Анализ кредитоспособности Ямало-Ненецкого автономного округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:40, реферат

Краткое описание

Округ образован 10 декабря 1930 года.
ЯНАО граничит с Ненецким автономным округом, Республикой Коми, Ханты-Мансийским автономным округом и Красноярским краем.
Округ занимает обширную площадь в 769 250 км², что, для примера, в полтора раза превышает территорию Франции.

Вложенные файлы: 1 файл

янао 1.doc

— 570.50 Кб (Скачать файл)

     Среди регионов с преобладанием русского населения Ямало-Ненецкий АО имеет самый высокий коэффициент естественного прироста – 9,8 человек на 1000 жителей в 2010 г. (5-е место среди регионов РФ). Повышенный общий коэффициент рождаемости (15 на 1000 населения, 14-е место в РФ) и низкий общий коэффициент смертности населения (5 на 1000 населения, 3-е место) обусловлены возрастной структурой населения. Возрастную структуру можно проследить в таблице 3.  
 
 
 
 
 
 

    Табл.3. Возрастной состав населения (%)
      2008 2009 2010
    Население моложе трудоспособного возраста  
    20,9
     
    20,9
     
    21,0
    Население в трудоспособном возрасте 71,8 71,2 70,2
    Население старше трудоспособного возраста 7,3 7,9 8,8

     Структура отличается максимальной, среди российских регионов, долей лиц в трудоспособном возрасте – 70,2% в 2010 г. (по РФ – 62,3%). Доля пожилых людей составляет 8,8% (по РФ – 21,6%), меньше только в Чеченской республике. Пожилого населения мало потому, что после завершения трудовой деятельности жители ЯНАО активно уезжают в регионы с более благоприятными природно-климатическими условиями. 

    1.   структура занятости  и динамика численности  рабочей силы9

     Как и в других северных регионах, на Ямале высок уровень экономической  активности населения – 75,2% против 67,8% в среднем по РФ.10 В структуре занятых выше доля отраслей материального производства, на промышленность, строительство и транспорт приходится 58% занятых (РФ – 35,5%). Доля занятых в промышленности, как и в целом по стране, снизилась (табл. 4), но в основном за счет вывода на аутсорсинг строительных и транспортных подразделений крупных сырьевых компаний. По этой причине, а также вследствие роста объемов строительных работ на новых месторождениях, выросла доля занятых в строительстве и на транспорте. Доля занятых в социальной сфере остается стабильной, что сдерживает рост бюджетных расходов. Развитию занятости в платных услугах препятствуют факторы повышенных издержек и слабой заселенности.

    Табл.4. Структура занятого населения по отраслям экономики(%)
    Отрасли экономики Ямало-Ненецкий АО Россия  в целом
    2000 г. 2009 г. 2000 г. 2009 г.
    Промышленность 29,5 24,0 23,7 19,7
    Сельское  и лесное хозяйство 2,4 1,3 14,1 10,0
    Строительство 15,6 19,8 6,7 7,8
    Транспорт и связь 11,2 14,4 7,8 8,0
    Отрасли социальной сферы 16,6 16,4 19,7 19,7
    Торговля  и другие виды услуг 24,7 24,1 28,0 34,8

     Многолетний миграционный приток квалифицированных  кадров обусловил более высокий  образовательный уровень занятых, среди них 60% имеют высшее или  среднее (главным образом техническое) профессиональное образование (табл. 5). Выше, чем в среднем по стране, и доля занятого населения с начальным профобразованием (рабочие специальности). Но слабо развито профессиональное образование в регионе. 
 
 
 

     Табл.5. Уровень образования  занятого населения  Ямало-Ненецкого Автономного округа и РФ в 2010 гг. (%).
  Доля  занятых, имеющих  образование:
Высшее  профессиональное Среднее профессиональное Начальное профессиональное Среднее общее Основное  и начальное
Россия 28,2 27,1 18,9 20,9 5,0
Ямало-Ненецкий АО 32,4 28,2 19,7 17,7 2,0

 

     Выводы:

  • самый богатый нефтегазодобывающий регион России с наиболее устойчивым развитием в переходный период;
  • узкоспециализированная сырьевая экономика, замедление экономического роста в 2000-е годы из-за сокращения добычи газа вследствие истощения старых месторождений и медленного освоения новых;
  • высокий уровень доходов и самый низкий в России уровень бедности;
  • высокая стоимость жизни в неблагоприятных климатических условиях;
  • значение показателя валового регионального продукта существенно превосходит средний уровень;
  • ситуация в 2010 году характеризуется экономическим спадом, но показатель индекса добывающей промышленности самый высокий в РФ;
  • миграционный отток населения с середины 2000-х гг.;
  • «молодая» структура населения и значительный естественный прирост;
  • слабо развитость профессионального образования.
 
 

2. Долговые показатели

    2.1 объем долга11

    В настоящее время Ямало-Ненецкий Автономный округ имеет нулевой  объем государственного долга. Проанализируем когда такая ситуация сложилась:

    

          С 01.09.2008 года по настоящее  время, объем государственного долга  ЯНАО нулевой.

    Стоит отметить, что низкий уровень государственного долга Ямало-Ненецкого автономного округа в период экономического роста обеспечил высокую кредитоспособности хорошие условия заимствований в последующее время, когда увеличилась потребность в заемных средствах.

    Ямало-Ненецкий АО единственный субъект РФ, который имеет нулевой объем прямого долга. 

    2.2. структура долга

          Так как, у данного  субъекта РФ нет государственного долга, то и структуру долга рассмотреть невозможно. На официальных сайтах Ямало-Ненецкого Автономного округа последние данные по бюджету имеются за 2008 год и они, к сожалению, не могут помочь в рассмотрении данного вопроса. 

    2.3. стоимость заимствования

    Так как, у данного субъекта РФ нет  государственного долга, то и стоимость  заимствования рассмотреть невозможно. На официальных сайтах Ямало-Ненецкого  Автономного округа последние данные по бюджету имеются за 2008 год и  они, к сожалению, не могут помочь в рассмотрении данного вопроса. 

    2.4. расходы по обслуживанию  долга в % к общей  величине расходов, их структура

    Так как, у данного субъекта РФ нет  государственного долга, то и расходы  по обслуживанию рассмотреть невозможно. На официальных сайтах Ямало-Ненецкого Автономного округа последние данные по бюджету имеются за 2008 год и они, к сожалению, не могут помочь в рассмотрении данного вопроса. 

    2.5. долговая история

    5 августа 2003 г. – были выпущены  облигации процентные документарные  на предъявителя. Номинальная стоимость одной Облигации составляла 1000 рублей. Объем эмиссии Облигаций составляет 1 800 000 000 рублей по номинальной стоимости. Дата погашения облигаций 3 августа 2008 года. Периодичность выплат в год составляет 2 раза. Ставка купонного дохода по первому купонному периоду устанавливается в ходе Аукциона, проводимого в дату начала размещения Облигаций. 

    Табл.6. График выплат по Облигации  эмитента Ямало-Ненецкий Автономный округ.12
Дата окончания  купона Ставка купона, % годовых Сумма купона, рублей Погашение номинала, рублей
1 05.02.2004 12 60,49  
2 05.08.2004 12 59,84  
3 05.02.2005 11 55,45  
4 05.08.2005 11 54,55  
5 05.02.2006 11 55,45  
6 05.08.2006 11 54,55  
7 05.02.2007 10 50,41  
8 05.08.2007 10 49,59  
9 05.02.2008 10 50,41  
10 05.08.2008 10 49,32 1 000.0

    Если говорить о кредитном рейтинге региона, то следует проанализировать информацию, предоставленную рейтинговым агентством Standart&Poors. В настоящее время Ямало-Ненецкому АО повышен рейтинг с «ВВ+» до «ВВВ-», а рейтинг по национальной шкале «ruАА+» до «ruААА». Прогноз по рейтингам – «стабильный».        Повышение рейтингов отражает хорошие, с точки зрения агентства, перспективы сохранения высоких бюджетных показателей, улучшения ликвидности ЯНАО и дальнейшего проведения консервативной долговой политики.

    Положительное влияние на уровень рейтингов  оказывают: незначительный (в настоящее  время нулевой) объем прямого  долга, очень высокий уровень  ликвидности бюджета, наличие крупных  запасов природного газа, высокий  уровень благосостояния и сильные показатели исполнения.

    Уровень рейтингов сдерживают высокая зависимость  округа от крупнейшего налогоплательщика - ОАО "Газпром" (ВВВ/Негативный/А-3), ограниченная предсказуемость доходов  и неопределенность, связанная с  институциональным статусом ЯНАО.

    Прогноз "Стабильный" отражает мнение S&P о том, что, несмотря на небольшую  вероятность высоких темпов экономического роста и существующее давление на расходную часть бюджета, ЯНАО в  ближайшие два-три года, скорее всего, сохранит высокие финансовые показатели благодаря продолжению консервативной политики управления расходами.

    Благоприятное влияние на уровень рейтингов  может оказать постепенное совершенствование  порядка формирования и расходования резервного фонда ЯНАО, которое способствовало бы снижению проблемы волатильности бюджетных доходов. Другим фактором, способным положительно повлиять на кредитоспособность ЯНАО, является повышение прогнозируемости межбюджетных отношений и системы налогообложения в России. 

2.6. Программа реструктуризации задолженности13

   Согласно  постановлению Администрации ЯНАО от 16.04.2009 № 181-А «О порядке проведения реструктуризации задолженности юридических  лиц по бюджетным кредитам, предоставленным  за счет средств окружного бюджета», юридические лица для проведения реструктуризации задолженности представляют в департамент финансов автономного округа: 

   а) заявление на проведение реструктуризации задолженности с указанием объема задолженности, который предполагается реструктуризировать, и способа  проведения реструктуризации, обоснование необходимости проведения реструктуризации задолженности;  
      б) в случае, если заемщиком является государственное унитарное предприятие, ходатайство о проведении реструктуризации задолженности исполнительного органа государственной власти автономного округа, в ведении которого находится данное юридическое лицо;  
      в) информацию об источниках и сроках погашения реструктуризированной задолженности;  
      г) копию приказа (распоряжения) о назначении генерального директора (директора);  
      д) копию приказа руководителя юридического лица о назначении главного бухгалтера организации;  
      е) заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями;  
     ж) выписку из единого государственного реестра юридических лиц;  
     з) бухгалтерскую отчетность (формы № 1 и 2) за последний завершенный финансовый год с отметкой о принятии налоговым органом по месту постановки на налоговый учет юридического лица и за последний отчетный квартал, предшествующий дате подачи документов, в том числе расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности;  
     и) справки, заверенные налоговыми органами, о том, что в отношении данной организации не инициирована процедура несостоятельности (банкротства), обо всех действующих расчетных рублевых и валютных счетах в кредитных организациях;  
     к) справки кредитных организаций об оборотах по расчетным рублевым и валютным счетам за последние 12 месяцев, остатках денежных средств на них на дату, предшествующую дате подачи документов, наличии или отсутствии на каждом счете на дату представления справки картотеки неоплаченных расчетных документов;  
     л) расчет стоимости чистых активов организации;  
     м) документы, характеризующие кредитную историю юридического лица за последние 3 года на дату подачи документов в департамент финансов автономного округа (описание обязательств юридического лица по действующим кредитным договорам и (или) договорам займа с указанием остатка задолженности на дату составления кредитной истории) либо свидетельствующие о ее отсутствии. 
 

Информация о работе Анализ кредитоспособности Ямало-Ненецкого автономного округа