Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:26, контрольная работа
Современное содержание воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
В обучении наряду с
Методы, выбранные соответственно
содержанию и возрасту детей,
обеспечивают высокое качество
знаний. Такие методы способствуют
развитию знаний и умений, прочности
и осознанности знаний и
Методы обучения – это способы
совместной деятельности
Выделяют словесные методы
К словесным методам относятся:
К практическим методам обучения относятся упражнения, практические и лабораторные работы.
В контексте нашего исследования нас интересуют практические методы. При таких методах передача знаний происходит преимущественно в процессе практической работы детей. Они по заданию (инструктажу) самостоятельно рассматривают строение семени, плода, производят посевы на учебно-опытном участке или в уголке живой природы и т.п.
Практическая деятельность детей связана с применением орудий исследовательского (пинцет, лупа, микроскоп и пр.) и производительного (лопата, грабли) труда. Воспитатель направляет деятельность детей: инструктирует, указывает, какова цель работы, какие теоретические знания важны для ее правильного проведения. Педагог проверяет ход работы, помогает сделать выводы, руководит познавательным процессом.
К видам
практических методов относятся: работы
по распознаванию и определению
природных объектов; наблюдения с последующей
регистрацией явления; проведение эксперимента
(решение вопроса опытом).
Рассмотрим понятие и виды экспериментов.
Эксперимент (от лат. experimentum − проба, опыт) − метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так
называемый
решающий эксперимент). В связи с
этим эксперимент, как одна из форм
практики, выполняет функцию критерия
истинности научного познания в целом.
Эксперимент как метод исследования возник
в естествознании нового времени (У. Гильберт,
Г. Галилей). Впервые он получил философское
осмысление в трудах Ф. Бэкона, разработавшего
и первую классификацию экспериментов.
Развитие экспериментальной деятельности
в науке сопровождалось в теории познания
борьбой рационализма и эмпиризма, по-разному
понимающих соотношение эмпирического
и теоретического знания. Преодоление
односторонности этих направлений, начатое
немецкой классической философией, нашло
завершение в диалектическом материализме,
в котором тезис о единстве теоретической
и экспериментальной деятельности является
конкретным выражением общего положения
о единстве чувственного и рационального,
эмпирических и теоретических уровней
в процессе познания.
Современная
наука использует разнообразные
виды экспериментов. В сфере фундаментальных
исследований простейший тип эксперимента
− качественный эксперимент, имеющий
целью установить наличие или
отсутствие предполагаемого теорией
явления. Более сложен измерительный
эксперимент, выявляющий количественную
определённость какого-либо свойства
объекта. Ещё один тип эксперимента,
находящий широкое применение в
фундаментальных исследованиях,
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Большое значение
детское экспериментирование
Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба. Поэтому рекомендуется использовать в работе все существующие разновидности экспериментов:
- случайные наблюдения и
- плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);
- эксперименты
как ответ на детские вопросы
(проводится как ответ на
Эксперимент проводится в искусственно созданных условиях, причем из сложного комплекса многообразных естественных влияний на организм отбирается и выясняется воздействие лишь отдельных изолированных факторов.
Выяснив сущность и виды экспериментов, вернемся к вопросу об эксперименту как методу образования.
Учебный эксперимент состоит из следующих этапов:
отчет или сообщение о своей работе на занятии. В детских дошкольных учреждениях используются несложные эксперименты (опыты). Опыт − это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях1.
Специально
организованные опытнические ситуации
позволяют более отчетливо
Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. Например, чтобы дети увидели, как птица реагирует на внешние сигналы, можно с разных сторон клетки включать фонарик, звонить в колокольчик. Дошкольники по поведению птицы обнаружат, что она хорошо видит, что у нее есть уши и она хорошо слышит (хотя и отсутствуют наружные ушные раковины).
Таким образом, включая детей в процесс поиска причины того или иного физического явления, создаются предпосылки формирования у дошкольника новых практических и умственных действий. Результатом детского экспериментирования выступает приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Работая по экологическому развитию детей и понимая значение детского экспериментирования для психологического развития ребенка, мы открыли в группе «Детскую лабораторию». Оснастили ее материалами и специальным оборудованием, которое необходимо для реализации пространственных задач по познавательному развитию детей. В этой лаборатории мы изучаем объекты и явления неживой природы: свет, тепло, воду, песок, глину, камни…
Это дает возможность:
Ø работать с детьми небольшими подгруппами,
Ø использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей.
Ø не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («прольешь», «испачкаешься»)
Совместная деятельность с детьми в «Детской лаборатории» проходит 1 раз в неделю по 25-30 мин. Подбор детей в группы произвожу с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Для того чтобы привлечь внимание детей к поставленной проблеме или задаче использую различные стимулы:
Ø новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз;
Ø мотив помощи;
Ø познавательный мотив;
Ø ситуация выбора.
Работу с детьми в «Детской лаборатории» начала со знакомства с хозяином – «Профессором Знайкой», который познакомил детей с оборудованием, и правилами поведения. «Профессор Знайка» показывает опыты и ставит перед детьми проблемную ситуацию-вопрос: «Почему змейка вертится», «Почему не тонут корабли», «Как появляются вулканы», «Почему поет платина» и др. После поставленного вопроса сказочного персонажа я не тороплюсь с ответом, а предлагаю детям самим найти ответ, способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно, для удовлетворения своего познавательного мотива. «Профессор Знайка» может прислать в группу какую-нибудь подсказку книгу, предмет – намек на отгадку, может предложить спросить у родителей, а затем рассказать всем детям.
В лаборатории выделено:
1. Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различных коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.)
2. Место для приборов
3. Место для выращивания растений
4. Место для хранения материалов (природного, бросового.)
5. Место для проведения опытов
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или емкости для песка, воды, мелких камней и т.п.)
Основные условия:
1. Наличие водоснабжения в данном помещении.
2. Выработка воспитателем совместно с детьми правил безопасного поведения в детской лаборатории и их выполнение.
3. «Инструкция по безопасности работы детей в уголке экспериментирования
Материалы для организации детского экспериментирования в группе.
1. Банки, бутылки, крышки
2. Бисер, стеклярус, янтарь
3. Ведра, тазы, ванночки
4. Весы
5. Воронки
6. Галька, гравий
7. Глобус
8. Губки
9. Деревянные предметы
10. Детская посуда
11. Дневники наблюдений
12. Иллюстративный материал
13. Календари погоды и природы
14. Карта мира
15. Картотека опытов
16. Клеенчатые фартуки
17. Коллекция ракушек
18. Коллекция семян
19. Кораблики
20. Крупы
21. Ложки
22. Лупа
23. Магниты
24. Мелкие игрушки (киндеры)
25. Мерные чашки, стаканы
26. Монеты, железные предметы
27. Мыло
28. Палочки, бруски, дощечки
29. Песочные часы
30. Пипетки
31. Природный материал
32. Пробки, пуговицы.
33. Сито, дуршлаг
34. Скорлупа от яиц
35. Совки
36. Соломки, трубочки
37. Соль, сахар
38. Терка
39. Формочки для печенья
1. Акварель, гуашь
2. Бумага различного размера
3. Восковые свечи
4. Газеты
5. Губки, штампы
6. Дырокол
7. Зубная щетка
8. Клей, кисти