Анализ выполнения договорных обязательств на поставки продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение анализ выполнения договорных обязательств на поставки продукции, для чего поставлены следующие задачи:
-изучение основных положений о договорных обязательствах по поставке;
-анализ правового регулирования договорных обязательств по поставке;
-исследование анализа исполнения договоров и особенностей договорных обязательств по поставке.
.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные положения о договорных обязательствах по поставке…..……..5
1.1 История законодательного регулирования договорных обязательств по поставке в России…………………………………………………………………5
1.2 Особенности становления договора поставки в период экономического развития……………………………………………………………………………8
1.3 Понятие, элементы договора поставки………………………………….…17
2. Правовое регулирование договорных обязательств по поставке………….20
2.1 Заключение договора поставки……………………………………..………20
2.2 Содержание договорных обязательств по поставке……………………….22
2.3 Исполнение договора поставки………………………………….………….27
3. Анализ исполнения договоров поставки……………………………...……..29
3.1 Анализ выполнения договорных обязательств……………………………29
3.2 Особенности анализа исполнения договорных обязательств по поставке…………………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы……………………………………………...46

Вложенные файлы: 1 файл

КурсоваяРыбачкова.docx

— 1.40 Мб (Скачать файл)

2. Субъекты права свободны в выборе договорной структуры и вида договорной связи, они вправе заключать договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законами или другими правовыми актами. В случаях необходимости стороны вправе самостоятельно создавать модели договоров (в том числе смешанные), не противоречащие как действующему законодательству, так и основным его началам.

3. Субъекты права осуществляют свободный выбор контрагентов, то есть лиц, с которыми они намерены вступить в договорные отношения, за исключением случаев, когда законом может предусматриваться обязанность определенного выбора. Так, поставщиками в договоре поставки могут выступать только коммерческие организации и граждане-предприниматели; покупателями могут быть любые лица, кроме физических лиц, приобретающих товары для бытовых нужд. Так как отбор поставщиков при размещении госзаказа и заключении госконтракта должен производиться на конкурсной основе (путем проведения открытых или закрытых торгов, конкурсов, аукционов), выигрыш на конкурсе влечет за собой обязанность лица, осуществляющего выбор поставщика, заключить договор с победителем.

Свобода выбора партнера предполагает, что у выбирающего есть право  на компетентный отказ от заключения договора с отдельными претендентами  при наличии у них равных возможностей исполнения будущих обязательств.

Свобода договора всегда содержит в себе риск совершения ошибочного выбора партнера, который может привести к неисполнению или ненадлежащему  исполнению договора.

4. Субъекты права свободны в формировании условий заключаемого договора, включая и договор поставки. Это должно способствовать становлению и развитию договорной инициативы и самостоятельности субъектов предпринимательских отношений. Условия договора определяются, прежде всего, усмотрением сторон. Роль так называемых инициативных условий в формировании договорных связей значительно возрастает. Единственное требование, предъявляемое в данном случае, заключается в том, чтобы избранное соглашением сторон условие не противоречило законам или иным правовым актам.

Однако и при свободе  договора невозможен отказ от обязательных условий. Из них можно выделить два  вида — предписания и запреты. И те, и другие могут содержаться как в нормативных, так и в индивидуальных нормативных актах. Среди обязательных условий определяющее значение должны иметь не запреты, а предписания. Последние могут носить императивный или диспозитивный характер. Гражданский кодекс отдает предпочтение диспозитивным правилам, которые применяются, если стороны своим соглашением не предусмотрели иные условия договора либо вообще не исключили действие этого правила. В отдельных случаях содержание некоторых условий может быть предписано императивными предписаниями — законами, административными и иными правовыми актами. Например, государство нормативно устанавливает или регулирует цены на определенные виды товаров (алкоголь, продукцию оборонного значения и т. д.).

Закон иногда содержит запреты  на включение тех или иных условий7. Например, недопустимо предусматривать в договоре условия, заранее ограничивающие или устраняющие ответственность при умышленном нарушении обязательств (п. 4 ст. 401 ГК).

5. Субъекты права свободно решают вопрос о способе, порядке заключения договора и его оформлении, за теми исключениями, когда в предписаниях содержатся обязательные правила в этой части. Такие обязательные правила установлены, в частности, для заключения госконтрактов и договоров поставки для государственных нужд.

Рассмотренные проявления свободы  договоров предоставляют возможность  субъектам договорных отношений  по поставкам реализовать в достаточно полной мере свою имущественную самостоятельность  и экономическую независимость, конкурировать на равных с другими  участниками предпринимательской  деятельности.

Реализация принципа свободы  договора означает, что сохраняются  практически все рыночные инструменты. Договор поставки обслуживает традиционный конкурентно-рыночный механизм. Вместе с тем в этом случае проблема рыночной реализации произведенной продукции  сводится к соблюдению договорной дисциплины и взаимных соглашений. Долгосрочные контракты упорядочивают хозяйственные связи на длительную перспективу и представляют собой своеобразную форму планирования, активными субъектами которого выступают стороны по договору.

Хозяйственные связи между  контрагентами на договорной основе, предваряющие производство, значительно  уменьшают классическую рыночную конкуренцию  в процессе и по поводу реализации произведенного продукта, сокращают  нерациональные издержки чисто торгового  состязания, но не приводят к исчезновению конкуренции вообще. Ареной конкурентной борьбы в этом случае должна стать  предпроизводственная стадия, предшествующая заключению договора: иными словами, не рынок товаров, а рынок заказов, на котором состязаются потенциальные поставщики, вынужденные доказывать свои конкурентные преимущества. Этот механизм следовало бы использовать не только для размещения на конкурсной основе государственного заказа, но и для формирования стабильных хозяйственных связей и между другими субъектами.

Хозяйствующий субъект, вышедший на рынок заказов, имеет возможность  сопоставления разных вариантов  своей деятельности и долгосрочного  развития, выбора экономически выгодного  контрагента. Максимальная свобода  выбора поставщика должна приводить  к резкому обострению конкуренции  между ними. На рынок заказов хозяйствующие  субъекты приходят относительно независимыми и экономически свободными, а после  заключения договора они "обречены" на взаимозависимое сотрудничество. Причем при надлежащем исполнении принятых обязательств для любой из сторон совершенно реальна перспектива вернуться в исходное состояние и вновь доказывать свои конкурентные притязания. По итогам такого состязания и должен заключаться договор поставки, наличие которого означает не угасание конкуренции, а перевод ее в более высокое качество. Это создает возможность более рационального использования ограниченных ресурсов, так как оптимальный вариант такого использования устанавливается не на рынке ресурсов, не по окончании процесса производства, а до его начала.

Таким образом, договорный способ планирования хозяйственных связей не только позволяет реализовать  на рыночной основе предпринимательскую  ориентацию хозяйствующих субъектов, но также сохраняет главные преимущества планомерных связей — минимизацию производственного и коммерческого рисков, стабильность производства. Он приводит к повышению устойчивости не только крупных хозяйственных ячеек, но и их мелких партнеров, у которых размещаются заказы. Происходит четкая синхронизация производственной и коммерческой деятельности многих субъектов на основе кооперационных .связей, "завязанных" на производстве конечного продукта. Для малого поставщика сотрудничество на конкурсно-контрактной основе с более крупным партнером оборачивается повышением требований к качеству работы и производимого продукта.

В связи с регулированием в части второй Гражданского кодекса  РФ договора поставки как разновидности  договора купли-продажи в периодической  юридической печати неоднократно обсуждались  различные аспекты содержания и  исполнения договора поставки.

По вопросам применения положений  ГК о договоре поставки было принято  постановление Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 года № 18. Но ни в печати, ни в постановлении Пленума ВАС РФ практически не рассматривались вопросы влияния положений Закона РФ "О защите прав потребителей" на формирование некоторых условий договора поставки товаров предприятиям розничной торговли.

Отвечая на вопрос: "Каким  быть договору поставки?", В. Анохин справедливо отмечает важнейшее  значение хозяйственных договоров, в частности договора поставки, в  регулировании взаимоотношений  предпринимателей. Критикуя условия  реально заключаемых договоров  поставки, автор указывает также на "консервативность мышления практических работников, продолжающих опираться на советский порядок заключения договоров по диктуемым сверху условиям. В связи с этим был предложен примерный образец договора поставки, подготовленный на основе новейшего гражданского законодательства и арбитражной практики.

В процессе практического  применения выработанного образца  договора поставки выявились некоторые  недостатки.

Условие о качестве и комплектности  товара сформулировано в соответствии с Положениями о поставках, утвержденными  Советом Министров СССР а 1988 году. В нем не нашли отражения и раскрытия правила ст. 469 и 478 ГК, в частности по вопросу о разделении важнейшее значение во взаимоотношениях сторон. Аналогичное происхождение имеет и формулировка о гарантийных сроках. Без необходимых разъяснении трудно согласовать это условие со ст. 470 Кодекса. Пункты о приемке товара по количеству и качеству( почти дословное изложение соответствующих Инструкций П6 и П7), утвержденных Госарбитражем при Совете Министров СССР в 1965—1966 годах, применение которых также требует учета изменений, произошедших в законодательстве. В связи с этим следует обратить внимание на постановление Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 года № 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки", согласно которому арбитражные суды могут применять правила Положений о поставках, которые не противоречат императивным нормам ПС, если в договоре имеется прямая ссылка на конкретный пункт этих Положений либо из текста договора очевидно намерение сторон его применять (п. 4). В указанных случаях правила Положений о поставках следует рассматривать как согласованные сторонами условия обязательства. Очевидно, эта рекомендация может быть отнесена и к Инструкциям о приемке продукции и товаров по количеству и качеству. Следует отметить и другое, полное отсутствие в примерном договоре поставки "каких-либо условий, отражающих специфику поставки товаров народного потребления для розничной продажи, вытекающих из требований Закона о защите прав потребителей. Это не отражено даже в тех случаях, когда соответствующие правила предусмотрены нормами Гражданского кодекса (ст. 518, 519)".

Договору поставки присущи  квалифицирующие признаки8, выделяющие его в отдельный вид договора купли - продажи и обуславливающие его особое правовое регулирование:

  1. передача товаров продавцом (поставщиком) покупателю должна осуществляться в обусловленный договором срок или срок. Применительно к договору поставки срок (сроки) передачи товаров приобретает характер существенного условия договора;
  2. по договору поставки подлежат передаче не любые товары, а только производимые или закупаемые поставщиком. Таким образом, в качестве поставщика выступает коммерческая организация, специализирующаяся на производстве соответствующих товаров либо профессионально занимается их закупками;
  3. имеет существенное значение, для какой цели покупателем приобретаются товары у поставщика, ибо договором поставки признается только такой, в силу которого покупателю передаются товары для их использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Данный признак свидетельствует о том, что и в качестве покупателя по договору поставки должна выступать, как правило, коммерческая организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью.

 

 

 

1.3 Понятие, элементы договора поставки

Определение договора поставки содержится в ст. 506 Гражданского кодекса  РФ.

По договору поставки поставщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется в обговоренный срок или сроки передать производимые или закупаемые им товары покупателю для использования товаров в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным использованием. Договор поставки в случае возникновения разногласий по отдельным условиям договора должен быть согласован в течение 30 дней. Поставщик, допустивший неполную поставку товара в отдельном периоде, обязан восполнить остальное количество товара в следующем периоде. Покупатель обязан произвести необходимые действия по приемке товара, произвести его осмотр, проверить количество и т.д. Данное определение позволяет сделать вывод о том, что договор поставки является консенсуальным (договор заключен, когда стороны придут к соглашению по всем существенным условиям соглашения), возмездным (что обуславливает денежный характер соглашения), двусторонне обязывающим договором (правам и обязанностям одной стороны противостоят соответствующие права и обязанности другой стороны)9.

На практике до сих пор  возникают трудности с ограничением выделения договора поставки из других разновидностей купли-продажи. В связи  с этим, только анализ и выделение  квалифицирующих признаков позволит определить конкретный договор как  договор поставки.

Элементы договора поставки:

1.  Стороны договора  поставки.

Сторонами договора поставки являются поставщик и покупатель. На стороне поставщика, как правило, выступают коммерческие организации  и граждане-предприниматели. В качестве покупателя могут выступать любые  лица (за исключением граждан, приобретающих товары для бытовых нужд), однако чаще всего это также предпринимателя (индивидуальные и коллективные).

2.  Форма договора поставки.

Форма договора поставки должна соответствовать нормам ГК РФ о заключении сделок. Согласно ст. 161 ГК РФ сделки юридических  лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой  письменной форме. Но при этом в обязательном порядке не требуется совершение договора поставки на бланке определенной формы, а также скрепление его  печатью. На основании ст. 23 ГК РФ это  правило распространяется и на граждан, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица. Таким образом, юридическим  лицам и предпринимателям рекомендуется  оформлять типовой договор поставки в простой письменной форме.

Несоблюдение сторонами  простой письменной формы договора поставки согласно ст. 162 ГК РФ не влечет его недействительности. Последствием несоблюдения формы может быть лишь отсутствие у сторон по договору права  в случае спора ссылаться в  подтверждение сделки и ее условий  на свидетельские показания. В такой  ситуации стороны могут использовать в качестве доказательств заключения типового договора поставки переписку  друг с другом, бухгалтерские документы (накладные и т.д.), которые подтверждают факт заключения и исполнения договора10.

3. Существенные условия.

·  Предмет договора –  это условия о товаре, о его  наименовании, количестве и качестве. Описание предмета может содержаться  как в тексте примера договора поставки, так и отдельно в специальном  приложении – «Спецификация товара», которое является неотъемлемой частью договора поставки.

·  Срок поставки – условие  о предусмотренных в договоре поставки временных периодах, в течение  которых поставщик должен передать товар покупателю, это основная характеристика договора поставки.

При отсутствии этих согласованных  условий в договоре поставки, он не считается заключенным.

4.  Дополнительные условия.

·  Цена договора поставки. Цена и порядок расчетов в договоре поставки не определяется законодательными актами.

·  Страхование товара. Стороны договора поставки могут  оговорить условие о страховании  товара, причем расходы по страхования  может взять на себя покупатель или  поставщик, а страховые расходы  стороны могут поделить между  собой.

Информация о работе Анализ выполнения договорных обязательств на поставки продукции