Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 15:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ естественного движения населения. Задачи курсовой работы:
- дать понятие естественного движения населения;
- описать влияние меняющегося демографического потенциала на качество жизни и социально-экономическое положение населения;
- охарактеризовать тенденции естественного движения населения в РФ;
- рассмотреть демографическую политику как метод повышения воспроизводства населения.
Введение 3
1. Основные аспекты естественного движения населения 5
1.1. Понятие естественного движения населения 5
1.2. Влияние меняющегося демографического потенциала на качество жизни и социально-экономическое положение населения 6
2. Тенденции естественного движения населения в РФ 14
2.1. Состояние народонаселения РФ 14
2.2. Анализ коэффициентов воспроизводства населения 15
2.3. Демографический переход в России как составляющая естественного движения населения 18
2.4. Проблемы снижения воспроизводства в РФ 26
2.5. Демографическая политика Российской Федерации 30
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Увеличение физических и эмоциональных нагрузок в сочетании с ухудшением питания способствуют падению здоровья детей. На 40% больше, чем раньше, стали умирать молодые - в возрасте 15 - 19 лет. Очень высока и увеличивается доля детей с заболеваниями нервной системы, 40% детей страдает хроническими заболеваниями, половина имеет различные отклонения в развитии.
Наблюдается неравномерность расселения жителей по территории России. Плотность населения России резко сокращается с запада на восток и с юга на север. Более плотно заселены территории вдоль транспортных коммуникаций, долин рек. Численность и доля сельского населения в России имеет тенденцию к сокращению. Сейчас число сельских жителей составляет 27% общей численности населения страны. Практика коттеджного строительства способствует росту социального напряжения в сельской местности, особенно в пригородных зонах крупных городов, подчеркивая рост социального расслоения в обществе и увеличивая экологические проблемы.
Уровень безработицы в России достаточно высок и это составляет очень острую проблему. Если допустить дальнейший рост безработицы в России, социальные последствия могут оказаться пагубными. Исследования, проведенные в США, показали, что при увеличении уровня безработицы на 1%, если она затем не снижается на протяжении пяти последующих лет, дает следующие результаты: рост душевнобольных - на 3%, тюремных заключений - на 4%, убийств - на 6%, смертности от алкоголизма - на 2%, повышение общего показателя смертности - на 2%. Отечественными учеными установлено, что увеличение безработицы и напряженность на рынке труда в городе на 1% вызывает рост преступности не менее чем на 7 - 8%.
Новый этап демографической политики начался с разработки Концепции демографического развития России на период до 2015 года.10
В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты
— укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также путем развития физической культуры и спорта и организации досуга;
— улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
— улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
— сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.
Стимулирование рождаемости намечается проводить за счет формирования системы общественных и личных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более. В свою очередь, это потребует повышения материального благосостояния и качества жизни семьи, создания благоприятных социально-экономических условий для рождения и воспитания сразу нескольких детей, самореализации молодежи при получении образования и занятий достойным трудом с точки зрения материального вознаграждения.
В области регулирования миграций и расселения Концепцией определены следующие приоритеты:
1) привлечение иммигрантов в Россию, в первую очередь из стран СНГ и Балтии,
2) создание экономических
условий для сокращения
мер по сохранению творческого интеллектуального потенциала страны,
3) проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер. направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в РФ.
Считается необходимым разработать новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения России, а также к стимулированию такой иммиграции с учетом возрастно-половых характеристик, уровня здоровья и профессиональной квалификации. Ставится также задача обеспечения стабилизации численности населения в важных в геополитическом отношении регионах страны, например на Дальнем Востоке. В целях регулирования внутренней миграции намечается разработка мер. направленных на повышение территориальной мобильности рабочей силы.
Реализация Концепции предполагает формирование механизма, основанного на:
1) объединение усилий государства и общества в выработке единых подходов к сохранению демографического потенциала России.
2) координации
действий органов власти на
федеральном, региональном и
3) разработке
целевых федеральных и
Задачи демографического развития РФ:12
1) в области
укрепления здоровья и увеличен
− увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
− увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
− улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;
2) в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
− создание предпосылок для повышения рождаемости;
− всестороннее укрепление института семьи;
− создание условий для самореализации молодѐжи;
− обеспечение адресной социальной защиты семьи, в том числе материальная помощь при рождении ребенка;
3) в области миграции и расселения.
Приоритеты демографического развития, таковы.
1. В области
укрепления здоровья и
− укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет профилактики травматизма и отравлений; борьбы с курением, алкоголизмом и наркоманией; развития физической культуры и спорта и организации досуга;
− улучшение
репродуктивного здоровья путем
совершенствования профилактической
и лечебно-диагностической
− улучшение здоровья лиц трудоспособного возраста за счет профилактики травматизма и отравлений, раннего выявления и лечения болезней органов кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
− сохранение здоровья пожилых людей, прежде всего, – предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.
2. В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
− формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;
− повышение материального благосостояния для рождения, содержания и воспитания нескольких детей; условий для самореализации молодежи, в том числе получения общего и профессионального образования, работы с достойной оплатой, возможности обеспечить семью жильем;
− обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;
− повышение воспитательного потенциала семьи;
− развитие доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.
Обеспечение условий
для улучшения благосостояния семей
требует стабилизировать
В правовом аспекте необходимо развивать трудовое законодательство, совершенствовать систему выплаты пособий родителям, в том числе повышать размеры пособий и обеспечивать их адресность. Следует дифференцировать уровень пособий и налогов с учетом материальных условий семьи и еѐ социального положения. Поддержка молодых семей включает в себя улучшение их жилищных условий в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных субсидий, льготное кредитование в зависимости от числа детей в семье. Многие эксперты отмечают декларативность российской демографической политики, отсутствие целостной системы мер, которая была бы реалистичной и строго контролируемой в применении. Так, до сих пор не приняты федеральные законы «О государственных минимальных социальных стандартах» (он должен стать основой формирования бюджетов всех уровней), «О разделении компетенции в социальной сфере между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления»; «О социальных гарантиях, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи»; «Об улучшении демографической ситуации в стране». Действующие федеральные законы концептуально устарели.
Современная государственная статистика не обеспечивает органы власти объективной информацией, которая позволяла бы вести эффективный анализ и прогнозирование демографического роста.
Государство должно резко повысить свою роль регулятора, перераспределить прибыль и собственность в общественных интересах, то есть обратить часть природной ренты и налоговых поступлений на финансирование демографического роста. Необходимы прогрессивная шкала налогообложения, торможение вывоза капиталов, сокращение социальной поляризации. Основные приоритеты реформ могут быть следующими:
− повышение рождаемости, социальная защита материнства и детства;
− укрепление здоровья граждан и увеличение продолжительности жизни;
− повышение устойчивости брака;
− рационализация миграционных процессов;
− целевая поддержка социально незащищѐнных групп: пенсионеров, инвалидов, безработных, учащейся молодежи, молодых и многодетных семей, матерей-одиночек;
− учет баланса интересов всех социальных и этнических групп.
В современной России непосредственное регулирование государством демографических процессов сокращается. Необходима разработка системы мер косвенного влияния государства на демографический рост с учетом возможностей неправительственных организаций «третьего сектора», профсоюзов, этнических и территориальных сообществ.
Неотложные меры демографической политики можно разделить на сдерживающие и стимулирующие. Сдерживающие меры призваны уменьшить издержки депопуляции: смертность, низкое качество здоровья населения, чрезмерную неконтролируемую эмиграцию и иммиграцию. Стимулирующие меры включают в себя повышение рождаемости, привлечение «качественных» переселенцев, льготное кредитование молодых семей, поощрение многодетности, улучшение работы спортивных и медицинских учреждений, внедрение системы дешевого социального страхования.
Необходима
активная демографическая политика,
ключевым звеном которой должна стать
поддержка рождаемости в
Ссылки на опыт высокоразвитых стран Запада по привлечению массовой миграции и мнение о неизбежности низкой рождаемости в России необъективны. Выход – в системном построении демографической политики в сферах рождаемости, смертности, улучшения образа жизни, поддержки семьи, уменьшения преступности и других социальных девиаций.
Можно использовать позитивный опыт зарубежных стран. Например, в Швейцарии до совершеннолетия на каждого ребенка идѐт государственная выплата. Малоимущим семьям субсидируется также стоимость детского сада.
В реализации
политики важна позиция региональных
органов власти и местного самоуправления.
М.Н. Руткевич приводит контрастные
примеры рождаемости в
Следует закрепить в федеральном законодательстве социальные стандарты и индикаторы, отражающие действительное положение семьи в обществе и позволяющие выявлять итоги демографической политики. Эти задачи стоят не только перед федеральными, но и региональными, муниципальными органами власти. Например, ряд субъектов РФ разработал свои комплексные региональные программы семейной политики: Пермская, Свердловская, Новосибирская и другие области, Республика Татарстан.
Учитывая разнообразие демографических ситуаций, субъекты РФ сами определяют направления демографической политики, еѐ институциональную структуру, средства и методы.
Например, в Татарстане успешно действуют республиканская и городские программы поддержки семьи. Они определяют семейную политику как совокупность условий и механизмов укрепления семьи.
Ряд регионов предлагает также отказаться от политики, сосредоточенной только на поддержке брака, на социальной защите родительства и детей, а учитывать интересы всей семьи как малой социальной группы.
В экономической социологии и демографии создана модель повышения рождаемости, которая предлагает финансировать «репродуктивный труд» по рождению и воспитанию детей. Усилия женщин должны оплачиваться из особых гендерных фондов федерального бюджета, регионов и предприятий. Модель потребует финансирования на уровне 3–4 % доходов российского бюджета в первый год реализации (18–24 млрд. руб.).
Выплаты могут составить ежемесячно 1 тыс. руб. на уход и воспитание первого ребенка младше 7 лет, 2 тыс. руб. – второго ребенка, что позволит увеличить число рождений на 1 млн. (75 %) в год. Есть и более варианты финансирования за счет региональных органов власти, общественных структур.