Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:02, контрольная работа
Слово «экология» образовано из двух греческих слов: «oicos», что означает дом, жилище, и «logos» - наука и дословно переводится как наука о доме, местообитании. Впервые этот термин использовал немецкий зоолог Эрнст Геккель в 1886 году, определив экологию как область знаний, изучающую экономику природы, - исследование общих взаимоотношений животных как с живой, так и с неживой природой, включающей все как дружественные, так и недружественные отношения, с которыми животные и растения прямо или косвенно входят в контакт. Такое понимание экологии стало общепризнанным и сегодня классическая экология - это наука об изучении взаимоотношений живых организмов с окружающей их средой. Живое вещество настолько многообразно, что его изучают на разных уровнях организации и под разным углом зрения. Уровни организмов, популяций и экосистем являются областью интересов классической экологии
Введение...................................................................................................................2
1. Экосистема и экологические факторы.................................................................3
2. Экология как наука об управлении биосферным развитием.............................5
Заключение............................................................................................................8
Список литературы.....................
Введение......................
1. Экосистема
и экологические факторы.......
2. Экология
как наука об управлении
Заключение....................
Список
литературы....................
Слово «экология» образовано из двух греческих слов: «oicos», что означает дом, жилище, и «logos» - наука и дословно переводится как наука о доме, местообитании. Впервые этот термин использовал немецкий зоолог Эрнст Геккель в 1886 году, определив экологию как область знаний, изучающую экономику природы, - исследование общих взаимоотношений животных как с живой, так и с неживой природой, включающей все как дружественные, так и недружественные отношения, с которыми животные и растения прямо или косвенно входят в контакт. Такое понимание экологии стало общепризнанным и сегодня классическая экология - это наука об изучении взаимоотношений живых организмов с окружающей их средой. Живое вещество настолько многообразно, что его изучают на разных уровнях организации и под разным углом зрения. Уровни организмов, популяций и экосистем являются областью интересов классической экологии
Экологическая система - единый природный или природно-антропогенный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и косные экологические компоненты соединены между собой причинно-следственными связями, обменом веществ и распределением потока энергии. Различают:
- микроэкосистемы,
обычно составляющие
- мезоэкосистемы;
- макроэкосистемы.
Экологический фактор - любое условие среды, движущая сила совершающихся процессов, на которое живое реагирует приспособительными реакциями.
Экологические факторы принято делить на природные и антропогенные. Природные, в свою очередь, делятся на абиотические и биотические.
Экологические факторы делятся по времени воздействия (эволюционные, исторические, рецентные) и по силе воздействия (лимитирующие, экстремальные, сублетальные и летальные).
1. Экосистема и экологические факторы.
Экология рассматривает взаимодействие живых организмов и неживой природы. Это взаимодействие, во-первых, происходит в рамках определенной системы (экологической системы, экосистемы) и, во-вторых, оно не хаотично, а определенным образом организовано, подчинено законам. Экосистемой называют совокупность продуцентов, консументов и детритофагов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их средой посредством обмена веществом, энергией и информацией таким образом, что эта единая система сохраняет устойчивость в течение продолжительного времени.
Таким образом, для естественной экосистемы характерны три признака: 1) экосистема обязательно представляет собой совокупность живых и неживых компонентов; 2) в рамках экосистемы осуществляется полный цикл, начиная с создания органического вещества и заканчивая его разложением на неорганические составляющие; 3) экосистема сохраняет устойчивость в течение некоторого времени, что обеспечивается определенной структурой биотических и абиотических компонентов.
Примерами природных экосистем являются озеро, лес, пустыня, тундра, суша, океан, биосфера. Как видно из примеров, более простые экосистемы входят в более сложно организованные. При этом реализуется иерархия организации систем, в данном случае экологических. Важным следствием иерархической организации экосистем является то, что по мере объединения компонентов в более крупные блоки, которые, в свою очередь, объединяются в системы, у этих новых функциональных единиц возникают новые свойства, отсутствовавшие на предыдущем уровне. Такое наличие у системного целого особых свойств, не присущих его подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не объединенных системообразующими связями, называют эмерджентностью. Краткое античное определение эмерджентности звучит так: целое больше суммы его частей. Поэтому эмерджентные свойства экологической системы представляют собой не простой переход количества в качество, а являются особой формой интеграции, подчиняющейся иным законам формообразования, функционирования и эволюции. Такие качественно новые, эмерджентные свойства экологического уровня или экологической единицы нельзя предсказать, исходя из свойств компонентов, составляющих этот уровень или единицу. Хотя данные, полученные при изучении какого-либо уровня, помогают при изучении следующего, с их помощью никогда нельзя полностью объяснить явления, происходящие на этом уровне: он должен быть изучен непосредственно. Принцип эмерджентности имеет важное значение для экологического мышления: одно дерево не может составить леса, разрозненные деревья - тоже; лес возникает лишь при определенных условиях - достаточной густоте древостоя, соответствующей флоре и фауне, сформированных сообществах взаимосвязанных организмов, живущих на данной территории, и при других условиях, то есть эмерджентные свойства возникают в результате изменения природы этих компонентов, а не в результате изменения количества этих компонентов.
Таким образом, устройство природы следует рассматривать как системное целое, состоящее из вложенных одна в другую экосистем, высшей из которых является уникальная глобальная экосистема - биосфера. В ее рамках происходит обмен энергией и веществом между всеми живыми и неживыми составляющими в масштабах планеты. Грозящая всему человечеству катастрофа состоит в том, что нарушен один из признаков, которым должна обладать экосистема: биосфера как экосистема деятельностью человека выведена из состояния устойчивости. В силу своих масштабов и многообразия взаимосвязей она не должна от этого погибнуть, она перейдет в новое устойчивое состояние, изменив при этом свою структуру, прежде всего неживую, а вслед за ней неизбежно и живую. Человек как биологический вид меньше других имеет шанс приспособиться к новым быстро изменяющимся внешним условиям и скорее всего исчезнет первым. Итак, экосистема является важнейшей структурной единицей устройства окружающего мира. Основу экосистем составляют живое вещество, характеризующееся биотической структурой, и среда обитания, обусловленная совокупностью экологических факторов.
Экологические факторы. Неживая и живая
природа, окружающая растения, животных
и человека, носит название среды обитания.
Множество отдельных компонентов среды,
влияющих на организмы, называются экологическими
факторами. По природе происхождения выделяют
абиотические, биотические и антропогенные
факторы. Абиотические факторы - это свойства
неживой природы, которые прямо или косвенно
влияют на живые организмы. Биотические
факторы - это все формы воздействия живых
организмов друг на друга. Раньше к биотическим
факторам относили и воздействие человека
на живые организмы, однако в настоящее
время выделяют особую категорию факторов,
порождаемых человеком. Антропогенные
факторы - это все формы деятельности человеческого
общества, которые приводят к изменению
природы как среды обитания и других видов
и непосредственно сказываются на их жизни.
Таким образом, каждый живой организм
испытывает влияние неживой природы, организмов
других видов, в том числе и человека, и,
в свою очередь, оказывает воздействие
на каждую из этих составляющих.
2. Экология как наука об управлении биосферным развитием.
Экология изначально возникла как наука о среде обитания живых организмов: растений, животных (в том числе и человека), грибов, бактерий и вирусов, о взаимоотношениях между организмами и средой их обитания и о взаимоотношениях организмов друг с другом. Так появились всевозможные частные экологические дисциплины: экология растений, экология животных, экология грибов и т.д. Эти частные экологические дисциплины формировались в рамках соответствующих разделов биологии - ботаники, зоологии, микологии и др. как подразделения этих наук. Общей экологии тогда просто еще не существовало, так как объект ее изучения не был определен вплоть до 30-х годов ХХ столетия. Что же это за объект?
По мере накопления знаний о взаимодействии живых организмов со средой обитания исследователи поняли, что на Земле существуют своеобразные системы, состоящие из живых организмов и неживого вещества. Для этих систем характерен высокий уровень организации, наличие прямых и обратных связей между компонентами (частями этих систем), способность систем к поддержанию своего состояния при всевозможных возмущениях. Эти системы были названы экологическими, или экосистемами. Так общая экология обрела свой специфический объект изучения - экосистему.
В последующем, содержание понятия экологии многократно расширялось. Под ней стали понимать науку, изучающую среду обитания всех живых существ, включая человека. Казалось бы, уместно ограничить содержание экологии лишь природной средой. Однако, воздействуя на природную среду и изменяя ее, человек тем самым меняет условия существования не только растений и животных, но и самого себя, того общества, которое попадает под воздействие этого производства и природы, и созданных им изменений. Потому правомерно рассматривать всю окружающую человека среду. И не только природную, но также социальную и производственную, порой от природы основательно оторванную. Поскольку взаимодействие организмов между собой и окружающей их средой всегда системно, то есть всегда реализуется в форме некоторых систем взаимосвязей, поддерживающихся обменом вещества, энергии и информации, основным объектом исследования экологии являются экосистемы. Самой крупной в иерархии экосистем является биосфера. Учение о биосфере - это обширная область знания о функционировании и развитии биосферы, включающая в себя целый ряд научных направлений естественнонаучного и общественного профиля. Учение о биосфере в том числе включает в себя общую экологию, которая состоит из четырех основных разделов: биоэкологии, геоэкологии, экологии человека и прикладной экологии.
Таким образом, общая экология - это наука
об экосистемах, которые включают в себя
живые организмы и неживое вещество, с
которым эти организмы постоянно взаимодействуют.
Живое и неживое вещество в экосистемах
структурировано и охвачено бесчисленными
превращениями или процессами, в ходе
которых автотрофными и хемотрофными
организмами захватываются из внешней
среды атомы многих химических элементов
(углерод, водород, кислород, сера, фосфор,
калий, кальций, магний, железо, медь и
др.) и энергия, которые затем используются
организмами консументами и грибами, а
потом, по мере гибели организмов продуцентов,
грибов и консументов, переходят к организмам
редуцентам, разлагающим мертвое органическое
вещество и возвращающим составляющие
это вещество атомы во внешнюю среду. При
этом энергия химических связей организмов
продуцентов и организмов хемосинтетиков
частично используется консументами,
грибами и редуцентами, а частично высвобождается
во внешнюю среду в виде тепла, в виде образующихся
при выделении в атмосферу растениями
кислорода окислов, и в виде химических
связей сложных органических веществ,
накапливающихся в почве (гумус) и литосфере
(торф, бурые и каменные угли).
Экосистема - основное понятие экологии. Это совокупность сосуществующих видов растений, животных, грибов, микроорганизмов, взаимодействующих между собой и с окружающей их средой обитания таким образом, что такое сообщество может сохраняться и функционировать на протяжении длительного периода геологического времени. Сообщества взаимодействующих живых организмов представляют собой не случайный набор видов, а вполне определенную систему, достаточно устойчивую, связанную многочисленными внутренними связями, с относительно постоянной структурой и взаимообусловленным набором видов. Такие системы принято называть биотическими сообществами, или биоценозами (от лат. - «биологическое сообщество»), а системы, включающие совокупность живых организмов и среду их обитания, - экосистемами. Термин «биогеоценоз», также обозначает совокупность биологического сообщества и среды его обитания, но в несколько ином контексте. Биотическое сообщество (биоценоз) состоит из сообщества растений (фитоценоз), сообщества животных (зооценоз), сообщества микроорганизмов (микробоценоз). Все организмы Земли и среда их обитания также представляют собой экосистему высшего ранга - биосферу. Биосфера также обладает устойчивостью и другими свойствами экосистемы.
Экология рассматривает взаимодействие живых организмов и неживой природы. Это взаимодействие, во-первых, происходит в рамках определенной системы (экологической системы, экосистемы) и, во-вторых, оно не хаотично, а определенным образом организовано, подчинено законам. Экосистемой называют совокупность продуцентов, консументов и детритофагов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их средой посредством обмена веществом, энергией и информацией таким образом, что эта единая система сохраняет устойчивость в течение продолжительного времени. Таким образом, для естественной экосистемы характерны три признака:
1) экосистема
обязательно представляет
2) в
рамках экосистемы
3) экосистема
сохраняет устойчивость в
Экологические факторы - отдельные элементы среды, взаимодействующие с организмами.