Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 21:04, курсовая работа
Перечисленными выше факторами обусловлена актуальность темы курсового исследования, целью которого является анализ структуры и динамики потребительской корзины в регионе.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
даны теоретические основы расчета продовольственной и потребительской корзины;
проведен анализ структуры потребительской корзины региона;
Введение
1. Теоретические основы формирования продовольственной корзины
1.1 Продовольственная корзина: сущность и понятие
1.2 Методика расчета потребительской корзины
2. Анализ динамики стоимости потребительской корзины
2.1 Анализ динамики основных социально-экономических показателей развития региона
2.2 Потребительская корзина в регионе и ее динамика
3. Разработка предложений по повышению качества жизни в регионе
Заключение
Список использованной литературы
— производство сыров и творога возросло на 19,8 %;
— выпуск сливочного масла увеличился на 1,8 %;
— производство мяса возросло на 5,9 %, колбасы – на 1,8 %.
Показатели по лесной промышленности:
— индекс производства в сфере деревопереработки и производстве деревянных изделий составил 75,4 %.
Показатели по производству энергии:
— тарифы на электрическую энергию (сентябрь 2009 года по отношению к декабрю 2008 года) возросли на 30,7 %, на тепловую энергию – на 20,6 %;
— производство электрической энергии понизилось на 11,6 %, тепловой энергии – на 14 %.
Показатели по рыболовству:
— на 1 % возрос объем рыбного улова и добычи морепродуктов.
Показатели в сфере строительства:
— объем выполненных строительных работ составил 56,8 %.
Показатели по транспортной инфраструктуре:
— снижение грузооборота на автотранспорте составило 7,1 %, морском и ж/д транспорте 13,6 % и 16,5 % соответственно;
— возрос грузооборот на воздушном транспорте – 2,4 %.
Показатели по развитию АПК:
— объем производства с/х продукции составил 107,7 %.
Показатели потребительского рынка:
— рост цен на потребительском рынке Архангельской области составил 7,5 %;
— продажи в розницу снизились на 2,9 %;
— объем оказываемых населению услуг возрос на 1,6 %.
Показатели уровня жизни и рынка труда:
— безработица увеличилась на 44,9 %;
— доходы жителей увеличились на 16 %, при этом рост действительно располагаемых денежных средств составил 3,8 %;
— номинальная средняя ежемесячная з/п выросла на 10,9 %, но реальная з/п сократилась на 1,8 %.
Таким образом, если в некоторых сферах экономики Архангельской области наблюдается прогресс, то в большей части из них все же наблюдается регресс.
Стабильный прирост объемов производства показывает лишь сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, рыбный промысел и сфера услуг, оказываемых населению.
В остальных секторах экономики наблюдается снижение объемов производства по сравнению с аналогичным периодом за 2008 год.
ВРП на душу населения в год в Архангельской области составил 224807,8 руб. По этому показателю Архангельская область:
— приближается к Мурманской области (225044,6 руб.), Красноярскому краю (253942,4 руб.), Республике Татарстан (204890,2 руб.), Томской области (208946,1 руб.) и Республике Якутия (259249 руб.);
— значительно опережает Алтайский край (88935,2 руб.), Приморский край (131578,8 руб.), Северо-Кавказские республики (от 29903,7 руб. до 76455,4 руб.), Псковскую область (88966,6 руб.) и Смоленскую область (100307.2 руб.),
— отстает от Чукотского АО (421287,6 руб.), Сахалинской области (550227,8 руб.) и г. Москва (643733,4 руб.).
ВРП ближайших соседей Архангельской области составил: Карелия (151210,8 руб.), Вологодская область(199086,8 руб.), Кировская область (84670 руб.), Республика Коми (249570,9 руб.).
Развитие потребительского рынка Архангельской области в настоящее время имеет положительную тенденцию. Торговля входит в число динамично развивающихся отраслей экономики региона.
На территории Архангельской области представлены предприятия современных форматов: торговые центры и комплексы, оснащенные новейшим оборудованием, с европейским уровнем дизайна интерьеров и ассортиментом предлагаемых к продаже товаров, магазины шаговой доступности. Широкое применение получил сетевой принцип организации торгового обслуживания.
Из отрасли, занятой продажей товаров, торговля все больше трансформируется в сферу обслуживания. В организациях торговли открываются предприятия общественного питания, создаются игровые комнаты для детей, предоставляются другие дополнительные услуги, активно используют программы лояльности покупателей.
Вместе с тем в целях функционирования экономики Архангельской области в условиях депрессивных явлений в мировой экономике основу политики на потребительском рынке области составляют:
удовлетворение потребности населения в качественных товарах и услугах;
увеличение реализации ассортимента социально-значимых товаров (услуг) в общем объеме товарооборота;
развитие сети социально ориентированных предприятий потребительского рынка;
открытие фирменных магазинов местных товаропроизводителей;
расширение форматов торговли (ярмарки, выставки, упрощенные формы торговли), исключающих посреднические звенья.
Архангельская область является «завозной» практически по всем группам товаров, за 2008 год:
оборот оптовой торговли составил 76008,5 млн. руб. или 119,9% к уровню 2007 года;
оборот розничной торговли по всем каналам реализации составил 96176,2 млн. руб., или 113,5% к уровню 2007 года, в т. ч. на розничных рынках — 6187,3 млн. руб.;
оборот общественного питания составил 4408,5 млн. руб. или 110,0 % к уровню 2007 года.
Макроструктура оборота розничной торговли в 2008 году:
товарооборот продовольственных товаров составил 48194,9 млн. руб. (рост продаж данной группы составил 107,9% к уровню 2007 года);
товарооборот непродовольственных товаров составил 47981,2 млн. руб. (рост продаж составил 119,2% к уровню 2007 года).
В макроструктуре оборота розничной торговли за 2008 год отмечается незначительное преобладание доли продовольственных товаров — 50,1% от общего объема розничного товарооборота.
Оборот розничной торговли области на 93,8% сформирован торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне розничных рынков).
В настоящее время доля крупных и средних предприятий в розничном товарообороте области составляет 29,5%; малых предприятий — 18,5%; розничных рынков и ярмарок — 6,2%; индивидуальных предпринимателей, реализующих товары вне рынков — 45,8%.
По состоянию на 1 января 2009 года около 95% всех предприятий оптовой и розничной торговли имеют частную форму собственности.
На фоне стабильного роста товарооборота и объема услуг на территории Архангельской области ежегодно увеличивается количество объектов торговли. В настоящее время на территории области функционируют:
8366 объектов торговли, в том числе магазинов 7054 (прирост торговых площадей за 2008 год составил 39,5 тыс. кв. метров);
1272 предприятия общественного питания;
24 розничных рынка, в том
числе 4 — специализированные
Прирост торговых площадей за 2008 год составил 39516 мІ. В настоящее время в Архангельской области осуществляют торговлю 94 магазина местной промышленности и 84 объекта мелкой розницы, организованных товаропроизводителями и сельхозпроизводителями области.
Развитие ситуации на региональном потребительском рынке за 1 полугодие 2009 года характеризуется следующими показателями:
оборот розничной торговли по всем каналам реализации составил 49276,2 млн. руб., или 98,5% к соответствующему периоду прошлого года;
продажа товаров на розничных рынках — 3365,4 млн. руб. или 6,8% в общем объеме розничного товарооборота;
оборот общественного питания составил 2174,8 млн. руб. или 96,3% к
Информация о работе Анализ динамики стоимости потребительской корзины