Элементарные опыты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:26, контрольная работа

Краткое описание

Современное содержание воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 48.11 Кб (Скачать файл)

 

 

1.Место детского экспериментирования в системе экологической работе с дошкольниками.

  Современное содержание воспитательно - образовательной  работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различия разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).

   Формирование  у детей знаний о различных  явлениях окружающей природы  должно сочетаться с пониманием  ценности природы для общества  и человека, с овладением нормами  поведения в природной среде.  Это достигается путем формального  (дошкольное учреждение) и неформального  (разнообразные источники информации, разовые мероприятия) решения  задач.

   К  сожалению возможности дошкольного  детства, в решение этих задач  еще недооцениваются. Вместе с  тем дошкольный возраст обладает  рядом особенностей (восприимчивость,  эмоциональность, отзывчивость, подражательность), позволяющих наиболее чувственно  воспринимать явления природы.

   Часто  работники дошкольных учреждений  в процессе ознакомления дошкольников  с природой больше внимания  обращают на их интеллектуальное  развитие в этой области. Но  накопление знаний о природе  не становится предпосылкой воспитания  у дошкольников эмоционально  – положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении.

   Детям  старшего возраста  уже доступны  для понимания сложные разнообразные  знания об объектах и явлениях  природы. Эти знания подразделяются  условно на две большие группы: к первой относятся знания  расширяющие кругозор ребенка,  способствующие его интеллектуальному  развитию, ко второй – занятия,  определяющие поведение человека  в природе, раскрывающие нравственное  отношение  к ней. Обогащение  представлений о природе, познание  ее законов и связей невозможно  без эмоционального, положительного  отношения к ней, поэтому все  общение с природой маленького  человека должно быть направлено  на воспитание его эмоциональной   отзывчивости, умения замечать и  оценивать красоту природы.

    Достижением  первых семи лет является становление  самосознания: ребенок выделяет  себя из предметного мира, начинает  понимать свое место в кругу  близких и знакомых людей, осознанно  ориентироваться в окружающем  предметно – природном  мире, вычленять его ценности. На этом  этапе дошкольного детства ребенок  получает эмоциональные впечатления  о природе, накапливает представления  о разных формах жизни. Потому  что природа – не только  великий учитель  и великий  воспитатель,  «…Природа – источник  творческого вдохновения, источник  подъема всех духовных сил  человека, не только взрослого,  но и подрастающего…».

   Важнейшим  условием формирования знаний  о взаимосвязях в природе является  наличие у детей определенного  запаса фактических сведений, полученных  в результате ощущений и восприятий  предметов и явлений. Установления  взаимосвязей существующих в  природе, помогает ребенку объяснить  наблюдаемое явление, а значит, понять его.

   Для  установления детьми причин тех  или иных явлений, связей и  отношений между предметами или  явлениями используют элементарные  опыты.

   Опыт - это наблюдение, проводимое в  специально  организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие  на предмет или  явление,  их преобразование  в соответствии  с поставленной задачей. В этом  преобразовании дети принимают  активное участие.

   Удовлетворяя  свою любознательность в процессе  активной познавательно – исследовательской  деятельности, ребенок, с одной  стороны, расширяет представления  о мире, с другой – начинает  овладевать основополагающими   культурными формами упорядочения  опыта: причинно–следственными, родо-видовыми, пространственными и временными  отношениями, позволяющими связать  отдельные представления в целостную  картину.

 В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

   Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

   Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

   При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.

   Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.

   1.  Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

   2.  В экспериментировании достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

   3.  Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

   4.  Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

 

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции (А.И. Иванова, 1999). Это хорошо понимали и не­однократно подчеркивали выдающиеся педагоги, что подтверж­дается их высказываниями, приведенными ниже.

 

Я.А. Коменский, 1658 г.: «Основной предпосылкой для  того (для успешного обучения. —- Авт.) является требование, чтобы чувственные  предметы были правильно представлены нашим чувствам, дабы они могли  быть правильно восприняты. Я утверждаюи повторяю во всеуслышание, что это  требование есть основа всего остального» (1974, с. 68).

 

Дж. Локк, 1693 г.: «Они (дети. — Авт.) ведь путешественни­ки, недавно прибывшие в чужую  страну, о которой ничего не знают. Поэтому совесть обязывает нас  не вводить их в заблужде­ние» (1974, с. 86).

 

И.Г. Песталоцци, 1800—1805 гг.: «...созерцание (чувствен­ное восприятие) человеком самой природы  является единственным истинным фундаментом  обучения, так как оно (созерцание) является существенной основой человеческого  познания. Все, что следует затем, является просто результатом, или абстрак­цией, от этого чувственного восприятия» (1974, с. 159).

 

«Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и чтобы точные знания предшествовали суждению» (1974, с. 163).

 

«Когда птица  очаровательно щебечет и когда  червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражне­ния  в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Мол­чи!» (1974, с. 139).

 

«Не торопись навязывать знания ребенку. Пускай истин­ный  мир, явления и предметы ... проходят перед ним в воз­можно большем  количестве, пускай они приходят и  снова уходят, не навязываясь ему... Редко требуй от него суждений» (1974, с.137).

 

М.М. Манасеина, 1880 г.: «...при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им прежде всего и главным  образом следует по возможности  полнее и лучше освоиться с  окружающим их миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты» (1990, с. 409).

 

П.О. Эфруси, 1928 г.: «Борьба с "интеллектуализмом" и "ра­ционализмом" школьной педагогики вступает в новую фазу на основе современных сведений о роли субъективных зрительных образов в детских  восприятиях, с одной стороны, с  другой — в связи с данными, касающимися эволюции логического  мыш­ления» (1980, с. ИЗ).

 

В. Роттенберг, 1984 г.: «... прежде всего школьное обучение должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. То есть требуется разработка новых  методов препо­давания, основанных на максимальном использовании образ­ного типа переработки информации. Пока таких методов не много, но они  есть. В основе таких методов лежит не изучение абстрактных физических формул с последующей экспериментальной де­монстрацией ... а, напротив, постановка красивого и увлека­тельного эксперимента, на основе которого дети сами выводят физический закон» (с. 38—39).

   Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

 

 

 

 

 

  1. Структура и методика проведения элементарных опытов.

 

   По  мнению академика Н.Н. Подъякова  в деятельности экспериментирования  ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий  на окружающие его предмет  и явления с целью более  полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной работы  создаются ситуации, которые ребенок  решает посредствам проведения  опыта и, анализируя, делает вывод,  умозаключение, самостоятельно овладевая  представлением о том или ином  законе или явлении.

   Основная  задача дошкольного учреждения  поддержать и развить в ребенке  интерес к исследованиям, открытиям,  создать необходимые для этого  условия.

   Методические  рекомендации по проведению занятий  с использованием экспериментирования  встречается в работах разных  авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А.  Сохина, С.Н. Николаевой. Данными   авторами предлагается организовать  работу таким образом, чтобы  дети могли повторить опыт, показанный  воспитателем, могли наблюдать, отвечать  на вопросы, используя результат  опытов. При такой форме ребенок  овладевает экспериментированием  как видом деятельности и его  действия носят репродуктивный  характер. Экспериментирование не  становится самоценной деятельностью,  так как  возникает по инициативе  взрослого. Для того, чтобы экспериментирование  стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе  самого ребенка.

   После  пяти лет начинается этап, когда  детская деятельность расходится  по двум направлениям: одно направление  – превращается в игру, второе  – в осознанное экспериментирование.

   Эксперимент,  самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель  явления и обобщить полученные  действенным путем результаты, сопоставить  их, классифицировать и сделать  выводы данных явлений  для  человека и самого себя.

   Из  всего, вышеизложенного, можно  сделать вывод, что для детей  дошкольного возраста экспериментирование,  наравне с игрой является ведущим  видом деятельности.

Информация о работе Элементарные опыты