
в зоологии лучше других было сформировано
другим русским ученым К.Ф. Рулье. Он считал
необходимостью развития особого направления
в зоологии, посвященного всестороннему
изучению и объяснению жизни животных,
их сложных взаимоотношений с окружающем
миром. Им была разработана широкая система
экологического исследования животных,
ученый составил ряд трудов типичного
экологического содержания, таких, как
типизация общих особенностей водных,
наземных и роющих животных.
Направление и характер исследований
К.Ф. Рулье оказали значительное влияние
на направление и характер исследований
его учеников, последователей - Н.А. Северцова,
А.Н. Бекетова.
В отличие от других, он не только
обособляет круг вопросов, изучаемых экологией,
и дает ей особое название - "зообиология",
но и определяет её задачи и место среди
других наук о животных, вскрывает основные
закономерности и намечает пути внедрения
этих знаний в практику.
Таким образом, начало XIX века
знаменовались появлением экологического
направления в исследованиях фитогеографов
и зоологов. Ученые анализировали закономерности
связей организмов и среды, взаимоотношения
между организмами, явления приспособляемости
и приспособленности. Однако разрешение
этих проблем, дальнейшее развитие науки
экологии произошло на базе эволюционного
учения Ч. Дарвина (1809 - 1882 год). Он по праву
является одним из пионеров экологии.
В книге "Происхождение видов" им
наказано, что "борьба за существование
" в природе приводит к естественному
отбору или является движущем фактором
эволюции. Стало ясно, что взаимоотношения
живых существ и связи их с неорганическими
компонентами среды ("борьба за существование")
- большая самостоятельная область исследований.
Победа эволюционного учения
в биологии открыла, таким образом, третий
этап в истории экологии, для которого
характерно дальнейшее увеличение числа
и глубины работ по экологическим проблемам.
В этот период завершилось отделении экологии
от других наук. Экология, родившись в
недрах биогеографии, в конце XIX в. благодаря
учению Ч. Дарвина превратилась в науку
об адаптациях организмов. Однако сам
термин "Экология" для новой области
знаний впервые был предложен немецким
зоологом Э. Геккелем в 1866 году. Он дал
следующее определение этой науки: "Это
познание экономики природы, одновременное
исследование всех взаимоотношений живого
с органическими и неорганическими компонентами
среды, включая непременно неантагонистические
и антагонистические взаимоотношения
растений и животных, контактирующих друг
с другом". Э. Геккель относил экологию
к биологическим наукам и наукам о природе,
интересующимся всеми сторонами жизни
биологических организмов. Термин "Экология"
в дальнейшем получил всеобщее признание.
Во второй половине XIX столетия
содержание экологии являлось главным
образом изучения образа жизни животных
и растений, их адаптивности к климатическим
условиям: температуре, световому режиму,
влажности и т.д. В этой области был сделан
ряд важных обобщений, исследований. Датский
ботаник Е. Вармит в книге "Ойкологическая
география" (1895) изучает основы экологии
растений, четко формирует ее задачи. Е.
Варминга, создавшего стройную систему
фитоэкологических взглядов, с полным
основанием можно назвать отцом экологии.
А.Н. Бекетов в научной работе
" География растений" (1896 год) впервые
сформулировал понятие биологического
комплекса как суммы внешних условий,
установил связь особенностей анатомического
и физиологического строения растений
с их географическим распространением,
указал на значения физиологических исследований
в экологии. Им же были детально разработаны
вопросы межвидового и внутривидового
взаимоотношений организмов.
В конце 70-х годов XIX в. параллельно
с данными исследованиями возникло новое
направление. Немецкий гидробиолог К.
Мебиус в 1877 году на основе изучения устричных
банок Северного моря обосновал представление
о биоценозе как о глубоко закономерном
сочетании организмов в определенных
условиях среды. Биоценозы, или природные
сообщества по К. Мебиусу, обусловлены
длительной историей приспособления видов
друг к другу и к исходной экологической
обстановке. Его труд "Устрицы и устричное
хозяйство" положило начало биоценологическим
исследованиям в природе. Учение о растительных
сообществах обособилось в отдельную
область ботанической экологии. Значительная
роль принадлежит русским ученым С.И. Коржинскому
и И.К. Пачоскому, назвавших новую науку
"фитосоциологией", переименованную
позднее в "фитоценологию", а затем
в геоботанику.
К этому же периоду относится
деятельность знаменитого русского ученого
В.В. Докучаева (1846 - 1903), учение которого
о природных законов имело исключительное
значение для развития экологии. Его работы
легли в основу геоботанических исследований,
положили начало учению о ландшафтах,
дали толчок широким исследованиям взаимоотношений
растительности и почвы. Идея В.В. Докучаева
о необходимости изучения закономерностей
жизни природных комплексов получила
дальнейшее развитие в книге видного лесовода
Г.Ф. Морозова "Учение о лесе" в учении
В.Н. Сукачева о биогеоценозах.
В начале XX столетия сформировались
экологические школы гидробиологов, фитоценологов,
ботаников и зоологов, в каждой из которых
развивались определенные стороны экологической
науки.
В 1910 году на III Ботаническом
конгрессе в Брюсселе экология разделилась
на экологию особей и экологию сообществ.
По предложению швейцарского ботаника
К. Шрёйтера экология особей была названа
аутэкологией (от греческого "аутос"
- сам), а экология сообществ - синэкологией
(от греческой приставки "син", обозначающей
"вместе"). Такое деления вскоре было
принято и в зоологии. К. Шрётер предложил
(1913) разделить все факторы среды на пять
групп: геогенные (т.е. почвенные), климатические,
биогенные, антропогенные и филогенетические
(т.е. те, что вызваны исторически меняющейся
природой в данном районе). Определение
этих групп факторов и их наименование
являются принятыми почти в неизменном
виде и в наши дни.
Заметными в этот период становятся
работы, посвященные количественному
учету организмов. Изучение разнообразных
взаимоотношений между организмами и
количественный учет видов позволили
подойти к вопросу о колебаниях их численности.
В 1913 - 1920 годах были организованы
экологические научные общества, основаны
журналы. Экологию начали преподавать
в ряде университетов. После разносторонних
исследований к 30-м годам XX столетия определились
основные теоретические представления
в области биоценологии: о границах и структуре
биоценозов, степени устойчивости, возможности
регуляции этих систем. Углублялись исследования
типов взаимосвязей организмов, лежащих
в основе существования биоценозов. Проблему
взаимодействия живых организмов и неживой
природы подробно разработал В.И. Вернадский
в 1926 году, подготовив условия для понятия
единого целого биологических организмов
с физической средой обитания.