Аналитики известной
банковской группы HSBC (аббревиатура в
названии которой расшифровывается
как Hongkong and Shanghai Banking Corporation) солидарны
с Morgan Stanley в вопросе величины инфляции
2011 года в России – 9,5%. Однако среди
ключевых составляющих помимо роста цен
на продовольственные товары, HSBC выделяет
также факторы монетарной политики (ускоренный
рост денежной массы во второй половине
2009 – первой половине 2010 гг.).
Банк Москвы
смотрит на инфляцию 2011 г. сравнительно
пессимистично. Специалисты банка предсказывают
сильное инфляционное давление в начале
года и его постепенное ослабевание во
второй половине года. Аналитики банка
в своем прогнозе основываются на том,
что Центробанк повысит основные ставки
(кстати, специалисты того же Morgan Stanley,
считают что ставки останутся неизменными
в течение года). Банк Москвы ожидает повышения
в пределах 50-100 б.п. в течение года. Специалисты
также ожидают падение темпов инфляции
к 2012 г., но точно сказать, сколько она составит,
не могут.
Аналитики
банка Goldman Sachs, следуя своему видению мировой
экономики 2011-2012 гг. как комбинации сильного
роста и умеренной инфляции, прогнозируют
инфляцию в России на уровне 7,9% в 2011 г.
и 6,5% в 2012 г. Специалисты банка в вопросе
ключевых факторов традиционно уделяют
большую роль состоянию экономики США.
России как стране, входящей в BRIC, а также
относящейся к категории Emerging Markets банк
предсказывает некоторое замедление роста
экономики в 2011 г. на фоне существенной
инфляции и высокий и более стабильный
рост в 2012 г. на фоне снижающейся инфляции.
Институт
Народнохозяйственного Прогнозирования
в своей деятельности основывается
на компьютерном моделировании. Основу
прогнозов макроэкономических показателей
ИНП РАН составляет экономико-математическая
модель QUMMIR, отражающая взаимосвязи производства,
доходов и цен в экономике; это замкнутая
система, в которой эндогенные переменные,
зависят друг от друга, а также от экзогенных
переменных, являющихся, как правило, продуктами
экономической политики или внешних (по
отношению к российской экономике) условий.
Среди основных факторов, влияющих на
инфляцию в 2011 г. специалисты выделяют
аномальную засуху 2010 года, длительный
период роста реальных доходов населения
и сдерживаемые кризисом потребительские
амбиции, замедление роста банковских
сбережений, ускорение кредитования. К
концу 2011 г. и далее до 2013 г. ИНП РАН планирует
замедление темпов инфляции, обусловленное
замедлением экономической динамики -
в общем, и динамики потребления населения
– в частности.
Созданный в 1945
г. Всемирный Банк (World Bank) к настоящему
времени сумел завоевать репутацию
более чем серьезной организации.
Одним из видов деятельности банка
является оказание аналитических и
консультационных услуг, в которых
нуждаются развивающиеся страны. Анализ
проводимой странами политики и разработка
соответствующих рекомендаций с целью
улучшения социально-экономической ситуации
в странах и улучшения условий жизни населения.
Так эксперты Всемирного банка считают,
что в 2011 году риски повышения уровня инфляции
в Российской Федерации сохранятся, отражая
лаг между текущим ростом денежного предложения
и его влиянием на цены, а также возможную
монетизацию бюджетного дефицита. Рекомендацией
банка в деле сокращения инфляции является
уже ставшее традиционным, как рождественские
поздравления, «существенное ужесточение
бюджетной политики».
Банк
России в лице своего первого заместителя
председателя Алексея Улюкаева прогнозирует,
что инфляция составит в конце 2011
года 6,5%. Центробанк уверен в силе инфляционных
рисков начала 2011 года и предрекает их
стабилизацию во второй половине. Причины:
рост кредитования в 2010 году, продовольственный
фактор и мировая ситуация с ликвидностью.
Банк России обеспокоен инфляционными
рисками не меньше, чем экономическим
ростом. Что ж, у Центрального Банка есть
более чем весомый набор инструментов
монетарной политики, который дает возможность
не только делать прогнозы, но и воплощать
их в жизнь.
Крупнейшее
рейтинговое агентство Standart and Poor’s
негативно настроено в отношении
инфляции в России на ближайшие два года.
12% - именно столько по прогнозам специалистов
составит инфляция в 2011 и 2012 годах. Причина
столь высоких прогнозов провальная монетарная
политика 2010 года, за которую придется
расплачиваться. Аналитики агентства
считают неразумной пенсионную политику
государства, а также огромные траты в
общественном секторе. Во многом политика
такая объясняется тем, что 2011 – предвыборный
год в России.
Международный
Валютный Фонд обладает сильным аналитическим
аппаратом и с регулярной периодичностью
подготавливает аналитические материалы
по состоянию мировой экономики, а также
дает прогнозы ее развития. В методологии
IMF (International Monetary Fund) все страны разбиты
на макрорегионы, такие как Развивающиеся
Страны Азии, Ближний Восток и Северная
Африка и т.д. Россия входит в макрорегион
Содружество Независимых Государств.
Деление это не случайно, помимо географического
положения у стран, входящих в макрорегион
существуют схожие проблемы. МВФ прогнозирует
уровень инфляции в Российской Федерации
на уровне 6,8% и резонно видит причины в
бюджетной и денежно-кредитной политике
государства. МВФ указывает на чрезмерно
высокую роль бюджетного стимулирования
в экономике России. Снижения инфляции,
по мнению специалистов МВФ, возможно
достичь только при помощи сокращения
государственных расходов. А сделать это
будет достаточно проблематично, учитывая,
что 75% пакета бюджетных мер составляют
меры, носящие постоянный характер.
Министерство
Финансов излагает свою точку зрения
на инфляцию 2011-2012 гг. в Федеральном законе
"О федеральном бюджете". Уровни –
чуть выше, чем прогнозируемые МЭРТ –
8% и 7% в 2011 и 2012 годах соответственно. МИНФИН
довольно оптимистично оценивает перспективы
экономического роста и инфляции. Рост
ВВП составит 4%, а выход на докризисный
уровень прогнозируется к концу 2011 года.
Минэкономразвития
излагает свое видение проблемы инфляции
в Прогнозе социально-экономического
развития Российской Федерации. Он представляет
собой систему научно-обоснованных
представлений о направлениях и результатах
социально-экономического развития Российской
Федерации на прогнозируемый период. Прогноз
разрабатывается по вариантам, отражающим
изменения внешних и внутренних условий,
постановку среднесрочных и долгосрочных
целей и ориентиров развития страны, основных
направлений их достижения. Так же как
и при бизнес-планировании, данный документ разрабатывается
в базовом, оптимистичном и пессимистичном
вариантах. По всем трем вариантам уровень
инфляции в 2011 и 2012 годах составляет 6-7%
(среднее 6,5%) и 5-6,5% (среднее 5,75%) соответственно.
Заключение
Инфляция
- один из самых болезненных и
опасных процессов, негативно воздействующих
на финансы, денежную и экономическую
систему в целом. Инфляция означает не
только снижение покупательной способности
денег, она подрывает возможности хозяйственного
регулирования, сводит на нет усилия по
проведению структурных преобразований,
восстановлению нарушенных пропорций.
Отрицательные
социально-экономические последствия
инфляции вынуждают государства
периодически проводить денежные реформы
- преобразования в сфере денежного
обращения для упорядочения и
укрепления денежной системы. Они осуществляются
различными методами в зависимости от
цели, экономической и политической ситуации
в стране, темпа инфляции, степени обесценения
денег под влиянием инфляционных и иных
факторов, соотношения сил между ведущими
экономическими субъектами рыночной экономики,
политики государства и ее теоретической
основы, компетенции денежных властей.
Как
свидетельствует мировой опыт, для
управления инфляционным процессом
необходимо разумное сочетание комплекса
рыночных и государственных методов.
Для
эффективного регулирования инфляции
необходимы формирование цивилизованных
рыночных отношений и реализация стратегии
устойчивого социально-экономического
развития России. Первоочередной мерой
в этом направлении является активизация
инвестиций в основной капитал. Ключевое
место в регулировании инфляции занимает
укрепление бюджетов всех уровней и эффективный
контроль за их исполнением. Налоги, составляющие
основную часть бюджетных расходов, также
должны активнее использоваться как инструмент
регулирования инфляции. В этом направлении
налоговая политика эффективна, если она
ориентируется не только на фискальные
цели, но и на развитие экономики путем
уменьшения налогового бремени до приемлемого
бюджетом уровня, на пресечение уклонения
от уплаты налогов и на повышение их собираемости.
Важным аспектом управления инфляцией
является регулирование государственного
внутреннего и внешнего долга, который
представляет угрозу стабильности цен,
создавая бюджетную нагрузку в связи с
его обслуживанием и поглощая значительную
часть расходов федерального бюджета.
Специфическое для России направление
регулирования инфляции - преодоление
неплатежей. Хотя их общая сумма снизилась,
но задолженность по заработной плате
сохраняется. Регулирование денежных
факторов инфляции - эмиссии денег и скорости
их обращения - непосредственно влияет
на темп роста цен, если не противодействуют
иные факторы. Одним из направлений регулирования
инфляции является реструктуризация и
модернизация банковской системы, ее реальная
рекапитализация, увеличение кредитования
производственного сектора экономики.
Для
эффективного регулирования инфляции
требуются согласованные действия
Банка России и правительства, с
учетом всех факторов, воздействующих
на процесс обесценения денег. Появление
позитивных результатов возможно в
связи с переходом с 2003 г. Министерства
РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства на американскую
модель антимонопольного регулирования.
Она ориентирована не на качественные
и цифровые показатели, а на оценку последствий
на рынках с точки зрения положения потребителей.
А главное, нужна прозрачная статистика
инфляции, включающая не только индекс
потребительских цен, который требует
уточнения с учетом критериев качества
жизни активного населения, но и другие
показатели.
Таким
образом, инфляция в России должна стать
регулируемым процессом. Это один из факторов
социально-экономической стабилизации
страны.
Список
используемой литературы:
- Васильева
Н.Э., Козлова Л.И. Формирование цен в рыночных
условиях. — М.: Инфра-М, 2010.
- Гавриленков
Е.Е., Струченевский А.А. В поисках новой
точки равновесия. // Финансовая аналитика:
проблемы и решения». — 2008. — 11.
- Денежная
реформа 1992-1993 гг. и проблемы регулирования
инфляции в России/Отдел информационного
обслуживания БИК «Экономическая теория
№8» ФА при Правительстве РФ
- Деньги. Кредит.
Банки: Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Л.М.
Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред.
Проф. Е.Ф. Жукова. – М.:ЮНИТИ, 2007.
- Казанцев
С.В. Скрытая природа российской инфляции/Институт
экономики и организации промышленного
производства СО РАН, Новосибирск
- Кравченко
П.П. Причины инфляции в России Менеджмент в России
и за рубежом
№5/2010
- Красавина
Л.Н. Денежная реформа 1992-1993 гг. и регулирование
инфляции в России: теоретическая основа/ВЕСТНИК
ФА №3(27) 2009г.
- Макконнелл
К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы
и политика: Пер. с англ. изд.-М.: ИНФРА-М,
2008.
- Малкина М.Ю.
Инфляция: теория и практика, история и
современность.-Н.Новгород: Изд-во ИНГУ,
2008.
- Никитин
С. Инфляция и возможности ее преодоления
// Экономист. — 2009. — 8.
- Солодова
О.А. Инфляция и антиинфляционная политика.
//Финансы, денежное обращение и кредит:
Науч. зап. / Отв. ред. А.Ю. Казак. – Екатеринбург,
2009.
- Серебрякова
Л.А., Шевцов В.А. Сущность инфляционного
таргетирования и особенности применения
в России. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2010.