Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 13:36, курсовая работа
Основной задачей данной курсовой является исследование агропромышленного комплекса России и в частности Нижегородского комплекса.
Рассмотрение некоторых вопросов позволит раскрыть само понятие агропромышленного комплекса, рассмотреть его структуру и важность существования. Так как агропромышленный комплекс представляет собой сложную систему, необходимо выявить проблемы, возникающие в работе комплекса и найти пути их решения.
В этой работе мы будем рассматривать состояние агропромышленного комплекса на данный момент, и сравнивать эти показатели с предыдущими годами. На основании этих данных создавать статистику и воспроизводить данные в виде диаграмм и таблиц для наглядного изучения. Рассмотреть государственные программы, направленные на реформирование сельского хозяйства и пронаблюдать их реализацию и эффективность.
1.Введение 3
Глава 1. Современные теоретические основы развития АПК
1.1. АПК: понятие, структура, значение 5
1.2. Современное состояние АПК РФ 8
Глава 2. Современное состояние АПК РФ на примере
Нижегородской области.
2.1. Мониторинг экономического состояния АПК по
Нижегородской области в период с 2000 по 2012 гг. 16
2.2. Основные проблемы сельского хозяйства Нижегородской области 22
2.2.1. Проблемы кадрового обеспечения сельского хозяйства
Нижегородской области 22
2.2.2. Проблемы финансово-экономического состояния сельского
хозяйства Нижегородской области 24
2.2.3. Проблемы технико-технологического обеспечения
сельского хозяйства Нижегородской области 25
Глава 3. Перспективы, направленные на совершенствование
АПК РФ
3.1. Пути реформирования АПК РФ 27
3.2. Инновации в развитии АПК 31
4.Заключение 35
5.Список литературы 38
Численность руководителей сельхозорганизаций в 2011 году – 629 человек (в 2010 году – 641 чел.). Число женщин – руководителей в 2011 году насчитывает 168 человек (27% от фактически работающих), по сравнению с предыдущим годом, их количество увеличилось на 67 человек.
Высшее профессиональное образование имеют 60% руководителей сельхозорганизаций, среднее профессиональное – 32,6%.
Около 4% руководителей – это лица в возрасте до 30 лет, 12% - пенсионеры.
Специалистов в сельхозпроизводстве занято в 2011 году – 7484 человека (в 2010 году – 7960 чел.), их количество снизилось на 476 человек. Дефицит специалистов в настоящее время составляет 443 человека.
Обеспеченность сельхозорганизаций специалистами составляет:
Число женщин – специалистов сельхозорганизаций в 2011 году насчитывает 4656 человек (62% от фактически работающих), по сравнению с предыдущим годом их количество снизилось на 391 человека.
Высшее профессиональное образование имеют 41,5% специалистов сельхозорганизаций, среднее профессиональное – 49%, не имеют профессионального образования около 9% специалистов.
Молодых специалистов в сельхозорганизациях (в возрасте до 30 лет) около 15%, пенсионеров – 9%.
По-прежнему в сельхозпроизводстве
области сохраняется дефицит рабочих
кадров: механизаторов, работников животноводства
(1572 чел.).
По состоянию на 01.01.2012 года в области занято
работников массовых профессий – 24390 человек
(обеспеченность – 94%).
Из них:
- рабочих растениеводства – 7066 человек,
в том числе: трактористов-машинистов – 4744 чел., что ниже прошлого года на 109 чел. (обеспеченность 93,8%), рабочих животноводства – 10056 человек (92,2%).
2.2.2. Проблемы финансово-
По итогам работы в 2011 году выручка
сельскохозяйственных организаций от
реализации продукции, товаров, работ
и услуг составила
22,3 млрд. рублей. Рост к уровню 2010 года
– 15,5%, или 2,9 млрд. рублей.
Увеличение выручки обусловлено ростом объемов реализуемой продукции по большинству видов сельскохозяйственной продукции.
При этом отмечается рост цен на энергетические и другие ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве. Себестоимость реализованной сельхозпродукции, товаров, работ и услуг (включая коммерческие и управленческие расходы) возросла на 20,9%.
Финансовый результат от производственно-финансовой деятельности с учетом дотаций – положительный. Сумма прибыли составила 1407,1 млн. рублей (при убытке 556,9 млн. рублей в 2010 году). Уровень рентабельности (с учетом господдержки) составил 6% (при минус 2,9% в 2010 году), без учета господдержки производство продукции сельского хозяйства убыточно – 11,1%.
Рис. 6 Уровень рентабельности производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций Нижегородской области, %
Острой проблемой остается наличие кредиторской задолженности. На начало 2011 года общая сумма задолженности составила 38,6 млрд. рублей (рост к предыдущему году 20,2%). Наибольший удельный вес занимают долгосрочные кредиты и займы - 43,9%, краткосрочные кредиты и займы - 24,4%, долги поставщикам – 15,2%. Задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами составляет 1,2%.
2.2.3. Проблемы технико-технологического обеспечения сельского хозяйства Нижегородской области
В рамках реализации программы развития агропромышленного комплекса в Нижегородской области идет обновление сельскохозяйственной техники и животноводческого оборудования путем замены на современную энергонасыщенную с внедрением ресурсосберегающих технологий. Приобретаются тракторы 3-5 класса, высокопроизводительные зерноуборочные комбайны, широкозахватные комбинированные почвообрабатывающие агрегаты и посевные комплексы Таблица 1 (Наличие техники на конец года, единиц).
Таблица 1
Наличие техники на конец года, единиц
Наименование техники |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Тракторы |
8912 |
8893 |
8427 |
7917 |
7676 |
Грузовые автомобили |
5649 |
5737 |
5302 |
5271 |
4990 |
Зерноуборочные комбайны |
2292 |
2199 |
2155 |
1964 |
1895 |
Кормоуборочные комбайны |
707 |
715 |
677 |
615 |
612 |
Плуги |
3041 |
2910 |
2829 |
2639 |
2489 |
Культиваторы |
2847 |
2753 |
2605 |
2889 |
2941 |
Сеялки |
2739 |
2635 |
2484 |
2342 |
2252 |
Косилки |
1490 |
1510 |
1455 |
1384 |
1322 |
Пресс-подборщики |
1026 |
1014 |
1006 |
947 |
948 |
Существующий парк сельхозтехники в Нижегородской области, как и в целом в России является устаревшим: по мнению экспертов до 70% техники изношено физически, а доля морально устаревшей техники превышает 90%. По данным Минпромторга России 85% тракторов, 58% зерноуборочных комбайнов и 41% кормоуборочных комбайнов старше 10 лет, т.е. работают с истекшими сроками эксплуатации. По этой причине сельскохозяйственные предприятия области и вся отрасль несет существенные ежегодные потери.
Серьезную озабоченность вызывает большая разномарочность закупаемой импортной техники: тракторы приобретаются у 10 фирм (150 моделей), зерноуборочные комбайны – у 5 (96 моделей). Это создает определенные трудности в обеспечении запчастями, в работе предприятий по сервисному обслуживанию и предъявляет новые требования к квалификации сервисных специалистов.
Глава 3. Перспективы, направленные на совершенствование АПК РФ
3.1. Пути реформирования АПК РФ
Основные мероприятия подпрограмм Государственной программы и включенных в нее федеральных целевых программ предусматривают комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение целей Государственной программы, а также на решение наиболее важных текущих и перспективных задач, обеспечивающих продовольственную независимость страны, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования в условиях расширения мирохозяйственных связей, устойчивое развитие сельских территорий и позитивное влияние на макроэкономические показатели страны. Реализация ведомственных целевых программ не предусматривается.
Подпрограммы развития растениеводства и животноводства построены по схеме, включающей 4 блока основных мероприятий - производство сельскохозяйственной продукции соответствующих видов, ее переработка, развитие инфраструктуры и регулирование рынков, кредитование и страхование.
Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" включает следующие основные мероприятия:
В качестве целевых индикаторов указанной подпрограммы используются объемы производства основных видов продукции растениеводства, пищевых продуктов, выпускаемых из растениеводческого сырья, площади закладки многолетних насаждений и виноградников, площади посевов кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, удельный вес российского производства в ресурсах внутреннего рынка зерна, сахара, растительного масла и картофеля.
В подпрограмме "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" выделяются следующие основные мероприятия:
Индикаторами реализации указанной подпрограммы являются объемы производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий, сыров, масла сливочного, мощностей по убою скота и его первичной переработки, удельный вес российской мясной и молочной продукции в общих их ресурсах.
Подпрограмма "Развитие мясного скотоводства" включает следующие основные мероприятия:
Индикатором реализации указанной подпрограммы является поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами, в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей.
Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" представляет собой продолжение и расширение мероприятий государства в области поддержки малого предпринимательства и включает следующие основные мероприятия:
Индикаторами указанной подпрограммы являются количество крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки, количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм, а также площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств.
Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" включает следующие основные мероприятия:
Индикаторами реализации указанной подпрограммы являются:
Информация о работе Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития