Анализ естественного движения населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ естественного движения населения. Задачи курсовой работы:
- дать понятие естественного движения населения;
- описать влияние меняющегося демографического потенциала на качество жизни и социально-экономическое положение населения;
- охарактеризовать тенденции естественного движения населения в РФ;
- рассмотреть демографическую политику как метод повышения воспроизводства населения.

Содержание

Введение 3
1. Основные аспекты естественного движения населения 5
1.1. Понятие естественного движения населения 5
1.2. Влияние меняющегося демографического потенциала на качество жизни и социально-экономическое положение населения 6
2. Тенденции естественного движения населения в РФ 14
2.1. Состояние народонаселения РФ 14
2.2. Анализ коэффициентов воспроизводства населения 15
2.3. Демографический переход в России как составляющая естественного движения населения 18
2.4. Проблемы снижения воспроизводства в РФ 26
2.5. Демографическая политика Российской Федерации 30
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ естественного движения населения Мск 2013.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Увеличение  физических и эмоциональных нагрузок в сочетании с ухудшением питания способствуют падению здоровья детей. На 40% больше, чем раньше, стали умирать молодые - в возрасте 15 - 19 лет. Очень высока и увеличивается доля детей с заболеваниями нервной системы, 40% детей страдает хроническими заболеваниями, половина имеет различные отклонения в развитии.

Наблюдается неравномерность расселения жителей по территории России. Плотность населения России резко сокращается с запада на восток и с юга на север. Более плотно заселены территории вдоль транспортных коммуникаций, долин рек. Численность и доля сельского населения в России имеет тенденцию к сокращению. Сейчас число сельских жителей составляет 27% общей численности населения страны. Практика коттеджного строительства способствует росту социального напряжения в сельской местности, особенно в пригородных зонах крупных городов, подчеркивая рост социального расслоения в обществе и увеличивая экологические проблемы.

Уровень безработицы  в России достаточно высок и это  составляет очень острую проблему. Если допустить дальнейший рост безработицы  в России, социальные последствия могут оказаться пагубными. Исследования, проведенные в США, показали, что при увеличении уровня безработицы на 1%, если она затем не снижается на протяжении пяти последующих лет, дает следующие результаты: рост душевнобольных - на 3%, тюремных заключений - на 4%, убийств - на 6%, смертности от алкоголизма - на 2%, повышение общего показателя смертности - на 2%. Отечественными учеными установлено, что увеличение безработицы и напряженность на рынке труда в городе на 1% вызывает рост преступности не менее чем на 7 - 8%.

 

2.5. Демографическая политика Российской Федерации

 

Новый этап демографической политики начался с разработки Концепции демографического развития России на период до 2015 года.10

В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности  жизни населения определены следующие  приоритеты

— укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также путем развития физической культуры и спорта и организации досуга;

— улучшение  репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;

— улучшение  здоровья населения трудоспособного  возраста в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;

— сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.

Стимулирование рождаемости намечается проводить за счет формирования системы общественных и личных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более. В свою очередь, это потребует повышения материального благосостояния и качества жизни семьи, создания благоприятных социально-экономических условий для рождения и воспитания сразу нескольких детей, самореализации молодежи при получении образования и занятий достойным трудом с точки зрения материального вознаграждения.

В области регулирования  миграций и расселения Концепцией определены следующие приоритеты:

1) привлечение  иммигрантов в Россию, в первую  очередь из стран СНГ и Балтии,

2) создание экономических  условий для сокращения эмиграционного  оттока за счет

мер по сохранению творческого интеллектуального потенциала страны,

3) проведение  комплекса правовых, организационных  и финансовых мер. направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в РФ.

Считается необходимым  разработать новые подходы к  регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения России, а также к стимулированию такой иммиграции с учетом возрастно-половых характеристик, уровня здоровья и профессиональной квалификации. Ставится также задача обеспечения стабилизации численности населения в важных в геополитическом отношении регионах страны, например на Дальнем Востоке. В целях регулирования внутренней миграции намечается разработка мер. направленных на повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Реализация  Концепции предполагает формирование механизма, основанного на:

1) объединение  усилий государства и общества  в выработке единых подходов  к сохранению демографического потенциала России.

2) координации  действий органов власти на  федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на улучш ение демографической ситуации в стране;

3) разработке  целевых федеральных и региональных  программ, направленных на решение  основных социальных и демографических  задач .11

Задачи демографического развития РФ:12

1)  в области  укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:

− увеличение ожидаемой  продолжительности жизни;

− увеличение продолжительности  здоровой (активной) жизни;

− улучшение  качества жизни хронически больных  и инвалидов;

2)  в области  стимулирования рождаемости и  укрепления семьи:

− создание предпосылок  для повышения рождаемости;

− всестороннее укрепление института семьи;

− создание условий  для самореализации молодѐжи;

− обеспечение  адресной социальной защиты семьи, в  том числе материальная помощь при  рождении ребенка;

3)  в области  миграции и расселения.

Приоритеты  демографического развития, таковы.

1.  В области  укрепления здоровья и увеличения  продолжительности жизни населения:

− укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего  за счет профилактики травматизма и отравлений; борьбы с курением, алкоголизмом и наркоманией; развития физической культуры и спорта и организации досуга;

− улучшение  репродуктивного здоровья путем  совершенствования  профилактической и лечебно-диагностической помощи;

− улучшение  здоровья лиц трудоспособного возраста за счет профилактики травматизма и отравлений, раннего выявления и лечения болезней органов кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;

− сохранение здоровья пожилых людей, прежде всего, – предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.

2.  В области  стимулирования рождаемости и  укрепления семьи:

− формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью  с двумя детьми и более;

− повышение  материального благосостояния для рождения, содержания и воспитания нескольких детей; условий для самореализации молодежи, в том числе получения общего и профессионального образования, работы с достойной оплатой, возможности обеспечить    семью жильем;

− обеспечение  работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;

− повышение  воспитательного потенциала семьи;

− развитие доступных  форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.

Обеспечение условий  для улучшения благосостояния семей  требует стабилизировать ситуацию на рынке труда, повысить уровень  заработной платы.

В правовом аспекте  необходимо развивать трудовое законодательство, совершенствовать систему выплаты  пособий родителям, в том числе повышать размеры пособий и обеспечивать их адресность. Следует дифференцировать уровень пособий и налогов с учетом материальных условий семьи и еѐ социального положения. Поддержка молодых семей включает в себя улучшение их жилищных условий в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных субсидий, льготное кредитование в зависимости от числа детей в семье. Многие эксперты отмечают декларативность российской демографической политики, отсутствие целостной системы мер, которая была бы реалистичной и строго контролируемой в применении. Так, до сих пор не приняты федеральные законы «О государственных минимальных социальных стандартах» (он должен стать основой формирования бюджетов всех уровней), «О разделении компетенции в социальной сфере между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления»; «О социальных гарантиях, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи»; «Об улучшении демографической ситуации в стране». Действующие федеральные законы концептуально устарели.

Современная государственная статистика не обеспечивает органы власти  объективной информацией, которая позволяла бы вести эффективный анализ и  прогнозирование демографического роста.

Государство должно резко повысить свою роль регулятора, перераспределить  прибыль  и  собственность в общественных интересах, то есть обратить часть природной ренты и налоговых поступлений на финансирование демографического роста.  Необходимы прогрессивная шкала налогообложения, торможение вывоза капиталов, сокращение социальной поляризации. Основные приоритеты реформ могут быть следующими:

− повышение  рождаемости, социальная защита материнства  и детства;

− укрепление здоровья граждан и увеличение продолжительности  жизни;

− повышение  устойчивости брака;

− рационализация миграционных процессов;

− целевая поддержка социально незащищѐнных групп: пенсионеров, инвалидов, безработных, учащейся молодежи, молодых и многодетных семей, матерей-одиночек;

− учет баланса  интересов всех социальных и этнических групп.

В современной  России непосредственное регулирование государством демографических процессов сокращается. Необходима разработка системы мер косвенного влияния государства на демографический рост с учетом возможностей неправительственных организаций «третьего сектора», профсоюзов, этнических и территориальных сообществ.

Неотложные  меры демографической политики можно  разделить на сдерживающие и стимулирующие. Сдерживающие меры призваны уменьшить  издержки депопуляции: смертность, низкое качество здоровья населения, чрезмерную неконтролируемую эмиграцию и иммиграцию. Стимулирующие меры включают в себя повышение рождаемости, привлечение «качественных» переселенцев, льготное кредитование молодых семей, поощрение многодетности, улучшение работы спортивных и медицинских учреждений, внедрение системы дешевого социального страхования.

Необходима  активная демографическая политика, ключевым звеном которой должна стать  поддержка рождаемости в большинстве  регионов, т.к. снижение смертности и  заболеваемости  – более длительный и затратный процесс. Особенно важно  повысить рождаемость в центральных и северных регионах, сельской местности.

Ссылки на опыт высокоразвитых стран Запада по привлечению  массовой миграции и мнение о неизбежности низкой рождаемости в России необъективны. Выход – в системном построении демографической политики в сферах рождаемости, смертности, улучшения образа жизни, поддержки семьи, уменьшения преступности и других социальных девиаций.

Можно использовать позитивный опыт зарубежных стран. Например, в Швейцарии до совершеннолетия  на каждого ребенка идѐт государственная выплата. Малоимущим семьям субсидируется также стоимость детского сада.

В реализации  политики  важна позиция региональных  органов  власти и местного самоуправления. М.Н. Руткевич приводит контрастные  примеры рождаемости в Центральном Черноземье. Белгородская область имеет повышенную рождаемость на фоне таких же по природным условиям соседей, так как предприятия ряда районов доплачивают матерям пособие на уровне среднемесячного заработка до возраста 3 лет. Беременные женщины из малообеспеченных и многодетных семей получают за счѐт бюджета области лечебное питание, а матери – амбулаторное лечение, бесплатные медикаменты для детей младше 3 лет. На лицевой счет каждого новорожденного зачисляется 1 тыс. руб. под банковские проценты, и такая политика ведѐтся уже 10 лет.

Следует закрепить  в федеральном законодательстве социальные стандарты и индикаторы, отражающие действительное положение  семьи в обществе и позволяющие  выявлять итоги демографической  политики. Эти задачи стоят не только перед федеральными, но и региональными, муниципальными органами власти. Например, ряд субъектов РФ разработал свои комплексные региональные программы семейной политики: Пермская, Свердловская, Новосибирская и другие области, Республика Татарстан.

Учитывая разнообразие демографических ситуаций, субъекты  РФ  сами определяют направления демографической политики, еѐ институциональную структуру, средства и методы.

Например, в  Татарстане успешно действуют республиканская и городские программы поддержки семьи. Они определяют семейную политику как совокупность условий и механизмов укрепления семьи.

Ряд регионов предлагает также отказаться от политики, сосредоточенной  только на поддержке брака, на социальной защите родительства и детей, а учитывать  интересы всей семьи как малой социальной группы.

В экономической  социологии и демографии создана  модель повышения рождаемости, которая  предлагает финансировать «репродуктивный  труд» по рождению и воспитанию детей. Усилия женщин должны оплачиваться из особых гендерных фондов федерального бюджета, регионов и предприятий. Модель потребует финансирования на уровне 3–4 % доходов российского бюджета в первый год реализации (18–24 млрд. руб.). 

Выплаты могут составить ежемесячно 1 тыс. руб. на уход и воспитание первого ребенка младше 7 лет, 2 тыс. руб.  – второго ребенка, что позволит увеличить число рождений на 1 млн. (75 %) в год. Есть и более варианты финансирования за счет региональных  органов власти, общественных структур.

Информация о работе Анализ естественного движения населения