Аграрная политика в системе общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:50, реферат

Краткое описание

Под термином «политика» (от греч. Politika – государственные или общественные дела) понимают деятельность в сфере отношений между социальными группами населения и классами, а также участие в делах государства, определение форм, задач и содержания его деятельности. Ядро политики – обретение, удержание и использование государственной власти. Государству как управляющей системе общества принадлежит решающая роль в определении приоритетов, целей и задач общественного развития, а также в разработке и реализации системы конкретных мер по их достижению. Различают внешнюю и внутреннюю политику, с помощью которых решается задача сохранения и упрощения существующей в государстве системы общественных отношений.

Содержание

Введение
Аграрная политика как составная часть экономической политики
Предмет и методы аграрной политики
Группы интересов в аграрной политике
Объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 29.97 Кб (Скачать файл)

Представленные объекты  могут быть логически объединены в такое понятие, как «рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», существующий вне зависимости от того, реализуется определенная аграрная политика или нет. Воздействуя на различные группы участников рыночных отношений, государство влияет тем  самым на рыночную ситуацию. Государство  может поддерживать в качестве приоритетной отрасли как сельскохозяйственное производство, так и переработку или потребление.

Предприятия и организации  агропромышленного комплекса –  только часть объектов аграрной политики. Они обеспечивают производство ресурсов для села, производство и переработку  сельскохозяйственной продукции.

Основным объектом государственной  поддержки выступает, как правило, сельскохозяйственный товаропроизводитель. Однако и другие объекты, например малообеспеченные слои населения, не остаются без должного внимания.

В России исключительной заботой  государства является обеспечение  продовольствием населения районов, находящихся в зонах вечной мерзлоты и Крайнего Севера. На данных территориях  сельскохозяйственное производство практически  невозможно либо имеет ограниченные перспективы. Завоз продовольствия на коммерческой основе порой крайне дорогостоящ и не выгоден для  бизнеса, поэтому государству приходится решать эту проблему.

К субъектам аграрной политики относятся государственные и  общественные институты, принимающие  и реализующие агрополитические решения либо оказывающие влияние на их разработку.

Право принимать решения  по вопросам политики принадлежит высшим должностным лицам и соответствующим  структурам законодательной и исполнительной ветвей власти государства. Они также  осуществляют контроль за исполнение принимаемых решений. Само исполнение обеспечивается отраслевыми ведомствами  и учреждениями государства. Особенность  России как федеративного государства  состоит в том, что страна нуждается  в четком правовом разграничении  предметов ведения и полномочий на уровне федеральных, региональных и  муниципальных структур хозяйственного управления. Вместе с тем цели, задачи и принципы политики, по возможности, должны быть едиными.

Государственное регулирование  АПК призвано не подменять собой рыночный механизм, а обеспечивать условия для эффективного развития объектов регулирования, одновременно выступающих в качестве субъектов рынка.

Негосударственные субъекты аграрной политики по степени политической активности и претензиям на «вхождение во власть» можно условно разделить  на три большие группы:

  • Политические партии;
  • Общественно-политические организации;
  • Общественные организации.

Особо необходимо отметить роль аграрной науки в качестве субъекта аграрной политики. Как правило, во всех странах  аграрная наука развивается на государственных научно-исследовательских учреждений и университетов. На основе бюджетного финансирования наука получает как бы «государственный заказ» на проведение определенных исследований. Вместе с тем крайне важно, чтобы наука оставалась верна принципам объективности и беспристрастности и не была «ангажирована» как властью, так и ее оппонентами.

Разработка аграрной политики должна осуществляться на основе научных исследований, чтобы ее по праву можно было бы назвать научной. То есть основу аграрной политики в обязательном порядке  должен быть положен принцип научности.

Говоря о субъектах аграрной политики, нельзя обойти вниманием  и средством массовой информации, во многом формирующие общественные мнения, соответствующие отношения  к тем или иным программам, действием, решением власти, политических партий, политиков и т.д. Нельзя также  сбрасывать со счетов и потенциал  конструктивной критики, реализуемой  через СМИ.

Заключение

Нормальное развитие общества возможно только на основе тесного и гармоничного взаимодействия основных сфер жизнедеятельности  – политической, экономической, социальной и духовной.

Сложность экономической политики заключается в том, что на пути к достижению определенной цели она  затрагивает многочисленные хозяйственные  сферы: финансы, кредит, денежное обращение, налоговую систему, промышленность, сельское хозяйство, внешнюю торговлю и др.

В рамках каждой сферы экономическая  политика конкретизируется и реализуется  как финансово-кредитная, налоговая, бюджетная, структурная, внешнеэкономическая, промышленная, аграрная и т.д.

Аграрная политика – составная  часть экономической и общей  политики государства. Формируется  аграрная политика в тесной связи  с другими составляющими политики – внешнеторговой, промышленной, экологической, социальной и т.д.

Аграрная политика, как и политика в целом, определяется многообразием  общественных, групповых и частных  интересов.

Список использованной литературы

  1. Аграрная политика (Запад, Восточная Европа, Россия). Ч. 1, 2: Обзорн. Информ / Под ред. В.И. Назаренко. – М: ВНИИТЭ Иагропром, 2000 г.
  2. Аграрная политика. Курс лекций / Под ред. В.И. Новичкова. – М: Союз, 1997. – 275 с.
  3. Киршке Д. Международная аграрная экономика и аграрная политика // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2000 г. – №6. - С. 5–13.
  4. Концепция аграрной политики Российской Федерации (проект). – М: ВНИИЭСХ, 1999 г.
  5. Милосердов В.В., Милосердов К.В. Аграрная политика России-М.: 2002 г.
  6. Новичков В.И. Аграрная политика: предмет, задачи, методология: Учебное пособие. – Саратовский университет, 2000 г. – 20 с.
  7. Новичков В.И., Калашников И.Б., Новичкова В.И. Аграрная политика: Учебное пособие, 2001 г.-С. 10
  8. Серова Е.В. Аграрная политика. – М.: ВШЭ, 1999 г.

9) Зинченко А.П. Аграрная политика – М «КолосС», 2004 г.


Информация о работе Аграрная политика в системе общественных отношений