Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:06, контрольная работа

Краткое описание

Как известно, важнейшим элементом безопасности государства является экономическая безопасность, которая представляет собой обеспечение устойчивого экономического развития страны и состояние защищенности от внутренних и внешних угроз. В этой связи возникает необходимость изучения конкретного состояния экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый экономический рост, эффективное удовлетворение экономических потребностей, контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов, а также защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Экологическая безопасность…………………………………………………...4
Экономический механизм обеспечения экологической безопасности……....8
Заключение…………………………………………………………………...…15
Список используемой литературы……………………………………….……16

Вложенные файлы: 1 файл

Эконом безопасность зуев.docx

— 35.79 Кб (Скачать файл)

Как было отмечено выше, в  условиях устойчивого развития региона  разработка регионального экономического механизма с целью обеспечения экологической безопасности в регионе становится приоритетной задачей. Конечной целью функционирования такого механизма должно быть сохранение природных ресурсов от деградации, сокращение выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду.

Из этого вытекают следующие  задачи регионального экономического механизма:

1. Обеспечить стабильное  поступление финансовых ресурсов  на экологические цели от предприятий  всех форм собственности.

2. Осуществлять эффективное  распределение средств, особенно  инвестиционных, учитывая необходимость  первостепенного решения экологических  проблем в неблагополучных зонах.

3.  Стимулировать рациональное  использование природных ресурсов, эффективную охрану окружающей  природной среды и ее воспроизводство.

4.    Предупреждать  негативное воздействие хозяйственной  деятельности на природу и  человека.

5.    Компенсировать  экологический ущерб и ущерб  здоровью населения, причиняемый  (причиненный) хозяйственной деятельностью.

Только реализация этих первоочередных задач позволит подойти к решению  проблем перехода региона к экологически устойчивому социально- экономическому развитию.

В региональном экономическом механизме обеспечения экологической безопасности значительное место отводится таким инструментам, как: плата за природные ресурсы, платежи за загрязнение окружающей природной среды, экологическое страхование, планирование и финансирование экологических программ. Остановимся на каждом инструменте чуть подробнее.

В советской экономике  природные ресурсы играли очень  важную роль, хотя доля налоговых поступлений  от них была незначительна. Мало внимания уделялось рациональному использованию  природных ресурсов. Плата за пользование  ими была чисто символической, они  обычно расценивались как бесплатные или почти бесплатные.

Реальная плата за пользование  природными ресурсами была введена  налоговой реформой в начале перехода к рыночной экономике (начало 90-х  годов). Плата за ресурсы должна была исправить традиционную недооценку ресурсов и стать источником доходов  для региональных бюджетов. Сегодня  все природные ресурсы, как биологические, так и минеральные, являются объектом налогообложения или лицензирования.

И все же оценивая действующий  механизм экономического регулирования  природопользования, стоит отметить, что пока акцент делается на фискальное их назначение, т.е. на использование в качестве источника финансовых поступлений в бюджет. Назначение ресурсных платежей и налогов в качестве стимула, рационализирующего природопользование и создающего благоприятную экономическую ситуацию, пока реализуется недостаточно.

Что касается платежей за загрязнение  окружающей природной среды, то впервые  они приобрели функции экономических  стимулов и были включены в законодательство в 1991-1992 гг., когда рушилась централизованная экономическая система и появилась  надежда на использование платежей за загрязнение как рыночной альтернативы традиционным методам командной  экономики.

Современная система таких  платежей включает загрязнение воздуха  и воды, а также утилизацию отходов  и основана на совокупности стандартов качества среды и технологических  стандартов для воды, воздуха и  почвы. Основными являются стандарты  качества среды, которые представляют собой предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, безопасные для  здоровья человека и окружающей среды.

Платежи за загрязнение окружающей природной среды поступают в  бюджет и доходы от них недопустимо  малы по абсолютной величине по сравнению  с другими налогами. В связи  с этим очевидно уменьшаются источники  финансирования экологических мероприятий.

В системе экономического механизма рационального природопользования важное место должно занимать экологическое страхование, представляющее собой экономические отношения, направленные на защиту имущественных интересов юридических лиц, граждан при проявлении экологических неблагоприятных последствий, а также на проведение превентивных природоохранных мероприятий. Экологическое страхование призвано выполнять функции экономической ответственности природопользователей, государства за внезапные, непредусмотренные случаи загрязнения окружающей среды и функции финансового обеспечения осуществления природоохранных мероприятий за счет средств производителей.  В этом случае перспективна взаимосвязь системы платного природопользования и экологического страхования.

Основной формой планирования деятельности по обеспечению экологической  безопасности в рыночных условиях становится разработка целевых комплексных  экологических программ федерального и регионального уровней в  рамках прогнозов социально-экономического развития. В регулировании экологической  безопасности целевые комплексные  экологические программы выполняют  предупреждающие и управленческие функции.

Экологические программы  являются важнейшим средством реализации государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды  и обеспечению устойчивого развития, а также инструментом решения  экологических проблем федерального и межрегионального масштаба. Их особенностью является взаимодействие общегосударственных  и территориальных интересов. При  этом следует подчеркнуть, что для  достижения эффективности природоохранных  мероприятий в России их финансовая поддержка должна быть достаточно велика.  В ином случае вероятность нерезультативных затрат становится большой, а экономические  цели развития производства приходят в противоречие с социальными  целями. Следовательно, средства на охрану природы не могут выделяться по остаточному  принципу, в то же время они ограничены размерами созданного национального  дохода.

Таким образом, наличие природных  ресурсов оказывает влияние не только на формирование территориальной структуры  хозяйства и темп регионального  социально-экономического развития, но и воздействует на формирование структуры  регионального экономического механизма обеспечения экологической безопасности. В состав инструментов, формирующих региональный экономический механизм значительное место должно быть отведено: платности природопользования, платежам за загрязнение окружающей природной среды и экологическому страхованию.

Финансирование программ и мероприятий по снижению опасности  и компенсации возможного ущерба производится за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также из средств предприятий и организаций, резервов финансовых ресурсов, внебюджетных фондов, кредитов банков, добровольных взносов населения, инвестиций.

Разработка и применение указанных и других видов экономических механизмов в сочетании с возможностями, вытекающими из требований нормативно-правовой системы, позволяют ученым составлять и предлагать к реализации научно обоснованные комплексные программы обеспечения безопасного социально-экономического развития объектов и территорий.

Поэтому результаты научных  исследований и системного анализа  опасностей в природно-техногенной сфере оказывают, и будут оказывать определяющее влияние на концептуальные подходы государства к проблемам безопасности.

Разработка и использование  вероятностных моделей развития общества и основных производственных процессов с учетом риска возникновения  природных и техногенных аварий и катастроф становится одним  из главных условий обеспечения  гарантированного уровня безопасности жизнедеятельности и приемлемого  риска аварий и катастроф. При  этом учитываются не только радикальные  и быстрые изменения, которые  и принято считать «виновниками»  возникновения аварий и катастроф, но и медленно нарастающие факторы, угрожающие в результате качественного  скачка перейти в неуправляемую  стадию с катастрофически негативными  последствиями для человека и  природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Нарастание глобальных угроз  цивилизации вместе с прогрессом современного общества, неустойчивость и все большая разнонаправленность  экономической, социальной и экологической  составляющих развития настоятельно требуют  выработки такой стратегии национальной безопасности, которая позволила  бы совместить политические, экономические, оборонные и другие нужды страны с требованиями всестороннего экологического оздоровления.

Стремительно растущий интерес  к проблемам обеспечения безопасности, а также дефицит научных знаний в области методологии, методики и практики создания не только органов  и средств защиты от опасностей, но и механизма изменения деятельности с целью создания новых возможностей развития, существенно уменьшающих  угрозы, определили актуальность монографии.

Современный развивающийся  эколого-экономический кризис требует  построения новых подходов к решению  возникающих проблем. Если ранее  исследования экономического развития осуществлялись в плоскости «экономическое-социальное», то текущая ситуация требует пространственного подхода, т.е. подразумевает трехмерность исследований: экономическое, экологическое и социальное. Такой подход позволяет интерпретировать задачу в новом качестве и получить ряд важных выводов.

В современных условиях когда вопросы эколого-экономической безопасности становятся приоритетными, возникает настоятельная необходимость всестороннего анализа взаимодействия экологического, экономического и социального факторов общественного развития, исследования глубинных эколого-экономических процессов и разработки на этой основе теоретических и практических принципов стратегии эколого-экономической безопасности.

 

 

 

Список используемой литературы

1. Акимова Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: Учебник для студентов вузов/ Т.А.Акимова, В.В.Хаскин; 2-е изд., перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ, 2009.

2.Артемова А.Н. Формирование системы обеспечения экономической безопасности на корпоративном уровне // Микроэкономика. - 2010. 

3.Богомолов В.А. Экономическая безопасность.2-е издание, переработанное и дополненное – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009

4.Гордиенко Д.В. Перспективы повышения уровня экономической безопасности России // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. 

5.Константинов В.М. Охрана природы. - М.: Издательский центр «Академия»-2009


Информация о работе Экономическая безопасность