Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 16:26, курсовая работа
Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Занятость – это цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Численность официально зарегистрированных безработных в среднем за 2010 год по сравнению с 2009 годом (1,77млн. чел.) уменьшилась на 206тыс. человек и составила 1,56млн. человек, или 2,1% экономически активного населения.
В 2010 году ежемесячно более 1,3млн. безработных граждан получали пособие по безработице.
По уровню безработицы в России лидирует Чечня – число безработных свыше 313тыс. человек. Следом идут Алтайский край (59,4), Дагестан (53,3тыс.), Кабардино-Балкария (39тыс.), Красноярский край (36,3тыс.) и Приморский край (35,1тыс.).
Не менее остро по абсолютным показателям стоит проблема трудоустройства безработных Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ростовской области и Ставропольского края. Во всех республиках Северного Кавказа безработица носит затяжной характер – большинство безработных ищут работу более 10мес. Самая тяжелая ситуация наблюдается в Чечне, где безработица остается на угрожающе рекордном уровне. Стоит отметить, что это не мешает республиканским властям привлекать на строительство рабочих из других регионов РФ.
Первоначально основную массу безработных в России составляют женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи.
В
России среднегодовой уровень
Процесс рассасывания безработицы, который наблюдался в России с развитой рыночной экономикой в 2010 году, носил во многом «рваный» характер. По мере увеличения спроса на труд в результате ускорения темпов экономического развития первыми покидают ряды безработных наиболее квалифицированные кадры.
В России в удельный вес безработных среди менеджеров и специалистов снизился в 2010г. по сравнению с предыдущим годом на 7,5%, среди специалистов со средним техническим образованием на 18,1%, в то время как среди работников сферы услуг – на 4%, квалифицированных рабочих – на 5,2%, неквалифицированных – на 3,3%.
Возможность трудоустройства для лиц с низким уровнем образования и профессиональной подготовки даже в условиях экономического подъема остается весьма проблематичной. В западноевропейских странах именно эти работники составляют ядро застойной, длительной безработицы, удельный вес которой, несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, продолжает увеличиваться.
Структура безработицы в России заключается в том что, несмотря на некоторое сокращение молодежной безработицы, молодые люди до 24 лет по-прежнему составляют около 1/3 всех лиц, не имеющих работы. К этим проблемам следует добавить сохранение значительных разрывов в уровне безработицы в отдельных географических районах. Они связаны с различиями в экономическом развитии регионов, их отраслевой специализации, особенностями государственной политики занятости.
Для
экономики России переход к рынку
будет означать резкий поворот к
естественной безработице. Естественный
уровень безработицы будет
Таблица 5 – Распределение численности безработных по возрастным группам (в % к итогу)
Год | Возраст | |||||||||
до 20 | 20-24 | 25-29 | 30-34 | 35-39 | 40-44 | 45-49 | 50-54 | 55-59 | 60-72 | |
2006 | 100 | 11,5 | 18 | 13,9 | 14,4 | 14 | 11 | 7,6 | 4,2 | 4 |
2007 | 100 | 8,8 | 17,9 | 12,4 | 12 | 12,9 | 13,6 | 10,5 | 6,7 | 2,6 |
2008 | 100 | 10,1 | 18,8 | 12,8 | 11,1 | 11,3 | 12,1 | 11 | 7,8 | 2,8 |
2009 | 100 | 10,5 | 17,9 | 13 | 11,3 | 9,5 | 11,2 | 11,6 | 9 | 3,6 |
2010 | 100 | 9,5 | 21,6 | 13,9 | 9,3 | 10 | 10 | 12,2 | 8,4 | 3,8 |
Мужчины | ||||||||||
2006 | 100 | 10,1 | 18,4 | 14,2 | 14,6 | 14,6 | 11 | 7,3 | 3,8 | 4,5 |
2007 | 100 | 8,9 | 17,9 | 13,1 | 11,9 | 12,4 | 13,5 | 10,7 | 6,2 | 3 |
2008 | 100 | 9,9 | 19,1 | 13,5 | 11,3 | 11,4 | 12,2 | 10,1 | 7,2 | 3 |
2009 | 100 | 10,3 | 19,5 | 12,7 | 11,5 | 9 | 11,8 | 10,9 | 8,1 | 4,1 |
2010 | 100 | 8,8 | 21,9 | 14,4 | 9,1 | 10,7 | 9,3 | 12,5 | 7,9 | 4,1 |
Женщины | ||||||||||
2006 | 100 | 13,1 | 17,5 | 13,5 | 14,2 | 13,2 | 10,9 | 8 | 4,6 | 3,4 |
2007 | 100 | 8,7 | 18 | 11,4 | 12,1 | 13,5 | 13,7 | 10,3 | 7,3 | 2 |
2008 | 100 | 10,3 | 18,4 | 11,9 | 10,9 | 11,2 | 12 | 12 | 8,4 | 2,4 |
2009 | 100 | 10,8 | 16 | 13,4 | 11,1 | 10,1 | 10,4 | 12,5 | 10 | 3 |
2010 | 100 | 10,4 | 21,3 | 13,3 | 9,6 | 9,2 | 10,7 | 11,9 | 9 | 3,6 |
В соответствии с данными представленными в табл. 5 безработица – относительно новый для России феномен. Исходя из данных показателей мы видим, что решение проблемы поддержания занятости требует принятия неотложных государственных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Однако
на рынке труда РФ продолжают доминировать
проблемы несбалансированности спроса
и предложения рабочей силы, что не позволяет
выбрать подходящий вариант работы всем
желающим (см. рис. 1).12
Рис.
1. Уровень безработицы в России
в 2010 году
Безработица в России оказывает очень сильное влияние на уровень заработной платы, которая подчиняется общим закономерностям взаимодействия спроса и предложения на товары любого вида.
По
данным 2010г., каждый второй безработный
в России стремится приспособиться к наличным
социально-экономическим условиям. Ориентированное
на перспективу адаптивное поведение
демонстрирует только каждый четвертый
безработный, готовый и стремящийся к
поиску работы в широком поле профессиональных
возможностей (см. табл. 6).13
Таблица 6 – Распределение численности безработных по наличию опыта работы, причинам незанятости и полу в 2010 году
Показатель | Всего, тыс. человек | в том числе: | |
мужчины | женщины | ||
Общая
численность безработных – |
40 | 18,5 | 21,5 |
Имеют опыт работы | 25,1 | 12,7 | 12,4 |
Их
них оставили прежнее место работы
в связи с:
сокращением штата, ликвидацией предприятия увольнением по собственному желанию
окончанием срока действия |
9,9 6,6 2 |
3,9 3,7 0,9 |
6 2,9 1,1 |
Не имеют опыта работы | 14,9 | 5,8 | 9,1 |
В соответствии с данными представленными в табл. 6, обратной стороной проявления безработицы в экономике России является значительное ухудшение показателей экономической деятельности. Отсюда актуальность вопроса: что же в большей степени представляет собой безработица – «социальный амортизатор» или экономический тормоз?»
Таким образом, проанализировав развитие уровня занятости и безработицы в России можно сделать вывод о том, что при создавшемся положении занятости и безработицы необходимо противодействовать нарастающей ее волне и в связи с этим уже сейчас принимаются решительные меры.
По данной работе можно сделать следующие выводы:
Напряженная ситуация, сложившаяся в сфере занятости России обуславливает необходимость разработки и реализации специальной программы создания новых рабочих мест. Необходимость её разработки является важнейшей целью местного самоуправления.
Процесс создания рабочих мест включает в себя одно из решений – выбор отрасли, в которой будут создаваться рабочие места, в механизме их создания срабатывает так называемый эффект мультипликатора: создание одного рабочего места приводит к созданию некоторого количества дополнительных мест работы в других отраслях или так называемые сопряженные рабочие места, которые рассчитываются через коэффициент сопряженности.
Программа реализации созданных рабочих мест занимает особое место в управлении взаимодействия рынков рабочей силы различных уровней. Для их реализации должны привлекаться не только средства государственного бюджета, но и средства региональных инвестиционных программ, в том числе – частных предпринимателей. В рамках программ создания новых рабочих мест может быть достигнуто согласование экономических интересов государства и частного бизнеса, лежащие в плоскости производства и в сфере занятости. Местные органы власти, финансирующие программы за счет бюджетных средств, должны быть уверены в социально-экономической целесообразности своих действий.
Развитие
механизмов создания новых рабочих
мест должно осуществляться с учетом
мирового опыта эффективного решения
проблем занятости на основе: обеспечения
координации целей и
Таким образом, ситуация на российском рынке труда за последние годы хоть несколько и улучшилась, но полноценного, развитого рынка труда в России ещё нет. Отсюда вытекает множество проблем таких как, массовая бедность, банкротство предприятий из-за спада производства и неконкурентоспособности их продукции и др. Также снижение безработицы происходит отчасти из-за работы части населения мелких городов на предприятиях более крупных городов, что увеличивает транспортные затраты населения.