Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 20:03, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении основных направлений энергосберегающей политики на примере Германии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть энергетику в целом;
- охарактеризовать основные направления энергосбережения
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. 5
1. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ФРГ 5
1.1. ПРОБЛЕМА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ 5
1.2. ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ 11
1.3. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА 14
ГЛАВА 2. 18
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ 18
2.1. ВЕТРОЭНЕРГЕТИКА 18
2.2. СОЛНЕЧНАЯ ЭНЕРГЕТИКА 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 27
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Энергосбережение в Германии»
Исполнили:
Москва
оглавление
введение
Лет 30 назад вряд ли кто мог предположить, что экспортным хитом Германии будут технологии в области энергосбережения и оборудование для ветряных и солнечных электростанций. Экономить энергию считалось непрестижно: кому понравится в чем-то себе отказывать? Все изменилось после того, как мировые цены на нефть утратили стабильность. Германия опасалась чрезмерной зависимости от российского газа и нефти, поэтому энергосбережение стало для нее проблемой национальной безопасности. Устойчивая тенденция постоянного удорожания энергоресурсов и ограниченность их запасов обуславливают особую актуальность вопросов энергосбережения. Во всем мире им уделяется огромное внимание. Такие понятия как "экодом" и "энерго-эффективное здание" становятся уже вполне привычными.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена, тем что энергосбережение – проблема первостепенной государственной важности. Вот почему начальная инициатива должна исходить именно от государства. Богатый опыт в этой сфере накоплен сегодня в США, Германии и ряде других стран.
Глобальные изменения климата, истощение запасов ископаемых ресурсов энергии на планете заставляют цивилизованный мир обращать все большее внимание на эффективность использования имеющихся ресурсов энергии и увеличение доли возобновляемых. Без преувеличения можно сказать, что в этом смысле Германия на сегодняшний день, что называется, впереди планеты всей.
Постоянный рост цен на газ и другие энергоносители, а также зависимость Германии от стран-экспортеров, послужил поводом для нового витка дебатов о немецкой энергетической политике. Краеугольными темами дискуссии являются поддержание стабильности системы смешанного энергообеспечения, стимулирование внутригерманского производства энергии за счет использования угля и альтернативных источников энергии, а также регулирование и демонополизация немецкой газотранспортной системы.
Объект исследования - энергосбережение Германии.
Предмет исследования данной курсовой работы является энергосберегающая деятельность в целом.
Цель данной работы заключается в рассмотрении основных направлений энергосберегающей политики на примере Германии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть энергетику в целом;
- охарактеризовать основные направления энергосбережения;
- проанализировать основные достижения Германии в этой области.
При выполнении работы использованы такие методы, как изучение, обобщение и анализ.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы.
глава 1.
Энергосбережение – комплекс мер (правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических), направленный на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов, а также на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
ФРГ занимает 5-е место в мире по объёмам суммарного энергопотребления, но не обладает достаточным количеством собственных сырьевых ресурсов и сильнее многих европейских стран зависит от импорта энергоносителей. В настоящее время эта зависимость составляет около 60% (по нефти – 97%, по газу – 81%), что значительно выше среднеевропейского уровня. Учитывая традиционно промышленный профиль германской экономики, проблема рационального использования энергии всегда достаточно остро стояла перед страной. В период с 1955 по 1973 гг. удельное потребление энергии германской промышленностью сократилось примерно на 42%. При этом на долю металлургической, химической и промышленности нерудных материалов пришлось около 75% экономии. Характерная особенность этого периода состояла в том, что достигнутые показатели энергосбережения были получены без каких-либо серьёзных мер вмешательства со стороны государства, а прежде всего за счёт внутриотраслевых и межотраслевых структурных сдвигов, происходивших естественным, рыночным путём в результате перестройки отраслевой структуры и обновления технологической базы германской промышленности. Проводившиеся тогда исследования выявили и ещё одну любопытную закономерность: не было обнаружено жесткой зависимости между величиной затрат на использование энергии в тех или иных отраслях промышленности и соответствующими показателями её экономии. В условиях относительно низких мировых цен на энергоносители, энергосбережение было не столько целью, сколько побочным продуктом структурных и технологических сдвигов.
Качественно иная ситуация сложилась после энергетического кризиса 1973 г. Резкий рост цен на нефть привёл к значительному увеличению удельного веса затрат на энергию и топливо в общей структуре издержек производства. В среднем по промышленности он вырос с 8% в 1960 г. до 13–14% в 1975 г., а на транспорте, где уровень зависимости от потребления нефти был особенно высок, аналогичный показатель увеличился в разы. Таким образом, все основные потребители энергии – промышленность, транспорт и домашние хозяйства – получили сильнейший экономический стимул к её экономии. «Нефтяной шок» стал поворотным пунктом и в государственной политике в энергетической сфере. Если раньше принципиальная позиция германского правительства состояла в том, что обеспечение энергетическим сырьём является проблемой частного капитала, за решение которой он несёт полную ответственность, то теперь официальная точка зрения на этот счёт радикально изменилась.
В правительственной энергетической программе 1974 г. прямо говорилось, что надёжность снабжения национальной экономики энергией является политической проблемой и в случае необходимости решать её следует даже вопреки краткосрочным интересам тех или иных промышленных кругов.
К разряду политических была отнесена и проблема энергосбережения. Созданная в 1974 г. авторитетная группа экспертов в своём итоговом докладе правительству констатировала, что в ряде случаев имеющиеся резервы экономии энергии «не могут быть выявлены с помощью рыночных механизмов» и поэтому «государству следует отказаться от выжидательной позиции и проводить активную политику в борьбе с расточительным использованием энергоресурсов и внедрением энергосберегающих технологий». В соответствии с рекомендациями экспертной группы в 1976 г. впервые был принят федеральный закон об экономии энергии. Он предусматривал, в частности, активное участие государства в формировании тарифов на использование энергии, регламентирование технико-экономических условий производства с помощью государственной технологической политики, прямое установление технических стандартов и норм при производстве, эксплуатации оборудования и продаже товаров, широкий набор финансовых и налоговых стимулов, способствующих росту заинтересованности производителей и потребителей в экономии энергии. При этом правительство резервировало за собой право использовать любые, в том числе административные, инструменты для достижения поставленных целей. «Вопрос о системной совместимости тех или иных методов регулирования (в сфере энергосбережения) в каждом конкретном случае следует рассматривать отдельно в общем контексте политических, экономических и социальных обстоятельств», – говорилось в официальном комментарии к Закону об экономии энергии.
С момента описываемых событий прошло более тридцати лет, но взятый тогда курс на энергосбережение превратился в долгосрочную стратегическую линию энергетической политики ФРГ и вплоть до сегодняшнего дня является одним из важнейших направлений государственной активности в этой сфере.
За последние 15 лет энергоёмкость единицы условного ВВП уменьшилась в ФРГ на 22%, и по этому показателю Германия входит в число мировых лидеров. Однако рост цен на энергоносители и повышенные обязательства по сокращению вредных выбросов в атмосферу, взятые на себя ФРГ в рамках Киотского протокола, заставляют германское правительство предпринимать дополнительные усилия на этом направлении.
В нынешней ситуации неопределённости относительно будущей структуры энергобаланса страны принципиальное согласие существует лишь по одному вопросу: Германия должна расходовать энергию предельно экономно. Эта установка была зафиксирована в трёх правительственных постановлениях 2002г. о рациональном использовании энергии в промышленности, на транспорте и в жилищном секторе. ФРГ стала также одним из инициаторов Плана действий ЕС по энергоэффективности, предусматривающего к 2020 г. сбережение 20% энергии. Это равносильно экономии 390 млн т. топлива в нефтяном эквиваленте, 100 млрд евро импорта энергоносителей, сокращению выброса CO2 в атмосферу на 780 млн т. Конкретно намечено 75 направлений экономии, которые должны реализовываться как через директивные показатели (например, стандарты теплоизоляции зданий), так и через добровольные акции и договорённости (маркировка товаров по энергоёмкости, сертификация и т.д.). Для строительного сектора норма экономии определена в 27–30%, транспорта – 26%, в быту выделено 14 категорий товаров (отопительные приборы, компьютеры, ксероксы, телевизоры, электромоторы, холодильники, стиральные машины и т.д.), для которых с 2008 г. установлены стандарты энергоёмкости.
Главным координатором многочисленных программ и проектов в сфере энергосбережения стало созданное в 2000 г. Немецкое энергетическое агентство (DENA). Его учредителем является федеральное правительство в лице Министерства экономики, Министерства транспорта, строительства и жилищного хозяйства и Министерства охраны окружающей среды. Вторым учредителем является банковская группа KfW. Будучи по своему юридическому статусу обществом с ограниченной ответственностью, DENA до половины расходов, связанных со своей деятельностью, финансирует из частных источников.
В сферу компетенции DENA входят: энергосбережение в жилищном секторе, эффективность потребления электроэнергии, энергоэффективность и экология на транспорте, возобновляемые источники энергии. DENA не финансирует конкретные проекты, а концентрируется на внедрении инструментов и методов повышения энергоэффективности, применимых в различных отраслях и на рынке в целом. Примером такой деятельности может служить разработка образца единого федерального энергетического паспорта зданий, который содержит энергетические характеристики строения – его отопления, теплоизоляции окон, энергопотребления в целом. По новым правилам без такого сертификата здание теперь не может быть ни введено в строй, ни выставлено на продажу. В условиях, когда именно жилищный сектор и домашние хозяйства, а не промышленность, стали главными потребителями энергии, подобная процедура предъявляет повышенные требования к участникам рынка недвижимости с точки зрения обеспечения энергоэффективности жилых строений.
Основные инструменты и методы осуществления государственной политики ФРГ в области энергосбережения включают в себя:
– развитие частно-государственного партнёрства в рамках реализации энергосберегающих проектов в промышленности, на транспорте и в жилищном секторе;
– установление стандартов энергоэффективности для оборудования, товаров и зданий;
– обеспечение финансирования пилотных проектов и программ энергосбережения, в первую очередь на объектах ЖКХ и социальной сферы;
– сокращение потребления энергии на объектах, находящихся в федеральной, земельной и коммунальной собственности;
– проведение соответствующей
налоговой политики, нацеленной
на стимулирование снижения