Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:06, контрольная работа
Как известно, важнейшим элементом безопасности государства является экономическая безопасность, которая представляет собой обеспечение устойчивого экономического развития страны и состояние защищенности от внутренних и внешних угроз. В этой связи возникает необходимость изучения конкретного состояния экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый экономический рост, эффективное удовлетворение экономических потребностей, контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов, а также защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях.
Введение…………………………………………………………………………3
Экологическая безопасность…………………………………………………...4
Экономический механизм обеспечения экологической безопасности……....8
Заключение…………………………………………………………………...…15
Список используемой литературы……………………………………….……16
Как было отмечено выше, в условиях устойчивого развития региона разработка регионального экономического механизма с целью обеспечения экологической безопасности в регионе становится приоритетной задачей. Конечной целью функционирования такого механизма должно быть сохранение природных ресурсов от деградации, сокращение выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду.
Из этого вытекают следующие задачи регионального экономического механизма:
1. Обеспечить стабильное 
поступление финансовых 
2. Осуществлять эффективное 
распределение средств, 
3.  Стимулировать рациональное 
использование природных 
4.    Предупреждать 
негативное воздействие 
5.    Компенсировать 
экологический ущерб и ущерб 
здоровью населения, 
Только реализация этих первоочередных задач позволит подойти к решению проблем перехода региона к экологически устойчивому социально- экономическому развитию.
В региональном экономическом механизме обеспечения экологической безопасности значительное место отводится таким инструментам, как: плата за природные ресурсы, платежи за загрязнение окружающей природной среды, экологическое страхование, планирование и финансирование экологических программ. Остановимся на каждом инструменте чуть подробнее.
В советской экономике  
природные ресурсы играли очень 
важную роль, хотя доля налоговых поступлений 
от них была незначительна. Мало внимания 
уделялось рациональному 
Реальная плата за пользование 
природными ресурсами была введена 
налоговой реформой в начале перехода 
к рыночной экономике (начало 90-х 
годов). Плата за ресурсы должна была 
исправить традиционную недооценку 
ресурсов и стать источником доходов 
для региональных бюджетов. Сегодня 
все природные ресурсы, как биологические, 
так и минеральные, являются объектом 
налогообложения или 
И все же оценивая действующий механизм экономического регулирования природопользования, стоит отметить, что пока акцент делается на фискальное их назначение, т.е. на использование в качестве источника финансовых поступлений в бюджет. Назначение ресурсных платежей и налогов в качестве стимула, рационализирующего природопользование и создающего благоприятную экономическую ситуацию, пока реализуется недостаточно.
Что касается платежей за загрязнение 
окружающей природной среды, то впервые 
они приобрели функции 
Современная система таких платежей включает загрязнение воздуха и воды, а также утилизацию отходов и основана на совокупности стандартов качества среды и технологических стандартов для воды, воздуха и почвы. Основными являются стандарты качества среды, которые представляют собой предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, безопасные для здоровья человека и окружающей среды.
Платежи за загрязнение окружающей природной среды поступают в бюджет и доходы от них недопустимо малы по абсолютной величине по сравнению с другими налогами. В связи с этим очевидно уменьшаются источники финансирования экологических мероприятий.
В системе экономического механизма рационального природопользования важное место должно занимать экологическое страхование, представляющее собой экономические отношения, направленные на защиту имущественных интересов юридических лиц, граждан при проявлении экологических неблагоприятных последствий, а также на проведение превентивных природоохранных мероприятий. Экологическое страхование призвано выполнять функции экономической ответственности природопользователей, государства за внезапные, непредусмотренные случаи загрязнения окружающей среды и функции финансового обеспечения осуществления природоохранных мероприятий за счет средств производителей. В этом случае перспективна взаимосвязь системы платного природопользования и экологического страхования.
Основной формой планирования 
деятельности по обеспечению экологической 
безопасности в рыночных условиях становится 
разработка целевых комплексных 
экологических программ федерального 
и регионального уровней в 
рамках прогнозов социально-
Экологические программы 
являются важнейшим средством реализации 
государственной стратегии 
Таким образом, наличие природных ресурсов оказывает влияние не только на формирование территориальной структуры хозяйства и темп регионального социально-экономического развития, но и воздействует на формирование структуры регионального экономического механизма обеспечения экологической безопасности. В состав инструментов, формирующих региональный экономический механизм значительное место должно быть отведено: платности природопользования, платежам за загрязнение окружающей природной среды и экологическому страхованию.
Финансирование программ и мероприятий по снижению опасности и компенсации возможного ущерба производится за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также из средств предприятий и организаций, резервов финансовых ресурсов, внебюджетных фондов, кредитов банков, добровольных взносов населения, инвестиций.
Разработка и применение указанных и других видов экономических механизмов в сочетании с возможностями, вытекающими из требований нормативно-правовой системы, позволяют ученым составлять и предлагать к реализации научно обоснованные комплексные программы обеспечения безопасного социально-экономического развития объектов и территорий.
Поэтому результаты научных исследований и системного анализа опасностей в природно-техногенной сфере оказывают, и будут оказывать определяющее влияние на концептуальные подходы государства к проблемам безопасности.
Разработка и использование 
вероятностных моделей развития 
общества и основных производственных 
процессов с учетом риска возникновения 
природных и техногенных аварий 
и катастроф становится одним 
из главных условий обеспечения 
гарантированного уровня безопасности 
жизнедеятельности и 
Заключение
Нарастание глобальных угроз 
цивилизации вместе с прогрессом 
современного общества, неустойчивость 
и все большая 
Стремительно растущий интерес 
к проблемам обеспечения 
Современный развивающийся 
эколого-экономический кризис требует 
построения новых подходов к решению 
возникающих проблем. Если ранее 
исследования экономического развития 
осуществлялись в плоскости «экономическое-
В современных условиях когда вопросы эколого-экономической безопасности становятся приоритетными, возникает настоятельная необходимость всестороннего анализа взаимодействия экологического, экономического и социального факторов общественного развития, исследования глубинных эколого-экономических процессов и разработки на этой основе теоретических и практических принципов стратегии эколого-экономической безопасности.
Список используемой литературы
1. Акимова Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: Учебник для студентов вузов/ Т.А.Акимова, В.В.Хаскин; 2-е изд., перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ, 2009.
2.Артемова А.Н. Формирование системы обеспечения экономической безопасности на корпоративном уровне // Микроэкономика. - 2010.
3.Богомолов В.А. Экономическая безопасность.2-е издание, переработанное и дополненное – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009
4.Гордиенко Д.В. Перспективы повышения уровня экономической безопасности России // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010.
5.Константинов В.М. Охрана природы. - М.: Издательский центр «Академия»-2009