Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование региональной системы Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- анализ региона как социально-экономической системы;
- определение политических и экономических основ развития регионов;
- исследование целевых программ развития регионов;
- определение проблем развития регионов России;
- определение критерии эффективности оценки развития регионов.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Анализ основных понятий исследований ……………….……..5
1.1. Регион как социально-экономическая система…………………….. 5
1.2. Исследование понятия "региональная система"………………….... 9
Глава 2. Социально-экономическая характеристика региональной системы Российской Федерации ……………………………………………….11
2.1. Неравномерность развития регионов – как основная проблема………………………………………………………………….……... 11
2.2. Неблагополучные регионы России …………………………………12
Глава 3. Целевые программы в развитии регионов России. Их роль………. ……………………………………………………………………...16
3.1. Критерии эффективности оценки развития регионов……………. 16
3.2. Программно-целевой метод управления развитием регионов России…………………………………………………………………………… 19
Заключение………………………………………………………………. 23
Список использованных источников…………………………………... 25
Под "программно-целевым
методом управления" следует считать
теоретические и научно-
В настоящее время
в России с целью решения региональных
проблем реализуется
Необходимость решения этой задачи определяется наличием таких общепризнанных недостатков современной практики федерального программного регулирования, как:
- размытость целей,
- отсутствие федеральных приоритетов,
- формальность процедур отбора программ,
- недостаточная ответственность
за исполнение программных
В настоящее время финансовая помощь из федерального бюджета субъектам Российской Федерации предоставляется через:
- Фонд финансовой поддержки
субъектов Российской
- Фонд компенсаций,
- Фонд регионального развития.
Средства Фонда регионального развития направляются на финансирование объектов, предусмотренных в десятках федеральных целевых программ развития субъектов Российской Федерации. Сложившаяся практика не позволяет проводить эффективную региональную политику государственной поддержки регионов. Программа сориентирована на смягчение межрегиональных контрастов, возникших в переходный период.
К числу важнейших аргументов в пользу реализации мероприятий Программы относятся:
- возможность объединения
многих федеральных целевых
- упрощение процедуры
согласования решений по
- возможность формирования в рамках Программы комплекса нормативно-правовых и финансовых условий для повышения в дальнейшем бюджетной самодостаточности регионов, уровень социально-экономического развития которых отстает от среднероссийского.
Ресурсы Программы будут адресно направлены на реализацию программных мероприятий по государственной поддержке регионов, что позволит предупредить возникновение новых очагов политической и национально-этнической напряженности.
Достижение основных целей Программы-сокращения различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации, уменьшения разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами-позволит решить такие важные задачи региональной экономической политики, как сохранение единого экономического пространства страны и развитие процессов межрегиональной экономической интеграции, формирование общероссийского и регионального рынков, обеспечение экономической самостоятельности регионов.
Программа предполагает проведение отбора регионов для оказания им государственной поддержки. Субъектами Российской Федерации, претендующими на государственную поддержку в рамках реализации Программы, будут признаны те, в которых темпы, масштаб и длительность спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости населения, демографического и экологического развития, предоставления социальных услуг ниже общероссийских показателей.
Для каждого такого региона разрабатываются определенные комплексы мероприятий, требующие государственной поддержки, направленные на преодоление его отставания в социально-экономическом развитии.
Программа рассчитана на долгосрочную перспективу. На каждом этапе ее реализации проводится оценка эффективности и на этой основе осуществляется уточнение как методологии отбора регионов, так и содержания программных мероприятий.
В работе осталось неисследованным много вопросов, потому как тематика курсовой работы достаточно широка.
Но в результате проделанных исследований охарактеризовать региональную систему можно следующим образом.
Во-первых, нужно отметить,
что под региональной системой понимается
комплекс регионов (субъектов) государства,
обладающих целостностью, относительной
независимостью, хозяйственной
Нужно отметить, что основным методом управления регионального развития является программно-целевой метод.
Под "программно-целевым методом" понимается научно-методические основы управления решением сложных проблем с использованием для этого целевых программ. В основе предпочтительности програмно-целевых метода управления развитием региона лежит уникальная способность данного метода системно воздействовать на предмет регулирования, как бы стягивая вокруг единой цели и политические, и социальные, и экономические, и экологические, и многие другие частные решения. Этим рассматриваемый метод наиболее соответствуют кругу именно региональных проблем, которые по своей сути почти всегда требуют соединения таких разноплановых решений.
Программно-целевой метод управления позволяет решить одну из самых актуальных проблем региональной системы Российской Федерации – преодоление неравномерности развития субъектов государства, а вместе с тем ликвидации неблагополучных регионов.
Вместе с тем неравномерность развития регионов Российской Федерации связана неоднородностью социальной структуры населения: различная демографическая ситуация, природные и климатические условия, сложившиеся исторические условия расселения населения и размещения объектов народного хозяйства, различная степень концентрации природных ресурсов, экономического потенциала и иные особенности.
Список использованных источников:
1. Волков Ю. Регионоведение: Учебное пособие – М.: Феникс, 2004. -184с.
2. Гаврилов А.И. Региональное деление России // ОНС. – 2001. № 3. – С. 32-42.
3. Дергачев В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение – М.: ЮНИТИ, 2004. -463с.
4. Карапетян Л. Международная
практика федерализма и
5. Карапетян Л. Субъекты
Федерации: проблемы выравниван
6. Каспэ С.И. Конструировать Федерацию – Renovatio Imperii как метод социальной инженерии. // Полис. – 2004. – №5. – С. 55-69.
7. Лексин В.Н., Швецов
А.Н. Основные понятия.
8. Лысенко В.Н. Развитие
федеративных отношений в
9. Макарычев А.С. Федерализм эпохи глобализма: вызовы для региональной России // Полис. -2004. – №5.-С.81-97
10. Мухаметшин Ф. Принципы формирования Федерации нового типа. // Федерализм. – 2004. – №2. – С. 31-52.
11. Остром В. Смысл
американского федерализма.
12. Политологический словарь. – М.: Инфра-М, 2005.
13. Ходачек В.М. Территориальное деление государства // Вопросы экономики. – 2003. – № 5. – С. 15.
14. Швецов А.Н. Управление процессами территориального и хозяйственного развития – М.: Наука, 2001.
15. Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт. – Казань: Изд-во Каз. университета, 2005.
16. Федерализм в России. / Под ред. Р.Хакимова. – Казань: Изд-во Каз. университета, 2001.
17. Федеральное устройство: реализация
Конституции Российской
18. Федоткин В. Составляющие
19. Шабо Ж.-Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Полис. 2005. С. 158–165.