Анализ инфляции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:18, реферат

Краткое описание

Инфляция представляет собой сложнейшее многоаспектное явление социально-экономического характера, присущее в той или иной степени всем странам: развитым, развивающимся и, конечно, странам с переходной экономикой.
Многие страны бывшего социалистического лагеря в процессе проведения экономических преобразований столкнулись с феноменом высокой инфляции. Поскольку, как правило, эти страны в предшествующий период характеризовались сравнительной ценовой стабильностью, такой опыт высокой инфляции был серьезным испытанием для экономики, и экономическим субъектам потребовались значительные усилия, чтобы приспособиться к столь стремительному изменению цен. Феномен высокой инфляции застал врасплох российских экономистов.

Содержание

Введение………………………………………………………….2
1. Сущность понятия инфляция…………………………………4
2. Специфика инфляции в России……………………………..10
3. Особенности антиинфляционной политики в России……..21
4. Прогноз показателей инфляции в России на ближайшие годы……………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………...36
Список используемой литературы…………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

анализ инфляции в России.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

      В 1995г. с принятием новой редакции федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» начинается новый этап денежно-кредитного регулирования Банка России. Именно в 1995г. происходят серьезные изменения в приоритетах, ориентирах и инструментах денежно-кредитной политики. Одновременно происходят изменения в механизме и инструментах осуществления антиинфляционной политики. Официально были определены цели и задачи деятельности Центрального банка РФ, приоритетные инструменты денежно-кредитного регулирования: переучет векселей, операции на открытом рынке, операции междилерского РЕПО, рефинансирование. Важным шагом в преодолении инфляционных процессов стало положение, согласно которому Центральному банку запрещалось предоставлять прямые кредиты правительству и приобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. Таким образом, был перекрыт один из основных источников инфляционного давления на экономику. 

      В качестве основного направления  денежно-кредитной политики в этот период Банк России выделил ограничение  спроса для недопущения возможности раскручивания инфляционной спирали за счет инфляции спроса. При этом предусматривалось, что правительство предпримет меры по регулированию цен на продукцию естественных монополий для недопущения развития инфляции по спирали «издержки - цены». Основными задачами, вставшими перед Центральным банком в этот период, были обеспечение экономики деньгами в количестве, соответствующем достижению официально установленных целей по инфляции и производству реального ВВП, а также стимулирования инвестиционной активности в экономике.

      Кризис 1998г. положил начало нового этапа  в развитии денежно-кредитного регулирования. Соответственно, изменились и подходы  к антиинфляционному регулированию. Прежде всего, претерпела изменения  система предложения денег Центральным  банком. Основным каналом предложения денег в 1999г. становится эмиссионное финансирование бюджета, а с 2000г. – покупка иностранной валюты у экспортеров. Следует признать, что у Центрального банка по-прежнему отсутствует система управления денежным предложением. Используемая Банком России система управления денежной массой, опирающаяся на валютные интервенции и депозитные операции, не позволяет взять под полный контроль динамику денежно-кредитных показателей. Последняя определяется на сегодняшний день не столько политикой Банка России, сколько состоянием платежного баланса и бюджетных расходов, а набор инструментов денежно-кредитного регулирования, которые используются Банком России, недостаточен для эффективного управления ликвидностью банковского сектора. Для управления инфляционными процессами Центральный банк, по сути, использует сегодня два монетарных режима: монетарное и инфляционное таргетирование.

      Инфляционное  таргетирование позволяет добиться стабильности цен и является важнейшим  фактором экономического роста. Суть инфляционного таргетирования заключается в определении Центральным банком прогнозного уровня инфляции, который сравнивается с её целевыми планируемыми значениями. Разница между прогнозным и целевым значениями инфляции отражает величину корректировки денежно-кредитной политики. При инфляционном таргетировании необходимо выполнение двух главных условий: первое условие - Центральный банк должен быть достаточно независимым, вследствие отказа от фискального доминирования; второе условие - отказ от таргетирования других экономических показателей. Кроме того, необходимо разработать методологию прогноза инфляции, подобрать инструментарий и определить степень его эффективности. Сегодня главными задачами финансовых органов России является сбор налогов и выплаты по внешнему долгу. Кроме того, наблюдается конфликт лоббирования целей – увеличение доходов населения, снижение инфляции, стабилизация курса рубля, увеличение ВВП, развитие банковской системы. Трудности при использовании валютного таргетирования заключаются в выборе ориентира инфляции в среднесрочной перспективе, что в современных российских условиях является довольно тяжелой задачей, ввиду наличия некоторой неустойчивости отечественной экономики.

      Необходимо  также отметить, что одним из препятствий  является административное и государственное регулирование цен – Центральный банк должен оперативно корректировать инфляционный прогноз с учётом изменения цен, величину которых частично определяет государство. Использование механизма таргетиования в рамках долгосрочной перспективы будет наиболее эффективным лишь в условиях стабильной рыночной экономики, уровня инфляции менее десяти процентов, отсутствия внешних долгов, эффективной системы налогообложения, развитой банковской системы, эффективного и устойчивого производства.

      Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:

  • оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;
  • разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного,    высокотехнологического    и    наукоемкого производства;
  • усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;
  • изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;
  • стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;
  • совершенствование  налоговой  системы,  обращая  особое внимание на регулирующую роль налогов;
  • формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т.д.;
  • восстановление  государственных  структур  управления  и контроля за ценами, доходами,  распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен;
  • создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики;
  • изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно - денежных отношений;
  • стимулирование экспортной продукции, в том числе вооружения, и проведение разумной протекционной политики.

      Осуществление этих мероприятий в комплексе  потребует определенного времени, но они неизбежно приведут к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы России в целом. Уже сегодня наметились некоторые позитивные моменты в экономике, а темпы инфляции приобрели, хотя и слабую, тенденцию к затуханию.

      Одним из направлений регулирования инфляции являются ее внешние факторы, значение которых возросло в условиях либерализации  внешнеэкономической деятельности России. Курсовая политика Банка России, сглаживание резких колебаний курса  рубля по отношению к доллару и евро, ползучая девальвация в целях поощрения экспорта, т.е. политика "слабого" рубля снижает эффективность регулирования инфляции, направленного на укрепление рубля на внутреннем рынке. Это связано с зависимостью внутренних цен от валютного курса рубля в условиях значительной доли (до 50%) импортных товаров на российском потребительском рынке. Причем даже при временном повышении курса рубля к доллару цены не снижаются.

      В условиях российской экономики основным фактором наблюдаемой инфляции выступает покупка Банком России выручки в иностранной валюте, поступающей от экспортных операций. Это приводит к появлению избыточной денежной массы в экономике. Инфляционного эффекта валютных интервенций можно было бы избежать, используя такой инструмент денежно-кредитного регулирования как операции на открытом рынке, а именно путем оперативной продажи Банком России государственных ценных бумаг коммерческим банкам. В результате, поступающая в результате валютных интервенций дополнительная денежная масса оперативно изымается и, соответственно, инфляционного эффекта не возникает. Влияние валютных интервенций на уровень инфляции в России объясняется между тем не столько невозможностью стерилизовать денежную массу, сколько неумением её правильно трансформировать в форме интервенций в реальный сектор экономики. Следовательно, проблема заключается не в избытке денежной массы, а в неумении правильно «канализировать» дополнительный её выпуск, в результате чего денежные средства аккумулируется на корреспондентских счетах в коммерческих банках.

      В связи с вышеизложенным, основная задача, стоящая в настоящее время  перед Банком России, заключается  в определении способов трансформации  денежной массы в реальный сектор экономики.

      Кроме того, на сегодняшний день мерами, способствующими снижению инфляции, должны стать:

      1. Преодоление межведомственных разногласий  в определении методики подсчета  роста цен. Министерство экономического  развития и торговли РФ предлагает  сохранить существующую методику, когда за точку отсчета берется декабрь предыдущего года, а ежемесячные показатели роста цен суммируются в рамках календарного года. Министерство финансов России считает целесообразным перейти на скользящий метод подсчета инфляции, при котором месячный индекс роста цен рассчитывается относительно аналогичного показателя предыдущего года.

      В целях более объективного отражения  ситуации с ростом цен в экономике  целесообразно рассчитывать инфляцию по росту не только потребительских, но и оптовых цен. Центральный  банк РФ должен действовать по принципу установления целевого уровня инфляции, выполняя свою главную функцию — поддержание стабильности цен, т.е. когда уровень инфляции не превышает 2% в год.

      2. Введение жесткого контроля за  приростом денежных агрегатов  и достижением целевых ориентиров по базовой инфляции. При этом денежно-кредитная политика Банка России не должна характеризоваться механистическим подходом к контролю за предложением денег в экономике и динамикой валютного курса. Все остальные функции Банка России должны реализовываться только при соблюдении этой первой заповеди. Данное положение необходимо закрепить законодательно, т.е. внести изменения в Закон о Центральном банке РФ. Основные направления и параметры единой государственной денежно-кредитной политики должны разрабатываться Правительством РФ и также в законодательном порядке утверждаться как минимум на три года.

      3. Превращение ставки рефинансирования  в эффективный инструмент финансовой  политики, что окажет непосредственное  влияние на стоимость заемных  средств на межбанковском рынке. Политика Банка России по вопросу обязательного резервирования должна быть направлена на приближение к общемировым нормам и стандартам. Главное, чтобы размеры и порядок формирования обязательных резервов не были существенным ограничителем кредитных возможностей коммерческих банков. Однако, снижение норм обязательных резервов по срочным вкладам будет возможным в условиях расширения активности коммерческих банков в области долгосрочного кредита и уменьшения рискованности банковского кредитования.

      4. Усовершенствование системы рефинансирования  коммерческих банков таким образом,  чтобы она не сдерживала коммерческие  банки в увеличении объемов  кредитования реального сектора  экономики.

      5. Введение Правительством нормативных  ограничений на осуществление внешних заимствований государственных компаний и предприятий с существенным государственным участием и повышение объема заимствования внутри страны.

      6. Активизация операций ЦБ России  на открытом рынке, позволяющая  эффективно управлять объемом  денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен.

      7. Разработка действенных механизмов  мониторинга и ограничения роста  тарифов на услуги естественных  монополий. Не допускать монополизации  отдельных рынков товаров и  услуг, стимулировать развитие конкуренции между отечественными товаропроизводителями.

      8. Содействие росту финансово рынка  и банковской системы в качестве  аккумулятора денежных ресурсов  для целей инвестирования внутренней  экономики.

      9. Стимулирование сбережений населения  и создание условий для расширения частных инвестиций в государственные и корпоративные ценные бумаги.

      Для широких масс населения России одним  из инструментов защиты от инфляции могли  бы стать индексируемые государственные  облигации, купонные выплаты и выплаты, основные суммы которых автоматически увеличивались бы на величину изменения индекса потребительских цен. 
В долгосрочной перспективе России необходимо создавать функциональную систему поддержания уровня инфляции в заданных параметрах и функциональную систему стимулирования экономического роста. Такие системы позволят в режиме саморегуляции решать поставленные задачи.
 
 
 
 
 

      4. Прогноз показателей инфляции в России на ближайшие годы

 

   В планировании своих инвестиций мы постоянно сталкиваемся с большой долей неопределенности. Пока не закончится 2011 год нельзя со 100% вероятностью сказать сколько составит инфляция. Прогнозирование является неотъемлемой частью управления бизнес-процессами.

      Прогноз инфляции 2011 в России от аналитиков банка Morgan Stanley составляет 9,5 %. Специалисты одного из крупнейших американских банков с более чем 75-летней историей полагают, что экстремальная засуха приведет к повышению цен на продовольственные товары. А засуха 2010 г. была сильнейшей за последние 50 лет. Также банк предполагает, что снижающаяся безработица увеличит потребительский спрос. Данные факторы выступят ключевыми драйверами роста инфляции в России.

      По  мнению специалистов центра макроэкономических исследований Сбербанка России, продовольственные товары, внесшие существенный вклад в инфляцию во второй половине 2010 г. продолжат оказывать сильное влияние на сохранение ее относительно высоких темпов. Специалисты также считают, что инфляция второй половины 2010 – 2011 гг. является следствием финансовой политики государства, проводимой годом ранее. Именно тогда денежная масса быстрыми темпами возрастала в связи с возобновившимся притоком капитала и финансированием бюджета за счет Резервного фонда. Во второй половине года ситуация по счету капитала изменилась, финансирование бюджета из Резервного фонда прекратилось, и именно поэтому Центробанк посчитал возможным не реагировать на растущую инфляцию мерами денежной политики. Специалисты Центра прогнозируют инфляцию в Российской Федерации на уровнях 8,9% в 2011 г., 8,3% в 2012 г. и 7,8 % в 2013 г. Стоит также отметить, что по пессимистичному варианту прогноза специалистов Сбербанка инфляция составит 10,6% в 2011 году, 9,3% в 2012 и 9,8 % в 2013.

Информация о работе Анализ инфляции в России